Научная статья на тему 'Краткие методические рекомендации для написания основной образовательной программы начального общего образования'

Краткие методические рекомендации для написания основной образовательной программы начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2108
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ФОРМАТ ЖИЗНИ И ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ / НОВЫЙ ФОРМАТ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ТРИ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ НАПИСАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН И УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБЩИЙ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ / УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцов Алексей Борисович

Автор в данной статье делится опытом разработки некоторых разделов основной образовательной программы, который может помочь образовательному учреждению достичь тех целей, которые ставятся перед современной начальной школой, а также дает краткую характеристику этих разделов и рекомендации по их разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцов Алексей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткие методические рекомендации для написания основной образовательной программы начального общего образования»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Автор в данной статье предлагает к рассмотрению некоторые разделы основной образовательной программы, которые могут помочь образовательному учреждению достичь тех целей, которые ставятся перед современной начальной школы, а также дает краткую характеристику этих разделов и рекомендации по их разработке.

Воронцов Алексей Борисович к.п.н.,

ген. директор Открытого института «Развивающее образование»

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С чего начать школе разработку основной образовательной программы начального общего образования?

Ключевые слова: новый формат жизни и школьников и учителей; новый формат управления школой; организация образовательного процесса; три основные общеобразовательные программы; программа развития образовательного учреждения; принципы написания основной образовательной программы начальной школы, учебная и внеучебная образовательная деятельность; характеристика разделов; учебный план и учебные программы; общий порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ

1. Какие образовательные программы могут быть в образовательном учреждении?

В настоящее время в школьной практике существуют разные образовательные программы. В связи с этим возникает необходимо прежде различить между собой существующие образовательные программы и охарактеризовать новый вид таких программ - основная образовательная программа ступени школьного образования, - определив нормативно-правовую основу существования данного вида программ.

В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования (п.3 ст.9 Закона РФ «Об образовании»).

Именно основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

В соответствии с п.6 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» ООП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечи-

вающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. ООП ступеней школьного образования разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п.5, статья 32 п.6,7 Закона РФ «Об образовании»). Примерные основные образовательные программы могут включать базисный учебный план и набор примерных программ учебных курсов, дисциплин, образовательных модулей (п.5.2. ст.14 Закона РФ «Об образовании»).

Организация образовательного процесса на всех ступенях образования осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами и расписанием занятий (статья 15 п.1 Закона РФ «Об образовании»).

Исходя из Закона РФ «Об образовании» для образовательного учреждения минимальной необходимостью в своей деятельности являются основные общеобразовательные программы ступеней образования (в зависимости от их количества). Если образовательное учреждение имеет все три ступени школьного образования, значит ОУ должно иметь три основных общеобразовательных программ (начального, основного и среднего (полного) образования).

В связи с вышеизложенным центральным действующим «персонажем» Федерального государственного стандарта общего образования становится основная общеобразовательная программа (ООП) ступени школьного образования. Главным предметом стандартизации теперь выступают требования к результатам,

10

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

структуре и условиям реализации ООП. В новом стандарте определена структура и основное наполнение оОп (Приказ МОиН РФ № 373 от06.10.2009, раздел 3).

В соответствии с разделом 3 п.15 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

Стандарт ясно указывает (п.16 раздел 3), что теперь Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; набор отдельных программ (формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; отдельных учебных предметов, курсов; духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни); систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Именно разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.

Таким образом, ОПП ступеней являются теми единственными официальными нормативными документами, которые становятся предметом внешнего и внутреннего контроля, оценки и мониторинга деятельности образовательного учреждения.

Однако для осуществления преемственности и непрерывности общего образования на региональном уровне можно рекомендовать образовательному учреждению разработать образовательную программу образовательного учреждения, которая бы объединила все три основные общеобразовательные программы с акцентом на определение, описание прежде всего преемственности между ступенями об-разования1. Вместе с тем необходимо еще раз подчеркнуть, что образовательная программа школы не является официальным нормативным документом. Именно в образовательной программе школы может быть специальный отдельный раздел (или самостоятельный документ), который может называться программой развития образовательного учреждения.

