Научная статья на тему 'Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития промышленности России'

Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития промышленности России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЕ / INDUSTRY / EDUCATION / MODERNIZATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / ACTIVE-PROBLEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рукина И. М., Петросян Д. С.

В статье обсуждаются вопросы совершенствования современного образования в контексте модернизации и инновационного развития промышленности России. Предложены концептуальные основы применения инновационных технологий обучения и деятельностнопроблемного подхода в сфере бизнес-образования кадров для промышленности; показана роль современного преподавателя в системе бизнес-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern education in the context of modernization and innovative development of industry in Russia

The paper discusses the issues of improving education in the contemporary context of modernization and innovative development of Russian industry. Conceptual bases of appliciation of learning technologies, and activity-problem approach in business education training for the industry are proposed.

Текст научной работы на тему «Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития промышленности России»

Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития промышленности России

И.М. Рукина, Д.С. Петросян

Любое реформирование, равно как и модернизация промышленности России, ставят перед обществом очень сложные и многоплановые задачи. И одна из основных задач — подготовка образованных людей, способных мыслить и действовать в условиях, когда окружающий мир меняется буквально на глазах. В современном мире мы должны говорить уже не просто о высоком уровне образования, но и о соответствии этого уровня современным реалиям национальной экономики и будущим задачам развития ее реального сектора — отраслей промышленности. Есть такой термин — «образованность». Он, конечно, весьма условный, но он характеризует способность государства совершить прорыв в инновационную экономику.

На каждом новом этапе развития экономики России, и в частности ее промышленного комплекса, нужны не только передовые учебные заведения, вновь построенные школы, колледжи, гимназии и вузы, но и принципиально иные подходы к совершенствованию системы образования в целом. Мы все время пытаемся успеть за происходящими в мире изменениями в сфере образования, копируем чужой опыт, но гораздо важнее научиться самим генерировать новые идеи и эффективно управлять внедрением инноваций в образовании. В предлагаемой статье рассмотрены вопросы совершенствования современного образования в контексте модернизации и инновационного развития промышленности России.

Модернизация образования

Чтобы выполнить планы развития, намеченные государством и корпорациями, в ближайшие 5-8 лет в высокотехнологичные отрасли промышленности и отраслевую науку должно ежегодно приходить от 150 до 200 тысяч ИТР и научных работников. На чем основаны такие цифры? При сложившихся условиях, в самом лучшем случае, теперешний персонал предприятий сможет продержаться сам и поддержать тематику предприятий еще максимум 5-7 лет (критический срок передачи знаний и опыта от старшего поколения ИТР молодым специалистам составляет не менее 3 лет).

Всего устраиваются на работу по специальности от 10 до 20% выпускников технических вузов. Молодые специалисты выбирают работу не по специаль-

ности, но исключительно из соображений престижа и оплаты труда. Минимум заработной платы, при котором современный молодой специалист готов рискнуть попробовать себя на производстве, составляет около 30 тыс. рублей в Москве и около 15-20 тыс. в регионах. Этот минимум пока недостижим, поскольку в государственном заказе на промышленную продукцию, в том числе оборонную, на оплату труда закладывается 10-12 тыс. рублей.

Нехватка рабочих рук, причем не только высококвалифицированных, становится препятствием для реализации промышленных инвестиционных проектов. Проведенный нами анализ современного состояния промышленности России выявил основные кадровые проблемы. Это неэффективность механизмов кадрового воспроизводства, слабый менеджмент и финансовая дисциплина и ответственность, несовершенство диалога бизнеса и власти, неоптимальная структура крупных и малых предприятий, все большая утрата инновационного характера, научно-технического потенциала отраслей, недостаток инфраструктуры и навыков сбыта и сервиса, резкое снижение образовательного уровня научно-технических и инженерных кадров. Поэтому необходима модернизация образования кадров для промышленного сектора экономики России.

Известный ученый и популяризатор науки Сергей Петрович Капица считает, что России сегодня необходим фундаментальный прорыв в образовании, в том числе и создание учебных заведений, которые готовят специалистов на стыке науки и бизнеса, способных очень быстро адаптироваться к переменам1. Можно, конечно, сказать, что это направление развития исключительно для высшей школы и не имеет никакого отношения к средней школе. Но вот ведь в чем вопрос: появятся ли такие студенты в вузах при существующей системе школьного образования? Наблюдения показывают одну очень неприятную тенденцию — из года в год уровень школьного образования снижается, а вузовское образование теряет научный и практический компонент, особенно в системе подготовки управленцев для государственной и муниципальной службы. Так, например, подготовка бакалавров на кафедрах государственного и муниципального управления проводится преподавателями, которые в большинстве случаев никогда чем-то конкретным не управляли и не занимались бизнесом, а стандарт образования включает такие дисциплины, как «инновационный менеджмент», «территориальный маркетинг», «управление инвестициями» и т.д., т.е. совершенно конкретные предметы, требующие научных и практических навыков. Ну и, кстати, сама идея подготовки бакалавров довольно сомнительна, так как на рынке труда в той же системе государственного и муниципального управления нет такой специализации.

