Научная статья на тему 'Характеристика процедуры проектирования рабочих программ в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования'

Характеристика процедуры проектирования рабочих программ в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / проектирование / рабочая программа учебного предмета / курса (курса внеурочной деятельности) / модуля / процедура проектирования рабочей программы учебного предмета / курса (курса внеурочной деятельности) / модуля / обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / primary school / design / work program of an academic subject / course (extracurricular activity course) / module / procedure for designing a work program of an academic subject / course (extracurricular activity course) / module / updated Federal State Educational Standard of Primary General Education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разливинских Ирина Николаевна, Стерхова Наталья Сергеевна

В статье проведен теоретический анализ проблемы проектирования рабочих программ в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2021 года. Осуществлён анализ понятия и видов образовательных программ. Уточнена формулировка понятия «рабочая программа учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля». Опираясь на результаты нормативного-теоретического анализа, авторами уточнена структура рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2021 года. Установлена взаимосвязь выделенных структурных компонентов рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля. На заключительном этапе исследования выявлена логика проектирования рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2021 года. Данная логика включает три этапа: 1) определение нормативно-методических оснований проектирования указанного вида рабочей программы; 2) определение структуры рассматриваемого вида рабочей про-граммы; 3) содержательное наполнение компонентов данной рабочей программы. Авторами доказано, что совокупность выделенных этапов, с одной стороны, предопределяется соответствующими нормативно-методическими основаниями; с другой стороны, каждый из выделенных авторами этапов проектирования рабочей программы осуществляется с учетом результатов работы, проведенной на предыдущем этапе. Результаты проведенного исследования позволят существенно облегчить педагогам решение задач проектирования необходимых для оснащения реализации образовательного процесса рабочих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Разливинских Ирина Николаевна, Стерхова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of designing work programs in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education

The article provides a theoretical analysis of the problem of designing work programs in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education in 2021. The analysis of the concept and types of educational programs is carried out. The concept “the work program of an academic subject, course (extracurricular activity course) mod-ule” has been clarified. The authors clarified the structure of the work program of the academic subject, the course (extracur-ricular activity course) of the module in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education in 2021 due to the results of a normative and theoretical analysis. The interrelation of the selected structural components of the work program of the educational subject, the course (extracurricular activity course) of the module is established. Thus, the logic of designing the work program of the academic subject, the course (extracurricular activity course) of the module in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education 2021 was revealed. This logic includes three stages: 1) definition of the normative and methodological foundations for the design of the specified type of work program; 2) definition of the work program’s structure under consideration; 3) meaningful content of the components of this work program. The authors have proved that the totality of the selected stages, on the one hand, is predetermined by the relevant regulatory and methodological grounds; on the other hand, each of the stages of the design of the work program we have identified is carried out taking into account the results of the work carried out at the previous stage. The results will make it much easier for teachers to solve the design tasks necessary to equip the implementation of the educational process of work programs.

Текст научной работы на тему «Характеристика процедуры проектирования рабочих программ в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 149-158 --- ♦ ----

УДК 373.3 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_149

Ирина Николаевна Разливинских, Наталья Сергеевна Стерхова

г. Шадринск

Характеристика процедуры проектирования рабочих программ в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования

В статье проведен теоретический анализ проблемы проектирования рабочих программ в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2021 года. Осуществлён анализ понятия и видов образовательных программ. Уточнена формулировка понятия «рабочая программа учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля». Опираясь на результаты нормативного -теоретического анализа, авторами уточнена структура рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2021 года. Установлена взаимосвязь выделенных структурных компонентов рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля. На заключительном этапе исследования выявлена логика проектирования рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2021 года. Данная логика включает три этапа: 1) определение нормативно-методических оснований проектирования указанного вида рабочей программы; 2) определение структуры рассматриваемого вида рабочей программы; 3) содержательное наполнение компонентов данной рабочей программы. Авторами доказано, что совокупность выделенных этапов, с одной стороны, предопределяется соответствующими нормативно-методическими основаниями; с другой стороны, каждый из выделенных авторами этапов проектирования рабочей программы осуществляется с учетом результатов работы, проведенной на предыдущем этапе. Результаты проведенного исследования позволят существенно облегчить педагогам решение задач проектирования необходимых для оснащения реализации образовательного процесса рабочих программ.

