Научная статья на тему 'Характеристика особенностей владения элементами игры в футбол у детей старшего дошкольного возраста'

Характеристика особенностей владения элементами игры в футбол у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1751
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ В ФУТБОЛ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермакова Юлия Николаевна

В статье рассматриваются особенности выполнения ударов по мячу и ведений мяча детьми старшего дошкольного возраста. Для выявления особенностей двигательных действий с мячом использовались педагогические наблюдения во время физкультурных занятий, антропометрические измерения, а также специальные тесты (ведения мяча и свободные удары по мячу, удары по мячу в цель). Результаты проведенного исследования свидетельствуют о неоднозначности развития двигательных умений у мальчиков и девочек при выполнении ударов и ведении мяча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article} features of performance of impacts on a ball and ball leading in children of the senior preschool age are considered. For revealing features of impellent actions with a ball pedagogical supervision during sports lessons, anthopometrical measurements, and also special tests (dribbling and free kicks on a ball, impacts on a ball in the purpose) were used. Results of carried out research testify the ambiguity of development of impellent skills at boys and girls at performance of impacts and dribbling.

Текст научной работы на тему «Характеристика особенностей владения элементами игры в футбол у детей старшего дошкольного возраста»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛАДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ В ФУТБОЛ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ю.Н. ЕРМАКОВА, ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Аннотация

В статье рассматриваются особенности выполнения ударов по мячу и ведений мяча детьми старшего дошкольного возраста. Для выявления особенностей двигательных действий с мячом использовались педагогические наблюдения во время физкультурных занятий, антропометрические измерения, а также специальные тесты (ведения мяча и свободные удары по мячу, удары по мячу в цель). Результаты проведенного исследования свидетельствуют

о неоднозначности развития двигательных умений у мальчиков и девочек при выполнении ударов

и ведении мяча.

Abstract

In article} features of performance of impacts on a ball and ball leading in children of the senior preschool age are considered. For revealing features of impellent actions with a ball pedagogical supervision during sports lessons, anthopometrical measurements, and also special tests (dribbling and free kicks on a ball, impacts on a ball in the purpose) were used. Results of carried out research testify the ambiguity of development of impellent skills at boys and girls at performance of impacts and dribbling.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, элементы игры в футбол, двигательные действия.

Введение

Во всем мире большой популярностью пользуется игра в футбол как среди взрослых, так и среди детей. Известно, что наши футболисты зачастую уступают в технической и тактической подготовке зарубежным игрокам. Одной из причин этого является более раннее обучение детей игре в футбол в зарубежных странах, начиная с 6 лет [1]. При этом главное внимание зарубежными специалистами уделяется постепенному обучению детей «школе футбола» с учетом их индивидуальных особенностей, двигательных возможностей и физической подготовленности [2].

В настоящее время в нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями футболом незначителен. Специалисты в области физической культуры и спорта указывают на положительное влияние игровых видов спорта на психофизическое развитие дошкольников и на необходимость разработки специальных программ, в том числе и по футболу, в основе которых должны лежать закономерности игры, учет онтогенетических особенностей развития ребенка и опыт работы детских тренеров [3].

Футбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых

личностных качеств детей. Эта игра сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и т.д. В футболе быстро меняются игровые ситуации, требующие от занимающихся высокой координации движений, точности и быстроты их выполнения, что особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, организм которых обладает большим потенциалом для формирования различных видов двигательных действий, характеризуется интенсивным развитием.

Несмотря на педагогическую ценность элементов спортивных игр, в имеющихся программах для ДОУ по физическому воспитанию обучению элементам игры в футбол не уделяется должного внимания Проблема заключается в необходимости разработки научного и методического обеспечения занятий футболом с детьми дошкольного возраста. Одним из аспектов решения данной проблемы является изучение особенностей выполнения ударов и ведения мяча, которые и выступали в качестве предмета данного исследования.

Методика исследования

Для выявления особенностей выполнения детьми дошкольного возраста двигательных действий с мячом использовались педагогические наблюдения во время

физкультурных занятий, антропометрические измерения, а также специальные тесты (ведения мяча и свободные удары по мячу, удары по мячу в цель). Для обработки полученных результатов использовались ^критерий Стьюдента и коэффициент корреляции.

В тесте «Ведение мяча 10 м с обводкой стоек» дети последовательно огибали 9 стоек, расположенных через

1 м от линии старта. Фиксировалось время выполнения задания и способ ведения мяча.