1 В образовательную программу школы помимо трех ООП, программы развития, может быть включена программа дополнительного образования детей конкретного образовательного учреждения.

Таким образом, программа развития образовательного учреждения - это принципиальной другой документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, который не имеет обязательного нормативного статуса (исходя из Закона РФ «Об образовании») и может являться составной частью (отдельным разделом) основных общеобразовательных программ ступеней образования. Именно такая программа может задавать инновационный характер деятельности образовательного учреждения и быть формальным документом для внешнего предъявления на различных конкурсах (пример, участие ОУ в Приоритетном Национальном проекте «Образование»).

Процедура разработки такой программы принципиально иная, чем при разработке Основных образовательных программ ступеней образования. Под программой развития понимается «нормативная модель совместной деятельности группы или множества людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему» (Лазарев В.С.). Поэтому программу развития школы можно рассматривать как один из видов проектов - комбинированный, который ставит цели учебного, инновационного, исследовательского, инвестиционного характера и включает в себя соответствующие целям виды деятельности.

Исходя из таких позиций программа развития школы может иметь принципиально другую (отличную от ООП) структуру: анализ факторов, влияющих на состояние и изменение образовательной системы школы; анализ сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений образовательной системы школы; проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы школы; цели и ожидаемые результаты программы развития школы; действия по реализации целей; план-график реализации программы развития школы; проект сметы расходов.

Как правило, программа развития школы ориентирована на определенный сегмент (направление) деятельности образовательного учреждения. В связи с этим программа развития имеет: нежесткий временной отрезок, на который рассчитана программа; явления, события, которые могут существенно повлиять на образовательный процесс школы в этот промежуток времени; к какому результату могут привести эти влияния (положительному или отрицательному, будут ли изменения в целях, структуре, технологиях, кадрах и пр.); что необходимо сделать, чтобы увеличить положительное влияние этих факторов, и как по возможности противодействовать отрицательному.

Для изучения факторов, оказывающих важнейшее влияние на образовательный процесс учреждения, используются такие методики, как PEST-анализ. Для проведения оценки непосредственно образовательной среды школы и ближайшего социума используется технология SWOT-анализа - анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Именно по результатам PEST- и SWOT-анализов разработчики программы развития школы могут ответить на главные

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

11

^от^геориикдрактике_реализациИфгосвторогопоколения

Общая схема соподчинения программных документов в образовательном учреждении

вопросы: какие сильные стороны образовательного процесса школы должны быть усилены еще больше за проектируемый период; какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать; что нужно сделать для сохранения и усиления внешних возможностей; как противостоять внешним угрозам?.

Таким образом, программа развития школы должна стать тем инновационным механизмом, который может помочь ОУ провести модернизацию своей образовательной деятельности. Поэтому, хотя программа развития и является необязательным документом для школы (не имеет официального статуса) ее необходимо образовательным учреждениям рекомендовать для разработки, но для этого необходимо обучение администрации ОУ грамотному проектированию подобных программ.

В предлагаемой статье пойдет речь только об основной образовательной программе начального общего образования.

2. Как написать основную образовательную программу начальной школы

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) - новый (неизвестный пока) вид ОП для образовательного учреждения, но именно она должна стать объектом проектирования, особой заботы для всего педагогического коллектива (а не только педагогов начальной школы), администрации и родительской общественности школы.

На основе примерной ООП НОО образовательное учреждение в соответствии с п. 6, 7 ст. 32 Закона «Об образовании» самостоятельно разрабатывает и принимает рабочую ООП по ступеням школьного образования.

Именно от разработки и принятия ООП на уровне образовательного учреждения на основе ФГОС ОО, а также примерной образовательной программы ступени (правда, пока не очень ясно, сколько таких про-

грамм будет, и кто их должен будет разработать)1 зависит современное качество образования.

