УДК 378.147.88
ББК Ч 448.44
ГСНТИ 14.01.11
Код ВАК 13.00.01
Сидоркина Елена Викторовна,
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала ФГКОУ ВПО «Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации»; 390044, г. Рязань, ул. Великанова, д. 16 корп. 2, кв. 16; e-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самообразование; самостоятельная работа; виртуальная образовательная среда; модульное обучение; образовательные технологии; балльно-рейтинговая система обучения.
АННОТАЦИЯ. Обосновывается актуальность самообразовательной деятельности студентов, рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы обучающихся вуза в современных условиях развития высшего образования. Представлена программа организации самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде.
Sidorkina Elena Viktorovna,
Candidate of Pedagogy, Lecturer of the Chair of Social and Humanitarian Disciplines, Ryazan Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, Ryazan.
KEY WORDS: self-education, independent work; virtual educational environment; modular learning; educational technologies; point rating system.
ABSTRACT. The article deals with the importance of student’s self-education, the issues of organization of independent work of students in a higher educational establishment in modern conditions of higher education development are discussed. The program of organization of independent work of students in virtual educational environment is described.
1 Статья выполнена в рамках проекта «Психолого-педагогические технологии развития виртуальной образовательной среды для межкуль-турного взаимодействия»
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА1
THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
оциально-экономические перемены, начавшиеся во второй половине ХХ века, неизбежно
мовоспитание, самообучение, саморазвитие, самоанализ, самосовершенствование. Это значит, что сегодня основой педагогического процесса должно стать формирование потребности в самообразовании посредством обучения методологии самостоятельной работы в виртуальной образовательной среде при увеличении ее доли в учебно-воспитательном процессе.
отразились на интересах людей, их знаниях, умениях и взглядах на окружающую действительность, потребовали новых жизненных установок и ценностных переориентаций, то есть повлекли за собой серьезные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Научить правильно ориентироваться в постоянно меняющемся и информационно перенасыщенном мире призвано, в частности, высшее профессиональное образование.
Самообразование является сложным процессом, различные стороны которого изучают социальная философия, психология, педагогика, социология и другие науки. При этом каждая из наук осуществляет методологический анализ процесса самообразования под собственным углом зрения. В педагогической науке исследование самообразования связано с изучением теоретических и методических основ подготовки индивида к самостоятельному освоению знаний. Изучаются педагогические условия реализации самообразования, разрабатываются и предлагаются методики формирования навыков и умений самообразовательной деятельности.
Информатизация высшего образования становится одной из ведущих тенденций развития современного общества. При этом учебный процесс в высшей школе подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию интеллектуального потенциала личности, становлению способов логического анализа и всесторонней обработки потребляемой информации, творческому конструированию. Главным становится научить студента учиться самостоятельно в расширенном информационно-интерактивном пространстве, что в дальнейшем поможет ему как специалисту-профессионалу осуществлять эффективный поиск, преобразование и представление интересующей информации, позволит развивать все компоненты выражения своего «само»: самореализацию, са-
Одним из условий успешного самообразования, самосовершенствования личности является самостоятельная учебная деятельность. Прежде всего она должна быть осознана как свободная по выбору, внутреннее мотивированная деятельность, предполагающая выполнение студентом целого ряда действий: осознание цели своей деятельности; принятия учебной задачи,
© Сидоркина Е. В., 2013
придания ей личностного смысл [6]; подчинение выполнению этой задачи других интересов и форм занятости студентов, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении и некоторых других. Самостоятельная учебная деятельность - средство формирования познавательных способностей обучающихся, их направленности на непрерывное самообразование.
Вопросы организации самостоятельной работы в вузе отражены в работах С. И. Архангельского, М. Г. Гарунова, Е. Я. Го-лант, Б. Г. Иоганзена, С. И. Зиновьева, А. Г. Молибога, Р. А. Низамова, Н. Д. Ни-кандрова, П. И. Пидкасистого и др. Само понятие «самостоятельная работа» многогранно, что не дает возможности единого толкования в педагогической литературе. Одни авторы определяют ее через понятие «форма», другие - через понятие «один из видов деятельности», третьи - через характеристику личности, четвертые как «средство».
Нам близко определение, предложенное П. И. Пидкасистым, который считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [9. С. 28].
Организация самостоятельной работы студентов вуза - сложный и многомерный процесс, который включает в себя и формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, и ограниченное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, и интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий, и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы [4. С. 160]. Но успешность самостоятельной работы в первую очередь зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу.
Организация самостоятельной работы студентов в вузе регулируется определенными принципами, к которым А. Г. Мо-либог относит следующие:
- регламентация всех самостоятельных заданий по объему и времени;
- обеспечение условий самостоятельной работы студентов;
- управление самостоятельной работой [8].
Эффективной реализации первого принципа, на наш взгляд, способствует применение модульной системы обучения в рамках виртуальной образовательной среды.
Существует множество определений модуля (С. Я. Батышев, О. Г. Кукосян, П. А. Юцявичене и др.). На наш взгляд, модуль - это организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины. Достоинствами модульного обучения являются четкое структурирование содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала и выполнение практических заданий, обеспечение учебного процесса системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения.
