ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ МЕР ЗАЩИТЫ
РЫНКА ЕС
П.А. Попова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10261
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные нормативно-правовые акты, которые использует Европейский союз во внешней торговле с третими странами. Так же представлены этапы становления таможенного союза ЕС и интеграционного объединения. Рассмотрен механизм становления и применения мер защиты внутреннего рынка Европейского союза.
Ключевые слова: меры защиты, ВТО, Европейский союз, таможенный тариф, интеграция, Парижский договор, международные соглашения, ГАТТ, TARIC, Совет Ассоциации, ЕВР, Маахстрихтский договор.
Европейский союз - один из ведущих и значимых интеграционных группировок, которая вместе с Японий и США образует один из трех центров глобальной системы мировой рыночной экономики. Население ЕС составляет 453 млн. человек, его доля в совокупном ВВП стран ОЭСР - более 38%, а доля в мировой торговле - более 40% (свыше 60% которой приходится на внутрирегиональный товарооборот между странами-участницами).
Европейский Союз, который до 30 ноября 2009 года был официально известный как Европейское сообщество во Всемирной торговой организации, является его членом с 1 января 1995 года. Однако, стоит помнить, что 28 государств-членов ЕС также являются членами ВТО сами по себе. Европейский союз - это единый таможенный союз с единой торговой политикой и единым таможенным тарифом. Европейская комиссия это исполнительный орган Евросоюза - выступает от имени всех стран-членов ЕС практически на всех заседаниях ВТО.
Для применения мер торговой защиты, в качестве основной правовой базы, используются следующие положения ВТО:
- антидемпинг (продажа товаров по заниженной цене): ст. VI ГАТТ-47, Соглашение о применении ст. VI ГАТТ-47;
- компенсационные меры (меры по ограничению импорта): ст. VI, XVI ГАТТ-
47, Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам;
- специальные защитные меры (завышение импорта): ст. XIX ГАТТ, Соглашение ВТО о специальных защитных мерах.
Данные положения называются Антидемпинговым кодексом ВТО. Кроме этого, нормы, содержащиеся в этих соглашениях, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО и применяются на практике.
Механизм установления и применения мер защиты внутреннего рынка во всех трех случаях построен по единому принципу:
1) подача петиции со стороны национальных производителей товара, подвергающегося различному ущербу;
2) проведение соответствующего расследования, в ходе которого необходимо:
- доказать наличие факта демпинга, субсидии или резко возросшего импорта;
- доказать нанесенный ущерб;
- доказать причинно-следственную связь между демпингом, субсидией или возросшим импортом и ущербом;
- установить необходимые меры (в случае положительного ответа на все три вопроса).
В соглашениях ВТО существует единый механизм решения спорных и проблемных ситуаций, с помощью которого все страны-участницы добиваются соблюдения своих прав и улаживают различные разно-
гласия, способные возникать между ними в ходе практической деятельности. Важно знать о том, что эти правила инкорпорированы в национальные законодательства многих стран. На данный момент в рамках ВТО функционирует специально созданный международный Комитет по антидемпинговой практике, состоящий из представителей всех стран-членов, подписавших договор.
Евросоюз по-прежнему является самым крупным интеграционным объединением в современном мире. ЕС показывает результат синергии экономической, политической политики в единое экономическое пространство. В целом единые сельскохозяйственные и таможенно-тарифные политики Европейского союза устанавливают следующие цели: увеличение производительности сельского хозяйства; обеспечение достаточного жизненного уровня сельского населения; стабилизация рынков, обеспечение наличия продовольствия и разумных потребительских цен на продовольствие.
Для достижения всех указанных целей создается общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков, предусматривающий введение различных общих правил в отношении конкуренции, обязательную координацию различных национальных рыночных структур между собой, а также организацию европейского рынка.
В течение многих лет, каждый день право Единого внутреннего рынка ЕС дополняется новыми законодательными актами. Добавление новых правовых актов возможно со стороны Суда ЕС из-за его прецендентного характера, но только по случаю возникновения инцидентов. Вследствие этого, назвать точное количество норм, регулирующее внутренний рынок ЕС не является возможным.
Основные исторические этапы развития европейской интеграции, а именно инструментов защиты рынка ЕС, и формирования Европейского союза начинаются с момента подписания Договора об учреждении Европейского сообщества угля и стали - Парижские договор. В состав ЕО-УС на тот момент вошли: Италия, Бельгия,
ФРГ, Голландия, Люксембург, Франция. Точкой отсчета объединительных процессов стало отраслевое (точнее секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность). Основоположниками являлись известные французские политические деятели того времени Робер Шуман и Жан Моннэ. Они предложили остановить соперничество и объединить силы для увеличения производительности и строительства. Именно тогда впервые были введены общие импортные пошлины. Также в первый раз был назначен Высший руководящий наднациональный орган, который состоял из автономных представителей всех государств, которые подписали данный договор. Парижский договор показывал ступенчатое развитие интеграции.