В ФГОС НОО п.14 записано: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

2.1. Основные принципы, на которых может быть разработана современная основная образовательная программа ступени школьного образования

Перед началом разработки своей ООП НОО образовательное учреждение должно ответить для себя на главный вопрос: чем должна стать для образовательного учреждения данная программа? По нашей гипотезе ООП может и должна стать не «программой программ» (именно так прочитывается структура ООП в тексте самого Стандарта стр.), а программой действий всех субъектов образовательного процесса определенной ступени школьного образования по достижению качественных результатов современного образования. Именно в этом направлении мы и будем дальше разворачивать наши методические рекомендации.

Для этого обозначим ряд принципиальных позиций по разработке и реализации ООП начального общего образования.

1. Прежде всего, ООП начального общего образования должна опираться на возрастные особенности

1 Основная образовательная программа начального общего образования//«Вести образования» (№16-18, сентябрь-октябрь, 2009)

12

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

младших школьников и планируемые результаты

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка - с более раннего возраста.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:

• смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

• формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

• выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

• эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

• приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

• усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы и должны проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.

2. Целесообразно ООП начальной ступени школьного образования реализовывать в рамках пятидневной учебной недели, предусмотрев возможность шестого дня недели (по желанию родителей), для реализации в субботу (или в другой день недели) дополнительной образовательной программы или внеурочных форм организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.

3. Учебный (образовательный) план образовательного учреждения должен стать механизмом реализации ООП. Для этого при конструировании учебного (образовательного) плана необходимо учитывать основные базовые показатели и соотношения между отдельными частями ООП. Предлагаем в данных рекомендациях один из вариантов структуры объемов учебного и внеучебного времени в ООП НОО и ее обоснование.

Итак, предметная область как раздел ООП НОО должна иметь: обязательную (инвариантную) часть, формируемую в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 2323 часа (от 80 до 70%) от общего нормативного времени, отведенного на учебный процесс вне зависимости от продолжительности учебной недели; вариативную часть - (от 581 до 887 часов в год, что составляет от 20% до 30%) в зависимости от продолжительности учебной недели, которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области или добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Таблица 1

Структура объемов учебного и внеучебного планирования основной образовательной программы НОО

Наименование основных разделов ООП НОО Обязательная учебная часть ООП (80%) Вариативная учебная и внеучебная часть ООП (20%) Максимальная учебная нагрузка обучающегося в год

1 Предметные области Учебная часть ООП Учебная часть ООП

Пятидневная учебная неделя* 2323 (17 часов/неделя) 581 (5 часов/неделя) 2904

Шестидневная учебная неделя 2323 (17 часов/неделя) 887 (8 часов/неделя) 3210

Внеучебная деятельность Внеучебная часть ООП

Пятидневная учебная неделя - 1350 (10 часов/неделя) 4254

Шестидневная учебная неделя - 1350 (10 часов/неделя) 4560

ИТОГО:

Пятидневная учебная неделя 2323 1931 4254

Шестидневная учебная неделя 2323 2237 4560

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

13

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Образовательное учреждение имеет право на распределение часов учебной нагрузки использовать для организации различных видов и форм занятий, как урочных, так и внеурочных. Соотношение разных видов занятий (аудиторных и неаудиторных (внеурочных) образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Важно отметить, что говорить о современном качестве образования, строя образовательный процесс в школе только в урочной форме, не целесообразно. Необходимо также найти место в рабочем учебном плане для такой формы образования как самостоятельная работа учащихся.

Внеучебная образовательная деятельность также относится к вариативной части ООП НОО и может состоять из образовательных модулей в соответствии с видами деятельности обучающихся, которая организуется в различных формах (клубы, студии, секции, кружки, общественно-полезная, социальная практика и т.п.), выбирается самим обучающимся в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой и не входит в максимально допустимую учебную нагрузку. На внеучебные виды деятельности (исследовательскую, проектную, игровую, экскурсионную, театральную, тренинги и т.п.) в соответствии с ФГОС НОО выделяется дополнительно к учебным часам 1350 часов в год, что позволит достаточно широко представить все виды деятельности в основной образовательной программе.

Сверх данного норматива в рамках внеучебной образовательной деятельности по желанию обучающихся и их родителей в ОУ могут реализовываться дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания. Это чрезвычайно важная инновация, впервые создающая условия для развития и укрепления тех черт характера, которые при недостаточном собственном социально-культурном опыте именно в этом возрасте становятся наиболее уязвимыми со стороны опасных воздействий: этнических и религиозных предрассудков.