Виртуальная образовательная среда - быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:
1) инновационные и традиционные технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхронного индивидуального обучения;
2) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;
3) современные программные средства: программные оболочки, средства
электронной коммуникации [2. С. 14].
Виртуальная образовательная среда обладает рядом преимуществ для самообразования обучающегося. Студент имеет возможность:
- заниматься в удобном для себя месте, так как весь цикл обучения осуществляется посредством интернет-технологий;
- заниматься в удобное для себя время. У каждого человека свои биологические «часы», и в зависимости от них он может выбирать и варьировать время занятий;
- заниматься в собственном темпе и
ритме;
- корректировать учебный процесс, конструируя свою собственную дидактику: читать материал лекции, семинара, перепроверять себя, обратившись к сохраненным материалам предыдущих занятий и т.д.
Успешность самостоятельного обучения во многом зависит от умения рационально организовывать этот процесс. Такое обучение включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение обучающимся оптимального распорядка дня, осознание и последовательную обработку им рациональных приемов работы с учебным материалом.
Вторым принципом организации самостоятельной работы студентов является создание определенных условий, к которым мы относим:
- внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий;
- обучение приемам самообучения, взаимообучения, работы с литературой;
- знакомство с рациональными приемами организации умственного труда.
Очевидно, что эффективность усвоения модуля зависит не только от способа предъявления учебного материала, но и от того, какие образовательные технологии использует преподаватель.
Развитию самостоятельности, гибкости мышления, критичности, способности к широкому обобщению, переносу способствует использование элементов проблемного обучения, использование информационно-коммуникативных технологий. В числе основных направлений их применения наиболее эффективными являются:
1) использование Интернета для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий;
2)подготовка выступлений и презентаций в программе «Power Point» в рамках изучаемой темы;
3)использование цифровых приложений к учебно-методическим комплексам для выполнения практических заданий;
4)выполнение тестовых заданий на компьютерах.
Накопленный опыт исследовательских работ позволяет выделить основные области использования информационных технологий в самостоятельной деятельности студентов. Так, современные информационные технологии могут выступать в роли мотивационного стимула для поиска и решения познавательных задач [5. C. 101]; могут быть использованы обучающимися как инструмент познания и коммуникации; являться предметом изучения и исследования с целью дальнейшего их развития, преобразования и внедрения для успешного осуществления процесса деятельности; выступать одним из главных информационных ресурсов; в своей совокупности рассматриваться как среда обучения, предоставляющая студентам все возможности для самореализации и самообучения; выступать фактором прогресса и развития личности в целом.
Таким образом, применение данных технологий способствует развитию интеллектуальных умений у студентов, а также таких качеств их личности, как творчество, познавательная активность и самостоятельность. Это в свою очередь способствует становлению и развитию у них профессиональной компетентности, так как именно самостоятельность дает возможность успешно адаптироваться к работе, стать более ответственным за планирование, реализацию и оценку результатов собственной деятельности.
Третьим принципом организации самостоятельной работы студентов в вузе, выделенным А. Г. Молибогом, является управление, успешному осуществлению которого, на наш взгляд, способствует применение балльно-рейтинговой системы.
Студент, приступающий к изучению дисциплины, получает информацию обо всех формах аудиторной и внеаудиторной работы по курсу с выделением обязательных самостоятельных работ и проведением входного (в начале модуля), текущего (в конце каждого учебного элемента), рубежного (в конце модуля) и итогового контроля по дисциплине в виде зачета или экзамена. Баллы, полученные студентом по результатам его работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости по дисциплине.
Необходимо подчеркнуть, что, хотя методика организации самостоятельной работы студента вуза в виртуальной образовательной среде пока еще не разработана, материалы исследований в этой области позволяют предложить программу, которая должна включать несколько этапов.
1. Подготовительный этап.
- диагностирование студентом собственной познавательной потребности в расширении и углублении совокупности знаний;
- определение собственных интеллектуальных личностных и физических возможностей;
- определение цели самостоятельной работы - ближайшей и отдаленной. Например, необходимо дать себе ответ, нужно ли это для удовлетворения познавательной потребности, или, например, для продолжения обучения в университете;
- осуществление общей ориентировки в учебном материале:
а) познакомиться с перечнем вопросов по теме, если такие имеются в электронном пособии;
б) составить представление об объеме информации, ее характере, степени новизны и т.д.
2. Основной этап работы - изучение материла. Разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы над темой. План может включать:
а) целенаправленное чтение материала;
б) детальную переработку ранее изученных материалов, учебной литературы;
в) осмысленная систематизация материала.
3. Промежуточный этап. Неотъемлемой составной частью любой правильно организованной деятельности является самоконтроль. Он должен включать проверку понимания ведущих положений и
вытекающих из них практических выводов, умения точно их формулировать; полноты знания основной информации, готовности ее системно изложить.
