Научная статья на тему 'Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза'

Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1470
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО / INTEGRATION LAW / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ЛИГА НАЦИЙ / LEAGUE OF NATIONS / ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ / THE BARRIERS FOR THE TRADE / ФЕДЕРАЛИЗМ / FEDERALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Четвериков Артем Олегович

В статье анализируются проекты глобальной и региональной интеграции, подготовленные в рамках Лиги Наций в период между Первой и Второй мировыми войнами, с точки зрения их влияния на современные интеграционные правовые системы, прежде всего, на право Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского союза (ЕС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Предметом рассмотрения являются следующие документы: рекомендации Международной экономической конференции 1927 г. (проекты многостороннего сокращения таможенных пошлин, установления свободы передвижения капиталов и др.); план Бриана 1929 г. по установлению «федеративной связи» между странами Европы и учреждению Европейского федеративного союза (включая европейский общий рынок); интеграционные конвенции Лиги Наций о свободе транзита 1921 г., об упрощении таможенных формальностей 1923 г., об отмене запрещений и ограничений импорта и экспорта 1927 г., а также проект международной конвенции о режиме иностранцев 1928 г. В статье показано, что, хотя рассмотренные документы по большей части не смогли вступить в силу в своей первоначальной форме и сегодня забыты, они послужили одной из предпосылок для становления современного интеграционного права и отчасти стали объектом рецепции в учредительных договорах ВТО, ЕС и ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forgotten pages in the history of integration law: integration projects of the League of Nations and their influence upon the legal systems of the World Trade Organization, the European Union and the Eurasian Economic Union

Review. The article explores the projects of global and regional integration, which were drafted under the auspices of the League of Nations between the First and Second World Wars from the standpoint of their influence upon the modern integration-based legal systems, especially upon the law of the World Trade Organization (WTO), the European Union (EU) and the Eurasian Economic Union (EAEU).The following documents are considered: the Recommendations of the International Economic Conference of 1927 (the drafts for the multilateral reduction of customs duties, establishment of free movement of capital, etc.); the Briand plan of 1929 for the instauration of «federal bounds» among the European states and for the establishment the European Federal Union (including the common European market); the integration-based Conventions of the League of Nations on freedom of transit (1921), on the simplification of customs formalities (1923), on the abolition of prohibitions and restrictions on import and export (1927), as well as the draft of international convention on the treatment of foreigners (1928). The article demonstrates that although most of the above-mentioned documents could enter into force in their original form, and nowadays they are forgotten, in some aspects they served as prerequisites for the modern integration law, and thus they became an object of partial reception in the Constituent Treaties of the WTO, the EU, and the EAEU.

Текст научной работы на тему «Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза»

ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

А.О. Четвериков*

Забытые страницы истории интеграционного права: интеграционные проекты Лиги Наций и их влияние на правовые системы Всемирной торговой организации, Европейского союза и Евразийского экономического союза

Аннотация. В статье анализируются проекты глобальной и региональной интеграции, подготовленные в рамках Лиги Наций в период между Первой и Второй мировыми войнами, с точки зрения их влияния на современные интеграционные правовые системы, прежде всего, на право Всемирной торговой организации (ВТО), Европейского союза (ЕС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Предметом рассмотрения являются следующие документы: рекомендации Международной экономической конференции 1927 г. (проекты многостороннего сокращения таможенных пошлин, установления свободы передвижения капиталов и др.); план Бриана 1929 г. по установлению «федеративной связи» между странами Европы и учреждению Европейского федеративного союза (включая европейский общий рынок); интеграционные конвенции Лиги Наций о свободе транзита 1921 г., об упрощении таможенных формальностей 1923 г., об отмене запрещений и ограничений импорта и экспорта 1927г., а также проект международной конвенции о режиме иностранцев 1928 г. В статье показано, что, хотя рассмотренные документы по большей части не смогли вступить в силу в своей первоначальной форме и сегодня забыты, они послужили одной из предпосылок для становления современного интеграционного права и отчасти стали объектом рецепции в учредительных договорах ВТО, ЕС и ЕАЭС.

