Научная статья на тему 'РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА / ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин С. С.

В статье проанализирован алгоритм проектирования рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, на уровне начального общего образования. Уточнены основные структурные элементы рабочих программ учебных предметов и возможные варианты их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугин С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A WORKING PROGRAM OF A TEACHER AT A PRIMARY SCHOOL AS A TOOL OF INDIVIDUALIZATION THE TEACHING OF YOUNGER SCHOOL PUPILS

The article analyzed the algorithm of designing of working programs of subjects, courses, including extracurricular activities at the primary level of general education and clarified the main structural elements of the working programs of disciplines and possible variants of their content.

Текст научной работы на тему «РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С. С. ПИЧУГИН, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики начального образования ИРО Республики Башкортостан, член Координационного совета по введению ФГОС при Министерстве образования и науки РФ [email protected]

В статье проанализирован алгоритм проектирования рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, на уровне начального общего образования. Уточнены основные структурные элементы рабочих программ учебных предметов и возможные варианты их содержания.

The article analyzed the algorithm of designing of working programs of subjects, courses, including extracurricular activities at the primary level of general education and clarified the main structural elements of the working programs of disciplines and possible variants of their content.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, проектирование рабочих программ учебных предметов, планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование

Key words: federal state educational standard of primary general education, the designing of working programs of subjects, planned results, the content of the subject, thematic planning

В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на первый план выходит проблема учета индивидуальных особенностей и способностей младших школьников. Своеобразным драйвером этого процесса становится сама программа учебного предмета (курса), позволяющая осваивать ее на уровнях «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».

Сегодня учителя начальных классов часто продолжают ориентироваться на так называемого «среднего ученика», что в свою очередь влечет за собой две серьезные проблемы: сильные учащиеся не получают поступательного и полноценного развития в ходе выполнения заданий и упражнений, нахоящихся в зоне их актуального развития, в то время как слабые и отстающие ученики не способны

выполнить предложенные им задания, находящиеся в зоне их перспективного развития.

Безусловно, учет особенностей учащихся начальной школы носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе образовательного процесса: при постановке, принятии цели и задач, мотивации учения, решении учебной задачи, определении способов действия, рефлексии и оценки полученного результата. Однако все это невозможно при отсутствии грамотного и профессионального подхода учителя начальных классов к проектированию и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.

В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (редакция от 30 декабря 2015 года) к компетенции образовательной организации (ОО)

Педагогические работники пользу ются правом на участие в разра ботке образовательных программ в том числе учебных планов, ка лендарных учебных графиков, ра бочих программ учебных предме тов, курсов.

в установленной сфере деятельности относятся разработка и утверждение образовательных программ 00.

Согласно ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право педагогических работников на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, в том числе внеурочной деятельности, дисциплины (модуля). Кроме того, педагогические работники пользуются правом на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ.

На основании п. 1 ст. 48 Федерального закона «0б образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета, курса, в том числе внеурочной деятельности, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (РП).

Планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования (00П Н00), разработка РП на основе примерных ООП НОО* и обеспечение ее выполнения.

* Варианты примерной ООП НОО одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15) и размещены на официальном сайте «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» Минобрнауки России (http://fgosreestr.ru/).

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработка и реализация РП учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся отнесены к общепедагогическим функциям учителя и закреплены в разделе «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» Профессионального стандарта педагога [4].

В соответствии с пунктом 19.5 ФГОС НОО РП должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. РП разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП НОО с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

3 планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

3 содержание учебного предмета, курса;

3 тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

3 результаты освоения курса внеурочной деятельности;

3 содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3 тематическое планирование.

В соответствии с методическими материалами по разъяснению отдельных вопросов введения ФГОС общего образования [3] программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре ООП

НОО есть не что иное, как рабочие программы учителя по отдельным учебным предметам и курсам, они выступают как нормативный документ, отражающий уровень профессиональной деятельности. РП по учебному предмету, курсу определена в виде совокупности учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается учителем начальных классов на весь уровень начального общего образования (с 1-го по 4-й класс) на основе учебного плана ОО, примерных программ учебных предметов, авторских программ по учебным предметам с учетом целей и задач ООП НОО.

На основании письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации [2] авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как РП. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО.

РП служит для учителя ориентиром и позволяет задавать вектор изучения учебного предмета, расставлять акценты в освещении отдельных вопросов, реализо-вывать национальные, региональные и этнокультурные особенности и традиции многонационального Башкортостана, учитывать его историко-культурную и этническую специфику.

Алгоритм утверждения РП

1. Принятие соответствующего локального нормативного акта ОО с целью разработки единых подходов и требований к порядку принятия и оформления РП в части не урегулированной законодательством Российской Федерации.

2. Рассмотрение РП на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов / кафедры

начальных классов (далее — ШМО/КНК) или научно-методическом совете ОО (НМС ОО) в соответствии с их функциями, закрепленными в локальных нормативных актах ОО.

3. Оформление протоколом решения по вопросу рассмотрения и принятия РП. Для планирования и организации мероприятий по внутришкольному контролю выполнения РП рекомендуется их согласование с заместителем директора ОО по учебно-воспитательной работе.

4. Издание приказа об утверждении каждой РП на основании решения ШМО/ КНК или НМС ОО.

5. Оформление титульного листа РП с обязательным указанием реквизитов рассмотрения и принятия данной рабочей программы ШМО/КНК или НМС ОО, согласования с заместителем директора ОО по учебно-воспитательной работе и утверждения РП приказом директора ОО с указанием даты и номера приказа.

В соответствии с действующим законодательством в области образования могут быть рекомендованы следующие варианты оформления структурных единиц рабочей программы учителя начальных классов по предметам, курсам.