Мы давно говорим об экономике образования, имея в виду не только вузы, но и школу. К сожалению, на сегодня нет понятия экономики образования как наиболее производительной и инвестиционно активной сферы. Понимать этот факт нам мешает до сих пор успешно навязываемое смешение и отождествление между финансированием образования и экономикой образования. Часто обществу предлагают ограничиться обсуждением финансирования, фактически сметы, не рассматривая даже саму постановку вопроса

1 Капица С. П. Держать кошек в стаде // Эксперт. 2011. № 30-31.

о реальной значимости образования в социальной сфере, о ценностях и приоритетах нашей жизни2. Образование — это важнейшая, если не самая важная, отрасль народного хозяйства с высочайшим экономическим потенциалом. Есть абсолютно конкретные механизмы3 и инструменты, способные запустить экономически обоснованную систему подготовки кадров начиная со школы, в том числе формирующие инновационное мышление у учащихся. Какие-то конкретные предложения нашли свое воплощение в реформе образования, но невозможно было даже предположить, что появится, например, ЕГЭ. Может быть, ЕГЭ и содержит какие-то положительные качества неявного характера, но современный мир требует не заученных знаний и догм, а понимания, анализа и размышления. Понимание определяет лицо науки, культуры, техники и технологий. ЕГЭ ведет совсем в другую сторону просто потому, что не бывает абсолютных истин.

В России сейчас делаются попытки управлять образованием в рамках Болонского процесса. Не надо думать, что это относится только к высшей школе. Можно сколько угодно ругать принятие Россией двухступенчатой системы образования, но положительным моментом является установление общих минимальных стандартов образования. При общем снижении требований к качеству подготовки кадров — это своего рода компенсирующий механизм.

Надо признать, что общеобразовательная школа сейчас переживает не лучшие времена. Мы говорим о необходимости глубокого фундаментального непрерывного образования, естественным образом распространяя это требование на школу, но школа сегодня чрезвычайно неоднородна по уровню педагогических кадров и составу учеников. А тут еще переход на самостоятельную хозяйственную деятельность, необходимость зарабатывать деньги, а следовательно, необходимость снижать издержки, ликвидировать ненужные звенья в цепочке, заниматься поиском таких программ и проектов, которые позволят привлечь в школу средства и ресурсы дополнительно к государственному финансированию, в том числе освоить грантовую систему и многое, многое другое. Для решения всех этих задач нужны менеджерские знания и умения. Хотим мы этого или нет, но сфера школьного образования включается в рыночные отношения, а следовательно, в бизнес.

Образование во всем мире переживает серьезный кризис во многом из-за того, что доминирующим является представление о том, что в образовании и науке рынок все отрегулирует, как когда-то в России на заре перестройки. Но «невидимая рука рынка», как правило, ничего не регулирует — она сметает все до основания, а потом начинает создавать новое, подчас мучительно и больно. Образование назвали сферой услуг, и это вызвало шквал негодования у педагогического сообщества4. Однако услуги услугам рознь. Финансово обеспеченные образовательные услуги подталкивают нас к принятию идеологии заказа

2 Рукина И.М. Институциональные дефекты экономики социального комплекса // Сборник материалов Третьего Московского научного форума учителей и учащихся «Гуманистические основы педагогического процесса» 3-4 апреля 2008 г. М.: ГОУ СОШ № 1357. 2008. С. 17-25.

3 Рукина И.М. Реализация национальных проектов предполагает мониторинг их эффективности // Общество и экономика. 2006. № 6. С. 37-42.

4 Рукина И.М. Там же. С. 17-25.

на качественное современное образование со стороны всего общества. Главный заказчик — не государство, а гражданское общество, и государство обязано прислушаться к тем требованиям и к той критике, которая звучит в адрес непопулярных решений в сфере образования.

Прежде всего необходимо разобраться с наличествующими в нашем обществе различными представлениями о путях реформирования образования. Даже сейчас, в разгар реформы, не утихают споры о том, какова должна быть стратегия развития образования на среднесрочный и долгосрочный периоды. Имеются три основные точки зрения.

Первая — сохранение образования как общественного института, полностью финансируемого государством. Понятно, что большинству нашего небогатого населения такой путь кажется наиболее справедливым. Одиннадцать тысяч поправок, поданных к проекту закона «Об образовании в РФ», расширяют возможности для дискуссии, но не меняют мнения органов власти о необходимости глубинных преобразований.

Вторая — целесообразность элементов элитарности в образовании, что позволяет выращивать не только талантливых индивидов, но и целый общественный слой высокообразованных людей (отголоски системы образования в дореволюционной России). Примеры учреждений, дающих такое образование, у нас есть — это кадетские школы и корпуса. Думается, что тяжелейшая работа по взращиванию инженерных кадров для промышленности, талантливых творцов, интеллектуальной элиты будущей России должна делаться при любой реформе, в интересах своей страны, отечественной науки и инженерной мысли. Нельзя не понимать, что инновационный путь развития страны невозможен без мощного кадрового прорыва. Многочисленные муниципальные школы в США ведут очень жесткий отбор педагогических кадров, в том числе и посредством национальных конкурсов в сфере образования.