Ключевые слова: интеграция, интеграционное право, Всемирная торговая организация, Европейский союз, Евразийский экономический союз, Лига Наций, торговые барьеры, федерализм.

Новое — это хорошо забытое старое (Джеффри Чосер)

Введение

Интеграционное право — сравнительно новое явление в общественной и правовой жизни. Почти все существующие ныне интеграционные организации появились в конце XX — начале XXI вв., некоторые — совсем недавно. В их числе Евразийский экономический союз (ЕАЭС), учредительный договор которого подписан в 2014 г. и вступил в действие в 2015 г.1

Становление в рамках интеграционных организаций собственных правовых систем происходит не сразу, требует более или менее длительного времени. Старейшие из этих систем — право Всемирной

1 Договор о Евразийском экономическом союзе (г. Астана,

29.05.2014 г.).

торговой организации (ВТО) на глобальном уровне и право Европейского союза (ЕС) на региональном уровне также сложились на рубеже XX—XXI вв., но начали формироваться еще в первые годы после окончания Второй мировой войны.

Известно, что первоначальным источником права ВТО послужило Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подготовленное в 1947 г. и сохраняющее силу по сей день как составная часть Соглашения об учреждении ВТО (Марракешского соглашения) 1994 г.

Первоосновой права ЕС, в свою очередь, стали учредительные договоры Европейских сообществ, заключенные в 1950-е гг. Главный из них — Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (Римский договор) 1957 г. — наряду с Договором о ЕС (Маастрихтским договором) 1992 г. и сейчас выступает в качестве одного из учредительных документов ЕС (современное название

© Четвериков А.О., 2015

* Четвериков Артем Олегович — доктор юридических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой права Европейского союза Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

Римского договора — Договор о функционировании ЕС).

Международная интеграция — сложный и неоднозначный процесс, таящий в себе много «подводных камней». Отсюда вполне естественно, что более поздние по времени возникновения интеграционные организации при разработке правовых установлений стремятся учитывать, нередко — творчески заимствовать достижения своих старших коллег. Не является исключением из этого правила и Договор о ЕАЭС 2014 г., вобравший в себя ряд положений учредительных документов ЕС и ВТО2.

Если право ЕС и право ВТО выступают в качестве образцов для права ЕАЭС и других интеграционных правовых систем, то не имелось ли у них своих собственных прообразов, от которых в 1940— 1950-е гг. могли отталкиваться авторы учредительных договоров Европейских сообществ и ГАТТ?

Поставленный вопрос, на наш взгляд, заслуживает положительного ответа. Право ЕС и право ВТО создавались отнюдь не с нуля и не на пустом месте. В ряде существенных аспектов регулирования международной интеграции обе правовые системы (особенно право ВТО) взяли за основу интеграционные проекты, разработанные в период между Первой и Второй мировыми войнами (1919—1939 гг.) в рамках предшественницы современной ООН — Лиги Наций.

Именно об этих, основательно подзабытых сегодня страницах истории интеграционного права и пойдет речь в настоящей статье.

Международная экономическая конференция

1927 г. и проект сокращения тарифных

барьеров мировой торговли

Лига Наций — первая в истории человечества международная организация общей компетенции, созданная по окончании Первой мировой войны (устав Лиги Наций был принят одновременно с Версальским договором 1919 г.).

Главной задачей Лиги Наций являлось обеспечение коллективной безопасности в Европе и во всем мире, предотвращение новых военных кон-

фликтов. С этой задачей Лига Наций, как известно, не справилась, что и объясняет преимущественно негативную оценку ее деятельности в современной международно-правовой литературе3.