Таким образом, общая структура основной образовательной программы начального общего образования, объем времени на ее реализацию являются основой для создания рабочего учебного плана конкретного образовательного учреждения.

В связи с тем, что в ФГОС НОО заданы только указанные выше параметры, то это дает нам право дальше действовать более самостоятельно на уровне образовательного учреждения. В связи с этим предлагаем и задаем три типа соотношений этих параметров, которые и должны быть реализованы в учебном плане образовательного учреждения:

- между обязательной и вариативной частью программ учебных курсов, дисциплин, модулей (80/20% соответственно);

- между урочными и внеурочными видами деятельности младших школьников (60/40% соответственно);

- аудиторной нагрузкой (коллективно-распределенной деятельностью) и самостоятельной работой учащихся в рамках (80/20%).

Исходя из ФГОС НОО право распределения часов внутри учебного плана на учебные дисциплины, модули, на классы и по учебным неделям передается непосредственно образовательному учреждению. Представляется, что предлагаемая новая структура учебного плана должна позволить образовательному учреждению эффективнее реализовывать современные образовательные технологии и обеспечивать оплату не только учебных часов, но также и внеучебные, внеурочные виды образовательной деятельности.

4. Необходимо ставить перед ОУ задачу на разработку такой ООП, которая задавала бы новый формат жизни и школьников, и учителей и новый формат управления школой. Надо сделать так, чтобы в основной программе ступени была реализована возможность целостной жизни школьника: она не должна делится на учебу и дополнительное образование, которые являются частями одного целого - рабочего учебного плана образовательного учреждения, именно это и должно быть заложено в ООП. ООП не может быть программой программ (к сожалению, именно так представлена была ООП в самом ФГОС НОО). Наличие в ООП простого перечня отдельных программ: учебных, универсальных действий, духовно-нравственного воспитания, социализации, здорового образа жизни и т.п. не может решить современных задач, стоящих перед школой.

5. Для достижения современного качества образования и эффективного информационного обеспечения реализации ООП НОО необходимо иметь (или создать) информационную среду образовательного учреждения.

Информационная среда как минимум должна включать в себя: программное обеспечение для создания локальной внутренней сети или открытой сети в Интернет; сайт образовательного учреждения, сервер ОУ, аккумулирующий всю необходимую информацию ОУ, электронные (цифровые) образовательные ресурсы, компьютерную технику с беспроводной связью WI-FI.

6. В ОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения данной программы родительской общественности, педагогов других ступеней школьного и дошкольного образования, администрации ОУ, исходя из целей и задачей образовательного учреждения. Разработанная программа может рассматриваться и обсуждаться на педагогическом совете ОУ, должна проходить внешнюю экспертизу с привлечением общественных и иных экспертов и утверждаться коллегиальным органом государственно-общественного управления ОУ (например, Управляющим советом). После утверждения ООП со стороны высшего органа в ОУ она не должна согласовываться, экспертироваться и т.п. со стороны внешних Органов управления образованием. Предметом внешней оценки ООП становится один раз в пять лет в период прохождения ОУ процедуры лицензирования и аккредитации. В соответствии с концепцией Российской системы оценки качества образования Основная образовательная программа становится одним из объектов экспертной оценки именно в период

14

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

лицензирования и аккредитации ОУ1. Так, в Концепции отмечается, что объектами оценки ОСОКО являются: «образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки...»

Необходимо знать и помнить, что расширяя самостоятельность образовательного учреждения в разработке ООП, автоматически увеличивается в несколько раз и ответственность руководства ОУ за ее реализацию.

