Научная статья на тему 'Методика footdrawing в технической подготовке футболистов'

Методика footdrawing в технической подготовке футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
351
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСОВАНИЕ НОГОЙ / ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЙ НОГИ ФУТБОЛИСТА / ТРЕНИРОВОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аббас Аль Рубайе Нухад Х, Правдов Михаил Александрович

В статье представлены результаты исследования по внедрению методики «рисование ногой» (footdrawing) в процессе технической подготовки футболистов. Установлено, что применение специальных двигательных действий, связанных с рисованием ногами, способствует развитию у футболистов координационных способностей. Определены основные виды линий для рисования, моделирующих траектории движений ноги с мячом. Представлено оборудование для рисования разными частями ног при имитации действий с мячом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аббас Аль Рубайе Нухад Х, Правдов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of footdrawing in the technical preparation of the football players

The article presents the results of the study on implementation of the method "footdrawing" during the technical training of the players. It has been found that the use of the specific motor actions related to the footdrawing contributes to the development of the players’ coordination abilities. The main types of the lines for drawing, simulating the trajectory of movement of the foot with the ball, have been determined. The equipment for drawing with the different parts of the legs while simulating the actions with the ball has been presented.

Текст научной работы на тему «Методика footdrawing в технической подготовке футболистов»

Контактная информация: sgifk@ya.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2015

УДК 796.332

МЕТОДИКА FOOTDRAWING В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

ФУТБОЛИСТОВ

Аль Рубайе Нухад ХАббас, аспирант,

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Шуйский филиал «Ивановский государственный университет», г. Шуя

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по внедрению методики «рисование ногой» (footdrawing) в процессе технической подготовки футболистов. Установлено, что применение специальных двигательных действий, связанных с рисованием ногами, способствует развитию у футболистов координационных способностей. Определены основные виды линий для рисования, моделирующих траектории движений ноги с мячом. Представлено оборудование для рисования разными частями ног при имитации действий с мячом.

Ключевые слова: рисование ногой, траектории движений ноги футболиста, тренировочное оборудование, координационные способности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p14-18

METHOD OF FOOTDRAWING IN THE TECHNICAL PREPARATION OF THE

FOOTBALL PLAYERS

Al Rubaye Nuhad Kh Abbas, the post-graduate student,

Mikhail Alexandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ivanovo State University, (Branch in Shuya), Shuya

Annotation

The article presents the results of the study on implementation of the method "footdrawing" during the technical training of the players. It has been found that the use of the specific motor actions related to the footdrawing contributes to the development of the players' coordination abilities. The main types of the lines for drawing, simulating the trajectory of movement of the foot with the ball, have been determined. The equipment for drawing with the different parts of the legs while simulating the actions with the ball has been presented.

Keywords: footdrawing, trajectory of football player legs, training equipment, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей характеристикой степени мастерства игроков в футболе является уровень технической подготовленности. В настоящее время культурный пласт исследований, посвященных решению проблем технической подготовки игроков в футболе, представлен многочисленными научно-методическими разработками [1-3, 5, 6, 8]. При этом поиск новых подходов, форм, средств и методов технической подготовки по-прежнему остается наиболее актуальной проблемой для ученых и практиков. В спектре направлений совершенствования компонентов технической подготовки особое внимание привлекают проблемы, связанные с формированием у игроков двигательных умений высшего порядка - комплекса действий с мячом, отвечающих параметрам точности, быстроты выполнения при приеме, ведении, передачах, финтах и ударах [4, 5, 7]. Анализ научных исследований позволяет заключить, что работ, посвященных изучению кинематики движений отдельных звеньев ноги при выполнении двигательных действий с мячом в дина-

мике и в статике не достаточно. В частности, отсутствуют характеристики модельных траекторий движения стопы, голени, бедра при действиях с мячом, а так же методики развития точности движений ногой по заданным пространственно-временным параметрам.