Деятельность Лиги Наций, однако, нельзя сводить исключительно к антивоенным мероприятиям. Не меньшее (а с точки зрения достигнутых результатов — большее) значение приобрели ее усилия по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества государств в самых разных областях: от гигиены и охраны здоровья до защиты беженцев, от регулирования дорожного движения до борьбы с преступностью, от противодействия наркотической угрозе до развития образования (включая вопросы взаимного признания дипломов) и т.д.4

С целью развития международного сотрудничества в рамках Лиги Наций, подобно современной ООН, было создано значительное число специализированных органов и учреждений, называвшихся «техническими организациями» Лиги Наций5. Под эгидой этих организаций или непосредственно

2 Право ВТО не только оказало серьезное влияние на содержание Договора о ЕАЭС, но и официально признано составной частью правовой системы Таможенного союза, функционирующего в рамках ЕАЭС. См: Протокол о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы (Прил. № 31 к Договору о ЕАЭС). Примером заимствования (рецепции) права ЕАЭС из права ЕС может служить определение внутреннего рынка в учредительных документах двух интеграционных организаций. Ср.: «Внутренний рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов» (п. 2 ст. 26 Договора о функционировании ЕС); «Внутренний рынок охватывает экономическое пространство, в котором согласно положениям настоящего Договора обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов» (п. 2 ст. 28 Договора о ЕАЭС).

3 «По мнению специалистов, Лига Наций не смогла справиться со своей основной уставной задачей, связанной с мирным урегулированием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войну, а также нападения Японии на Китай, Италии — на Эфиопию. Германии — на Австрию и Чехословакию, Италии — на Испанию и т.д.». (Международное публичное право / под ред. К.А. Бекяшева. М.: Проспект, 2013. С. 356). Справедливости ради надо отметить, что ответственность за неспособность Лиги Наций справиться со своей основной уставной задачей несут не столько ее институты и должностные лица, сколько ее наиболее влиятельные государства-члены из числа так называемых западных демократий — гарантов Версальского договора (прежде всего, Великобритания и Франция). Несмотря на неоднократные призывы СССР к созданию общего антифашистского фронта, эти государства сознательно закрывали глаза на перевооружение гитлеровской Германии, захват ею других стран и территорий, а в ряде случаев прямо способствовали ее агрессивным устремлениям (Мюнхенский сговор 1938 г. о разделе Чехословакии). Подробнее см.: Стариков Н.В. Кто заставил Гитлера напасть на Сталина? Роковая ошибка Гитлера. СПб.: Лидер, 2010.

4 См.: Marbeau M. La Société des Nations. Paris: PUF, 2001. P. 81-102.

5 Организация по коммуникациям и транзиту, Экономическая и финансовая организация, Организация по гигиене, Организация по интеллектуальному сотрудничеству. Каждая из технических организаций, являясь элементом структуры Лиги Наций, располагала собственными органами и другими подразделениями. Например, подготовку мероприятий Экономической и финансовой организации Лиги Наций осуществляли четыре постоянных комитета из независимых экспертов (экономический, финансовый, налоговый и статистический), поставленные в 1938 г. под общее руководство межправительственного Координационного комитета; под эгидой Организации по интеллектуальному сотрудничеству функционировали два международных института (Международный институт по интеллектуальному сотрудничеству в Париже и Международных институт образовательной кинематографии в Риме). Помимо технических организаций в Лиге Наций действовали «технические комиссии»: Консультативная комиссия по социальным вопросам и три комиссии по опиуму (Консультативная комиссия по торговле опиумом и др.). См.: Ghebali V-I. Aux origines de l'Ecosoc: l'évolution des commissions et organisations techniques de la Société des Nations // Annuaire francais de droit international. 1972. Vol. 18. P. 486-492.

Лиги Наций было проведено множество международных форумов, заключен ряд многосторонних конвенций, оказавших воздействие на дальнейшее развитие международного права6. Некоторые из них остаются в силе по сей день7.

Одним из крупнейших форумов, проведенных под эгидой Лиги Наций, стала Международная экономическая конференция, которая состоялась в мае 1929 г. в Женеве (штаб-квартира Лиги Наций).

Конференция стала первым международным форумом подлинно глобального характера, на котором обсуждался весь комплекс вопросов экономической политики государств.

В качестве глобального форума конференция объединила представителей практически всех ведущих экономических держав мира (200 делегатов из примерно 50 стран). В их числе — представители европейских членов Лиги Наций, многие из которых в качестве колониальных держав в то время контролировали значительные территории в других частях Земного шара (британская, французская, бельгийская колониальные империи и др.). Участниками конференции являлись и представители стран, не входивших в состав Лиги Наций, в том числе СССР и США8.

