есть много общего, они полностью не отождествляются, поскольку в процессе деятельности развитие самостоятельности способствует активизации учения, а развитие активности создает необходимые и благоприятные предпосылки для самостоятельности личности.
Таким образом, можно сделать вывод, что факторами эффективного формирования познавательной самостоятельности учащихся являются активность и развитие самостоятельности, происходящих в процессе учебной деятельности, способствующие активизации процесса обучения, самообразованию и самоутверждению.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Еси-пов. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
3. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М.: Наука, 1974. - 328 с.
4. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / И.Я. Лернер // Сб. статей. - М.: «Педагогика», 1972. - С. 8-16.
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 137 с.
6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В.В. Давыдов // Большая Российская энциклопедия. - 1993. - Т. 1: А-М. - 1993. -608 с.
7. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологи / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1959. - 324 с.
8. Щукина Г.И Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с.
ОТ САМООБУЧЕНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ
© Кондраков И.М.*, Кондракова С.О.
Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Минеральные Воды Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Цель статьи - показать как можно в современных условиях от обучения, получаемого в современной школе или вузе, перейти к самообучению, чтобы учиться самому без принуждения, с интересом, радостно
* Доцент кафедры Проектирования зданий, городского строительства и хозяйства СКФ БГТУ им. В.Г. Шухова, кандидат технических наук, доцент.
и успешно, познавая наш мир. Для этого можно использовать модель успеха, в которой отражен диалектический метод познания. А начинать нужно со знакомства с ключевыми понятиями.
Ключевые слова интерес, успех, самообучение, мотивация, пространство время, движение, развитие, мерность, матричное пространство, гибридные материи.
Наша «Х»-миссия на Земле
Начнём с банального вопроса: для чего мы пришли в этот мир? Может быть для того, чтобы получать удовольствия при удовлетворении своих инстинктов?
- Но это делают и животные.
А может быть для того, чтобы накопить богатство, заработать как можно больше денег и наслаждаться ими и приобретенной с ними властью и т.п. атрибутами потребительской примитивной жизни?
- Но ведь были в прошлом богатейшие Атлантида, Египет, империя Александра Македонского и много других стран и империй, накопившие огромные богатства, дававшие им часто неограниченную власть над более слабыми и бедными странами. Где теперь они сами, их богатство и могущество?
Человек же, в отличие от животных, которые живут в гармонии с ней, способен ещё познавать, преобразовывать окружающий мир, часто с потерей части его достояний. Выходит, что и наша миссия на Земле не заключается только в примитивном пребывании на ней, а есть ещё более значимая её часть, о которой мы и не задумываемся. И, если вы обратили внимание на артефакты истории нашей цивилизации, то станет очевидным - наш мир вместе с нами эволюционирует, прогрессируя или регрессируя. Значит, по крайней мере, наша миссия - не миссия животного, а нечто большее: сделать мир ещё лучше, чтоб улучшить саму Жизнь или, завоевав его, уничтожить окончательно. Пусть это каждый для себя решит сам. Но уничтожая наш мир, человек незаметно уничтожает и себя вместе с биосферой. Однако, космос вечен по космическим меркам, тогда жизнь на Земле - один из способов скоротать эту вечность. Но скоротать её можно по-разному.
Прогресс в информационных технологиях привел к тому, что нынешнее поколение потеряло интерес к новым научным знаниям, к обучению. Школа перестаёт быть светочем знаний, вузы превратились в коммерческие организации, на производстве не до учёбы и здесь каждый приспосабливается как умеет. Ни в школе, ни в вузах, ни на производстве не учат творчеству, методологии добывания новых знаний. Как решить эту проблему? Как заинтересовать хотя бы ту часть населения, которая еще не разучилась думать, которой небезразлично их собственное будущее и будущее их детей. По крайне мере, человек должен всегда знать правду о себе и об окружающем мире, тогда он всегда будет правильно оценивать свои поступки и правильно
ставить перед собой цели своей жизни, т.е. он должен иметь правильное мировоззрение, сформированное на основе истинных знаний о мире и о себе.