2.2. Краткая характеристика возможных разделов основной образовательной программы начального общего образования

Необходимо отметить, что обязательными элементами ООП в соответствии со ст.9 п.6 Закона РФ «Об образовании» являются только учебный план и учебные программы отдельных курсов, дисциплин и модулей. Остальные разделы программы определяются и разрабатываются непосредственно образовательным учреждением с использованием примерной основной образовательной программы начального общего образования1 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тексте ФГОС НОО (раздел 3 п.16) расширяется перечень отдельных элементов ООП:

«основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Предлагаем в данных рекомендациях такие разделы ООП, которые смогут помочь образовательному учреждению достичь тех целей, которые ставятся

1 Концепция общероссийской оценки качества образования// Версия 02.02.08. Вторая редакция.

2 На момент создания данных методических рекомендаций примерной образовательной программы начального общего образования не существовала. Хорошо бы определиться прежде всего с термином «примерная» (что можно, где «граница» примерности в ООП)

перед современной начальной школы, а также дадим им краткую характеристику и рекомендации по их разработке.

В первом разделе ООП предлагаем описать цели и задачи ступени школьного образования именно так, как видит эти цели и задачи конкретное образовательное учреждение. Однако данный раздел должен создаваться на основе целей начального образования, заложенных в ФГОС НОО. С учетом местных особенностей образовательное учреждение вправе самостоятельно к заданным целям добавить собственные цели, которые формулируются под запрос родителей конкретного образовательного учреждения. Цели ООП разрабатываются рабочей группой по созданию программы на основе социального местного (регионального) заказа и профессиональных возможностей педагогов, далее проходят общественное обсуждение в общешкольном коллективе до начала проектирования ООП, т.к. от обозначенных целей будет зависеть все остальное содержание ООП.

Задачи необходимо рассматривать как условия достижения конкретных целей. Отсюда образовательное учреждение должно сформулировать задачи достижения целей так, чтобы было понятно, какие условия необходимо создать разным субъектам образовательного процесса. Фактически через задачи ООП НОО должна быть направлена на системные изменения способа существования конкретного образовательного учреждения, а не на частные задачи в преподавании отдельных учебных дисциплин. ООП должна стать не набором отдельных программ, а программой действий по системным изменениям, прежде всего в условиях достижения конечных результатов образования по итогам ступени. Однако необходимо отметить, что, задавая цели начального образования, формулируя условия их достижения, необходимо оставить (сохранить) свободу выбора вариативных путей достижения этих целей как детям, так и педагогам. Целесообразно для формулировки задач реализации ООП изучить условия и возможности конкретного учреждения, определить место и роль каждого субъекта в данной программе действий. По итогам такого изучения необходим специальный проектный семинар по описанию задач достижения целей.

Второй раздел целесообразно посвятить описанию планируемых результатов начального образования и здесь же системе оценки их достижения в ОУ. Необходимо отметить, что в новом ФГОС НОО результат образования имеет три составляющих: предметные результаты, метапредметные результаты (универсальные учебные действия или ключевые компетентности), личностные результаты (набор качеств личности или наличие социального опыта). Фактически, это близкие вещи (универсальные учебные действия и ключевые компетентности; набор качеств личности и социальный опыт учащихся). Главное их правильно интерпретировать и расставить акценты. Вот для этого и должен быть специальный раздел в ООП. Что важно не упустить при описании планируемых результатов? Важно образовательные результаты описать технологически: индикаторы, показатели, способы и формы их оценивания, а также с указанием

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

15

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

динамики их формирования (прежде всего это касается универсальных действий или ключевых компетентностей). Особое место в этом разделе должно быть уделено формам сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося.

Третий раздел может быть посвящен основным видам деятельности школьников в соответствии с возрастными возможностями детей. Раздел крайне важный, так как описывает разные виды деятельности школьников на ступени образования, которые должны найти свое место, как в урочной, так и во внеурочной жизни школы. Необходимо определить их соотношение между собой и их роль на каждом шаге начального образования. Наличие в ООП разных видов деятельности школьников должно изменить и подход к составлению урочных и внеурочных занятий в образовательном учреждении. Для реализации этой идеи необходим переход на динамическое, нелинейное расписание занятий в ОУ.