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о возможности повышения уровня технической подготовленности футболистов на основе применения методики рисования ногами (footdrawing). Рисование ногами используется в качестве средства психофизического развития детей дошкольного возраста, предупреждения плоскостопия, развития творческого воображения малышей [7]. При этом, по мнению педагогов, данный способ развития психофизических качеств и совершенствования координационных способностей вполне может быть рекомендован и взрослым. Известно, что в процессе рисования ногами в работу включаются различные мышечные группы (ног, живота, спины и рук). Значительная доля нагрузки приходится на портняжную, ягодичную, мышцы бедра, а так же активируются чувствительные точки ступней. Однако в качестве тренировочного средства для спортсменов данный вид двигательной активности не используется.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результатов анкетирования тренеров (47 чел.) и футболистов (189 чел.) позволил установить, что в практике технической подготовки упражнения в рисовании ногами не применяются. Наряду с этим рядом тренеров (11%) и полевыми игроками (7%) внимание уделяется на выполнение упражнений ногой по моделируемым траекториям. О самих же траекториях ведется речь как о виртуальных и невидимых линиях, но специальные ориентиры в пространстве для этого не используются. Установлено, что многократные повторения и имитации действий без мяча в процессе тренировочных занятий осуществляются: при приемах и остановках мяча в 65%; при формировании основ техники и совершенствовании ударов в 22%; при отработке приемов ведения мяча в 3% и финтах в 10% случаев.

Анализ видеозаписей движений футболистов с мячом позволил установить параметры модельных траекторий отдельных точек звеньев стопы, голени, бедра, а так же

смоделировать условия на специальных тренировочных «мольбертах» для их рисования ногами. При этом мольберты располагались на различной высоте от пола и в разных плоскостях пространства: фронтальной, сагиттальной, горизонтальной, а также их сочетаниях. В том числе для рисования использовались сферы и полусферы (внутренняя и внешняя ее стороны) различные по диаметру, крутизне изгибов (рисунок 1).

Для выполнения упражнений в рисовании ногами на обувь (бутсы, кроссовки) футболиста с помощью манжет крепятся поролоновые шарики. Места крепления поролоновых шариков на спортивной обуви (стопе): носок, внутренняя поверхность, внешняя сторона, пятка, подъем, подошва. Кроме того, на занятиях применялись упражнения в рисовании голенью и бедром. В этом случае поролоновые шарики крепились соответственно на внутренней части голени и на дистальном звене

Рис.1. Виды тренировочных устройств для выполнения упражнений футболистами при рисовании ногами

бедра (ближе к коленному суставу). Использование поролонового шарика для рисования траекторий обусловлено его свойствами. С его помощью можно наносить линии (траектории) различной толщины, что обеспечивает условия для формирования и совершенствования способностей к дифференцированию мышечных усилий в соответствии с динамическими параметрами моделируемых двигательных действий с мячом. Виды движений ногами при рисовании линий, а так же прорисовывания линий, уже нанесенных на специальных мольбертах в различных плоскостях пространства представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные виды движений ногами при рисовании линий в различных плоскостях __пространства_

Звено ноги Место размещения поролонового шарика на правой и левой ноге Характер и направление выполняемого движения на «мольберте» (плоскости)

Стопа Носок Снизу-вверх и обратно; по внутренней стороне сферической поверхности; по внешней стороне сферической поверхности - по прямой, по кругу, зигзагом, по кривой.

Подъем По внутренней стороне горизонтальной и сферической поверхности; в сагиттальной плоскости снизу-вверх и обратно, во фронтальной слева-направо и наоборот.

Пятка Назад, вверх-вниз, по кругу, зигзагом - во фронтальной плоскости с использованием зеркала для контроля.

Внутренняя поверхность Вверх-вниз, по кругу, зигзагом, по кривой в сагиттальной, во фронтальной и по внутренней стороне сферической поверхности плоскости.

Внешняя сторона Вверх-вниз, по кругу, зигзагом, по кривой в сагиттальной, во фронтальной и по внутренней стороне сферической поверхности плоскости

Подошва Снизу-вверх и обратно; по внешней стороне сферической поверхности -по прямой, по кругу, зигзагом, по кривой, вправо-влево и обратно, по кругу.

Голень Внутренняя часть звена Вверх-вниз, по кругу, зигзагом, по кривой - в сагиттальной, во фронтальной плоскости.