В марте 1957 г. те же шесть стран, а именно: Нидерланды, Франция, Германия, Бельгия, Италия, Люксембург - решили подписать два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название «общий рынок») и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний договор был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь единого развития производственной деятельности и НИОКР в области атомной энергетики.
Самую большую значимость оказал Договор о создании Европейского экономического Сообщества. Главным его отличием было развитие хозяйственной деятельности между государствами-членами, подписавшими данный договор. Этот договор стал одним из первых шагов к интеграции и наднациональному управлению, которое давало «свободное перемещение товаров, капитала, услуг и граждан». Основными целями являлись: снятие ограничений в торговле между государствами, подписавшими соглашение; установление единого таможенного тарифа в торговле с третьими государствами; обобщение налоговой системы; появление правил конкуренции на совместном рынке; создание общей политики ведения сельского хозяй-
ства; планирование общего законодательства.
Реализация основных положений Римского договора привела к созданию Таможенному союзу стран участниц, к единой таможенной территории. Торговые ограничения во взаимной торговле были сняты, был создан единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Началось осуществление стандартизации технических норм и гармонизации законопроектов. Объединение промышленной и хозяйственной политики, становление общей аграрной политики.
Следующий этап интеграции был связан с трудностями в экономической деятельности ЕЭС. Происходит количественное расширение. Сферой наднационального регулирования становится валютная система - создание единой валюты (ЭКЮ), связывание общей валюты и национальных валют стран-участниц, а также определение курса соотношения, формирование Европейского фонда валютного сотрудничества. Основной целью изменения и реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, что было зафиксировано в Едином Европейском Акте (ЕЕА) вступившем в силу в 1987 году. ЕВР должен был представлять собой единое пространство без внутренних границ, в котором обеспечивалось свободное перемещение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц. После которого следовал переход к формированию единого экономического, валютного и политического союза. В декабре 1991 г. в голландском городе Маастрихт, произошла сессия Европейского совета, которая одобрила подготовленный текст Договора о Европейском союзе (Маастрихтский Договор о Европейском союзе).
На современном этапе развития интеграции Европейский союз является самым явным и значимым примером ступенчатого объединения. При углублении данной интеграции могут возникать проблемы, из-за разных уровней экономического развития стран ЕС. Во многих странах наблюдается упадок, стагнация и банкротство. А страны, которые являются лидерами, отя-
гощаются кредитованием для восстановления экономического баланса.
Правовое регулирование экономической системы стран Европейского союза состоит из системы нормативно-правовой базы. Документация представлена в совокупности от части международных организаций.
Нормативно-правовые акты ЕС издают Совет (или Совет совместно с Европейским парламентом), Европейская Комиссия, Европейский центральный банк. В рамках сообщества принимаются еще два вида актов - это рекомендации и заключения, которые не являются нормативно-правовыми актами, то есть не носят обязательного юридического характера.
С точки зрения условий и порядка формирования и места, занимаемого в общей иерархии норм европейского права, все акты Европейского сообщества можно подразделить на три группы: нормы первичного (или основополагающего) права, нормы вторичного (или производного) права, нормы третичного (или дополнительного) права.
К первичному праву традиционно относятся все учредительные договоры, то есть: Парижский Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г., Римский Договор, учреждающий Европейское Сообщество 1957 г., Римский Договор, учреждающий Евратом 1957 г., Маастрихтский Договор о Европейском Союзе 1992 г., а также изменяющие и дополняющие договоры, к которым относятся Брюссельский Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских Сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный Договор 1970 г., Бюджетный Договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский Договор об изменении Договора о Европейском Союзе, Ниццский Договор, одобривший очередные изменения учредительных договоров Союза 2001 г. В Римском договоре были сформированы основные понятия и принципы Таможенного союза стран-участниц Европейского Союза. К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами ЕС, а также все другие акты, способные приниматься на
основе учредительных договоров. Среди них, можно выделить Регламент №2913/92 от 12 октября 1992 года, который определил порядок вступления кодекса Европейского союза, и также регламент 2454/93, наглядно показывающий порядок применения таможенного законодательства ЕС, а также закрепил Единый таможенный тариф. Еще к вторичным актам относится Шестая директива по НДС, посвященная вопросам косвенного налогообложения.
Различные многочисленные решения Суда Европейского союза также являются источниками права. Судебные решения способны дополнять, определять и разъяснять порядок установления учредительных договоров и других нормативно-правовых актов Европейского союза. Источники таможенного права полагаются на принцип приоритета и прямого действия права ЕС.
Международные правовые акты занимают значимое место из числа источников таможенного права ЕС. Основным из них является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГТТ) 1947 года, подписавшее более 100 стран мира. Главные принципы ГТТ: принцип недискриминации, определение единых допустимых ограничений в таможенной политики; принцип минимизации препятствий.