В 2006 г. увидела свет уникальная, с нашей точки зрения, программа развития образования в США, которую представлял бывший президент страны Джордж Буш. Символично название программы «Сталкиваясь с вызовами изменяющегося мира». Чем же она уникальна? Остановим внимание только на одной позиции, значимость которой очень велика. В программе предусматривается привлечение в школу десятков тысяч новых учителей, прежде всего математики и физики; привлечение к преподаванию специалистов из правительственных ведомств, включая «НАСА»; более широкое и систематическое изучение иностранных языков. Кроме того, планируется выделение 136 млрд долл. на расширение научно-исследовательских работ, в том числе в школьных исследовательских лабораториях.

Безусловно, это качественный скачок. Мы же еще пока говорим только об исследовательских лабораториях при ведущих университетах России, хотя и это чрезвычайно важно. Нужно решить проблему подготовки преподавательских кадров. При нынешней и тем более будущей демографической ситуации в России кажется естественным некоторое сокращение числа учителей. На деле же, именно с точки зрения будущих задач образования в инновационной сфере и в промышленности, стране нужно больше учителей-предметников и меньше нагрузки на них. Цепочка простая: математика, физика, химия, биология

в школе — пробуждение интереса к техническим, инженерным специальностям в вузе — рабочие места в сфере реального производства, науки, малого и среднего наукоемкого производственного бизнеса. Изменение рынка труда под новые задачи, переход к инженерной революции через сотни новых специальностей для промышленного сектора экономики — наша насущная потребность в XXI веке.

Очень важно понимать, что без Учителя, человека творческого, обладающего временем для пополнения знаний, не обремененного тридцатью учениками в классе и чрезмерной учебной нагрузкой, качественное, содержательное, инновационное обучение, даже основанное на самых современных информационных технологиях, невозможно.

Ну и, наконец, третья точка зрения, или третий путь — это перевод образования на рыночные рельсы. Не так давно на международном научном форуме для школьников, в котором принимали участие талантливые дети из разных стран, в том числе из России, прозвучала фраза: «Образование должно обеспечивать потребности бизнеса». Довольно спорная точка зрения, поскольку есть еще и наука, и искусство, и культура в целом и многое другое. Но, похоже, именно такой сценарий принят сейчас в качестве основного. Проблема в том, чтобы при таком сценарии сама школа не превратилась в бизнес. Соответствующие законодательные акты приняты и начнут действовать в полном объеме с 2013 г. Критики и сторонники изучили вдоль и поперек Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и пришли практически к единому мнению о том, что закон определил направление, по крайней мере, на среднесрочную перспективу. За несколько лет предстоит определиться с приоритетами и в предметной, и в межпредметной сфере (развитие и поощрение всех форм дополнительного образования), и в принципах оплаты труда, и в управлении человеческими ресурсами.

Означает этот третий путь ни много ни мало приход бизнеса в систему школьного образования и воспитания. Как же нам не нравилось слово «бизнес» в начале перестройки, как же мы осуждаем и сегодня российский бизнес за его непорядочность по отношению к обществу, а вот теперь «святая святых» — школа —становится бизнесом, а общество — потребителем ее услуг. Но бизнес активно реформируется, меняется парадигма его развития. Прежние установки, правила, схемы, взгляды перестают работать в условиях глобализации. Они не устраивают не только общество, но и сам бизнес. В условиях кризиса бизнес столкнулся с очень серьезными проблемами. Значительная часть этих проблем в России напрямую связана с потерей профессионализма людей, с кадровым голодом, с отсутствием нужных специальностей на рынке труда.

Какова же цель реформ и ради чего все затевалось? Готова ли Россия сегодня к воспроизводству человеческого капитала, призванного противостоять вызовам и угрозам XXI в., к воспитанию «инновационного человека», способного модернизировать промышленность, и если нет, то будет ли готова в результате реализации реформы образования? Приведем цитату из статьи С.А. Магари-ла «Поиски социального качества»: «Два выдающихся интеллектуала в начале

XX в. сформулировали взаимодополняющие тезисы. Первый отечественный нобелевский лауреат Иван Павлов утверждал: “Судьбу наций определяет ум интеллигентский”, а знаток российской истории, профессор Московского университета Василий Ключевский с горечью заметил: “Отечественная история, в сущности, не учит ничему. Она только наказывает за невыученные уроки”. Насколько же правы были классики! На основе социологических исследований установлено, что лишь в 1% современных российских семей считают важным воспитывать у детей демократические ценности, а формировать гражданственность и убеждения — менее чем в 7% семей. Тем самым массово воспроизводятся характеристики человеческого потенциала, препятствующие инновационнодемократической модернизации»5.