А учитывая то, что примерно каждые 15 лет меняются технологии и, чтобы идти «в ногу» с прогрессом, современному человеку нужно постоянно учиться.
Учимся сами: от интереса к успеху!
Одна из проблем педагогики - как научить (нет, не заставить, а научить), прежде всего, себя учиться? - Такой вопрос часто встает перед любым думающим человеком.
Но вот в детском саду это не получилось: то ли воспитатели не смогли увлечь и привить интерес у ребёнка к познанию окружающего мира, то ли в семье не привили ребёнку этой «привычки», то ли привычным стало состояние постоянного ничегонеделания - лени...
Не получилось и в школе, где нужно было, прежде всего, «получать хорошие оценки, надрессироваться на сдачу ЕГЭ». - Когда там учиться?! К этому времени при биологическом возрасте 16-17 лет, выпускники школы уже рассуждают, как «познавшие» жизнь многолетние старички и старушки, дружащие со старческим маразмом или инерцией мышления во всем: привычках, поведении, мыслях. Мышление их настолько заблокировано разными штампами, что у них не возникает даже желания подумать, они лишь приспосабливаются к новым условиям. Зачем думать? - Когда, в крайнем случае, есть ответ в интернете!
Но речь идёт не об инопланетянах, а о наших детях, которые скоро сменят нас и они должны быть умнее нас, лучше нас и пойти дальше нас. Но мы, в нашем неустойчивом социуме, все пустили на самотёк: в школу пойдешь -там тебя научат, в армию пойдешь - там тебя приучат к дисциплине, в институт пойдёшь - там станешь специалистом... И вот уже появились дети, не умеющие читать и писать, горят и взрываются склады с боеприпасами, рушатся здания, падают ракеты, бюджет разворовывается, катастрофа за катастрофой и т.п. Перспектива такая нам уже известна хотя бы из литературы. Это участь уэлльсовских элоев.
Не лучше складывается ситуация после пресловутой перестройки и в системе высшего образования. Коснемся лишь некоторых его аспектов. Как пишет в своей статье «Истощение академической ренты» Е.В. Балацкий: «Первый элемент Неденежной Академической Ренты (НАР) - удовлетворение от творчества - был практически полностью разрушен введенной в вузах потогонной системой.
Нагрузка на преподавателей постоянно возрастала. Так, по нашим самым грубым оценкам, за период реформ она возросла в 4 раза: если во время СССР нагрузка профессора составляла 2 часа в неделю, то в 2012 г. - 8 часов. В 2013 г. началось обвальное высвобождение работников высшей школы, что привело к беспрецедентному росту аудиторной нагрузки на оставшихся
преподавателей. Так, в 2014 г. в ГУУ лекционная деятельность сотрудников в осеннем семестре должна повыситься до 450 часов по сравнению с 220 часами в весеннем семестре. Результатом таких изменений стало полное уничтожение творческого начала в работе преподавателя» [1]. Могут ли преподаватели, поставленные в такие условия, дать качественное образование? Ответ очевиден. - Нет!
О каком творчестве, научной работе и повышении профессиональных навыков может идти речь, если преподаватель загружен так, что успеть бы написать лекции и подготовиться к ним после 8-ми часовой «отсидки» на кафедре. Известно, что на написание и подготовку лекции продолжительностью в один академический час необходимо 8 астрономических часов. И вал «скороспелых» статей, якобы отражающих повышенный интерес отсиживающих на кафедре преподавателей к науке, научная ценность которых близка к нулю, хотя и «повышает» рейтинг вуза и даже оплачивается вузом, приучают преподавателя к бездумному умножению «научной макулатуры». Кого обманываем? - Себя и своё будущее!
