The characteristics of presentation of the published results of the
research activity
Different types of the published results of the research activity are viewed in the article, the author gives the definitions of the concepts of each type, their structure and the orders to the presentation.
Key words: presentation of the results of the research activity, published results of the research activity, booklets, thesis, articles, monographs, textbooks, manual, methodical recommendations.
Коренные преобразования в обществе вызвали возникновение новых предпосылок для обновления системы российского образования: внедрение нового содержания образования, новых технологий научно-исследовательской деятельности, укрепление связей вузов с разными научными отраслями и др. Сложившаяся ситуация влечет за собой необходимость овладения профессорско-преподавательским составом технологией представления результатов исследовательской деятельности в том виде, который принят научным сообществом.
В большинстве случаев ученые подразделяют представление результатов исследования на два вида - неопубликованные и опубликованные [6;10; 13] или квалификационные и научно-исследовательские [5, с. 68; 9].
К неопубликованным (квалификационным) результатам исследования относятся: рукописные работы (то есть, распечатанные тиражом в 1-5 экземпляров), которые должны подтвердить определенную квалификацию исследователя: работы школьников (реферативные, исследовательские работы и т.д.); курсовые, выпускные квалификационные и дипломные работы студентов; диссертации - магистерские, кандидатские и докторские; отчеты о проделанной исследовательской работе и т.д. По существу, это зачеты, которые надо сдать, подчиняясь определенным правилам, чтобы получить право на дальнейшие исследования. Кроме того, студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получают документ, удостоверяющий уровень их компетентности.
Представление научно-исследовательских (опубликованных) результатов осуществляется в соответствии с определёнными стандартами и выражено в следующих формах: брошюры, тезисы докладов и выступлений, статьи, монографии, рефераты (как самостоятельные научные исследования), учебники, учебные пособия, методические рекомендации и программы учебных курсов и т.д. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура той или иной формы опубликованного результата исследования.
Отличие опубликованных работ от неопубликованных состоит в том, что их может прочесть значительно больше людей. Кроме того, они сохраняются в научных библиотеках веками, иначе говоря, доступны не только здесь и сейчас, но будут доступными и впредь, причем где угодно. Современные средства связи и информационные технологии позволяют получить любое научное издание, разрешенное для всеобщего доступа едва ли не мгновенно [10, с. 26].
Наиболее часто результаты научных исследований представляются в виде публикации брошюр, тезисов докладов и выступлений, статей, монографий, рефератов (как самостоятельных научных исследований), учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и программ учебных курсов и т.д.
Брошюра - многостраничное печатное издание небольшого объёма в форме книжки с мягкой обложкой, обычно издаваемое без переплёта. Брошюра имеет
значительный объем, и состоит из множества листов, скрепленных (сброшюрованных) между собой. Количество страниц в брошюре обычно колеблется в пределах от 4 до 48. Кроме текста на брошюрах принято размещать логотипы, иллюстрации, фотографии и т.д. [2]. В виде брошюр могут быть представлены:
- авторефераты диссертаций - научные издания, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени;
- методические материалы - издания, отражающие методическое обеспечение процесса исследования (материалы методик и диагностик, инструкционные материалы, памятки, дневники исследования, опытные материалы, различного плана конспекты, технические паспорта и т.д.);
- информационные материалы - издания, в которых 1) размещена информация о различных научных мероприятиях, их участниках и резолюциях, являющихся результатом проведения данных мероприятий (круглые столы, заседания научных коллективов, научные семинары, семинары-практикумы, конференции и т.д.); 2) содержатся каталоги тем диссертационных исследований, защищённых в определенный период по конкретным специальностям;
- рекламно-информационные материалы - брошюры, вместившие в себя информацию о событиях, предстоящих в научном мире (ассамблеях, конференциях, симпозиумах, форумах и т.д.), организаторах и спонсорах названных мероприятий, требованиях к содержанию работ, которые должны быть выставлены для участия (статьям, тезисам, материалам исследовательских проектов) и краткие рекомендации к их оформлению; в брошюрах подобного вида могут быть размещены материалы биографий и географии участников, перечень их достижений, фото, рисунки и т.д.).
Распространенным видом публикаций являются тезисы докладов и выступлений -изложенные в краткой форме оригинальные научные идеи по выбранной соискателем теме.
Главное требование, предъявляемое к тезисам - краткость. Объем представляемых к публикации тезисов составляет, как правило, 2-5 страниц распечатанного на компьютере текста (на стандартных листах формата А 4, кегль 14). Второе требование -информативность. Для наглядности тезисы могут быть снабжены цифровыми материалами, графиками, таблицами. Основные положения исследования должны излагаться четко и лаконично [4].