Ключевые слова: начальная школа; проектирование; рабочая программа учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности), модуля; процедура проектирования рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности), модуля; обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Irina Nikolaevna Razlivinskikh, Natalia Sergeevna Sterkhova

Shadrinsk

Characteristics of designing work programs in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education

The article provides a theoretical analysis of the problem of designing work programs in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education in 2021. The analysis of the concept and types of educational programs is carried out. The concept "the work program of an academic subject, course (extracurricular activity course) module" has been clarified. The authors clarified the structure of the work program of the academic subject, the course (extracurricular activity course) of the module in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education in 2021 due to the results of a normative and theoretical analysis. The interrelation of the selected structural components of the work program of the educational subject, the course (extracurricular activity course) of the module is established. Thus, the logic of designing the work program of the academic subject, the course (extracurricular activity course) of the module in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education 2021 was revealed. This logic includes three stages: 1) definition of the normative and methodological foundations for the design of the specified type of work program; 2) definition of the work program's structure under consideration; 3) meaningful content of the components of this work program. The authors have proved that the totality of the selected stages, on the one hand, is predetermined by the relevant regulatory and methodological grounds; on the other hand, each of the stages of the design of the work program we have identified is carried out taking into account the results of the work carried out at the previous stage. The results will make it much easier for teachers to solve the design tasks necessary to equip the implementation of the educational process of work programs.

Keywords: primary school; design; work program of an academic subject, course (extracurricular activity course), module; procedure for designing a work program of an academic subject, course (extracurricular activity course), module; updated Federal State Educational Standard of Primary General Education.

Введение. Процесс обновления содержания образования в Российской Федерации связан с рядом условий, обеспечивающих скорость, качество, равномерность и другие свойства его протекания. Одним из условий, существенно влияющих на протекание данного процесса,

является обновление федеральных

государственных образовательных стандартов (ФГОС) - документов, в которых представлена совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения

образовательной программы той или иной ступени и вида образования.

Применительно к начальному общему образованию содержание образования начало качественно изменяться в 2009 году, когда вышел в свет первый ФГОС НОО, методологической основой которого стал системно -деятельностный подход [9]. С выходом и внедрением данного стандарта в образовательный процесс начальной школы педагоги столкнулись с большим количеством трудностей, начиная от определения и использования педагогического

инструментария, оценивания результатов учебной деятельности детей, проектирования программно-методического обеспечения и т.д. По прошествии чуть более 10 лет ситуация начала меняться.

Однако в конце второго десятилетия XX века сформировался новый круг вопросов, связанных с повышением качества начального образования, появлением в октябре 2013 года Профессионального стандарта педагога [13], изменением социально-политических и экономических условий и т.д. На этом фоне Министерством просвещения РФ 31 мая 2021 года был утвержден обновленный ФГОС НОО [13], в перечень достоинств которого входят:

1) детальное разъяснение требований к структуре рабочих программ учебных предметов (УП), учебных курсов (УК) (в том числе, курсов внеурочной деятельности (КВД)), учебных модулей (УМ); 2) ориентированность на развитие различных видов грамотности (читательской, математической, финансовой, естественнонаучной и др.), в совокупности представляющих функциональную грамотность ребенка и обеспечивающих ему успешность в социальной адаптации и реализации [15].

Кроме того, для облегчения труда учителя в составлении программ образовательного процесса Министерством просвещения РФ и Институтом стратегии развития образования РАО была инициирована идея разработки конструктора рабочих программ - инновационная интерактивная платформа проектирования рабочих программ [3].

Несмотря на данные условия, которые, казалось бы, должны существенно облегчить решение педагогом задачи проектирования необходимых для оснащения реализации образовательного процесса рабочих программ, возник ряд проблем, отражающих существенные затруднения учителей в осуществлении данной процедуры: 1) размытые представления педагогов о разнообразии образовательных программ;

2)слабая ориентированность в последовательность осуществления процедуры

проектирования рабочих программ; 3)зачастую непонимание связей и взаимосвязей компонентов (разделов) рабочих программ; 4) насыщенность рабочих программ (чаще всего, внеурочной деятельности) лишней, ненужной информацией и т.д. Изменить сложившуюся ситуацию возможно с помощью определения логики и содержания процедуры проектирования рабочих программ (РП) в соответствии с обновленным ФГОС НОО 2021 года [11].

