Научная статья на тему 'Требования федерального государственного образовательного стандарта к составлению рабочих программ по предмету "английский язык"'

Требования федерального государственного образовательного стандарта к составлению рабочих программ по предмету "английский язык" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / PROGRAM / ПРЕДМЕТ "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК" / СОСТАВЛЕНИЕ И РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ / ENGLISH / SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Течинова Айрана Михаиловна

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта, учителя английского языка всех ступеней обучения Республики Тыва сталкиваются с новым для них требованием составлением рабочей программы по предмету. Рабочая программа это самостоятельный и творчески разработанный нормативный документ педагога, в котором определяется содержание, объем, планируемые результаты, порядок изучения и преподавания учебного предмета, т.е. все те действия учителя для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО, ООО и СОО. Из-за не компетентности в данном вопросе учителя часто допускают ошибки при составлении рабочей программы и во избежание ошибок учителям предлагаются рекомендации по корректному составлению рабочей программы по английскому языку в соответствии с ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Течинова Айрана Михаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR THE PREPARATION OF SYLLABUS FOR "ENGLISH"

According to the federal state educational standard, a language teacher of all levels in the Republic of Tyva faced with the new requirement for them drawing up the work program for “English”. Work Program is the teacher’s independent and creatively developed normative document, which defines the content, scope, outcomes, the order of study and teaching of this subject, i.e., all the actions of the teacher to achieve the planned results of development of the basic educational program of Primary and Secondary Education. The teachers often make mistakes in the preparation of the work program and teachers are offered some advice on the preparation of the work program for English to avoid any errors.

Текст научной работы на тему «Требования федерального государственного образовательного стандарта к составлению рабочих программ по предмету "английский язык"»



Bibliograficheskij spisok:

1. Gohberg, L. i dr. Strategiya integratsionnyih protsessov v sfere nauki i obrazovaniya // http://institutiones.com/download/journal.html.

2. Federalnyiy zakon ot 01.12.2007 g. № 308 «O vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii po voprosam integratsii obrazovaniya i nauki».

3. Targyin, Sh.H. Zavisimyiy taksis distantnogo, kontaktnogo i preryivaemogo predshestvovaniya v angliyskom i tuvinskom yazyikah // Mir nauki, kulturyi, obrazovaniya. - Gorno-Altaysk. - 2014 - #6 (49). S. 342-345.

4. Hrakovskiy 2003 - Hrakovskiy V.S. Kategoriya taksisa (obschaya harakteristika) // VYa. - 2003 - №2 - s. 3-28

Таргын Шончалай Хуреповна - к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков, Тувинский государственный университет, Кызыл

Targyn Shonchalai - candidate of philology, associate professor of Department of foreign languages of Tuvan state university, Kyzyl

УДК 372.881.111.1

ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Течинова А.М.

Тувинский государственный университет, Кызыл

REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR THE PREPARATION OF SYLLABUS FOR «ENGLISH»

Techinova A.M.

Tuvan state university, Kyzyl

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта, учителя английского языка всех ступеней обучения Республики Тыва сталкиваются с новым для них требованием -составлением рабочей программы по предмету. Рабочая программа - это самостоятельный и творчески разработанный нормативный документ педагога, в котором определяется содержание, объем, планируемые результаты, порядок изучения и преподавания учебного предмета, т.е. все те действия учителя для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО, ООО и СОО. Из-за не компетентности в данном вопросе учителя часто допускают ошибки при составлении рабочей программы и во избежание ошибок учителям предлагаются рекомендации по корректному составлению рабочей программы по английскому языку в соответствии с ФГОС.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, рабочая программа, предмет «Английский язык», составление и разработка рабочих программ, образовательные организации.

According to the federal state educational standard, a language teacher of all levels in the Republic of Tyva faced with the new requirement for them - drawing up the work program for "English". Work Program is the teacher's independent and creatively developed normative document, which defines the content, scope, outcomes, the order of study and teaching of this subject, i.e., all the actions of the teacher to achieve the planned results of development of the basic educational program of Primary and Secondary Education. The teachers often make mistakes in the preparation of the work program and teachers are offered some advice on the preparation of the work program for English to avoid any errors.

Key words: Federal state educational standard, program, English, schools.

В соответствии со ст. 48 п. 1.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных

предметов, курса, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой. Образовательная организация для осуществления образовательной деятельности проходит государственную аккредитацию образовательной деятельности, где предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам [1, ст. 92 п. 12]. Одним из важных документов, которые подлежат аккредитационной экспертизе на соответствие ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам является рабочая программа педагога по учебному предмету.