Бедро Дистальная часть звена По внутренней стороне сферической поверхности плоскости; вправо-влево по горизонтальной плоскости

Для выполнения движений в рисовании линий «мольберты» располагаются как на земле (полу, поле), так и над ними, в том числе крепятся на стене. При этом наклон «мольберта» в той или иной плоскости обусловлен моделируемой (задаваемой) линией траектории точки на звене ноги и анатомическими возможностями движения в каждом суставе. Длина линии от 20 до 100 см, толщина линий от 1 до 5 см. При этом предусматриваются задания направленные на выполнение упражнений с различной силой надавливания. Например, рисование узкой (1 см) линии переходящей в широкую линию (5 см) и обратно. В качестве моделируемых траекторий использовались линии разной ширины в том числе: прямые, извилистые, в виде геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, треугольник). Линии наносились как сплошные, так и пунктирные, обозначенные точками и тире.

С целью проверки эффективности комплекса упражнений методики «рисование ногой» (йэй^аш^) был проведен педагогический эксперимент. В нем участвовало две группы футболистов студенческой команды по 15 игроков. В качестве критериев оценки эффективности методики были выбраны результаты в тестах на степень развития координационных способностей и точность рисования заданных линий. До начала педагогического эксперимента достоверно значимых различий в результатах теста не зафиксировано. Согласно результатам тестирования после педагогического эксперимента у игроков экспериментальной группы зафиксированы данные достоверно превышающие аналогичные в контрольной группе (р< 0,05) (таблицы 2 и 3).

Анализ данных тестирования позволяет констатировать, что в экспериментальной группе футболисты демонстрируют более высокий уровень владения техническими при-

емами.

Таблица 2

Результаты тестирования специальных технических действий у футболистов после _педагогического эксперимента (М±т)_

Тесты ЭГ КГ р

Бег на 30 м с ведением мяча, (не менее трех касаний мяча) (с) 5,2±0,4 5,8±0,4 < 0,05

Ведение мяча (20 м) с обводкой четырех стоек и удар по воротам (с) 7,7±0,5 8,9±0,6 < 0,05

Жонглирование мячом в течение 1 мин (кол-во раз) 28,3±3,2 21,1±3,4 <0,05

Удержание мяча стопой, стоя на одной ноге (с) 43,3±7,3 29,2±6,8 <0,05

Таблица 3

Среднее значение величины ошибки при выполнении действий доминантной ногой

в прорисовывании линий носком ноги у футболистов _после педагогического эксперимента (М±т)_

Двигательное задание - рисование линии по заданному образцу Плоскость Высота расположения линии на «мольберте» от поля Величина отклонения от заданной линии (см) р

ЭГ КГ

Прямая линия (длина - 80 см, ширина 2 см), движение слева - направо для доминантной правой ноги и справа - налево для доминантной левой ноги; для сферической плоскости - сверху - вниз. Фронтальная 20 см 4,8±1,4 11,4±5,4 < 0,05

Сагиттальная 11,8±2,4 23,5±7,4 < 0,05

Горизонтальная 0 см (на поле) 4,8±1,4 11,4±5,4 < 0,05

Внутренняя поверхность полусферы Верхняя точка на высоте до 50 см от земли 8,4±2,4 13,3±2,9 > 0,05

Кривая линия (длина - 80 см, ширина 2 см), движение слева - направо для доминантной правой ноги и справа - налево для доминантной левой ноги; для сферической плоскости - сверху - вниз. Фронтальная 20 см 3,2±1,5 10,5±2,5 < 0,05

Сагиттальная 16,3±4,4 29,7±5,4 < 0,05

Горизонтальная 0 см (на поле) 5,9±2,1 11,4±1,8 < 0,05

Внутренняя поверхность полусферы на высоте 50 см от земли 6,8±1,4 14,7±2,5 < 0,05

Кольцо (диаметр - 50 см, ширина 2 см) движение доминантной ногой по часовой стрелке Фронтальная 20 см 5,2±1,4 8,3±1,3 < 0,05

Сагиттальная 12,3±2,7 18,2±2,5 < 0,05

Горизонтальная 0 см (на поле) 4,1±1,5 9,2±1,7 < 0,05

Внутренняя поверхность полусферы Центр кольца на высоте 30 см от земли 10,1±2,2 15,2±2,5 < 0,05

Прямая, пунктирная линия (длина 1-го пунктира 10см; ширина 1см, длина 2-го -15см, ширина - 5см и т.д.). Всего 6 пунктиров, расстояние между пунктирами - 5 см. Движение: слева - направо для доминантной правой ноги и справа - налево для доминантной левой ноги; для сферической плоскости - сверху - вниз. Фронтальная 20 см 7,1±2,2 12,1±2,1 < 0,05