4. Заключительный (завершающий) этап. На данном этапе предполагается, что обучающийся обладает самостоятельностью, которая выражается прежде всего в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи, характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.
Только методически грамотная реализация студентами каждого из перечисленных этапов позволит с уверенностью говорить об успешности выполнения самостоятельной работы. Под успешностью выполнения самостоятельной работы мы понимаем самостоятельное, без непосредственного участия преподавателя, достижение качественных результатов деятельности студентом, проявление умений самоуправления и осознания их значимости в процессе самообразования.
Сущность самостоятельности проявляется в умении наиболее верно ставить и разрешать различные познавательные и практические задачи, переносить и применять знания из одной сферы деятельности в другую. Самостоятельная работа студентов в виртуальной образовательной среде вуза представляет собой многообразие видов деятельности, включает в себя поиск источников познания и средств осуществления. Она предметна и имеет структуру, функции, качественные и количественные характеристики, функционирует в единстве с другими организационно-педагогическими мерами и дидактическими средствами обучения. Процесс формирования умений и навыков самостоятельной работы в виртуальной образовательной среде вуза протекает на основе определенных закономерностей, проявляющихся как в объективной зависимости (интересы, склонности, способности личности и т.д.), так и в субъективной зависимости (выбор форм и методов ее организации).
В основе формирования самостоятельности студентов лежит мотивация. Причинами низкого уровня мотивации самостоятельной работы студентов является слабая организация профориентационной работы в школе, стереотипное мышление, направленное на механическое запомина-
ние и воспроизведение учебного материала в его репродуктивном виде, инертность, перенесенная еще из школьной жизни.
Для того чтобы знания воспитывали, развивали самостоятельность, надо постоянно и целенаправленно формировать соответствующее отношение студентов к своим знаниям, их социальной и профессиональной значимости как к существенно необходимому элементу собственного развития [1. С. 109]. В результате мы будем не «приспосабливать» обучающегося к существующему у него уровню мотивации обучения, а подводить его к новым формам, к более сложным и устойчивым способам своего учебного поведения. На этой основе у студентов формируется не только потребность хорошо учиться, но и потребность непрерывно развивать свои знания, умения и навыки, иметь активную жизненную позицию.
По мнению исследователей, самостоятельная работа студентов должна включать организационную, методическую и регуляционную составляющие [10. С. 122]. При этом преподаватель должен заранее разработать систему организации самостоятельной работы студентов, учитывая ее формы, цели, подбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации, планируя собственную роль в этом процессе [3. С. 94].
Организационная составляющая самостоятельной работы предполагает создание электронных учебных пособий, которые помогают студенту понять логику построения изучаемого курса. Электронное учебно-методическое пособие для самостоятельной учебной деятельности студентов должно содержать план занятий, контрольные вопросы и задания, тематику рефератов, контрольный тестирующий материал, ситуационные учебные задачи. Только владея данной информацией, обучающийся получает возможность сознательно и целенаправленно выбирать доступные средства, «выстраивать» их в той последовательности, которая будет способствовать наиболее эффективному выполнению задания [1. С. 109].
Методическая составляющая предполагает разработку заданий для самостоятельной работы во время занятий, а также для зачетной формы контроля.
Регуляционная составляющая организации самостоятельной работы студентов ориентирована на сотрудничество и взаимодействие в студенческом коллективе в целях стимуляции их самостоятельности и творчества.
Таким образом, самостоятельная работа студентов в условиях виртуальной
образовательной среды рассматривается как основа самообразования и как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью обучающихся, что ведет к формированию профессиональных компетенций будущего специалиста.
При этом необходимо помнить, что качественным своеобразием современного информационного общества является превращение информации в производительную силу, в национальный ресурс. Подготовить обучающихся к жизни в таком обществе означает не только передать им навыки применения электронных средств для выполнения текущих работ, но и развить способность, потребность использовать доступные информационные возможности для поиска нового знания и его распространения.
Умение организовать самостоятельную деятельность - залог успешной самореализации выпускника вуза не только как
ЛИТЕРАТУРА
личности, но и как профессионала. В связи с этим одна из основных задач обучения в высшей школе - перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего формулировать проблему, анализировать методы ее решения, выбирать из них оптимальные и достигать искомого результата.
Итак, современному обществу нужна опережающая педагогика - система интеллектуального и психологического развития, формирующая устойчивые компоненты творческого стиля мышления: умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений [7. С. 15-19]. Личность с таким стилем мышления готова к постоянным изменениям в технологиях и приветствует появление новых возможностей для решения более сложных интеллектуальных задач.
1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России.
2003. № 6.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Шитова В. А.Технология работы педагога в виртуальной образовательной среде МГОУ. М.: Диона, 2008.
3. Воротилкина И. М. Самостоятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование в России. 2012. № 3.
4. Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России.
2004. № 6.
5. Куликова С. С. Самостоятельная образовательная деятельность студентов в информационной среде // Человек и образование. 2007. № 1-2.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005.
7. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления. Минск: Харвест, 2003.
8. Молибог А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1975.
9. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980.
10. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 2005. №6.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. К. Гребенкина.