Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1596

УДК 616.83-057.875-02:613.731-07

А. И. Бурханов, Л. И. Носова, Ж. Б. Байгу танов. Т. А. Муценко ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Педагогический институт, г. Тольятти

Важная роль в формировании здоровья детей и подростков отводится физической культуре и спорту. Регулярные занятия спортом оказывают стимулирующее влияние не только на физическое развитие, но и на общую работоспособность организма [2—4, 6|. Как показали исследования Н. Е. Бачерикова и соавт. [1], лица, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, меньше тратят времени на подготовку к занятиям, у них медленнее развиваются явления умственного утомления и быстрее восстанавливается работоспособность за счет лучших восстановительных процессов. Прекращение занятий спортом при поступлении в вуз и физической культурой после II курса существенно сказывается на состоянии здоровья [5]. Правильный подбор физических нагрузок на студентов по интенсивности, объему и времени значительно повышает их умственную работоспособность и предупреждает последствия умственного утомления.

С учетом вышеизложенного, а также высокой чувствительности центральной нервной системы (ЦНС) к воздействию различных факторов среды, мы поставили перед собой задачу изучить влияние спорта на функциональное состояние ЦНС студентов в динамике их обучения в вузе.

Исследования проведены в Педагогическом институте г. Тольятти на факультете физической культуры (ФК), где большинство студентов занимались различными видами спорта (28 человек — основная группа), и на факультете начального военного обучения (НВО), где обучались юноши, отслужившие в армии и не занимавшиеся до поступления и во время обучения в вузе

спортом (25 человек — контрольная группа). В качестве психофизиологических тестов, позволяющих судить о функциональном состоянии ЦНС, использовали следующие показатели: критическая частота слияния световых мельканий (КЧССМ), зрительно-моторная реакция (ЗМР), слухомоторная реакция (СМР), тест САН и корректурная проба с кольцами Ландольта. ЗМР и СМР измеряли при помощи прибора КТД-8 (Венгрия) с автоматической регистрацией результатов, а критическая частота световых мельканий (КЧСМ) — прибором КЧСМ с люминесцентным индикатором. Тест САН и корректурную пробу изучали по общепринятым формам. Исследования проводили трижды в год (начало учебного года, конец 1-го семестра и конец 2-го семестра) в динамике 4-летнего обучения в вузе. Математическую обработку осуществляли методом вариационной статистики.

Анализ субъективных показателей теста САН позволил установить, что студенты ежегодно, приступая к занятиям, отмечают хорошее самочувствие (высокую работоспособность, бодрое состояние и т. д.), высокую активность (желание работать, увлеченность, быстроту реакции и т. д.) и хорошее настроение (см. таблицу). Однако в конце учебного года у части студентов (особенно спортивного факультета) появляются жалобы на признаки усталости и озабоченности. На 1-м году обучения у студентов выявлены самые высокие отклонения со стороны функционального состояния ЦНС, характеризующиеся повышением времени ответной реакции на зрительные и слуховые раздражители, снижением уровня КЧСМ и увеличением времени, затрачиваемого на выполнение корректурной пробы.

Показатели функционального состояния ЦНС у студентов педагогического вуза

I курс II курс III курс IV курс

Показатели Группа

начало года конец года начало года конец года j начало года конец года начало года конец года

КЧСМ, Гц ФК 28 ± 0,5 30 ± 0,9 31 ± 0,8 28 ± 0,8* 32 ± 0,9* 29 ± 0,7* 30 ± 0,6 27 ± 0,7*

НВО 28 ± 0,4 322 ± 0,9* 30 ± 0,8 29 ± 0,8 27 ± 0,7 27 ± 0,5 29 ± 0,9 27 ± 0,6*

СМР, МС ФК 249 ± 18 219 ± 19 227 ± 10 209 ± 11 185 ± 11 209 ± 9 211 ± 9 239 ± 11*

НВО 288 ± 21 224 ± 18* 212 ± 13 190 ± 12 189 ± 13 201 ± 9 193 ± 7 219 ± 9*

ЗМР, мс ФК 201 ± 7 222 ± 18 214 ± 8 205 ± 13 205 ± 8 215 ± 10 207 ± 9 227 ± 10

НВО 238 ± 18 205 ± 12 205 ± 10 198 ± 9 200 ± 7 220 ± 4* 198 ± 5 227 ± 11*

Корректурная проба:

время ФК 64 ± 3,2 56 ± 3,4* 49 ± 2,0 56 ± 3,0* 50 ± 2,1 57 ± 1,3* 52 ± 1,6 59 ± 1,4*

НВО 59 ± 1,5 52 + 2,9* 44 ± 1,3 51 ± 2.1* 47 ± 2,0 56 ± 1.8* 49 ± 1,9 57 ± 1,7*

ошибки ФК 3,6 ± 0.4 4,4 ± 0,8 4,2 ± 0,6 4,0 ± 0,8 3,3 ± 0,4 4,2 ± 0,7 2,9 ± 0,4 4,7 ± 0,6*

НВО 3,0 ± 0,5 5,5 ± 0,8* 3,6 ± 0,9 5,6 ± 1,2 3,8 ± 0,9 5,9 ± 1,0 3,0 + 0,9 5,1 ± 0,8*

Самочувствие, усл. сд. ФК 5,7 ± 0,1 5,5 ± 0,2 5,8 ± 0,3 4,9 ± 0,3* 5,2 ± 0,1 5,0 ± 0,1 5,7 ± 0,2 5.3 ± 0,1

НВО 5,5 ± 0,2 5,4 ± 0,2 5,8 ± 0,3 5,6 ± 0,3 5,5 ± 0,3 5,2 ± 0,2 5,5 ± 0,3 5,2 ± 0,2

Активность, усл.ед. ФК 5,2 ± 0,1 4,9 ± 0,2 5,2 ± 0,3 4,4 ± 0,3* 5,1 ± 0,2 4,7 ± 0,2 5,2 ± 0,3 4,8 ± 0,2

НВО 5,2 ± 0,2 4,9 ± 0,3 5,2 ± 0,3 5,1 ± 0,4 5,1 ± 0,3 5,0 ± 0,2 5,2 ± 0,2 4,9 ± 0,2

Настроение, усл. ед. ФК 5,7 ± 0,2 5,2 ± 0,2 5,6 ± 0,3 4,8 ± 0,3* 5,2 ± 0,3 5,0 ± 0,2 5,7 ± 0,3 5,0 ± 0,1*

НВО 5,6 ± 0,2 5,8 ± 0,4 5,7 ± 0,3 5,7 ± 0,3 5,5 ± 0,3 5,4 ± 0,2 5,6 ± 0,2 5,2 ± 0,2

Примечание. Звездочка — достоверные различия показателей в начале и в конце учебного года.

Выявленные сдвиги свидетельствуют о развитии тормозных процессов в ЦНС, вызванных фазой острой адаптации. Как показали результаты исследований, быстрее к новым условиям адаптировались студенты факультета ФК. По-видимо-му, это связано с тем, что большинство студентов этого факультета живут с родителями и менее дезадаптированы к условиям вуза.

В конце 2-го года обучения у части студентов факультета ФК выявлено ухудшение самочувствия (снижение работоспособности, появление утомляемости, усталости), снижение активности (появление пассивности, медлительности в движениях) и ухудшение настроения (пессимизм, чувство угнетенности) по сравнению с фоновыми показателями и показателями студентов контрольной группы. На наш взгляд, выявленные признаки являются отражением физического переутомления спортсменов в результате частых сборов и соревнований.

Объективные показатели функционального состояния ЦНС у студентов обоих факультетов имели тенденцию к улучшению. Статистической разницы между сравниваемыми группами не обнаружено. Достоверное увеличение времени, затрачиваемого на выполнение корректурной пробы, свидетельствует о развитии утомления в конце учебного года.