Четвертый раздел целесообразно посвятить задачам детей и педагогов для достижения поставленных целей. Принципиально важно разделить задачи, которые в ходе образования должны решать младшие школьники и педагоги. Набор тех или иных задач должен определяться той образовательной системой, которая положена в основу (фундамент) проектирования ООП НОО. Именно через набор детских и взрослых задач могут определяться и прогнозироваться конечные результаты начального образования. Фактически с помощью этих задач может проектироваться новый способ жизни школы, который описывается ключевыми словами «самостоятельность, инициатива и ответственность детского и педагогического коллективов образовательного учреждения».

Данный раздел программы может стать предметом специальной экспертной оценки при аккредитации (при оценке качества ООП).

Пятый раздел может быть посвящен описанию основных этапов реализации образовательной программы. Впервые образовательная программа в школе может быть построена в соответствии с возрастными особенностями и возможностями младших школьников. Давно уже в психолого-педагогической науке изучены и обозначены внутри младшего школьного возраста переходные и стабильные периоды развития личности ребенка: первый образовательный переход (детский сад-школа) первая четверть 1 класс; более менее стабильный период (вторая четверть 1 класса - первое полугодие 4 класса); второй образовательный переход (четвертая четверть 4 класс - 5 класс). Следовательно, предлагается построить ООП с учетом этих трех этапов становления личности младшего школьника, описав специфику и набор педагогических действий для каждого из них.

Данный раздел может проектироваться силами методического объединения учителей начальных классов с привлечением школьных психологов. Целесообразно и учебный план школы также проектировать отдельно для каждого из трех этапов.

Соотношение учебной и других видов деятельности на этих этапах должны иметь также разные показатели.

Шестой раздел может быть посвящен организации образовательного процесса с выделением основ-

ных этапов (фаз) построения учебного года, в отличие от четвертого раздела, который был посвящен этапам построения всей ступени образования.

К сожалению, образовательный процесс в учебном году до сих пор в большинстве школ РФ строится как равномерное поступательное движение от 1 сентября к 25 маю. Сегодняшняя задача - сделать образовательный процесс ритмичным. Необходимы в учебном году определенные образовательные ритмы. Такие ритмы могут задать специально выделенные нами фазы учебного года (фаза «запуска», фаза постановки и решения учебных задач и рефлексивная фаза). Сами фазы задаются самой теорией деятельности, которая переложена на педагогический язык как определенная образовательная технология, используемую каждым педагогом, работающим в начальных классах конкретного образовательного учреждения. Именно эта технология и есть способ удержания единого образовательного пространства внутри не только ОУ, но и всей образовательной системы, которая реализуется в школе. Собственное творчество педагог реализует через индивидуальную педагогическую технику. Задав общий абрис технологии в ООП, педагогический коллектив может решить общие задачи по достижению качественного результата образования.

Включения каждого учителя от физической культуры до русского языка в общую образовательную технологию требует серьезных внутренних семинаров в образовательном учреждении.

В этом же разделе в каждой фазе учебного года целесообразно описать возможные формы организации образовательного процесса и типы занятий в ОУ. Одна из самых болезненных тем в образовании - это сохранение в школе «предметоцентризма» и классно-урочной системы. В связи с этим предлагается в основной образовательной программе задать принципиально другую логику развертывания содержания образования. Например, через основные предметные линии1 (письма, высказывания, точки зрения, художественной формы, измерения, экспериментирования, представления результатов деятельности и др.) и разнообразные виды практик.

Седьмой раздел посвящен теперь общей характеристики содержания образования на конкретной ступени школьного образования. В связи с тем, что непосредственно текст ФГОС ОО не содержит минимального содержания образования («фундаментальное ядро» содержания образования потеряло статус нормативного документа и носит исключительно рекомендательный характер), то необходимо ОУ в ООП (используя рекомендательное «фундаментальное ядро», примерные учебные программы) описать основные общие характеристики и подходы к отбору содержания образования для достижения поставленных целей, а также выделить ключевое содержание по предметным областям учебного плана.

1 Предметная линия - это совместный поиск и рефлексия способов действия в рамках урока.

Практики - это совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий на специально организованных занятиях

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Восьмой раздел связан с рабочим учебным планом образовательного учреждения и должен содержать подробную пояснительную записку и сам учебный план ступени.

