ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
© Кабанкова Е.Н.*
Севастопольский государственный университет, г. Севастополь
В статье дана характеристика аспектов содержательной сущности понятий «самостоятельность» и «активность», способствующие углублению представлений о формировании познавательной самостоятельности учащихся в процессе деятельности.
Ключевые слова: активность, познавательная самостоятельность, деятельность, деятельностный подход.
Глобальные изменения в политической, экономической, культурной, образовательной и других сферах жизни общества обусловливают необходимость формирования компетентной, конкурентоспособной личности, которая может пользоваться новейшими информационными технологиями, постоянно занимается самообразованием, умеет работать в коллективе, приобретает новые знания в зависимости от требований времени и ситуации. Именно поэтому высшим учебным заведениям, в частности техническим, необходимо обеспечивать постоянный рост личности будущих специалистов в условиях самостоятельного обучения, развивать в них деятельное отношение к будущей профессии и стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Развитие познавательной самостоятельности, познавательных интересов у студентов даст им возможность самостоятельно формулировать и ставить цели, принимать решения, нести ответственность за свои действия и достигнутые результаты.
В связи с этим к уровню сформированности познавательной самостоятельности учащихся следует предъявлять особые требования с целью развития у них творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации.
Личность формируется и проявляется через самостоятельную познавательную деятельность, готовность к деятельности и умение осуществлять деятельность. Именно деятельность, как интегративное качество личности, является основным условием и средством развития не только общества в целом, но и основой становления и развития человека в частности. В связи с этим деятельностный подход играет важную роль в процессе развития и функционирования всех качеств личности.
* Старший преподаватель кафедры «Романская и германская филология» Гуманитарно-педагогического института.
Анализ психологических исследований в области теории деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.) показал, что теория деятельности обеспечивает возможность рассмотрения объективных и субъективных условий, отношений между ними как важных механизмов формирования и развития личности. Таким образом, можно утверждать, что категория деятельности играет ключевую роль в понимании человека и его социальных характеристик.
Еще в античной Греции философ Аристотель видел в разумной деятельности назначение человека, считал, что она является отличительной чертой человека от всякой другого живого существа. Эммануил Кант, Иоганн Фихте признавали в человеческой деятельности способ социального бытия и основу культуры. Хотя философы (М. Вебер, Э. Кассирер, С. Кьеркегор, К. Маркс, Т. Парсонс) исследовали различные стороны человеческой деятельности, однако все сходятся на том, что деятельность - средство, условие, движущая сила и источник формирования личности.
По мнению С.Л. Рубинштейна «основным способом существования психического явления является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности» [7, с. 255]. Поскольку деятельность человека - это не внешняя операция субъекта над объектом, то она характеризуется сложными трансформациями, в процессе которых формируется сам субъект в условиях совместной человеческой деятельности.
Каган М.С. под деятельностью понимает «способ существования человека», а человека рассматривает как «деятельное существо». По мнению этого исследователя, деятельность проявляется в различных формах, способствует развитию и формированию способностей личности, вовлеченной в процесс совместной деятельности [3].
Щукина Г.И., исследуя деятельность, а именно познавательную в качестве фундаментальной, считает, что знания, полученные в процессе познавательной деятельности, являются основой для раскрытия творческого потенциала индивидуальности. Она рассматривает познавательную деятельность как личностное образование, живое участие, умственно эмоциональную чувствительность в познавательном процессе [8].
Следует отметить, что в процессе обучения познавательная деятельность рассматривается как движение студентов от незнания к знанию, от неумения к умению, от случайных наблюдений к системе познания действительности. Человек, получая новые знания, может влиять на мир, который, в свою очередь, влияет и на человека. В процессе обучения учащиеся получают определенный опыт, производят различные способы действия, обогащаются новыми знаниями и умениями, без которых невозможно самостоятельное познание действительности. Именно поэтому познавательная деятельность человека является непрерывным процессом интериоризации (теоретической деятельности) и экстериоризации (практической деятельности), но уже на более высоком уровне.
Таким образом, становится совершенно очевидно, что познавательная самостоятельность проявляется и получает свое развитие через познавательную деятельность. Однако такую связь не следует рассматривать как непосредственную. Она должна ограничиваться педагогическими и психологическими закономерностями формирования и развития феномена познавательной самостоятельности.
Попутно отметим, что проблема развития самостоятельности в целом, и познавательной в частности, интересовала людей с глубокой древности, анализировалась многими известными педагогами и психологами (Л.П. Аристова, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, А.С. Лында Т.И. Шамова, Г. Щукина и др.). Так, философы античности (Гераклит, Демокрит, Платон) рассматривали самостоятельность в значении ведущей и при этом утверждали, что развитие личности происходит только в процессе самостоятельного совершенствования, самопознания и саморазвития. М. Монтень подчеркивал необходимость самостоятельного получения знаний как средства воспитания личности. Руссо Ж.-Ж., представитель французского Просвещения, указывал, что самостоятельность позволяет получить более глубокие и более правдивые понятия.