Титульный лист

3 Полное наименование ОО в соответствии с его уставом;

3 реквизиты рассмотрения и принятия, согласования и утверждения РП учителя по предмету, курсу*;

3 наименование предмета учебного плана ОО, для изучения которого разработана РП учителя;

* Реквизиты рассмотрения, принятия, согласования и утверждения РП рекомендуется указывать в соответствии с требованиями унифицированной системы организационно-распорядительной документации ГОСТ Р 6.30-2003.

РП служит для учителя ориентиром и позволяет задавать вектор изучения учебного предмета, расставлять акценты в освещении отдельных вопросов.

3 указание на принадлежность РП к уровню общего образования;

3 срок реализации данной РП; 3 ссылка на примерную или авторскую программу, на основе которой разработана данная РП;

3 фамилия, имя, отчество составителя РП;

3 год составления РП.

Планируемые результаты освоения

учебного предмета, курса В данном разделе РП указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, которые необходимо сформулировать на весь уровень начального общего образования и конкретизировать по классам.

Содержание учебного предмета, курса Формирование содержания учебного предмета, курса осуществляется на основе следующих принципов:

3 единства содержания образования на разных его уровнях;

3 отражения в содержании образования задач развития личности;

3 научности и практической значимости содержания образования;

3 доступности образования.

Если учебный предмет, курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации ОО, подготовленности учащихся, наличия соответствующего оборудования и т. п.).

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы

В данном разделе определяется перспективное (на весь уровень начального общего образования) планирование изучения основных разделов учебного предмета с указанием общего количества часов на каждый раздел и распределение часов на изучение каждого раздела по годам обучения (1—4-й классы).

Пример:

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы

Раздел (часы) Класс (часы)

1-й 2-й 3-й 4-й

Числа и величины (часы)

Арифметические действия (часы)

Работа с текстовыми задачами (часы)

Пространственные отношения. Геометрические фигуры (часы)

Геометрические величины (часы)

Работа с информацией (часы)

С целью конкретизации содержания учебного материала на текущий год обучения, а в случае необходимости и коррекции реализуемой РП учитель ежегодно составляет тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы (далее — ТП), в двух экземплярах, один из кото-

рых прикладывается к РП, а другой находится на руках у учителя.

ТП является обязательным элементом рабочей программы по учебному предмету, курсу. Данный раздел детализирует основное содержание: указываются темы и количество часов, отводимое на их изучение, практические, лабора-

торные, самостоятельные и контрольные работы. В ТП отражены темы курса, последовательность их изучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. При проектировании ТП следует учитывать, что формулировка темы в ТП и записи в классном журнале должны совпадать.

В ТП учителю на уровне начального общего образования рекомендуется включать следующие разделы:

3 Наименование раздела программы

предмета учебного плана 00 с указанием количества часов на данный раздел.

3 Номер урока (учебного занятия).

3 Планируемые сроки проведения урока (учебного занятия).

3 Фактические сроки проведения урока (учебного занятия).

3 Тема урока (занятия) с указанием этнокультурных особенностей региона, которая располагается по порядку в соответствии с логикой изучения учебного материала.

3 Примечания.

Пример:

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы на 20../20.. учебный год

Раздел 1. Числа от 0 до 100. Умножение и деление (часы)

№ урока* Планируемая дата проведения Фактическая дата проведения Тема урока с указанием этнокультурных особенностей региона** Примечания***

1 2 3 4 1.09.16 2.09.16 3.09.16 4.09.16 Четные и нечетные числа Умножение числа 3. Деление на 3 Умножение суммы на число Умножение числа 4. Деление на 4

В течение учебного года возможна корректировка ТП в зависимости от темпов прохождения РП: невозможность посещения 00 младшими школьниками в связи с низким температурным режимом, карантинными мероприятиями и т. д. При необходимости внесения значительных изменений в РП рекомендуется рассматривать вопросы корректировки ТП на заседании ШМ0/КНК.

Более подробно с методическими рекомендациями по проектированию РП на уровне начального общего образования (письмо Министерства образования Рес-

публики Башкортостан № 04-05/273 от 9 марта 2016 года) можно ознакомиться на сайте ГАУ ДП0 ИР0 РБ http://www.irorb.ru/ в разделе «Методические материалы».

Таким образом, грамотный подход к проектированию и реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, позволяет учителю начальных классов учитывать индивидуальные особенности обучения младших школьников на каждом этапе образовательного процесса: от це-леполагания до рефлексии и оценки полученного результата.

*В данной графе применяется сплошная нумерация уроков (занятий), позволяющая показать соответствие в количестве часов РП и учебного плана 00.

**В данной графе учителю начальных классов необходимо сформулировать тему с учетом этнокультурных особенностей региона при возможности ее включения в содержание урока.

***В примечании учитель может указать необходимую для работы информацию: домашние задания, сгруппированные по уровням сложности; формы организации учебной деятельности на уроке; требования к уровню освоения учебных компетенций; корректировка, производимая при уплотнении учебного материала и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации : унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» //URL: http://base.garant.ru/185891/#ixzz4NnUSL7N7.

2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»//URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71139306/#ixzz4NnY9S8L3.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // URL: http:// www.garant.ru/products/i po/prime/doc/55071359/#ixzz4NnXWO1Mm.

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» //URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ #ixzz4NnWcKLSb.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»//URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_96801/.

6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования // URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=140174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассмотрена сущность индивидуального подхода к речевому развитию младших школьников, представлены диагностические материалы, помогающие педагогу начальных классов определить направления индивидуального развития речи младших школьников.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О. В. КОЛЕСОВА,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики

дошкольного и начального образования

НГПУ им. К. Минина

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.