Исследовательская часть. Логика данного исследования осуществляется в следующей последовательности: 1) характеристика

понятийного поля исследования; 2) определение структуры РП в соответствии с обновленным ФГОС НОО; 3) установление взаимосвязи структурных компонентов РП в соответствии с обновленным ФГОС НОО; 4) определение логики проектирования РП в соответствии с обновленным ФГОС НОО.

Итак, охарактеризуем понятийное поле исследования, представленное рядом понятий, среди которых: «программа», «образовательная программа», «рабочая программа», «процедура», «проектирование», «процедура проектирования рабочих программ».

Программу можно представить, как документ, в котором представлена вся совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий, направленных на решение насущной проблемы [5, С. 6].

В свою очередь, образовательная программа - учебно-методический документ, вобравший в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно -педагогических условий и соответствующего набора форм аттестации [6].

В ходе профессиональной деятельности учитель принимает участие в составлении и разработке большого количества

образовательных программ, классификацию которых можно осуществить по разным признакам:

- по проценту внесения вклада в разработку программу;

- по принадлежности программы к виду образовательной деятельности;

- по принадлежности программы к сфере деятельности педагогического состава и т.д. (Рис. 1).

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 149-158 --- ♦ ----

Признак классификации образовательных программ Боды образовательны! программ

составленные рабочие програм^.гы учебных предметов, учебных курсов (в том числе, курсов внеурочной деятельности), учебных модулей (от : до 25%)

По проценту внесения вклада е разработку образовательных программ модифицированные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе, курсов внеурочной деятельности), учебных модулей (от 25 до 5

разработанные (авторские) рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе, курсов внеурочной деятельности), учебных модулей (от 60% и выше)

По принадлежности программы к виду образовательной деятельности

рабочая программа учебного предмета, учебного курса. учебного модуля

рабочая программа внеурочной деятельности

дополнительная ооразовательная оощеразвиБаК'Щал программа

По принадлежности программы к сфере деятельности педагогического состава

рабочая программа воспитания

программа формирования универсальных учеоных действий обучаю щихсл

программа раооты классного руководителя

программа раооты социального педагога

программа раооты педагога—организатора

Рис. 1. Классификация видов образовательных программ, в составлении/разработке которых педагог принимает участие

Итак, охарактеризуем понятийное поле исследования, представленное рядом понятий, среди которых: «программа», «образовательная программа», «рабочая программа», «процедура», «проектирование», «процедура проектирования рабочих программ».

Программу можно представить, как документ, в котором представлена вся совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий, направленных на решение насущной проблемы [5, С. 6].

В свою очередь, образовательная программа - учебно-методический документ, вобравший в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и соответствующего набора форм аттестации [6].

В ходе профессиональной деятельности учитель принимает участие в составлении и разработке большого количества

образовательных программ, классификацию которых можно осуществить по разным признакам:

- по проценту внесения вклада в разработку программу;

- по принадлежности программы к виду образовательной деятельности;

по принадлежности программы к сфере деятельности педагогического состава и т.д. (Рис. 1).

Изучив ряд нормативно-методических материалов [11; 6; 10; 8], мы выяснили, что содержание термина «рабочая программа» тесным образом связано с содержанием понятий «примерная рабочая программа» и «авторская программа» (Рис 2).

2024, no 1(61), pp. 149-158 ----- ♦ ---

Рис. 2. Связь содержания терминов «примерная рабочая программа», «авторская программа» и «рабочая

программа»

Проанализировав связь содержания терминов «примерная рабочая программа», «авторская программа» и «рабочая программа», показанную на рисунке 2, выделим следующие положения: 1) данную связь можно охарактеризовать как иерархическую, поскольку набор основных признаков понятия «рабочая программа» обусловлен имеющимися признаками двух, выше расположенных в рисунке понятий; 2) синтезируя все выделенные на рисунке 2 признаки, получаем следующее определение

понятия «рабочая программа учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля» - вид образовательных программ, представляющий собой методический документ, являющийся частью основной образовательной программы образовательной организации, составляемый учителем

(коллективом учителей) на основе Федеральной образовательной программы (с использованием материалов примерной рабочей или авторской программы), определяющий организацию

образовательного процесса по тому или иному УП, УК (КВД), УМ.