Второй элемент НАР - расширенное академическое признание - был также почти полностью разрушен. Опросы подтверждают, что в студенческой среде доминирует «синдром училки», т.е. подавляющее большинство студентов относится к профессорам как к обычным школьным учителям; никто не воспринимает их как специалистов высшего класса, ни для кого они не являются образцами поведения, никто не рассматривает «профессорскую» модель жизненного успеха. Профессор-исследователь в глазах современного студента - это нонсенс [1].
Третий элемент НАР - академическая свобода. Как правило, профессорская деятельность не связана с постоянным присутствием на рабочем месте. До последних реформ преподаватель, имевший ученую степень, имел возможность свободного выбора тематики научных исследований, распределения своего времени между различными видами деятельности. Теперь, он словно «раб на галерах» вынужден отсиживать свои «положенные» 36 часов (в которые входит и написание лекций, и подготовка к занятиям) на кафедре, множа учебную и научную макулатуру, а после работы по вечерам готовить материалы для лекций и практических занятий для нескольких учебных программ. При этом он должен еще заработать для вуза 85 тыс. руб. О каком творчестве и саморазвитии в этих условиях может идти речь?
А внедрение новой системы в форме электронной базы Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) привело к различным недоразумениям -база была неполной, нерепрезентативной, ее организация оставляла желать лучшего и т.п. Но главное состояло в другом - по мере совершенствования системы РИНЦ представители академического сообщества учились обманывать ее, - как пишет Е.В. Балацкий. Все это привело к очередному парадоксу - самые бездарные ученые оказались самыми талантливыми [1].
Теперь в вузы приходят дети, прошедшие школу, которую также, как и вузы усилиями «перестройщиков-реформаторов» развалили.
Вот и получается, что при сложившихся условиях думающему и желающему знать школьнику, студенту, да и взрослому человеку необходимо дополнительно самому или под руководством организатора заниматься всю жизнь самообучением, причем, успешно. Ведь именно эти дети в будущем сформируют интеллект страны, будут её интеллектуальной элитой, а взрослые должны успевать осваивать новые технологии и новые знания, чтобы успеть в «ногу» со временем.
Как сделать так, чтобы всегда оставалось желание учиться дальше и познавать ещё больше, чтобы жизнь сделать еще лучше? Это то, чему учили педагоги-новаторы.
Можно условно выделить следующие подходы к обучению: самообучение, самообучение под контролем организатора и обучение с помощью учителя, преподавателя (организатора обучения).
При любом подходе, прежде всего, нужна мотивация, чтобы возник интерес к изучаемому предмету. Например, мы хотим изучить новые знания, изложенные в уникальной книге Н.В. Левашова «Неоднородная Вселенная» [2]. Или: много интересной и противоречивой информации появилось в последнее время об истории России, в частности о Тартарии, о которой знает и президент России - В.В. Путин, не говоря уже об иностранцах [3]. Какая из них истинная? Эти вопросы, прежде всего, к самому себе, т.к. самому придётся иметь дело с полученной информацией. Но перед каждым встает масса проблем, связанных с переосмысливанием «кучи» фактов. А это огромный труд. Готов ли ты к нему?
Если есть группа интересующихся новыми знаниями, то она может самообучаться под руководством опытного организатора обучения.
Самостоятельность обучаемого в учебном процессе - главное условие успеха. Об этом писали еще классики отечественной педагогики К. Ушин-ский, Л. Толстой, А. Сухомлинский и др. [4].
Для организации ситуации успеха в обучении с использованием найденного решения, педагог, следовательно, и самообучающийся, создает свою педагогическую систему, которая в общем виде может быть представлена моделью успеха, изображенной на рис. 1 [4].