Учебный (образовательный) план в соответствии с данными рекомендациями должен определять:

• перечень предметных областей: филологию, математику, окружающий мир; искусство и культуру; здоровье и технологию;

• перечень учебных курсов, в том числе - интегративных (включая указание на форму интеграции информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебные курсы) и образовательных модулей по выбору образовательного учреждения, входящих в предметные области Стандарта; при этом для каждого курса модуля указывается, в какие области он входит, и время, планируемое на его усвоение учащимися: урочное (аудиторное), внеурочное (внеаудиторно) и время на выполнения домашних заданий;

• перечень учебных курсов, в том числе интегративных и образовательных модулей, предоставляемых ОУ по выбору семьи, как в рамках предметных областей Стандарта, так и за их пределами;

• перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся. Внеучебная образовательная деятельность составляет не менее 40% от обязательной части ООП НОО;

• соотношение между обязательной (инвариатив-ной) частью, формируемую в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область, которая предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области иди добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

• индивидуальные и групповые внеурочные (внеаудиторные) занятия обучающихся до 20% объема времени, отведенного на предметную область;

• учебные, интегративные курсы (дисциплин), образовательных модулей за пределами обязательной части ООП НОО до 10% от общей предельно допустимой учебной нагрузки учащихся при шестидневной учебной недели (кроме первого класса);

• максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Общая структура учебного (образовательного) плана в соответствии с ФГОС может иметь следующие разделы:

1 раздел: обязательный (инвариантный) компонент учебного плана должен состоять из двух подразделов:

1.1 В этом разделе указывается перечень предметных областей. В каждой предметной области

указывается набор учебных курсов, интегративных и предметных образовательных модулей. Внутри каждого учебного курса, модуля указывается количество часов аудиторной и внеаудиторной нагрузки.

1.2 В этом разделе указываются обязательные внеурочные индивидуальные и групповые занятия, а также часы тьюторского сопровождение самостоятельной работы учащихся.

2 раздел: вариативный компонент предметных областей состоит из учебных курсов, образовательных модулей по выбору образовательного учреждения в соответствии с концепцией образовательной системы. Часы так же, как и в первом разделе плана, указываются отдельно для аудиторной и внеаудиторной работы.

3 раздел: вариативный компонент за пределами предметных областей. Этот раздел используется во 2-4-х классах начальной школы, которые выбирают вариант шестидневной учебной недели.

4 раздел: внеучебная образовательная деятельность. В этом разделе указываются разные виды образовательной деятельности учащихся за пределами предельно допустимой нагрузки учащихся. Эти виды деятельности могут быть организованы как в первой, так и во второй половине дня. Данные занятия проводятся по выбору учащихся.

Образовательное учреждение имеет право на самостоятельное распределение часов, отведенных на внеучебные виды деятельности и внеаудиторную нагрузку (включая индивидуальные, групповые внеурочные занятия, проекты и практики) в рамках предметных областей: как внутри одной, так и между предметными областями.

Продолжительность учебной недели определяется образовательным учреждением самостоятельно, кроме первого класса, в котором установлена пятидневная учебная неделя в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Здесь же, в это разделе, целесообразно, как приложение к ООП, иметь план-сетку распределения видов занятий и количество часов учебного плана по недельно и по классам. На основе этого плана-сетки диспетчер образовательного процесса должен и составлять расписание всех учебных и внеучебных занятий.

Девятый раздел посвящен условиям реализации ООП. В этом разделе описывается: кадровое, финансовое, учебно-методическое, информационно-техническое, правовое (перечень локальных нормативноправовых документов ОУ) обеспечение реализации ООП не вообще, конкретного образовательного учреждения.

Важным в ООП является и десятый раздел, в котором описывается мониторинг качества реализации основной образовательной программы начального образования. Именно в соответствии с этим мониторингом идет внешняя и внутренняя оценка деятельности всех субъектов образовательного процесса. Цель мониторинга должна быть направлена на повышение устойчивого эффективного и качественного начального образования. На основе заложенных показателей мониторинга должно идти начисление и стимулиру-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

17

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ющей части заработной платы педагогов, и их аттестация. Для проведения такого мониторинга целесообразно создать специальное Положение о школьной системе оценки качества и школьная лаборатория (название условное) внутренней оценки качества образования в ОУ. В эту «лабораторию» могут войти некоторые педагоги, способные к такой деятельности, представители науки и общественности (в лице родителей, работодателей и т.п.).