Важно указать, что в ноябре 2022 года вышла в свет Федеральная образовательная программа начального общего образования [12], регламентом для которой, наряду с ФГОС НОО 2021 года, стала Основная образовательная программа начального общего образования. Поэтому «содержание и планируемые результаты разработанной образовательной организацией ООП НОО должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП НОО» [12].

Обращение к словарно-энциклопедическому источнику позволило выяснить, что термин «процедура» (от лат. procedo - продвигаюсь) означает обозначенный, заданный

(определенный) порядок осуществления той или иной деятельности (мероприятия, набора мероприятий) [14].

В свою очередь, опираясь на материалы исследований Е.В. Барышниковой [1], З.С. Жирковой [2], Н.К. Нурихановой [4] и др. под проектированием (нас интересует именно «педагогический» контекст) мы понимаем

совокупность действий, предваряющую разработку основных направлений реализации образовательного процесса, ориентированную на освоение содержания образования.

Применив метод интеграции содержания понятий «рабочая программа», «процедура» и «проектирование», получаем характеристику содержания понятия «процедура

проектирования рабочих программ» -последовательность действий, характеризующих продвижение процесса разработки структуры и содержания структурных компонентов данной разновидности методической документации в рамках установленной логики. В контексте данного исследования проектирование рабочих программ учебных предметов, курсов (курсов внеурочной деятельности) модулей осуществляется с учетом обновленного ФГОС НОО. В связи с этим, следует обратиться к изучению основных положений ФГОС НОО, освещающих требования к разработке рабочих программ УП, УК (КВД), УМ (Рис. 3).

Рис. 3. Основные положения ФГОС НОО, освещающие требования к разработке рабочих программ УП, УК

(КВД), УМ

Таким образом, проведенный анализ позволил получить представления о понятии «рабочая программа учебного предмета, учебного курса (курса внеурочной деятельности), модуля».

Далее обратимся непосредственно к определению логики процедуры проектирования рабочей программы в соответствии с обновленным ФГОС НОО 2021 года [11] и ФОП НОО 2022 года [12].

Указанная логика включает в себя три этапа.

Этап 1. Определение нормативно-методических оснований проектирования рабочей программы УП, УК (КВД), УМ. Перечень нормативно-методических документов,

регламентирующих процедуру проектирования рабочей программы УП, УК (КВД), УМ, как

правило, составляют две группы документов -первого и второго порядка.

Отметим, что такой подход к делению документов на обозначенные группы условен, поскольку условия осуществления процедуры проектирования рабочих программ УП, УК (КВД), УМ постоянно меняются (выходят в свет новые документы, некоторые документы утрачивают свою силу, ряд документов школа разрабатывает самостоятельно и т.д.). На рисунке 4 представлен перечень документов, являющихся нормативно-методическими

основаниями осуществления процедуры проектирования рабочих программ УП, УК (КВД), УМ. Оговоримся, что данный перечень не исчерпывает все существующие документы.

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УП, УК (КВД); УМ

Нормативно-методическпб основания проектирования рабочей программы УП, УК (КВД), УМ первого порядка

Норматнвно-мето дическн е основания проектирования рабочей программы УП, УК (КВД), >11 второго порядка

1. ФЗ <:< 05 образовании в РФ >:> № 2 73 -ФЗ.

2. Приказ Министерства проев ещения РФ ог 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».

4. Письмо Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 <:<0 направлении методических рекомендаций; ; .

5. Примерная программа воспитания: Приказ [Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию] от 2.06.2020 г. №2-20.

6. СП 2.4.3643-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: Постановление от 28 сентября 2020 г. №28 / Российская Федерация, Главный государственный санитарный врач РФ.

7. Приказ Минпросв ещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 № 69322).

8. Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 №03^9 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

1. Актуальный Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, допушенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».

2. Актуальные УМК, выбранные Шкалой для реализации.