В тесте «Удары по мячу в створ 4-х ворот» ребенок вставал в центр малого круга радиусом 50 см и по команде наносил удары последовательно по 4-м мячам, расположенным (перед ним, слева, сзади и справа от него) на большой окружности (радиусом 3 м). Удары наносились в ворота шириной 1,7 м, установленные напротив мячей, на расстоянии 5 м от них. По сигналу экспериментатора ребенок наносил удары по мячам в ворота. Фиксировались общее время выполнения задания, точность попадания в ворота, последовательность и способ выполнения ударов по мячу.

В исследовании приняли участие дошкольники 5-6 лет (19 девочек и 22 мальчика), посещающие ДОУ № 37 и № 2 г. Шуи. Однородность группы дошкольников обеспечивалась на основе росто-весовых показателей и результатов физической подготовленности.

Результаты и их обсуждение

Анализ антропометрических данных детей, участвовавших в обследовании, позволил констатировать отсутствие достоверно значимых различий между мальчиками и девочками. Дошкольники 5-6 лет, отобранные для проведения исследования по антропометрическим параметрам, характеризовались как дети с гармоничным физическим развитием. Коэффициент вариативности по длине тела у мальчиков составил 12%, у девочек - 11%, по показателям массы тела - 12 и 13% и по окружности грудной клетки - 10 и 12% соответственно.

На основе анализа проведенных наблюдений за действиями детей с мячом было выявлено, что для всех наиболее удобным в выполнении является удар по мячу носком. Отмечено, что при ударе по мячу внутренней стороной стопы (передачи мяча в парах) 67,5% детей разворачиваются к ноге, осуществляющей удар. При выполнении этого же задания внешней стороной стопы 92,5% детей встают правым боком к мячу при ударе правой ногой и наоборот - при выполнении задания левой. Эта особенность выполнения движений отражает недостаточное владение навыком, слабый уровень управления движениями, а также ограниченность использования всего потенциала движений ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Поэтому детям приходится для выполнения задания использовать иные варианты структурирования системы движений, включая в работу «лишние» звенья опорно-двигательного аппарата, увеличивая количество степеней свободы, что сказывается на эффективности решения двигательной задачи в целом.

При выполнении ведения мяча зафиксировано, что 40,9% мальчиков и 36,8% девочек выполняют задание

только правой ногой. 59,1% мальчиков и 63,2% девочек используют при ведении мяча поочередно обе ноги. При этом все девочки в большей степени осуществляют ведение правой ногой, мальчики же преимущественно использовали правую ногу в 77,3% случаев и только в 23,8% - левую.

Более глубокий анализ результатов наблюдений свидетельствует о том, что дети используют различные сочетания и варианты ведения мяча. Изо всех детей 29,3% осуществляют ведение мяча только внутренней стороной стопы. Это характерно для 22% (мальчики) и для 7,3% (девочки). Девочки в равном соотношении выполняют задание либо только носком, либо только внешней стороной стопы (по 2,4% соответственно). Ведения мяча внутренней стороной стопы и носком используют 39% детей (из них 17% - мальчики и 22% - девочки). Внутреннюю, внешнюю стороны стопы и носок при ведении применяют 14,6% детей, из них 12,2% - мальчики и 2,4% - девочки. 7,3% дошкольников осуществляют ведение внутренней и внешней стороной стопы (2,4 и 4,9%, мальчики и девочки соответственно). 5% девочек используют для выполнения задания внешнюю сторону и носок стопы.

Анализ результатов, полученных при ведении мяча на десятиметровом участке дистанции с обводкой стоек, показал, что мальчики выполняют задание быстрее (33,95±1,55 с), чем девочки (42,36±3,58 с) (р<0,05).

Средние значения результатов времени выполнения теста «Ведение мяча 10 м с обводкой стоек» у мальчиков меньше, чем у девочек, как при выполнении задания поочередно правой и левой ногой, так и при ведении мяча только одной ногой. У девочек, выполнявших ведение мяча с обводкой стоек одной ногой, результаты лучше, чем при ведении мяча поочередно каждой ногой. Мальчики показали лучшие результаты в данном тесте, когда контроль мяча осуществляли поочередно каждой ногой, в сравнении с результатами, когда задание выполнялось лишь одной ногой. Однако достоверно значимой разницы в результатах как среди девочек, так и среди мальчиков по показателям времени выполнения задания не обнаружено (см. таблицу).