Заключительным разделом ООП (одиннадцатый) является набор рабочих учебных программ, учебных курсов, модулей и т.п., а также программ внеучебной деятельности.

2.3. Общий порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ

Рабочая программа учебного предмета (модуля) - это совокупность учебно-методической документации (пояснительная записка, календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности учащихся, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса), которая самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением на основе базисного учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования школы и отражающий пути реализации содержания учебного предмета

На основе принятой основной образовательной программамы, учебного плана общеобразовательного учреждения и примерных (авторских) учебных программ, учителем составляется рабочая учебная программа.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (предметным, компетентностным (универсальным учебным действиям), личностным), а также основных положений ООП.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны содержать:

• пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

• общую характеристику учебного предмета, курса;

• описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

• описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

• личностные, метапредметные (компетентност-ные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

• содержание учебного предмета, курса;

• тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

• описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

В титульном листе рабочей учебной программы указывается: полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа; наименование учебного предмета (курса); указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования; срок реализации данной программы; указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа; ф.и.о. учителя, составившего данную рабочую учебную программу.

В пояснительной записке, как правило, содержатся цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся, отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, сроки реализации рабочей учебной программы, формы и методы, технологии обучения, используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе, обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Возможные варианты использования и оформления учителем рабочих программ:

1. Использование примерной программы, примерной программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы: пояснительная записка с указанием внесенных изменений, с указанием учебника, учебных пособий, которые используются для реализации данной программы; учебно-тематическое планирование;

2. Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника);

3. Использование авторской программы с внесенными изменениями. В этом случае необходимы пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, и учебно-тематическое планирование.

4. Авторская программа учителя. Целесообразно для инновационных программ (позволяющих получать качественно новый результат) организовать рецензирование - внутреннюю и внешнюю экспертизу.

Разработанные учителем рабочие учебные программы должны рассматриваться на заседании методического объединения учителей школы (научнометодического Совета ОУ). Школьное методическое объединение учителей (научно-методический Совет (НМС) после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке учебных программ. Решение

18

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) от Международной Ассоциации «Развивающее обучение», Открытого института «Развивающее образование», соответствующих (профильных) кафедр учреждений высшего профессионального образования, Института повышения квалификации педагогов по заявке руководителя образовательного учреждения. После чего при положительном решении рабочие учебные программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету (курсу). На всех рабочих учебных программах ука-

зывается дата их принятия на заседании школьного методобъединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее 31 августа текущего учебного года.

Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр передается учителю для осуществления учебного процесса.

Администрацией общеобразовательного учреждения ведется периодический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ.

В работе представлен опыт МОУ лицея № 109 г. Екатеринбурга по организации образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности.

Аюбашева Светлана Ивановна

зам. директора по НМР МОУ Лицея № 109, Давыдова Наталья Николаевна начальник отдела инновационных проектов УРО РАО Ивонин Андрей Олегович директор МОУ Лицея № 109 г. Екатеринбург

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Способствует ли организация образовательного процесса на основе проетно-исследовательских форм обучения развитию познавательных способностей учащихся?

Ключевые слова: индивидуализированные формы обучения, проектно-исследовательские формы обучения, система универсальных знаний учащихся начальной школы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [2]. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования [1].

Особую актуальность в образовании с конца 20 века приобретает проблема обучения детей с повышенными интеллектуальными и творческими способностями, т. е., детей с общей умственной одаренностью [6, 7]. Вместе с тем, нельзя не считаться с тем фактом, что около 30 % учащихся за время обучения в начальной школе снижают свои исходные показатели творческого развития [8]..

Реализуемая в настоящее время в МОУ лицее № 109 г. Екатеринбурга -члена сети инновационно-активных школ академической площадки УрО РАО, модель

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.