В тезисах отсутствуют вступительная часть, описание методик исследовательской работы, список литературы, хотя в тексте ссылки на литературу могут присутствовать. Представляются только основные (не второстепенные) результаты работы.
Более распространенным видом опубликованного представления результатов исследования является статья.
Научная статья - научное сообщение небольшого объёма (около 8-10 страниц печатного текста с минимальным количеством графического материала), публикуемое в журнале или сборнике трудов, в котором излагаются материалы о состоянии научно-исследовательской работы. Эта форма научного произведения и представления результатов исследования позволяет вовлечь огромный массив эмпирических данных в научный оборот [10, с. 26].
Научная статья всегда представляет законченное и логически цельное произведение, раскрывает наиболее значимые результаты, полученные соискателем,
требующие развернутого изложения и аргументации и выстраивается с учетом ряда требований:
- название статьи должно отражать основную идею ее содержания;
- после названия статьи обязательно указываются инициалы и фамилия автора, город, место работы;
- библиография, цитирование, графики и другой иллюстративный материал следует оформлять по тем же правилам, что и в тексте диссертации;
- статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами.
Объем научной статьи, должен составлять, как правило, не менее 0,35 авторского
листа (14 000 печатных знаков, включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и другие), что соответствует 8 страницам текста, напечатанного через 2 интервала между строками (5,5 страниц в случае печати через 1,5 интервала). Научная статья включает следующие элементы: аннотацию; фамилию и инициалы автора (авторов) статьи, ее название; введение; основную часть, включающую графики и другой иллюстративный материал (при их наличии); заключение, завершаемое четко сформулированными выводами; список цитированных источников.
Дополнительно в структуру статьи могут быть также включены: индекс УДК; перечень принятых обозначений и сокращений; аннотация на английском языке. Название статьи должно отражать основную идею выполненного исследования, быть по возможности кратким, содержать ключевые слова, позволяющие индексировать данную статью [8, с. 129].
Монография (от греч. monos - один, единственный + qrafo - пишу) - научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой [13, с. 103].
Монография - вид научной работы, непосредственно сопряженный с написанием диссертации может создаваться как для соискателя докторской степени, так и для кандидата наук (во втором случае соискатель может привлекать соавторов к написанию указанной работы). По своей сути монография - это 80% диссертационной работы, представленной в форме систематизированного изложения важнейших данных научно-исследовательской работы; это своего рода публикация научных результатов диссертации. Объем монографии, как правило, бывает от 3-5 авторских листов и более [4].
Как правило, создание монографии ведется параллельно с написанием диссертационной работы квалифицированными исполнителями - кандидатами и докторами наук (зачастую несколькими специалистами).
В библиотечной науке термин «монография» обозначает любую несерийную публикацию, состоящую из одного или нескольких томов (ограниченного их количества). И именно это отличает её от серийных публикаций, таких как газеты или журналы.
Монография является более зрелым и законченным научным произведением, чем кандидатская диссертация. К тому же, более редким. Найти монографии можно в публичных научных библиотеках [7].
Результаты диссертационного исследования могут быть опубликованы в виде учебника и учебного пособия.
Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. В отличие от перечисленных выше видов
публикаций, учебник не может сводиться к изложению содержания только диссертационного исследования. Это масштабная работа, в которой должно достигаться полное раскрытие вопросов программы учебной дисциплины [4].
По отношению к учебной дисциплине учебник является базовым изданием, а все другие - либо конкретизируют, либо дополняют, либо развивают те положения, которые в него включены. Учебник - это ядро, вокруг которого формируется комплекс учебных изданий.
В учебнике должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами ГОСТа. Эти единицы устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Учебник одновременно содержит характеристику знаний и раскрывает методические аспекты их получения.
Содержание учебника должно отражать определенную систему научно-предметных знаний, составляющих ядро сведений по данной отрасли (разделу) науки или сферы деятельности, необходимых и достаточных для овладения профессией и применения в конкретной области и отвечать принципам гуманитаризации, научности, целостности картины мира, культуросообразности, непрерывного общего развития каждой личности и т.д.
В дополнение к существующим учебникам обычно выпускается учебное пособие -учебное издание, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области, предназначенное для обучения студентов и учащихся, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник [13, с. 103].
Однако учебное пособие может временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения ГОСТа по специальности и появления в учебных планах новой дисциплины, по которой пока не создан учебник.
Среди видов учебных пособий различают: курсы лекций или конспекты лекций; учебные пособия по части курса (частично освещающие курс); учебные пособия по новым или элективным курсам; учебные пособия к спецкурсам; учебные пособия для лабораторно-практических занятий; учебные пособия по курсовому и дипломному проектированию и др.
Отличительной особенностью учебного пособия, адресованного учащимся школ или студентам колледжей и вузов, является доступность учебного материала для самостоятельной работы обучающихся.
Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государственного образовательного стандарта, а также программой учебной дисциплины, для изучения которой оно подготовлено. Объем учебного пособия (учебника) должен быть соизмерим с ролью и местом дисциплины в учебном плане и соответствовать времени, отводимому на ее изучение.
Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике [12].
В учебное пособие могут быть включены спорные проблемы, продемонстрированы разные точки зрения на проблему. Читательский адрес пособия уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего
усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике [1].
Требования к оформлению и содержанию учебников и учебных пособий регламентируются требованиями СТП 12 570-2006 - Общие требования к текстовым, графическим и программным документам [11].
Основные результаты исследований могут отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме.
Методические рекомендации - издание, составленное по материалам исследования, оформленное в виде советов о том, как эффективнее использовать его результаты при решении психолого-педагогических задач. Они, как правило, адресованы определенной категории потребителей и поэтому учитывают их специфику [4].
В структуру методических рекомендаций принято включать:
- введение, где читатель подготавливается к знакомству с конкретным методическим материалом и где указывается предполагаемый пользователь методической разработки;
- основная часть, где детально раскрываются предлагаемые методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов в том или ином виде деятельности;
- заключение, где делаются выводы по изложенному материалу;
- список источников, содержащий источники, на основании которых написаны методические рекомендации (архивные, библиографические, электронные и т.д.).
Опубликованные методические рекомендации должны соответствовать определенным требованиям:
- раскрывать новые методические приемы, формы и методы организации учебной, производственной или любой другой деятельности;
- подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками;
- язык данного вида публикации должен быть доступным для того пользователя, которому он предназначен - учителя, экономиста, инженера, руководителя предприятия, научного работника, преподавателя вуза и т.д.;
- иностранные и малоизвестные научные термины должны быть объяснены в сносках или в специальном словаре терминов и понятий [1].
В настоящее время соискатели ученых степеней (особенно по гуманитарным специальностям) довольно часто разрабатывают, апробируют и публикуют в виде отдельных брошюр оригинальные программы тех или иных учебных курсов или спецкурсов.
Программа учебного курса, спецкурса может иметь следующие разделы:
- предисловие или введение, в котором разъясняется суть программы, основные ее разделы и направленность пользователям;
- основная часть, раскрывающая основные положения учебного курса или спецкурса;
- основная и дополнительная литература, компьютерные программы или другие необходимые для более качественного усвоения программных знаний пособия и источники по каждому разделу программы или по программе в целом.
В свете современных образовательных реформ требования к оформлению программ учебных курсов или спецкурсов постоянно меняются, и как, правило, устанавливаются образовательным учреждением, на базе которого они разработаны и реализуются.
Кроме охарактеризованных выше видов опубликованных работ, существуют работы, «приравненные к опубликованным» [3, с. 6]. Перечень работ данного типа составляют:
- депонированные в учреждениях государственной системы научно-технической информации рукописи работ, аннотированные в научных журналах (депонированная научная разработка осуществляется тогда, когда исследователь заинтересован в быстром издании труда и освещает важные, но частные вопросы, издание которых большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов);
- диплом на открытие - документ, который выдается на имя автора (и соавторов) и удостоверяет признание: выявленных закономерностей, свойств и явлений материального; мира открытием, приоритет открытия и авторство на открытие и т.д.;
- патент на изобретение - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца;
- патент на промышленный образец - охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет художественно-конструкторского решения изделия, определяющего его внешний вид. Данным документом охраняется зрительное восприятие изделия, рациональность его формы, художественно-информационная выразительность, целостность композиции, эргономичность выполнения;
- препринты - научные издания, содержащие материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены;
- свидетельство на полезную модель - документ, удостоверяющий права автора на полезную модель (полезная модель представляет сходный с изобретением нематериальный объект интеллектуальных прав (техническое решение), относящийся к устройству).
В дополнение к перечисленным, к работам указанного типа можно добавить алгоритмы, включенные в Государственный фонд алгоритмов и программ и по которым проведена соответствующая экспертиза на новизну; информационные карты на новые материалы, включенные в государственный банк данных и др.
Таким образом, представление результатов исследовательской деятельности, согласно нормам и правилам научного сообщества, возможно осуществить в самых разных видах. Однако, все виды представления результатов данной деятельности можно разделить на две большие группы:
- неопубликованные (квалификационные) результаты исследования - рукописные работы (то есть, распечатанные тиражом в 1-5 экземпляров), которые должны подтвердить определенную квалификацию исследователя: работы школьников (реферативные, исследовательские работы и т.д.); курсовые, выпускные квалификационные и дипломные работы студентов; диссертации - магистерские, кандидатские и докторские; отчеты о проделанной исследовательской работе и т.д.;
- научно-исследовательские (опубликованные) результаты - брошюры, тезисы докладов и выступлений, статьи, монографии, рефераты (как самостоятельные научные исследования), учебники, учебные пособия, методические рекомендации и программы учебных курсов и т.д.