Непродуманные реформы в сфере образования резко тормозят этот процесс, загоняют в тупик очень многие проблемы экономики страны, и в частности ее промышленного комплекса. Образованную, национально ответственную элиту, способную принимать грамотные управленческие решения, надо воспитывать и обучать с детского сада, если не раньше. От того, будет ли у нас бакалавриат с магистратурой или нет, ровно ничего не зависит в процессе непрерывного образования и воспитания. Система образования обязана воспитывать граждан своей страны, даже если мы все уже живем в глобальном мире. Однако, по данным социологических исследований, около 80% выпускников российских вузов социально апатичны. Кстати, это прямое свидетельство недостаточной эффективности социогуманитарного образования, как важнейшего инструмента изменения общественного сознания.

Основная коллизия нынешней системы образования — это противоречие между образовательным реликтом индустриально-тоталитарной эпохи и актуальными потребностями развития экономики инновационного типа. Процессы модернизации должны затронуть и всю систему бизнес-образования, включая подготовку топ-менеджеров нового типа. В настоящее время смена целей и средств управленческого образования тесно связана с требованием существенно поднять качество менеджмента на всех уровнях управления экономикой.

Особенности инновационного развития бизнес-образования кадров для промышленного комплекса России

По результатам наших исследований были разработаны концептуальные основы применения инновационных технологий обучения, основные положения которых сводятся к выбору оптимальных форм и способов обучения, обоснованию эффективности применения деятельностно-проблемного подхода в обучении и определению роли современного преподавателя в системе образо-вания6. Эти положения применительно к сфере бизнес-образования кадров для промышленного комплекса России, под которым мы понимаем высшее и послевузовское управленческое и экономическое образование, приводятся ниже.

5 Магарил С.А. Поиски социального качества // Независимая газета. 2011. 9 февр.

6 Петросян Д.С. Фаткина Н.Л. Организационное поведение. Новые направления теории. Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.

Многие специалисты по управлению согласны с тем, что для успешного достижения новых целей бизнес-образования приоритет должен быть отдан решению давно назревших кадровых проблем. Ряд авторов, ссылаясь на то, что в системе отечественного высшего управленческого образования необходимо усилить инновационные, психолого-педагогические и культурологические аспекты учебно-воспитательного процесса, предлагают решать эту задачу в рамках так называемого инновационного подхода. Под этим понимается соединение передачи специальных знаний с одновременным формированием профессиональных умений, практических навыков и развитием личностных качеств эффективного менеджера на базе современных образовательных технологий7.

Если обобщить мнения специалистов по бизнес-образованию, то к характерным особенностям инновационного подхода, отличающим его от стандартной системы рецептурно-справочного обучения, следует отнести попытки гуманизации обучения, преодоления формализма в организации и ведении учебного процесса, избавления от авторитарного стиля преподавания, ориентации всего образовательного процесса на личность обучаемого. Кроме того, сюда же следует отнести необходимость поиска условий, средств и дидактических приемов для раскрытия творческого потенциала каждого обучаемого. Особая форма предъявления изучаемого материала, тщательная компоновка содержательной стороны учебного курса влекут за собой не только успешное и полное усвоение структуры знаний предмета обучения, как об этом писал еще К. Брунер8, но и формирование необходимых навыков и умений, обеспечивающих успешность учебно-познавательной деятельности и переводящих ее на уровень продуктивного творчества.

Таким образом, речь идет о создании целостной образовательной системы, предназначенной для овладения профессиональными умениями и практическими навыками образцового организационного поведения на промышленных предприятиях. Отсутствие к настоящему времени четких теоретических и методических разработок не позволяет в полном объеме осмыслить и найти решения давно назревших задач модернизации высшего профессионального управленческого образования. В динамично изменяющейся рыночной среде менеджеры должны обладать особыми знаниями, практическим навыками и умениями, которые не могут быть переданы слушателям с помощью только лекционных занятий и семинаров, т. е. традиционных технологий обучения. В учебных планах в системе бизнес-образования изложению теории организационного поведения уделяется несравненно больше внимания, чем прикладным вопросам. Лекции по установившейся традиции преобладают над практическими занятиями. Да и в программах учебных дисциплин на первом месте стоит такая цель, как передача знаний, тогда как формированию организационных способностей и менеджерских качеств отведено не так уж много часов, да и используемые методики «кейс-стади» страдают формализмом.

Особую роль в процессе обучения кадров для промышленности играют методы активного обучения, позволяющие слушателям наряду с получением экономических, управленческих, психологических и иных знаний развивать

7 Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: Наука, 1997.

8 Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.

необходимые им профессиональные качества и такие личностные свойства, как организаторские способности, инициативность, самостоятельность, готовность к действию, ответственность, целеустремленность и другие менеджерские качества9. Известно, что активные методы обучения позволяют развивать коммуникативную и психологическую компетентность, способность к рефлексивному слушанию, креативность и ряд психологических качеств, относящихся к «эмоциональному интеллекту»10.