В качестве общеэкономического форума конференция обсуждала широкий спектр экономических проблем, относящихся как к международному сотрудничеству, так и к внутренней политике государств (например, проблемы налогообложения, сбережений и кредита, государственных долгов, развития различных отраслей промышленности).

Хотя термин «интеграция» в то время не получил еще широкого распространения, одним из центральных пунктов в повестке дня конференции стал именно вопрос о развитии интеграционных процессов в экономической сфере. Как и в современной ВТО, основой международной экономической интеграции в Лиге Наций предлагалось сделать взаимное сокращение государствами препятствий мировой торговле — торговых барьеров9.

Старейшим видом торговых барьеров выступают тарифные (таможенные) барьеры, то есть пошлины, которыми государства облагают импорт, реже — экспорт товаров. В этой связи важнейшим интеграционным проектом конференции стал проект сокращения тарифных барьеров — таможенных пошлин.

В принятых резолюциях конференция, прежде всего, отметила, что таможенные пошлины, «хотя и относятся к суверенной юрисдикции государств, затрагивают не только чисто национальные интересы, но оказывают значительное влияние на торговлю во всем мире»10.

Исходя из этого тезиса, конференция поставила под сомнение «сверхпротекционизм», к которому прибегали многие государства во время и после Первой мировой войны для поддержки своих экономик, и констатировала, что «можно достичь существенного улучшения экономических условий путем увеличения возможностей для международной торговли».

Отсюда вытекает общая рекомендация ко всем государствам:

«Конференция рекомендует... чтобы нации незамедлительно приняли меры по устранению или снижению таможенных барьеров, которые порождают серьезные препятствия международной торговле, начиная с тех, которые были предназначены для противодействия экономическим проблемам, вытекающим из войны (Первой мировой войны — А.Ч. )»п.

Конференция в общих чертах наметила методы, посредством которых государства должны производить сокращение тарифных барьеров:

1) сначала «индивидуальные действия» — каждое государство сокращает свои собственные пошлины;

2) затем «двусторонние действия» — государства договариваются друг с другом о взаимном сокращении пошлин;

3) наконец, «многосторонние действия» — все государства сокращают пошлины с целью создания «справедливой базы» для развития мировой торговли в целом.

6 Таковы, в частности, Гаагская конференция по кодификации международного права 1930 г., созыву которой предшествовала подготовительная работа Комитета экспертов по поступательной кодификации международного права (образован в 1924 г.); женевские конвенции по дорожному движению, включавшие в себя Международный кодекс дорожных знаков (1931 г.), конвенции по опиуму (1925 г.), против рабства (1926 г.).

7 Например, Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изделий и торговли ими 1923 г., Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г., Женевская конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе 1930 г., Женевская конвенция, устанавливающая единообразный закон о чеках, 1931 г.

8 СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. и являлся ее членом до 1940 г. США, хотя и стояли у истоков создания Лиги Наций, никогда не являлись членом этой организации.

9 С точки зрения современной терминологии науки ин-

теграционного права, речь шла, таким образом, о «нега-

тивной интеграции» (объединение государств на основе устранения препятствий трансграничным экономическим связям). См.: Основы интеграционного права / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Проспект, 2014. С. 35; Mavrodis P. Avant-propos // Luff D. Le droit de l'Organisation mondiale du commerce. Analyse critique. Bruxelles: Bruylant, 2004. P. IX.

10 Акты конференции цит. по: Les Conclusions de la Conférence économique internationale // Banque nationale de Belgique. Bulletin d'Information et de Documentation. IIe année. 1927. Vol. I. № 24.P. 635-646.

11 В поддержку этой рекомендации проголосовали все участники конференции, за исключением представителей СССР. Советские делегаты воздержались при голосовании, сославшись на то, что в условиях существовавшей в СССР государственной монополии на внешнюю торговлю вопрос сокращения таможенных пошлин не имеет значения. См.: Ansiaux M. Après la Conférence // Banque nationale de Belgique. Bulletin d'Information et de Documentation. Ile année. 1927. Vol. I. № 24. P. 631.