Она работает следующим образом. Организатор обучения (далее организатор), в зависимости от типа взаимодействий (авторитарный стиль, сотрудничество, гуманные отношения и т.д.) со слушателями, организует процесс обучения, устанавливая необходимые связи между его элементами и, формируя его структуру, помогает думать, создает соответствующую атмосферу и контролирует результат обучения. Используя те или иные мотивы (например, отечественная история, устройство мира и т.п.) и стимулируя интерес к учению (например, к эпохе Ивана Грозного и тайны гибели
его сына), организатор, посредством управляющего воздействия на обучающегося (-ихся), стимулирует у него (них) интерес к предмету изучения, нацеливая обучающегося (-ихся) на успех. Интерес к предмету и ожидание успеха стимулирует желание обучающегося к учению.
Рис. 1
Используя педагогические находки, приемы, методы, организатор поддерживает у слушателя интерес к изучаемой теме, предмету, побуждая его к выполнению конкретного действия, способствует достижению успеха. При необходимости он корректирует учебный процесс. Если результатом этих действий будет успех, то он вызовет в слушателе радость успеха, ощущение себя личностью и желание двигаться в познании дальше, переходя на определенных этапах учения к саморегуляции своей деятельности. Организатор, используя ситуацию успеха обучающегося, различными методами, педагогическими приемами стимулирует и поддерживает его активность в учении. Достигнув первого успеха, обучающийся переходит на новый виток познания. Далее процесс учения повторяется вновь, включая новые связи в модели успеха на более высоком системном уровне, например, вызванные влиянием коллектива и т.д. В случае неуспеха отдельного обучающегося, коллектив единомышленников поддерживает данного ученика путем разъяснения изучаемого вопроса, создания соответствующей интеллектуальной обстановки, стимулирующей желание обучающегося разобраться в вопросе и дойти до его сути.
При самообучении нужно работать над собой по схеме, очерченной красной линией, где каждый сам себе «режиссёр».
В свое время желание спасти успешную подготовку будущих «Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых» побуждало Л.Н. Толстого
задуматься и о путях реформирования образовательной системы, и поисках новых подходов к ее организации. Идеалом реформирования для Л.Н. Толстого служил конечный результат, т.е. такое положение, когда обучающийся сможет и захочет учиться САМ без принуждения, с интересом, радостно и успешно. Кстати, это положение об идеальной системе, которая САМА выполняет требуемую функцию, стало одним из основополагающих в отечественной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [5].
Основную задачу своей школы Л.Н. Толстой видел в сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил обучаемого, его инициативы и самостоятельности: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, - подчеркивал педагог, - то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [6].
Таким образом, путь к успеху в учении, справедливо полагал Толстой, зависит от интереса, который в свою очередь, поддерживается успехом, что и отражено в модели успеха.
Следует осознать, что роль организатора велика, но незаметна: организатор подбирает к занятиям материал, определяет содержание занятий, помогает в организации самостоятельной работы, вызывает интерес к изучению явлений природы, законов языка, собственным представлениям об изученном материале; он не мешает обучающимся, а создает условия для их творчества, делая занятия для обучающихся эмоционально-привлекательными.
Чтобы слушатель хотел учиться, он должен уметь учиться. Интерес поддерживается успехом, а к успеху ведет интерес [7]. Без успеха, без радостного переживания победы над трудностями, нет развития способностей, нет обучения, нет знания. Это справедливо как для ученика средней школы, так и для студента вуза. Однако парадокса здесь нет, чтобы обучающиеся хорошо учились, необходимо научить их учиться. Но, кроме этого, обучающегося необходимо познакомить с элементами методологии научного познания. В крайнем случае, рассказать о закономерностях развития научных систем (знаний), тогда он научится сам добывать новые знания. Например, анализ огромного массива информации показывает, что в своём развитии системы (научные [8, 9], технические [9], социальные и т.д.) проходят три стадии (синтез системы, адаптация к окружающей и внутренней среде и саморазвитие) в пять этапов [9]:
1) поиск состава (из каких элементов должна состоять система, чтобы выполнить заданную Главную Полезную Функцию (ГПФ?) или проявлять те или иные свойства);
2) поиск структуры (как должны быть расположены эти элементы по отношению друг к другу, чтобы с минимальными затратами выполнять свою ГПФ?);
3) поиск положения в пространстве (как расположить элементы системы в пространстве, чтобы система находилась в гармонии с окружающими системами?);
4) динамику (каким свойством должна обладать система (процесс) или ее (его) часть, чтобы легко адаптироваться к меняющейся окружающей её среде - природной или технической?);
5) эволюцию или саморазвитие (каким свойством должна обладать система (процесс) или ее (его) часть, чтобы стало возможным саморазвитие?). Чем выше уровень развития системы, тем она становится более управляемой и, в итоге, переходит на уровень самоуправления, самоорганизации, вводится обратная связь между подсистемами и окружающей средой. Самым продолжительным этапом, особенно для техники, является этап динамизации, когда систему адаптируют к условиям, в которых она должна функционировать.