При переходе на III курс показатели теста САН у студентов факультета ФК улучшились, а у студентов контрольной группы они были на уровне 4-го семестра. Оценивая самочувствие в конце года, студенты отмечали значительное ухудшение его, снижение работоспособности и появление усталости. У большинства студентов появилось равнодушие. Изменился характер настроения: появились пессимизм и уныние.

Аналогичный характер сдвигов обнаруживался со стороны объективных показателей: некоторое улучшение их в начале года сменялось последующим ухудшением в обеих группах.

На IV курсе на фоне ухудшенного самочувствия большинство студентов отмечали признаки усталости, рассеянности и трудности в освоении нового материала. Фоновые показатели объективных методов исследования были на уровне таковых в предыдущие годы. В конце же года у студентов обоих факультетов отмечено достоверное увеличение времени СМР и ЗМР, времени выполнения корректурной пробы, а также снижение показателей КЧСМ. Достоверной разницы между сравниваемыми факультетами в этот срок не выявлено.

На основании проведенных исследований мы пришли к выводу, что наибольшие отклонения

со стороны функционального состояния ЦНС выявлены при поступлении в вуз. Считают, что резкие сдвиги в ранние сроки обусловлены фазой острой адаптации у студентов к новым условиям жизни. Динамика изменения изучаемых показателей свидетельствует, что быстрее к ним адаптировались студенты факультета ФК. Доказано, что у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, умственное утомление развивается медленнее, а работоспособность восстанавливается быстрее [I]. Дополнительным фактором более быстрой адаптации может служить то обстоятельство, что часть студентов, занимающихся спортом, живут с родителями и менее дезадаптированы к условиям вуза. Установлена общая закономерность со стороны функционального состояния ЦНС, проявляющаяся развитием тормозных процессов в конце учебного года во все сроки обучения в вузе. Их преобладание связано с развитием утомления под влиянием учебного процесса. У студентов, занимающихся спортом, определенную роль в его развитии играют физические перегрузки в результате длительных сборов и соревнований.

Таким образом, оценивая влияние спорта на умственную работоспособность студентов, мы должны отметить, с одной стороны, его положительную роль в процессе адаптации студентов к условиям вуза, а с другой — отрицательный эффект, вызванный перегрузками в результате частых сборов и соревнований. Однако правильно организованные занятия спортом не только оказывают влияние на адаптацию, но и способствуют улучшению качественных показателей учебного процесса в период обучения студентов в вузе. При этом важную роль в профилактике утомления играют учебное расписание, в котором теоретические предметы должны гармонично сочетаться со спортивными дисциплинами, а также постоянный контроль за состоянием организма спортсменов во время интенсивных тренировок и частых соревнований.

Литература

1. Бачериков И. Е. и др. // Вопросы гигиены и состояние здоровья студентов вузов. — М., 1974. — С. 99—100.

2. Дусенко Д. И. // Физиологические аспекты адаптации. — Тарту. 1984. - С. 204-206.

3. Коц Я. М. Спортивная физиология. — М., 1986.

4. Мотылянская Р. Е. и др. // Теор. и практ. физ. культуры.

- 1990. - N3 1. - С. 14-22.

5. Щедрина А. Г. // Физиологические проблемы адаптации.

- Тарту, 1984. - С. 198—199.

6. Яроцкий А. И. // Там же. — С. 185-187.

Поступила 04.04.95

Ф КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.632:546.491-074

М. И. Чубирко, Г. М. Басова, Л. А. Забугина, Т. В. Крестникова, С. И. Колина, Т. А. Попова ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ДЕМЕРКУРИЗАЦИИ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫХ ЛАМП

Воронежский областной центр Госсанэпиднадзора РФ

Одним из важнейших э кото кс и кантов является ртуть. Пути поступления в окружающую среду носят глобальный и локальный характер. Пер-

вый связан с естественными природными соединениями ртути, второй — с жизнедеятельностью человека — промышленными производствами и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.