В учебных планах и программах преподаваемых дисциплин обычно говорится о передаче знаний и формировании профессиональных навыков, однако это только низшие цели обучения. Кроме того, помимо передачи знаний нужно позаботиться о формировании в процессе обучения таких специализированных умений, как умение учиться и самообучаться. К высшим целям обучения относятся также усвоение методологии познания (логики и философии данной научной области знания и профессиональной деятельности); развитие способностей и воспитание чувств (эмоциональное и духовное развитие); социальное развитие как продолжение процесса социализации личности, достижение высокого социального статуса и овладение приемами организационного поведения и адаптации работника к организации11.

В давно сложившейся стандартной системе обучения с преобладающими в ней рецептурно-справочными дидактическими методиками преследуются лишь цели низшего уровня, а именно передача знаний и формирование профессиональных навыков и умений. Что же касается усвоения методологии познания, то оно идет опосредованно по мере изучения запланированных учебным планом, но плохо скоординированных между собой учебных дисциплин. Все остальные высшие цели образования, которые, согласно эпигенетической теории Э. Эриксона12, в решающей степени способствуют психосоциальному развитию человека, в современной системе обучения практически игнорируются.

Планируя образовательный процесс с учетом современных направлений теории организационного поведения, полезно обратиться к наследию К. Роджерса и А. Маслоу — классиков гуманистического направления в психологии, которые выдвинули идею самоактуализации как высшего достижения в процессе психосоциального развития личности. По смыслу эта идея довольно близка эпигенетическому принципу Э. Эриксона, провозгласившего стремление к «са-мотождественности Я» высшим смыслом человеческого существования. Достигнуть «самотождественности Я» и удовлетворить высшую акмеологическую потребность в самоактуализации человек сможет только при условии развития генетически заложенных в нем природных задатков, общих и частных способностей, воспитания чувств и полноценного социального развития. Понятно, что редко кому удается самостоятельно выйти на высший уровень самоактуа-

9 Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2007.

10 Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

11 Фаткин Л.В., Фаткина Н.Л. Менеджмент и бизнес-образование // Вестник Российской экономической академии им. Г.В Плеханова. 2005. № 2.

12 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение / пер. с англ. СПб.: Питер Пресс, 1997.

лизации. Для этого нужно прибегнуть к помощи специалистов, вооруженных современными образовательными технологиями. Однако следует учесть, что эти методики труднодоступны, да еще и чрезвычайно дороги, а затраты на их внедрение могут быть оправданы только в исключительных случаях, например в работе с высшим управленческим персоналом.

На современном этапе модернизации отечественной системы обучения кадров для промышленности актуальным становится также понятие инновационные технологии, которое может быть представлено в следующей трактовке: инновационные технологии можно рассматривать как системную совокупность психолого-педагогических новшеств, используемых для достижения нового качества образования. Что касается похожего термина «персонал-технологии», то он часто употребляется в деловой литературе и практике менеджмента13. Современные инновационные технологии, применяемые в сфере работы с менеджерами, включая их обучение и личностное развитие, предлагается называть инновационными персонал-технологиями.

Исходными предпосылками для разработки проблемы и внедрения в практику инновационных технологий обучения могут послужить, во-первых, научный прогноз, сделанный в семидесятые годы XX в. американским ученым Дж. У Боткиным, согласно которому инновационное обучение (innovation learning) к концу столетия станет ведущим типом овладения знаниями; во-вторых, современные научные концепции инновационного обучения, представленные в аналитическом обзоре В.Я. Ляудис14 и в дидактическом анализе зарубежного опыта, осуществленном М.В. Клариным15.

В процессе организации инновационного обучения кадров для промышленности можно опираться на такую методологическую основу, как технологические и поисковые модели обучения. С помощью технологических моделей достигается гарантированный результат обучения в рамках традиционной репродуктивной ориентации. Поисковая модель предусматривает преобразования, направленные на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности в сочетании с выработкой у слушателей соответствующих ценностных ориентаций. Иными словами, поисковая модель реализуется в форме исследования, диалога и игры. Технологическая модель соответствует технократической культуре, поисковая — гуманистической.

Можно осуществить синтез этих двух моделей и построить поисково-технологическую тренинговую модель обучения менеджеров эталонным образцам организационного поведения, что позволяет успешно мотивировать учащихся и гарантировать творческое усвоение ими изучаемого материала. Для достижения цели личностного развития менеджеров предлагается к существующим на сегодняшний день технологиям обучения добавить специфические инновационные личностно-ориентированные персонал-технологии. Под личностно-ориентированным обучением понимается особый тип процессов научения,

13 Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение: Ле-нингр. отд-ние, 1989.

14 Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: ИНИОН, 1992.

15 Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: Наука, 1997.

основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при этом должны быть созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и реализации себя16.

Использование инновационных личностно-ориентированных персонал-технологий в обучении кадров для промышленности позволяет развивать личность работника и его творческие и организаторские способности, что позволит ему в дальнейшем эффективно применять полученные знания на практике. Кроме того, инновационные личностно-ориентированные персонал-технологии способствуют повышению коммуникативной компетентности обучаемых и развивают их умение самопрезентации. Еще одно преимущество персонал-технологий состоит в том, что они дают возможность сформировать у обучающихся экстенсиональную ориентацию по К. Роджерсу17. Экстенсиональная ориентация означает снятие у человека психологической самозащиты и открытость личному опыту, что создает условия для нравственного развития и роста личностно-квалификационного потенциала обучаемых.