При этом система стремится к достижению максимального эффекта на пути реализации идеального конечного результата (ИКР) [5]. Обучающийся должен знать, что развитие любой концепции, устранившей противоречия в «старой» системе, заканчивается новой научной революцией и сменой старой парадигмы [10].
Получив методику по добыванию новых знаний, можно переходить к следующему уровню самообучения - к самообразованию.
Познакомившись с основными понятиями концепциями, можно переходить к её детальному изучению.
Для лучшего понимания многих моментов, желательно часть информации представлять в виде рисунков. Наглядность информации формирует образ и пробуждает генетическую память, ибо русский язык до большеви-стких реформ 1919 г. был ОБРАЗНЫМ, а после стал БезОбразным. Он и формирует правильное мировоззрение и миропонимание - что и является идеальным конечным результатом самообучения и самообразования.
Список литературы:
1. Балацкий Е.В. Истощение академической ренты // Мир России. -2014. - № 3. - С. 150-155.
2. Левашов Н.В. Неоднородная Вселенная. - СПб.: Ид. «Митраков», 2011. - С. 51-52, 53-54.
3. Энциклопедия Британика, первое издание. - Т. 3. - Эдинбург, 1771. -С. 887.
4. Кондракова С.О. Феномен успеха в обучении в трудах отечественных педагогов-новаторов Х1Х-ХХ веков: монография. - Пятигорск: ПГЛУ 2008. -156 с.
5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука // Сов. Радио. - 1979.
6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - Изд-е 2-е доп. - М.: Учпедгиз, 1953. - 444 с.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С. Соловейчик. - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1982. - С. 70.
8. Кузнецов В.И. Случайность научных открытий и закономерности развития химии // Журн. Всесоюз. хим. об-ва им. Д.И. Менделева. - 1977. -№ 6. - Т. 22. - С. 618-628.
9. Кондраков И.М. Концепция истории развития научных и технических систем // сб. научн. докл. № 14 XIV-й Ежегодной научно-практ. конф. -С. 216-226. - ISBN 5-978-5-903213-24-5.
10. Кун Т. Структура научных революций. - М., Прогресс, 1977.
РЕАЛИЗАЦИЯ МИНИ-ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Мотовилова Ю.А.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье рассматривается внеурочная деятельность младших школьников в соответствии со стандартом, принципы и способы ее организации, а так же основные ориентиры организации внеурочной деятельности. Без внимания не оставлен вопрос об мини-проектах в начальной школе, рассмотрены условия организации проектной деятельности, этапы работы, механизмы взаимодействия в группах, выделены критерии оценивания мини-проектов.
Ключевые слова внеурочная деятельность, мини-проект.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество [9].
Ученые и методисты XX века (К.Б. Бархин, А.И. Воскресенская, П.О. Афанасьев, С.И. Абакумов, Е.Е. Соловьева) считали, что основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую актив-
* Магистрант кафедры Технологии и предпринимательства.