3. Положение о разработке рабочей программы УК (КВД), УМ, у1веря^енное на базе Школы.

4. Положение о формах и периодичности контроля достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего образования.

Рис. 4. Перечень документов, являющихся нормативно-методическими основаниями осуществления процедуры проектирования рабочих программ УП, УК (КВД), УМ

Каждый из представленных в данном перечне документов выполняет определенную функцию при проектировании рабочих программ УП, УК (КВД), УМ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установив нормативно-методические

основания проектирования рабочей программы УП, УК (КВД), УМ, каждое из которых выполняет соответствующую функцию, далее

следует приступить к определению структуры рабочей программы УП, УК (КВД), УМ -второму этапу осуществления

рассматриваемой процедуры проектирования.

Исходя из полученных знаний, мы составили рисунок 5, в котором показаны две основных составляющих в структуре рабочей программы УП, УК (КВД), УМ - инвариантная и вариативная.

Рис. 5. Структура рабочей программы УП, УК (КВД), УМ

Из рисунка 5 видно, что наличие в программе разделов 1 -3 регламентировано ФГОС НОО 2021 года [11] - они обязательны. Эта часть программы называется инвариантной, ее структуру нельзя изменить. В свою очередь, включение компонентов вариативной части в рабочую программу УП, УК (КВД), УМ регламентируется положением о рабочей программе, составленным и утвержденным Школой.

Кратко охарактеризуем разделы инвариантной части рабочей программы УП, УК (КВД), УМ.

Итак, раздел «Содержание учебного курса, предмета, модуля или курса ВД» представляется модулями, либо разделами, дидактическими единицами которых являются темы. По сути, это материал, который изучается детьми в ходе её освоения. Первоисточником формирования данного раздела является Федеральная образовательная программа начального общего образования [12].

Согласно ФГОС НОО 2021 года, объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками

образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 20% от общего объема программы начального общего образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными

Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21.

В связи с этим, учителя имеют право на «20%» внесения изменений в содержание учебного материала программ УП, УК (КВД), УМ, рекомендованных и утвержденных Федеральным УМО.

Раздел «Планируемые результаты» -раздел, отражающий обобщенные цели осуществления учебно-воспитательного процесса, которые могут дополняться или уточняться и подлежат оценке. Первоисточником

формирования данного раздела является ФГОС НОО.

В свою очередь, раздел «Тематическое планирование» - раздел рабочей программы УП, УК (КВД), УМ, выполняющий

систематизирующую функцию, состоящий из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела, темы, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков [7].

Разделы вариативной части рабочей программы УП, УК (КВД), УМ формируются согласно Положению о разработке подобного рода программ, утвержденного на базе Школы.

Наконец, третий этап осуществления процедуры проектирования рабочих программ УП, УК (КВД), УМ предполагает содержательное наполнение компонентов рабочей программы УП, УК (КВД), УМ.

Опираясь на рассмотренные нормативно -методические документы, а также используя инструменты-помощники (электронный

конструктор рабочих программ), педагог может наполнить содержание каждого раздела рабочей программы УП, УК (КВД), УМ. При этом, следует помнить, что у него есть право на «20%» внесения изменений в содержание учебного материала, согласно ФГОС НОО [11].

Выводы. Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы.

Рабочая программа учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля - вид образовательных программ, представляющий собой документ, являющийся частью основной образовательной программы образовательной организации, составляемый учителем

(коллективом учителей) на основе Федеральной образовательной программы (с использованием материалов примерной рабочей или авторской программы), отражающий пути реализации содержания учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля, структура которого включает обязательный перечень разделов (согласно ФГОС НОО), при необходимости дополненный другими разделами (согласно соответствующему локальному

документу, утвержденному образовательной организацией).

Процедура проектирования рабочих программ в нашей работе представляется как последовательность действий, характеризующих продвижение процесса разработки структуры и содержания структурных компонентов данной разновидности методической документации в рамках установленной логики.

Данная процедура в контексте нашей работы включает три этапа:

1. Определение нормативно-методических оснований проектирования рабочей программы УП, УК (КВД), УМ.

2. Определению структуры рабочей программы УП, УК (КВД), УМ.