Таким образом, применение инновационных технологий непосредственно в процессе обучения кадров для промышленности создает условия для самостоятельной работы слушателей, делает их активными участниками процесса познания, чем достигается повышение гибкости, инициативности и приспособляемости обучаемых, т.е. тех качеств личности, которые лежат в основе одной из самых важных организаторских способностей менеджера — адаптационной мобильности.

Вечные вопросы дидактики

При выборе оптимальных форм и способов обучения важно найти ответы на три вопроса дидактики: как, кого, и чему учить, — которые занимают умы признанных педагогических авторитетов со времен Яна Амоса Коменского. Разные школы педагогики и андрагогики предлагают свои методологические подходы к решению этих вопросов, но до сих пор мало кто задумывался над не менее важными проблемами: зачем учить и кто будет учить? Теоретики высшего образования очень много внимания уделяют методологии преподавания, но, несмотря на все педагогические инновации, повсюду как в вузах, так и в многочисленных школах бизнеса преобладает так называемый информационно-рецептурный подход.

Учебные планы и программы научных дисциплин нацеливают преподавателей в основном на передачу знаний академического характера, где результаты научных исследований имеют решающее значение. Например, в преподавании теории организационного поведения на первое место ставится изучение истории предмета, его внутренней логики и связи с другими научными дисциплинами, в частности с общим и стратегическим менеджментом. Учащиеся должны усвоить тщательно отобранные структурированные сведения о кон-

16 Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Волгоград: Перемена, 1999.

17 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.: Прогресс. Универс, 1994.

цептуальных воззрениях соперничающих научных школ, овладеть специальными методами анализа и алгоритмами решения типовых хозяйственных проблем. Именно такой подход к организации и методам обучения пропагандирует в своих трудах Дж. Брунер18.

Кроме того, непомерно много времени уходит на усвоение экономико-математических методов моделирования и информационных технологий. Но, как верно отмечает Л.И. Евенко, реальные проблемы бизнеса часто не совпадают с учебными проблемными ситуациями, предлагаемыми для решения в учебных пособиях по менеджменту, финансам и маркетингу19. Школы бизнеса, тиражируя в разных вариантах известную программу обучения американских университетов «Master of Business Administration» (MBA), надо думать, уже убедились в своей неспособности выдавать такую тонкую и даже «штучную» продукцию, как талантливый организатор-предприниматель или искусный менеджер.

К рецептурным методам обучения в системе бизнес-образования следует прибегать лишь по мере необходимости. Всем понятно, что нельзя лечить больных, законспектировав учебник по терапии, а тем более ограничившись чтением популярного журнал «Здоровье». Ничего, кроме самых общих санитарно-гигиенических правил, оттуда извлечь нельзя. Такие методы способствуют развитию технократической ориентации у учащихся и торжеству узкоспециализированного образования, готовящего не более чем образцовых исполнителей. Здесь нет места развитию творческих способностей и организаторского таланта.

Вероятно, тут будет уместно снова вернуться к анализу целей обучения и попытаться дать ответ на поставленные выше фундаментальные вопросы дидактики: «как и чему учить?». Стоит только взять программу любой учебной дисциплины, чтобы убедиться в том, что приоритет всегда отдается такой цели обучения, как передача знаний. В некоторых учебных программах не забывают упомянуть также о задачах формирования у слушателей практических навыков и профессиональных умений, хотя приходится признать, что это совершенно недостижимая цель в учебных аудиториях и лабораториях. В учебных планах отсутствуют дисциплины, направленные на развитие умений учиться и самообучаться и приобретающие особую важность в свете идей непрерывного образования. И уж тем более в программах и учебных планах полностью игнорируются такие высшие цели образования, как оценка и развитие личностных и профессиональных качеств учащихся. В частности, если речь идет о бизнес-образовании и преподавании теории организационного поведения кадров промышленного сектора экономики, то тем, кто организует учебный процесс, следовало бы позаботиться о методах раннего выявления, психодиагностической оценки и развития организаторских способностей, так же как и об эмоциональном развитии учащихся, т.е. о воспитании чувств и о социальном развитии, поскольку именно в вузе как особом социальном институте завершается важный этап процесса социализации личности.

Специалисты по педагогической психологии, подвергнув острой критике рецептурно-информационные методики обучения, рекомендуют обратиться к деятельностно-проблемному подходу. Применительно к бизнес-образованию

18 Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.

19 Евенко Л.И. Тихая революция в бизнес-образовании // Альманах «Информ-ревю». 1995. № 4.

нужно ставить перед учащимися более высокие, но и несравненно более сложные цели, а именно — овладение логикой и философией научного знания, так же как и усвоение методологии познания социальных и экономических процессов. Сущность деятельностно-проблемного подхода состоит также в формировании практических навыков и умений непосредственно в процессе деятельности параллельно с усвоением теоретических знаний. Для этого подхода характерен акцент на самообучении и, что особенно важно, на овладении методологией познания.