По результатам аккредитационных экспертиз образовательных организаций Республики Тыва было выявлено, что многие учителя английского языка затрудняются в составлении рабочих программ, вследствие чего допускают ошибки при ее составлении или скачивают из сети Интернет готовые рабочие программы других образовательных организаций, разработанных с учетом особенностей учебно-воспитательного процесса и контингента учащихся той образовательной организации. В связи с этим, целью данной работы является выявление ошибок, которые допускают учителя английского языка школ Республики Тыва при составлении рабочей программы в соответствии с ФГОС и дать методические рекомендации по ее составлению.

Начнем с того, что многие учителя не отличают примерную программу от рабочей программы. Примерная программа является ориентиром для педагога в составлении рабочих программ и определяет инвариативную часть учебного курса [2, с. 3]. Примерная программа составляется на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам НОО, ООО и СОО, представленных в ФГОС [2, с. 3]. Примерная программа не может быть использована в качестве рабочей. Рабочая программа - это самостоятельно и творчески разработанный нормативный документ педагога, в котором определяется содержание, объем, планируемые результаты, порядок изучения и преподавания учебного предмета, т.е. все те действия учителя для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО, ООО и СОО.

Во-вторых, четко не понимают нормативную базу на основе, каких нормативных документов составляется рабочая программа по учебному предмету. Рабочие программы составляются на основе ФГОС НОО, ООО или СОО, примерных программ по английскому языку указанных ступеней обучения, авторской программы, прошедшей экспертизу, учебно-методического комплекта по английскому языку, положения образовательной организации о разработке рабочих программ по предмету и учебному плану образовательной организации.

В-третьих, в рабочих программах нет четкой структуры. Структура рабочей программы, ее порядок утверждения, оформления и составление строго регламентируются положением образовательной организации о разработке рабочих программ по предмету, который является локальным нормативным актом, регулирующим порядок разработки, оформления, составления и реализации рабочих программ по учебному предмету. Структура рабочей программы определена в ФГОС, но, несмотря на это, некоторые разработчики (администрация школы) положений о рабочей программе при описании структуры рабочих программ упускают несколько компонентов или меняют их последовательность. Таким образом, рекомендуется четко следовать той структуры, которая прописана в стандарте, и добавить такие компоненты, как титульный лист и календарно-тематическое планирование. Таким образом, рекомендуемая структура рабочей программы может быть составлена следующим образом:

1) титульный лист;

2) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального, основного и среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета;

3) общая характеристика учебного предмета, курса;

4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

8) календарно-тематическое планирование;

9) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

10) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса [3, с. 25-26; 4, с. 32].

Исходя из предложенной структуры, рекомендуем составлять некоторые компоненты

рабочей программы по английскому языку, которые часто в достаточной мере не разрабатываются учителями, следующим образом:

1. Пояснительная записка должна содержать:

❖ нормативно-правовую основу программы: ФГОС НОО, ООО и СОО, примерную программу по английскому языку, авторскую программу учебно-методического комплекта (УМК) по английскому языку, образовательную программу образовательной организации и учебный план образовательной организации;

❖ цели и задачи обучения английскому языку в каждом определенном классе;

❖ обоснование внесенных дополнений и изменений, если есть существенные авторские отличия с примерной программой по английскому языку, т.е. перестановка порядка изучения тем, изменение количества часов на изучение отдельных тем, расширение содержания учебного материала и т.д.;

❖ объем часов учебной нагрузки, на который рассчитана рабочая программа, в том числе и распределение их на проведение контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, уроков развития устной и письменной речи;

❖ метапредметные (межпредметные) связи предмета английский язык;

❖ учет психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся класса;

❖ особенности организации учебного процесса по предмету: формы, методы, средства обучения, используемые учителем;

❖ виды и формы контроля (вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный);

❖ полный перечень используемого учебно-методического комплекта.

2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Данный пункт рекомендуется оформить в форме таблицы, где наглядно представлена разбивка часов на разные виды учебной деятельности. В качестве примера, рассмотрим тематическое планирование на примере УМК по английскому языку для 6 класса Enjoy English (авторы: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева), Обнинск: Титул, 2014 (Таблица 1).