Результаты выполнения теста «Ведение мяча с обводкой стоек на дистанции 10 м» (Х±т)

Тесты (единицы измерения) Мальчики Девочки

Ведение мяча поочередно правой и левой ногой (с) 33,19±2,5 40,94±4,75

Ведение мяча одной ногой (с) 34,86±2,03 39,67±5,11

При проведении теста «Удары по мячу в створ 4-х ворот» детям предлагалось выполнить задание в удобном для них направлении. Особенностью выполнения задания является то, что у детей наибольший процент точности попадания в ворота (91,7%) зарегистрирован, когда они выполняли двигательное задание по часовой стрелке (удар по мячу, расположенному перед ребенком, затем справа, далее удар по мячу, стоящему сзади,

1

и в конце по мячу, расположенному слева). Это характерно для 54,6% мальчиков и 31,6% девочек.

Меньшее количество попаданий в створ ворот зафиксировано, когда удары наносились по мячам в очередности: удар по мячу, стоящему перед ребенком, справа, слева и по мячу, расположенному сзади (относительно исходного расположения ребенка и мячей). Этот маршрут выбрали 9,1% мальчиков и 10,5% девочек. Процент попаданий у них равен 75 и 62,5 соответственно. 13,6% мальчиков поразили створ ворот в 66,7% случаев, двигаясь сначала вперед к первому мячу, затем - налево ко второму мячу, далее - вправо и назад. Девочки при выполнении данного теста в 42,1% двигались против часовой стрелки (прямо, влево, назад и вправо). При этом точность их попадания в ворота составила 37,5%, тогда как мальчики данную комбинацию использовали лишь в 9,1% случаев и не попали в ворота. 9,1% мальчиков забили 2 из 4-х мячей при использовании комбинации ударов - прямо, назад, влево, вправо, тогда как 10,5% девочек были точны в 12,5% случаев. Точность ударов по воротам в направлениях прямо, назад, вправо, влево составила 50% у 14,5% мальчиков и у 5,3% девочек.

Анализ точности выполнения ударов по воротам показал, что мальчики забивали в 71,6% случаев и затрачивали большее время на выполнение задания, тогда как девочки в 59,2% случаев попадали в ворота, но среднее значение показателей времени на задание у них меньше (11,3±0,92 с), чем у мальчиков (12,32±1,2 с) (р < 0,05). У девочек зафиксирована положительная корреляционная взаимосвязь (г = 0,604) между средними значениями

времени выполнения задания при обводке стоек и временем выполнения ударов по 4-м мячам в ворота.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о неоднозначности развития двигательных умений у мальчиков и девочек при выполнении ударов и ведении мяча. Особенностями выполнения ударов является прямолинейность выполнения движений по отношению к направлению выполнения удара. Дети стремятся создать для себя удобные условия для выполнения движений ногами. Они разворачиваются перпендикулярно к предполагаемому направлению движения мяча, когда необходимо выполнить удар внешней стороной стопы, используя при этом отведение ноги, и приведение, когда удар осуществляется внутренней стороной стопы.

При выполнении ведения мяча управление движениями у детей затруднено из-за большого количества лишних степеней свободы. В структуре двигательного действий нет слитности, присутствует рассогласованность движений между различными звеньями опорно-двигательного аппарата. Дети не учитывают силу ударов по мячу при ведении, вследствие этого наблюдается рассогласованность скорости их перемещения и мяча в пространстве.

Выявленные особенности выполнения элементов «школы футбола» у детей дошкольного возраста позволяют определить основные направления по разработке специальной методики занятий на основе расширения диапазона движений за счет неиспользуемых потенциальных возможностей анатомического строения различных суставов.

Литература

1. Вайн Х. Как научиться играть в футбол: школа технического мастерства для молодых / Пер. с итал. - М.: Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2004. - 244 с. - (Первый шаг).

2. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8-10 лет) - М.: Олимпия; Человек, 2007. - 112 с.

3. Мосягин С.М., Годик М.А., Швыков И.А. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет //

Теория и методика футбола: Издание Российского футбольного союза. - Олимпия; Человек, 2007. - Изд. № 28.

4. Психомоторная организация человека: учеб. для вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с. - (Серия «Учебник нового века»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.