Преподаватель при этом перестает быть «предметником» и выступает уже в роли учителя-наставника. Он наставляет и корректирует, указывая альтернативные направления самостоятельного поиска научной истины. Усвоение методологии познания есть более высокая цель бизнес-образования, чем заучивание теоретических знаний и приобретение слушателями умений решать типовые, т.е. давно решенные, задачи. Методология преподавания любых учебных дисциплин, в частности экономических и управленческих, — это как раз то, что, в отличие от неявного личностного знания, в трактовке М. Полани, действительно можно при соблюдении определенных условий передать учащимся в учебной аудитории. Здесь уместно привести мнение Дж.М. Кейнса о том, что экономическая теория не есть набор готовых рекомендаций, это скорее метод, чем учение, это образ мышления, интеллектуальный инструмент, который помогает тому, кто овладел им, приходить к разумным заключениям20. Реформирование сложившейся за последние годы системы бизнес-образования, чем в настоящее время так озабочен Национальный фонд подготовки кадров, нужно начинать с отказа от преобладающего в учебных заведениях информационно-рецептурного подхода. Следующим шагом будет переход к деятельностнопроблемному подходу, что потребует изменения содержания и организации учебного процесса.

Если акцент переносится на самообучение, то следует позаботиться о выявлении общих и специфических способностей учащихся к обучению. Стандарты обучения и учебные планы рассчитаны на среднего студента со средними способностями. Организаторы высшей школы исходят из того, что если абитуриенту удалось сдать вступительные экзамены, то уж способностью к обучению он, несомненно, обладает. Никто в вузе не собирается развивать его способность учиться, более того, никто по-настоящему не выявляет его истинных интересов, жизненных планов, системы мотивации и личных целей. Заметим только, что в этом контексте обучение означает не приобретение дополнительной информации, сведений и знаний, а расширение способности получать в жизни те результаты, которые действительно нужны специалисту.

Задача научить учиться относится к обучению методологии познания. Здесь снова на первый план выходят процессы самообучения и самостоятельного овладения знанием. Собственно, эта идея была высказана просветителями еще в XVII веке. Основателю дидактики Яну Амосу Коменскому принадлежит фраза, обескураживавшая многие поколения добросовестных педагогов: «Если вы кого-то самым усердным образом обучаете, вы его никогда ничему не научите!». Единственный способ чему-то научиться — это самообучение, как говорил задолго до основателя дидактики М. Монтень.

20 Кейнс Дж.М. Экономический образ мышления <libertarium.ru>.

Если приоритет отдается самообразованию, то что же остается на долю преподавателя и каким он должен быть? В процессе обучения образцам организационного поведения роль преподавателя существенно меняется. В его деятельности начинают преобладать функциональные обязанности наставника, тьютора, психолога-консультанта, психотерапевта. Таким образом, мы снова подошли к фундаментальному вопросу дидактики: «Кто будет учить?».

Преподаватель в системе бизнес-образования кадров для промышленности

В высшей школе и центрах подготовки менеджеров большие усилия затрачиваются на разработку образовательных стандартов и «моделей специалиста», но практически никто не занимается всерьез «моделью преподавателя». Проблема, кому можно доверить процесс обучения, по-видимому, считается либо не слишком важной, либо давно и окончательно решенной. В самом деле, общепризнанно, что необходимым и вполне достаточным условием для успешного преподавания в различных институциональных формах вузовской и послевузовской подготовки является наличие ученой степени.

Организаторы бизнес-образования принимают на веру то распространенное в высшей школе мнение, что преподаватель должен совмещать в своем лице квалифицированного, известного своими публикациями научного работника, талантливого педагога и высококлассного специалиста, с успехом практикующего в ключевых сферах национальной экономики. Однако из этих трех ипостасей предпочтение в вузе все же отдается «остепененному» служителю науки. Критерием квалификации преподавателя по-прежнему остаются ученые степени и звания. В преподавателе хотят видеть прежде всего авторитетного ученого.

Переход к деятельностно-проблемным методам потребует не только изменить организацию бизнес-образования, но и предъявить совершенно особые требования к отбору и подготовке преподавателей школ бизнеса. Не секрет, что преподаватели высшей школы до последнего времени были перегружены околонаучной деятельностью, где их успехи оценивались чисто формальными показателями объема и числа публикаций. Вся система отбора и подготовки в аспирантуре и докторантуре нацелена на производство ученого, что на самом деле крайне редко достигается. От преподавателя все ждут профессионального роста преимущественно в научной сфере его деятельности, забывая о его главной функции — учителя. В роли преподавателей высшей школы обычно выступают, как это ни парадоксально звучит, дилетанты. Если учителей средней школы готовят в педагогических вузах, то ученые мужи, читающие лекции в вузе, набираются педагогического опыта и приобретают педагогическое мастерство все тем же испытанным методом проб и ошибок.