Таблица 1

Наименование Всего Проект Экскурсия Развитие Контрольная

разделов и тем часов на устной / работа

раздел письменной

речи

Unit 1. Launching the I 10 1 1 7 1

nternational Explores' Club

Unit 1. Spending 8 1 1 5 1

Time Together

3. Календарно-тематическое планирование позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы образовательной организации. Календарно-тематическое планирование разрабатывается педагогом на весь учебный год. Календарно-тематический план должен содержать информацию о названии раздела и тем уроков с указанием объема часов на их реализацию; темы проектов, лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года. Календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов [5].

4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса должно быть составлено в таблице, где представляются реальные условия реализации образовательного процесса в данной образовательной организации по предмету английский язык.

Учебно-методическое обеспечение помимо программ, УМК, словарей, печатных аутентичных материалов, и других аутентичных материалов должен также содержать список электронных образовательных ресурсов, используемых учителем и учащимися на уроках по английскому языку, а также во время проектной деятельности.

Материально-техническое обеспечение описывает магнитофоны, компьютеры, спикеры, проекторы, интерактивные доски, лингафонный кабинет (если есть в наличии) и другие технические и наглядные дидактические средства, применяемые в образовательном процессе по предмету английский язык. Учителя часто указывают в рабочей программе столы и стулья в качестве материально-технического обеспечения, которые не относятся к материально-техническому обеспечению образовательного процесса по рабочей программе учебного предмета.

5. Компонент рабочей программы «Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса» часто игнорируется педагогами, т.е. полностью отсутствует. Данный компонент содержит выдержку из планируемых результатов достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы из примерной основной образовательной программы образовательной организации.

Требования к уровню подготовки обучающихся представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная или авторская), на базе которой разрабатывается рабочая программа [5].

Данный компонент должен содержать полный пакет контрольно-измерительных материалов по предмету с указанием номера урока, даты проведения (контрольных работ, тестов по темам, входные и итоговые контрольные работы), а также критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся (устные ответы, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания, творческие письменные работы и др.).

В настоящее время разработка и составление рабочих программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС, и планирование учебно-воспитательного процесса, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. В связи с этим, администрации школы рекомендуется в начале учебного года проводить для учителей обучающие семинары по составлению рабочих программ по учебным предметам, в том числе и по английскому языку.

Библиографический список:

1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - 5-е изд., дораб. М., Просвещение, 2012.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г.

5. Беляева, Е.А. Разработка рабочей программы. // Режим доступа: http://school.umk-spo.biz/articles/docdis/pab-prog Bibliograficheskij spisok:

1. Federal'nyj zakon № 273 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012.

2. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Inostrannyj jazyk. 5-9 klassy. - 5-e izd., dorab. M., Prosveshhenie,

2012.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija. Utverzhden prikazom № 373 Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 6.10.2009 g.

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija. Utverzhden prikazom № 1897 Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17.12. 2010 g.

5. Beljaeva, E.A. Razrabotka rabochej programmy. // Rezhim dostupa: http://school.umk-spo.biz/articles/docdis/pab-

prog

Течинова Айрана Михаиловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected]

Techinova Ayrana - cand. of sciences (pedagogy), Associate Professor of Foreign Languages Department, Tuvan state university, E-mail: [email protected]

УДК 372.881.111.1

ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В УЧЕБНИКАХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТРАШИХ КЛАССОВ

Течинова А.М.

Тувинский государственный университет, Кызыл

USING GRAPHIC ORGANIZERS IN TEACHING READING IN STUDENTS' BOOKS OF ENGLISH FOR SENIOR GRADES

Techinova A.M.

Tuvan state university, Kyzyl

В данной работе анализируются учебники учебно-методических комплектов по английскому языку для старших классов на предмет реализации графической наглядности в обучении чтению. Для анализа были выбраны учебники, используемые в учебном процессе в общеобразовательных учреждениях республики Тыва. Графическая наглядность - одна из эффективных средств в обучении чтению, которая при правильном использовании, помогает учащимся понять сложные и длинные аутентичные тексты на иностранном языке.

Ключевые слова: графическая наглядность, чтение, английский язык, учебно-методический комплект, учебник, старшие классы, анализ учебников.

The students' books of English for senior grades are analyzed in this article. The subject of the analysis is the graphic organizers in teaching reading. For analysis we selected the students' books of English used in teaching English at schools of the Republic of Tyva. Graphic organizer is one of the effective tools in teaching reading; it helps learners to comprehend long and difficult authentic texts in a foreign language.

Key words: graphic organizers, reading, English, teaching materials, a student's book, senior grades, analysis of the student's book.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.