Таможенный союз является одним из основ Европейского союза с момента его возникновения, то есть с 1951 года. Таможенная система совместно с интеграцией развивалась поэтапно. Более 20 лет ушло лишь на отмену таможенный барьеров между странами-участницами Европейского союза. Действия Таможенного союза ЕС и его ключевые положения закреплены в ст. 28 Договора о функционировании Европейского союза.
Главными юридическими документами Европейского союза на основе которых осуществляется торговля с третьими странами, является Таможенный кодекс Европейского союза, принятый в его развитие Регламент Совета №2454.93, и Раздел 2 «Свободное передвижение товаров» (ст. 28-37) Договора о функционировании Европейского союза 12 октября 1992 года. Согласно статье 9 Договора «Об учреждение ЕЭС», основными функциями Тамо-
женного союза являются: 1) составление правил перемещения товаров внутри ЕС; 2) общие для всех государств-членов нормы таможенного регулирования товарного оборота с третьими странами. Целью самого кодекса является систематизация и консолидация общих правил и процедур таможенного контроля.
Общий таможенный тариф (ОТТ) является важной основой таможенной системы ЕС, введение которого предусмотрено ст. 31 Договора о функционировании Европейского союза. В нем сказано, что доходы поступают напрямую Европейскому союзу, а не странам-членам интеграции. Основой общего таможенного тарифа является товарная номенклатура - TARIC. В соответствии с целями и задачами Европейского союза по созданию и функционированию общего рынка, были проведены следующие меры:
1) устранение между государствами таможенных пошлин, количественных ограничений внутри стран ЕС;
2) устранение между государствами препятствий движению товаров, услуг и капитала;
3) создание единой системы справедливой конкуренции;
4) ведение общей политики в области сельского хозяйства, транспорта;
5) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики.
Конвенция об учреждение Европейской ассоциации свободной торговли от 4 января 1960 года является основным документом, который регулирует применение инструментов защиты внутреннего рынка Европейского союза. Например, в соответствии со статьей 40, страна-участница может применять в одностороннем порядке соответствующие меры защиты рынка, если возникнут экономические, социальные, политические или экологические проблемы для развития данного государства. Данные защитные меры могут быть обоснованы необходимостью разрешения возникшей острой ситуации и иметь ограничивающий характер. Однако приоритет в них, отдается таким мерам, которые способны не противоречить данной конвенции наднационального органа.
По статье 41, государство, применяющие меры в одностороннем порядке, обязано уведомить остальных стран-участниц о данных мерах и обеспечить всей соответствующей информации о данной ситуации. Другие государства сразу же начинают консультации в Совете, в целях поиска соответствующего решения. Вдобавок, данное государство не может применять меры, пока Совет не придет к общему решению по данному вопросу. Далее Совет решает, как можно улучшить ситуацию с даты принятия защитных мер, применить необходимую деятельность, чтобы меры были полностью отменены или ограничены рамки их применения. Данная статья так же фиксирует право на пересмотрение решения Совета.
Библиографический список
1. Избранные решения европейских судебных инстанций: постановления и комментарии. Выпуск № 4. Под редакцией Л.М. Энтина, Ю.А. Матвеевского. - М.: МГИМО-Университет, 2011.
2. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие // Сост. В.В. Маклаков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 2001.
3. Макуев Р.Х. Современная таможенная система Европейского союза // Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. - С. 46-50.
4. Михайлова А.Н., Симонова Ю.В. Практика и перспективы применения мер защиты внутреннего рынка // Молодой ученый. - 2016. - №10.1. - С. 44-47.
5. Суд Европейских сообществ. Решения и комментарии. Вып. 2. / Под ред. Энтина Л.М. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2004.
DESCRIPTION OF THE REGULATORY FRAMEWORK FOR EU MARKET
PROTECTION MEASURES
P.A. Popova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. This article discusses the main legal acts that the European Union uses in foreign trade with third countries. The stages of the establishment of the EU customs union and integration union are also presented. The mechanism of formation and application of measures to protect the internal market of the European Union is considered.
Keywords: protection measures, WTO, European Union, customs tariff, integration, Paris Treaty, international agreements, GATT, TARIC, Association Council, EUR,, Maastricht Treaty.
Например, в рамках Таможенного союза ЕС-Турция применение антидемпинговых и защитных мер во взаимной торговле допускается. Однако при введении мер уведомляется Совет Ассоциации, который в праве рассмотреть данную меру и принять окончательное решение.
Таможенное законодательство позволяет ЕС предопределять, планировать и проводить успешную единую таможенную политику. Основные правовые меры ЕС для защиты внутреннего рынка основываются на международных стандартах ГАТТ. Применение таких мер возможно только с одобрением Совета Европейского союза.