Можно утверждать, что эти два вида деятельности — научного работника и преподавателя — хотя и одинаково принадлежат к высшим видам творческого труда, во многом существенно отличаются друг от друга как по содержанию, так и по способам организации. Отсюда проистекают и принципиальные различия в требованиях к качествам личности, профессиональным характеристикам, навыкам, умениям и способам организации труда ученого и преподавателя.

Ученый по своему характеру может быть интровертированным мономаном, увлеченным одной-единственной идеей, не признающим чужого мнения и не терпящим критики. Тогда как хороший преподаватель просто обязан по своей натуре быть экстравертированным, общительным генералистом с широким кругозором, способным масштабно мыслить и видеть как общую структуру преподаваемых знаний, так и связи своей научной дисциплины с остальными областями научного знания. В системе бизнес-образования преподавателю приходится быть «играющим тренером». Его главная задача заключается в передаче учащимся неявного, или латентного знания, согласно М. Полани, неформализу-емых приемов мастерства и искусности организатора. В условиях, приближенных к практической деятельности, он помогает усвоить методологию и принципы исполнительского искусства, что оказывается для учащихся гораздо более важным делом, чем некритичное заучивание в аудиториях формализованных основ научных теорий, которые в своем большинстве очень далеки от практических задач.

Преподавателям вменяют в обязанность передать слушателям хорошо структурированную систему научных знаний, проследить за тем, как они ее усвоили и насколько правильно применяют при решении типовых проблемных ситуаций. Однако это слишком упрощенный взгляд на действительные задачи преподавателя в системе вузовского и бизнес-образования.

В частности, до сих пор в разных формах последипломного бизнес-образования слушатели на первой же лекции просят преподавателей не вдаваться в философские рассуждения, оставить в стороне теоретические изыски, а лучше сразу дать им советы, рекомендации и рецепты, чтобы они смогли им следовать в своей практической деятельности. Авторы учебных пособий охотно идут навстречу таким пожеланиям — популярные учебники и наставления по организационному поведению и практическому менеджменту полны именно такими советами и указаниями. Обычно каждый совет сопровождается оговоркой, что он действует только «при прочих равных условиях», а такого в реальной жизни никогда не бывает, поскольку каждая хозяйственная ситуация уникальна по своему содержанию. Так что ни советами преподавателей, ни рекомендациями учебников на практике воспользоваться не удается.

Роль преподавателя в деятельностно-проблемном подходе кардинально меняется. Деятельностно-проблемный подход базируется на современных концепциях педагогической психологии и ставит своей задачей готовить творцов и новаторов в своем деле. Разумеется, процесс самообучения пойдет тем успешнее, чем скорее преподаватель вооружит ученика методологией познания.

Для достижения высокого уровня мастерства в руководстве совместной деятельностью людей менеджеру, занимающемуся в системе бизнес-образования кадров для промышленности, нужны длительные тренировки, чтобы в условиях, приближенных к реальности, можно было усвоить сложную систему неявного знания, сформировать практические навыки исполнительского мастерства и овладеть профессиональными секретами творчества. Ведь кардинальная особенность методов эмпирических наук заключается в том, что овладеть ими можно только в процессе практического применения.

Таким образом, лекции, а также и традиционные семинары, которые предназначены в основном для закрепления тех же лекционных материалов, должны уступить место активным методам обучения, психодиагностическим обследованиям задатков, способностей и жизненных интересов учащихся, персональному консультированию и, в случае необходимости, методам психокоррекции.

Итак, предстоит корректировать сам образовательный проект, реформу в России по ходу ее реализации. При этом необходимо придерживаться строгих правил. Нельзя концентрироваться только на повышении уровня обеспеченности избранных учителей школ и профессоров вузов, а также улучшении материальной базы избранных заведений. Необходимо заложить основы улучшения качества образовательной системы в целом — от детского сада до вуза, обогащения содержания и расширения охвата населения образовательными услугами, развития конкретных мер по повышению престижа образования в обществе, его сути и смысла как величайшей культурно-просветительской миссии.

С распадом СССР и окончанием холодной войны ситуация резко изменилась. Ушло поколение выдающихся конструкторов и инженеров — советская интеллектуальная элита, но смена так и не появилась. Если взять, например военное двигателестроение, то в стране осталось всего три человека, способных разработать новую силовую установку. И им далеко за шестьдесят. А ведь потребность в такой продукции по-прежнему очень высока. Сложную технику невозможно создать на пустом месте, имея даже очень большие деньги. Нужны кадры.

Помочь расшить узкие места в промышленной инфраструктуре и кадровом вопросе могли бы следующие меры. Во-первых, увязка стратегий городов со стратегиями регионов, которая сформирует разделение труда между городами и вместе с кардинальным обновлением коммуникаций между ними позволит сохранить инфраструктуру для жизни. Во-вторых, реализация региональной программы восстановления профтехобразования совместно с крупнейшими компаниями, учебными заведениями. В-третьих, целенаправленная миграционная политика на уровне региона: программы адаптации, переобучения, обеспечения арендным жильем, социальные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.