3. Содержательное наполнение компонентов рабочей программы УП, УК (КВД), УМ. Совокупность выделенных этапов предопределяется соответствующими нормативно-методическими основаниями. В свою очередь, каждый из выделенных нами этапов проектирования рабочей программы УП, УК (КВД), УМ осуществляется с учетом результатов работы, проведенной на предыдущем этапе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Барышникова, Е.В. Социально-педагогическое проектирование : учеб.-метод. пособие / Е.В. Барышникова. -Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2023. - 113 с. - Текст : непосредственный.

2. Жиркова, З.С. Основы педагогического проектирования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 051000 - «Профес. обучение» / З.С. Жиркова. - Москва : Акад. естествознания, 2014. -129 с. - Текст : непосредственный.

3. Конструктор рабочих программ. - URL: https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm (дата обращения: 27.12.2023). - Текст : электронный.

4. Нуриханова, Н.К. Основы педагогического проектирования : учеб.-метод. пособие / Н.К. Нуриханова, Л.Ф. Султанова. - Уфа : БГПУ, 2018. - 82 с. - Текст : непосредственный.

5. Райзберг, Б.А. Программно-целевое планирование и управление : учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - Москва : ИНФРА-М, 2002. - 425 с. - Текст : непосредственный.

6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 : принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети ШГПУ. - Текст : электронный.

7. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О направлении рекомендаций : письмо от 7 авг. 2015 г., № 08-1228. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71073602/?ysclid=lsndvoqclo130833621 (дата обращения: 15.12.2023). - Текст : электронный.

8. Российская Федерация. Министерство образования и науки. О рабочих программах учебных предметов : письмо от 28 окт. 2015 г., № 08-1786. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71139306/?ysclid=lsnfojas2d899036287 (дата обращения: 15.12.2023). - Текст : электронный.

9. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ от 6 окт. 2009 г., № 373. - URL: https://base.garant.ru/197127/?ysclid=lsner9igls397852868 (дата обращения: 15.12.2023). - Текст : электронный.

10. Российская Федерация. Министерство просвещения. О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования») : письмо от 15 фев. 2022 г., № АЗ-113/03. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-15022022-n-az-11303-o-napravlenii/?ysclid=lsng9b3dyk150200616 (дата обращения: 12.12.2023). - Текст : электронный.

11. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ от 31 мая 2021 г., № 286. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=lsnepyihuc459969135 (дата обращения: 15.12.2023). -Текст : электронный.

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 149-158 --- ♦ ----

12. Российская Федерация. Министерство просвещения. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования : приказ от 16 нояб. 2022 г., № 992. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/?ysclid=lsnfr578bp950006387 (дата обращения: 13.12.2023). -Текст : электронный.

13. Российская Федерация. Министерство труда и социальной защиты. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ от 18 окт. 2013 г., № 544н. - URL: https://base.garant.ru/70535556/?ysclid=lsnfg8auwx909807743 (дата обращения: 23.12.2023). - Текст : электронный.

14. Стерхова, Н.С. Характеристика процедуры проектирования педагогического инструментария развития познавательного интереса младших школьников к декоративно-прикладному искусству родного края / Н.С. Стерхова, И.Н. Разливинских, Л.А. Милованова. - Текст : электронный // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 7. - С. 196-202. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39717 (дата обращения: 16.01.2024).

15. Читательская грамотность как вид функциональной грамотности младшего школьника / Н.С. Стерхова, И.Н. Разливинских, Л.А. Милованова, С.М. Ногина. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2023. - № 3 (59). - С. 94-105.

REFERENCES

1. Baryshnikova E.V. Social'no-pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb.-metod. posobie [Socio-pedagogical design]. Cheljabinsk: Biblioteka A. Millera, 2023. 113 p.

2. Zhirkova Z.S. Osnovy pedagogicheskogo proektirovanija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij, obuchajushhihsja po special'nosti 051000 - «Profes. obuchenie» [Fundamentals of pedagogical design]. Moscow: Akad. estestvoznanija, 2014. 129 p.

3. Konstruktor rabochih program [The designer of work programs]. URL: https://edsoo.ru/konstruktor-rabochih-programm (Accessed 27.12.2023).

