П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 37.01
А.А. Харькова
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ», ЕЁ СТРУКТУРА И СУЩЕСТВУЮЩИЕ УРОВНИ
Представленная статья посвящена рассмотрению понятия «познавательная активность». Дана аналитическая характеристика понятия, представлена её структура и существующие уровни.
Ключевые слова: активность, активное обучение, активные методы, познавательная активность, познавательная самостоятельность.
Одной из главных педагогических задач является развитие познавательной активности у младших школьников. На сегодняшний день учащиеся получают только предметные знания, которые не позволяют им выйти за пределы учебных ситуаций. В связи с этим, перед школой стоит задача развития творческой, разносторонне развитой личности. В свою же очередь, развитие творчества не может происходить без познавательной активности. Так же познавательная активность тесно связана с понятием «активность» [1].
В ходе рассмотрения понятия «активность» мы придерживаемся определения, данное Г.И. Щукиной, которая указывает, что активность - это принадлежность человека, то есть субъекта деятельности, и выражает не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, активность влияет на процесс целеполагания, на осознание мотивации и спо-
© А.А. Харькова, 2014.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2014. №1(28).
собов деятельности. Уровень проявления активности в обучении зависит от уровня развития познавательной активности человека [5].
Понятие «познавательная активность» глубоко изучала Т.И. Шамова и в своих исследованиях выделила, а также раскрыла уровни данной активности [4]:
1) воспроизводящая активность, характеризуется тем, что учащиеся должны понять, запомнить и уметь воспроизвести полученные знания. Они должны овладеть способами применения полученных знаний по данному учителю образцу;
2) интерпретирующая активность предполагает способность учеников выявлять смысл, проникать в сущность явления на основе уже имеющихся знаний. Каждому учащемуся должно быть свойственно стремление познать существующие или выстроить неизвестные ранее связи между явлениями и событиями. Учащиеся ищут способы применения знаний в новых ситуациях, основываясь на привычных образцах;
3) творческая активность предполагает не только проникновение в природу связей между явлениями, но и попытку самостоятельно найти новый, не знакомый ранее, способ построения причинно-следственных зависимостей, связей.
Представленная систематизация уровней познавательной активности является общепринятой. Развивать познавательную активность у учащихся необходимо поэтапно, и это является существенным подходом к повышению эффективности обучения.
Теоретический анализ указанной проблемы, а также педагогический опыт убеждают, что наиболее эффективным решением является использование «активного обучения». Именно с помощью такого обучения младшие школьники смогут выразить своё индивидуальное «Я». По мнению А. Вербицкого, активное обучение является переходом от алгоритмизированных форм и методов организации учебного процесса к развивающим, поисковым, проблемным, которые направлены на развитие познавательной активности и мотивов [2].
В свою очередь М. Новик выделяет особенности активного обучения [2]:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Таким образом, в активном обучении целесообразно использовать активные методы. Под активными методами обучения понимаются методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Согласно Кукушину В.С. активные методы появились в связи с возникновением в обучении новых задач. Их возникновение можно объяснить бурным развитием информации. Если раньше знания, которые получали в школе, могли служить человеку долго, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто только лишь путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности [2].
Проблема развития познавательной активности чрезвычайно широка и многогранна и получила многоплановое освещение в трудах таких учёных педагогов: Л.В. Занков, М.Н. Скат-кин, К.Д. Ушинский и др. и психологов: Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.
Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время нет единого подхода к определению понятия «познавательная активность». Изучив педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности, были выявлены два подхода к определению активности. Первый характеризуется пониманием активности как качества деятельности, второй - как совокупности неких черт личности [1]. На основе этого анализа, мы пришли к выводу, что познавательная активность - это постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для ребёнка, результата.
Рассмотрением познавательной активности занималась Т.И. Шамова, которая выделила в её структуре пять компонентов [4]:
1. Мотивационный компонент включает в себя потребности, интересы, мотивы, то есть всё то, что обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении, чтобы выработать у школьников внутреннюю мотивацию учения, ибо именно она является основой их целенаправленной познавательной активности.
2. Ориентационный компонент включает принятые учеником цели учебно-познавательной деятельности, её планирование и прогнозирование.
3. Содержательно-операционный компонент включает в себя две составные части: систему ведущих знаний (факты, понятия) и способы учения (инструмент получения и переработки информации). Уровень овладения знаниями тесно связан с наличием у школьников умений осуществлять аналитико-синтетическую деятельность: проводить сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, конкретизацию и т.д.
4. Энергетический компонент включает в себя: внимание, способствующее концентрации умственных и практических действий вокруг главной цели деятельности; волю, которая обеспечивает высокую степень целенаправленной познавательной активности.
5. Содержанием оценочного компонента является систематическое получение информации о ходе познавательной деятельности младших школьников. Успешность деятельности во многом зависит от сформированности у ученика умений ею управлять, что осуществляется на основе самоконтроля.
Принимая во внимание тот факт, что познавательная активность тесно связана с познавательной самостоятельностью, мы, соглашаясь с Кукушиным В.С., под познавательной самостоятельностью понимаем стремление и умение самостоятельно мыслить, способность адоптироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений. Познавательная активность и познавательная самостоятельность дают характеристику интеллектуальным способностям младших школьников к учению. Только широкое использование активных методов развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике [2].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема развития познавательной активности младших школьников в настоящее время является одним из особо важных и дискуссионных вопросов образовательной политики государства и педагогической науки.
Библиографический список
1. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. М.: Бирск, 2004. С. 80-89.
2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004. 336 с.
3. Романов В.А., Кормакова В.Н. Коучинг-технология в тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов / В.А. Романов и др. // Известия ТулГУ «Гуманитарные науки» № 3. Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2012. С. 439-447.
4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 209 с.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение. С. 95-126.
ХАРЬКОВА Анастасия Александровна - магистрант факультета искусств, социальных и гуманитарных наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.