В контексте исследования акцентируем внимание на том, что самостоятельность часто связывают с активностью личности, характеризующееся участием человека в той или иной деятельности. В педагогической энциклопедии активность личности рассматривается как деятельное отношение к миру, способность человека осуществлять социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта [6]. Способами ее проявления служит творческая деятельность, волевые действия, общение.
Однако, на наш взгляд, самостоятельность показывает характер этого участия, отражает стремление и способность опираться на собственные решения, а активность проявляется в состоянии готовности, в стремлении к самостоятельной деятельности, в качестве осуществления деятельности, выборе оптимальных путей к достижению поставленной цели.
Существенной нам представляется позиция К.А. Абульхановой-Славс-кой, которая рассматривает активность как присущий личности способ объективизации, самовыражения (в деятельности, общении, жизненном пути в целом) в соответствии с ее высшими потребностями в признании, ценности и т.д. Личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации удовлетворения потребностей, регулирует отдельные действия и поступки и определенным образом категоризует, моделирует, преобразует действительность [1].
Таким образом, развитие самостоятельности личности, повышение уровня ее творческого потенциала решается путем формирования познавательной активности, которая, с одной стороны, находит конкретное выявле-
ние в самостоятельной деятельности субъекта, а с другой - определяет характер самостоятельности, стимулируется познавательными интересами.
Заметим, что в учебной деятельности активность, направленная на получение знаний, овладения новыми приемами работы, всегда связана с самостоятельностью. Так, одним из первых, кто разграничил понятия «активность» и «самостоятельность» был Б.П. Есипов. Активность и самостоятельность - понятия взаимосвязанные, близкие по значению, но не тождественны. Ученый считает, что понятие «активность» шире, чем «самостоятельность». Активность - это проявление личности, которое характеризует степень участия в той или иной деятельности, а самостоятельность - это проявление, свидетельствующее о характере этого участия. По мнению Б.П. Еси-пова, говоря об активности, следует учитывать творческое отношение индивида к объектам познания, а под самостоятельностью необходимо понимать условие невмешательства из внешней среды [2].
Лернер И.Я. считает, что активность является условием самостоятельности, поскольку нельзя быть самостоятельным, не будучи активным. Он определяет активность как составляющую самостоятельности, имея в виду, с одной стороны, присутствие «творческой жилки» в человеке, а с другой - овладение рациональными способами умственных операций [4]. Махмутов М.И. определяет активность как выявление в учебном процессе волевой, эмоциональной, интеллектуальной сторон личности [5].
Обращаем внимание на то, что понятие «познавательная активность» и «познавательная самостоятельность» довольно часто отождествлялись в психолого-педагогической литературе. Однако, по мнению В.А. Крутецкого, творческое мышление может быть самостоятельным и активным, но не каждое активное мышление может быть самостоятельным и не каждое самостоятельное мышление может быть творческим. Пидкасистый П.И. рассматривает познавательную активность через организацию самостоятельной деятельности учащихся. Данилов М.А. утверждает, чтобы вызвать активное отношение студентов к будущей работе, необходимо, прежде всего, поставить перед ними познавательную задачу и сделать это таким образом, чтобы она дошла до их сознания, была принята ими.
Сейчас в педагогической науке (Л.П. Аристова, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.) активность характеризуется как интегративное качество личности, проявляющееся в деятельности, которое помогает мобильно оперировать различными способами и осуществлять их конструктивную коррекцию, инициативно и критически относиться к определению новых задач, выходящих за пределы ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.
С вышесказанного вполне закономерно утверждать, что активность и самостоятельность являются двумя взаимосвязанными качествами личности, характеризующиеся ее стремлением и умением без посторонней помощи овладеть знаниями и видами деятельности. Несмотря на то, что у них
есть много общего, они полностью не отождествляются, поскольку в процессе деятельности развитие самостоятельности способствует активизации учения, а развитие активности создает необходимые и благоприятные предпосылки для самостоятельности личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что факторами эффективного формирования познавательной самостоятельности учащихся являются активность и развитие самостоятельности, происходящих в процессе учебной деятельности, способствующие активизации процесса обучения, самообразованию и самоутверждению.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Еси-пов. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
3. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Наука, 1974. - 328 с.
4. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / И.Я. Лернер // Сб. статей. - М.: «Педагогика», 1972. - С. 8-16.
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 137 с.
6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В.В. Давыдов // Большая Российская энциклопедия. - 1993. - Т. 1: А-М. - 1993. -608 с.
7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологи / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1959. - 324 с.
8. Щукина Г.И Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с.
ОТ САМООБУЧЕНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ
© Кондраков И.М.*, Кондракова С.О.
Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Минеральные Воды Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Цель статьи - показать как можно в современных условиях от обучения, получаемого в современной школе или вузе, перейти к самообучению, чтобы учиться самому без принуждения, с интересом, радостно
* Доцент кафедры Проектирования зданий, городского строительства и хозяйства СКФ БГТУ им. В.Г. Шухова, кандидат технических наук, доцент.