4. Nurihanova N.K., Sultanova L.F. Osnovy pedagogicheskogo proektirovanija: ucheb.-metod. posobie [Fundamentals of pedagogical design]. Ufa: BGPU, 2018. 82 p.

5. Rajzberg B.A., Lobko A.G. Programmno-celevoe planirovanie i upravlenie: uchebnik dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po jekon. special'nostjam i napravlenijam [Program-target planning and management]. Moscow: INFRA-M, 2002. 425 p.

6. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ: prinjat Gos. Dumoj 21 dek. 2012 g. : s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2020 [The Russian Federation. Laws. About education in the Russian Federation]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» v lokal'noj seti ShGPU.

7. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. O napravlenii rekomendacij: pis'mo ot 7 avg. 2015 g., № 081228 [The Russian Federation. Ministry of Education and Science. On sending recommendations]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71073602/?ysclid=lsndvoqclo130833621 (Accessed 15.12.2023).

8. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. O rabochih programmah uchebnyh predmetov: pis'mo ot 28 okt. 2015 g., № 08-1786 [Russian Federation. Ministry of Education and Science. About the work programs of academic subjects]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71139306/?ysclid=lsnfojas2d899036287 (Accessed 15.12.2023).

9. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija: prikaz ot 6 okt. 2009 g., № 373 [The Russian Federation. Ministry of Education and Science. On the approval and introduction of the Federal State educational standard of primary general education]. URL: https://base.garant.ru/197127/?ysclid=lsner9igls397852868 (Accessed 15.12.2023).

10. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. O napravlenii metodicheskih rekomendacij» (vmeste s «Informacionno-metodicheskim pis'mom o vvedenii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov nachal'nogo obshhego i osnovnogo obshhego obrazovanija»): pis'mo ot 15 fev. 2022 g., № AZ-113/03 [The Russian Federation. The Ministry of Education. On the direction of methodological recommendations" (together with the "Information and methodological letter on the introduction of federal state educational standards for primary general and basic general education")]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-15022022-n-az-11303-o-napravlenii/?ysclid=lsng9b3dyk150200616 (Accessed 12.12.2023).

11. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija: prikaz ot 31 maja 2021 g., № 286 [The Russian Federation. The Ministry of Education. On the approval of the Federal State educational standard of primary general education]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/?ysclid=lsnepyihuc459969135 (Accessed 15.12.2023).

12. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo prosveshhenija. Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshhego obrazovanija: prikaz ot 16 nojab. 2022 g., № 992 [The Russian Federation. The Ministry of Education. On the approval of the federal educational program of primary general education]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897651/?ysclid=lsnfr578bp950006387 (Accessed 13.12.2023).

13. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo truda i social'noj zashhity. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog» (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel'): prikaz ot 18 okt. 2013 g., № 544n [The Russian Federation. Ministry of Labor and Social Protection. On the approval of the professional standard "Teacher" (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)]. URL: https://base.garant.ru/70535556/?ysclid=lsnfg8auwx909807743 (Accessed 23.12.2023).

14. Sterhova N.S., Razlivinskih I.N., Milovanova L.A. Harakteristika procedury proektirovanija pedagogicheskogo instrumentarija razvitija poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov k dekorativno-prikladnomu iskusstvu rodnogo kraja

2024, no 1(61), pp. 149-158 ---- ♦ ---

[Characteristics of the procedure for designing pedagogical tools for the development of cognitive interest of younger schoolchildren in the decorative and applied arts of their native land]. Sovremennye naukoemkie tehnologii [Modern high-tech technologies], 2023, no. 7, pp. 196-202. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39717 (Accessed 16.01.2024).

15. Sterhova N.S., Razlivinskih I.N., Milovanova L.A., Nogina S.M. Chitatel'skaja gramotnost' kak vid funkcional'noj gramotnosti mladshego shkol'nika [Reader's literacy as a type of functional literacy of a younger student]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2023, no. 3 (59), pp. 94105.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

И.Н. Разливинских, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: Razlivinskikh@yandex.ru.

H.С. Стерхова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, e-mail: uliana@shadrinsk.net.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

I.N. Razlivinskikh, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: Razlivinskikh@yandex.ru.

N.S. Sterkhova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, e-mail: uliana@shadrinsk.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.