Фактически мы видим перед собой программу сокращения тарифных барьеров, которая была реализована в рамках ВТО:

1) при вступлении в ВТО или в контексте очередного раунда либерализации мировой торговли под эгидой ВТО каждое государство предлагает перечень индивидуальных тарифных уступок в виде сокращения собственных пошлин с разных видов импортируемых товаров;

2) предлагаемые перечни далее согласуются государствами посредством двусторонних переговоров со своими ведущими торговыми партнерами;

3) тарифные уступки каждого государства в конечном счете утверждаются всеми членами ВТО и становятся составной частью ее правовой системы в форме «перечней уступок и обязательств по товарам», прилагаемых к ГАТТ12.

В право ВТО также был заимствован использованный в документах конференции Лиги Наций термин «связывание», или «консолидация» таможенных пошлин: связанные (консолидированные) таможенные пошлины представляют собой пошлины, ставки которых больше не могут повышаться государствами в одностороннем порядке, поскольку зафиксированы в упомянутых перечнях.

На конференции рассматривались и другие интеграционные проекты, которые позднее были взяты на вооружение в ВТО, ЕС, ЕАЭС, иных интеграционных организациях.

Так, в целях устранения дискриминации в международных экономических отношениях конференция рекомендовала всем государствам предоставить друг другу «безусловный режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении таможенных пошлин и условий торговли».

Многосторонний режим наиболее благопри-ятствуемой нации (кратко — режим наибольшего благоприятствования) сегодня является основополагающим принципом права ВТО, который закреплен в ст. 1 ГАТТ13, в других многосторонних торговых соглашениях, заключенных в рамках этой организации14.

В целях содействия внешнеэкономической деятельности конференция инициировала создание общей для всех государств «таможенной номенклатуры».

12 Аналогичные методы сегодня применяются и в целях сокращения барьеров мировой торговле услугами: «перечни специфических обязательств по услугам», прилагаемые к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) 1994 г. См.: Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО). М.: Юрайт, 2013. С. 145-147; Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М.: Междунар. отношения, 2014. С. 637-647.

13 Ст. I «Общий режим наиболее благоприятствуемой нации».

14 Ст. II ГАТС «Режим наиболее благоприятствуемой нации», ст. 4 «Режим наиболее благоприятствуемой нации» Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. и др.

Предложенная Лигой Наций номенклатура позднее была разработана в рамках специализированной глобальной организации по вопросам таможенного дела — Всемирной таможенной организации (Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.).

Именно эта общая номенклатура применяется сегодня в целях составления перечней уступок и обязательств по товарам в рамках ВТО. Она же используется большинством государств и региональных интеграционных организаций в целях составления своих таможенных номен-клатур15.

Интеграционные проекты конференции имели предметом не только устранение торговых барьеров в реальном секторе экономики, но и сокращение препятствий трансграничному перемещению денежных средств.

В этой области конференция рекомендовала государствам отказаться от «ограничений на свободное передвижение капиталов, в частности, посредством систем контроля, препятствующих покупке или вывозу иностранной валюты в целях оплаты за импорт товаров».

Отражением данной рекомендации служит ст. XV ГАТТ «Положения в отношении валютных операций», предписывающая государствам воздерживаться от ограничений валютных операций, которые препятствовали бы достижению целей либерализации и развития международного товарооборота16.

Что касается обеспечения государствами полной свободы передвижения капиталов (в том числе в целях осуществления за рубежом инвестиций и приема иностранных инвестиций на своей территории), то подобная свобода сегодня реализована в качестве одного из основополагающих принципов единого внутреннего рынка ЕС. Провозглашена она и в ЕАЭС17.

Наконец, при подготовке и в ходе работы конференции было уделено внимание вопросам обеспечения справедливой международной конкуренции, которые приобретают особую актуальность в контексте либерализации мировой торговли.

Применительно к нарушениям конкуренции со стороны государств конференция указала на «скрытую опасность» предоставления ими субсидий экспортерам и призвала их отказаться от подобной практики.