Сагиттальная 10,1±2,4 15,1±2,2 < 0,05

Горизонтальная на земле 0 см (на поле) 5,5±1,8 8,1±2,2 < 0,05

Внутренняя поверхность полусферы Верхний пунктир на высоте 100 см от земли 4,7±1,5 12,4±2,9 < 0,05

Результаты в тестах у игроков экспериментальной группы выше, чем в контрольной группе: «Бег на 30 м с ведением мяча» на 11,5%, в тесте «Ведение мяча (20 м) с обводкой четырех стоек и удар по воротам» - на 15,6%. Набольшая разница среднегруппо-вых значений зафиксирована в результатах тестов: «Жонглирование мячом в течение 1 мин» - на 33,2% и в тесте «Удержание мяча стопой, стоя на одной ноге» - на 48,3%.

Установлено, что средние значения величины отклонения от задаваемой линии при рисовании носком ноги у футболистов экспериментальной группы значительно меньше, чем в контрольной (р<0,05) во всех выполняемых вариантах двигательных заданий. Таким образом, полученные данные, проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что использование методики «рисование ногой» (Юй^аш^) в процессе

технической подготовки футболистов способствует развитию специальных координационных способностей, в том числе равновесию, дифференцировке мышечных усилий, точности оказывает в целом положительное влияние на качество выполнения технических действий с мячом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аль Рубайе Нухад Х Аббас. Влияние силы тяжести на способность к дифференцировке мышечных усилий у футболистов / Аль Рубайе Нухад Х Аббас, М.А. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 12-16.

2. Витковски, З. Координационные способности в футболе: диагностика, прогнозирование развития, тренировка / З. Витковски, В.И. Лях // Физическая культура, детский тренер (журнал в журнале). - http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006n4/p28-31.htm (дата обращения 23.11. 2015).

3. Голомазов, С.В. Кинезиология точностных действий человека / С.В. Голомазов. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 228 с.

4. Гончаров, В.И. Моторные механизмы ошибок воспроизведения амплитуд движений / В.И. Гончаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2007. - № 8 (30). - С. 27-31.

5. Губа, В.П. Интегральная подготовка футболистов : учебное пособие / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. - М. : Советский спорт, 2010. - 132 с.

6. Миронов, И.С. Динамические и пространственные характеристики точности движений / И.С. Миронов, М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 68-73.

7. Правдов, Д.М. Развитие точности движений у детей дошкольного возраста / Д.М. Правдов, М.А. Правдов. - Шуя : Изд-во Шуйского гос. пед. ун-та, 2008. - 100 с.

8. Тихомиров, Ю.В. Биомеханический контроль технической и физической подготовленности футболистов / Ю.В. Тихомиров, И.В. Акинфеев, М.А. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 150-155.

REFERENCES

1. Al Rubaye Nuhad X Abbas and Pravdov, M.A. (2015), "Effect of gravity on the ability to differentiate muscular effort the players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 12-16.

2. Witkowski, Z. and Lyakh, V.I. (2006), "Coordination abilities in football: diagnostics, forecasting of development, training", Physical culture, children coach, No. 4, available at: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006n4/p28-31.htm.

3. Golomazov, S.V. (2003), Kinesiology accuracy of human actions, SportAkademPress, Moscow.

4. Goncharov, V.I. (2007), "Motor error mechanisms playback range of motion", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 30, No. 8, pp. 27-31.

5. Guba, V.P., Leksakov A.V. and Antipov, A.V. (2010), Integrated training players: tutorial, Soviet sport, Moscow.

6. Mironov, I.S., Pravdov, M.A. and Pravdov, D.M. (2015), "Dynamic characteristics and spatial accuracy of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 68-73.

7. Pravdov, D.M. and Pravdov, M.A. (2008), The development of precision movements in preschool children, Monograph, publishing house Shuya State University, Shuya.

8. Tikhomirov, Y.V., Akinfeev I.V. and Pravdov, M.A. (2011), "Biomechanical control of technical and physical fitness of the players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79m No. 9, pp. 150-155.

Контактная информация: dmitry1@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.