Отличительная особенность опубликованных работ от неопубликованных состоит в том, что их может прочесть значительно больше людей. Кроме того, они сохраняются в научных библиотеках веками, и доступны везде и впредь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий [Текст] : учебник / С.Г. Антонова [и др.]. - М. : Изд-во МГУП, 2002. - 468 с.
2. Брошюры [Электронный ресурс] // Ава Принт : [web-сайт]. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.ava-print.ru/broshury.html.
3. Бюллетень ВАК России. - 1995. - № 1. - С. 6 [Интернет ресурс]. - Режим доступа: http://www.documents-download.com/ebook.
4. Волков, Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление [Текст] : практ. пособие / Ю.Г. Волков ; под ред. Н.И. Загузова. - Изд. 2-е, испр., доп. - М. : Гардарики, 2005. - 185 с.
5. Гурвич, Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций [Текст] / Е.М. Гурвич // Развитие исследовательской деятельности учащихся : метод. сб. - М. : Народное образование, 2001.
6. Ипполитова, Н.В. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие / Ипполитова Н.В., Стерхова Н.С. ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, Каргапольский филиал, 2011. - 209 с.
7. Монографии, диссертации, авторефераты как источники научной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.u4isna5.ru/index.php/konspektlekcii/38-putvnauku/153-putvnauku210.
8. Научное исследование в педагогике [Текст] : слов.-справ. / сост. Н.В. Ипполитова, Л.В. Парунина, Н.С. Стерхова ; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2011. - 161с.
9. Нестерова, Н. Методология эмпирических исследований в психологии [Электронный ресурс] / Н. Нестерова // Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учебник для вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2003. - 319 с.: ил. - Режим доступа: http://nesterova.on.ufanet.ru/druiinin/0062.htm.
10. Нинбург, Е.А. Технология научного исследования [Текст] : метод. рекомендации / Е.А. Нинбург. - М. : Лев Толстой, 2006. - 28 с.
11. СТП 12 570-2006 - Общие требования к текстовым, графическим и программным документам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demontag5.ru/7414-gost-2.105-95-edinaia-sistema-konstruktorskoii.html.
12. Учебник, учебное пособие или курс лекций [Электронный ресурс] // Бийский технологический институт : [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/textbook.shtml.
13. Федотова, Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Текст] : учеб. пособие / авт.-сост. Г.А. Федотова ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 112 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА
УДК 811
М.В. Копырина, Э.Т. Шаджыков, г. Шадринск
Сопоставительный анализ фонетических систем английского, французского и туркменского языков
Статья посвящена описанию фонетических систем английского, французского и туркменского языков. Согласные и гласные звуки исследуемых языков представлены в виде сводных таблиц, облегчающих их сопоставление. Сформулированы методические рекомендации по обучению туркменских учащихся английскому и французскому произношению.
Английский язык, французский язык, туркменский язык, гласные звуки, согласные звуки.
M. V. Kopyrina, E.T. Shadjikov, Shadrinsk
Contrastive analysis of phonological systems: English, French, and Turkmen
languages
The article is devoted to the description of the phonetic English, French, and Turkmen languages. Consonants and vowels studied languages are represented in the form of summary tables that facilitate their comparison. Are formulated methodical recommendations on training of Turkmen students of English and French pronunciation.
Keywords: English language, French language, Turkmen language, the vowel sounds, consonant sounds.
Каждый язык располагает определенным ограниченным числом звуков, из которых состоят все слова данного языка. Звуки произносятся в речи, а буквы служат для изображения звуков на письме. Звуковой состав языка постоянно подвергается изменениям, тогда как буквенное изображение слов изменяется чрезвычайно медленно, поэтому буквенный состав слова лишь условно отражает его звучание.
Роль фонетики в обучении иностранному языку велика, ведь первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков является одной из основных задач начального этапа обучения. Если не уделять произношению должного внимания, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, в дальнейшем человек не сможет правильно интонировать свою речь, переучиваться впоследствии будет очень сложно, а звучание речи будет не иностранным. Кроме того, правильность произношения влияет на смысл высказывания. Например, в английском языке, долгота и краткость гласных, звонкость и оглушение согласных имеет смыслоразличительное значение: ship - sheep, send - sent, bed - bet и т.д.
Для того чтобы точно обозначить звуковой состав слова и тем самым облегчить овладение произношением иностранного языка, пользуются так называемой фонетической транскрипцией, то есть такой системой условных графических обозначений, в которой