15 Гармонизированная система описания и кодирования, в частности, положена в основу единой таможенной номенклатуры ЕС, а позднее и ЕАЭС (ТЭН ВЭД — Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза).

16 Аналогичные правила в отношении валютных операций, связанных с торговлей услугами, закрепляет ст. XI ГАТС «Платежи и переводы».

17 См. процитированные выше определения «внутреннего рынка» в учредительных договорах ЕС и ЕАЭС.

Применительно к нарушениям конкуренции со стороны предприятий конференция констатировала «вред» демпинга, то есть сбыта товаров на зарубежных рынках по заниженным ценам, признала правомерность принятия странами-импортерами мер по защите от его негативных последствий для отечественной промышленности (антидемпинговые пошлины и др.), рекомендовав при этом «не прибегать к чрезмерным мерам, выходящим за рамки преследуемой цели»18.

Делегатам конференции также были представлены специальные исследования (меморандумы) по вопросам международной конкуренции, подготовленные по поручению Лиги Наций ведущими экспертами в этой области19.

Так, в «Меморандуме о демпинге» его автор — профессор Чикагского университета (США) Дж. Винер предложил общее для всех государств определение демпинга20, проанализировал причины демпинга (стремление завоевать иностранные рынки, сбыть за рубежом излишки продукции и др.) и в итоге констатировал, что только заключение специального международного соглашения по демпингу могло бы помочь снизить остроту этой проблемы.

Несмотря на то, что рекомендации конференции в отношении субсидий и демпинга носили предельно краткий, общий и осторожный характер, их можно считать предпосылкой действующих сегодня правил ВТО в данной области, которые стали предметом отдельных статей ГАТТ21, а затем двух детальных соглашений 1994 г.22

На конференции обсуждались и другие угрозы международной конкуренции, связанные с распространением международных картелей и трастов, усилением монополистических тенденций в промышленности и торговле разных государств.

Эти обсуждения также не остались без внимания при становлении современного интеграционного права. Так, одной из старейших и наиболее развитых отраслей права ЕС является именно от-

18 Вопрос об обоснованности и соразмерности антидемпинговых мер в настоящее время является одной из наиболее частых причин споров между государствами, рассматриваемых в рамках ВТО. См.: Organisation mondiale du commerce. Organe d'appel. Rapport annuel pour 2013. Mars 2014 // WT/AB/20. 2014. 14 mars. P. 14.

19 Аналогичные материалы аналитического и справочного характера были подготовлены и по другим вопросам, рассматривавшимся конференций: о дискриминационных таможенных классификациях, об экономическом сближении, о монополистических тенденциях в промышленности, о стабильности таможенных тарифов и др.

20 «Демпинг означает продажу на экспорт по более низким ценам, чем те, которые в то же самое время и в тех же самых обстоятельствах установлены для покупателей на внутреннем рынке». Цит. по: La Conférence économique internationale // Banque nationale de Belgique. Bulletin d'Information et de Documentation. IIe année. 1927. Vol. I. № 17. P. 427.

21 Ст. VI «Антидемпинговые и компенсационные пошлины», ст. XVI «Субсидии».

22 Соглашение по применению ст. VI ГАТТ (Антидем-

пинговое соглашение), Соглашение по субсидиям и ком-

пенсационным мерам.

расль конкурентного права, формирование которой началось одновременно с началом процесса строительства общего рынка Европейских сообществ — ныне единого внутреннего рынка ЕС23.

Аналогичная отрасль сегодня формируется в праве ЕАЭС24. Не исключено, что со временем она появится и на глобальном уровне в праве ВТО (вопрос о разработке единообразных правил международной конкуренции обсуждается в ходе проходящего сегодня Дохийского раунда либерализации мировой торговли, открывшегося в 2001 г.).

План Бриана 1929 г. по созданию

Европейского федеративного союза

Интеграционным проектом Лиги Наций, который предшествовал учреждению ЕС, являлся план Бриана по созданию Европейского федеративного союза.

Автором плана был один из крупнейших политических деятелей Франции, лауреат Нобелевской премии мира (1926 г.) Аристид Бриан, многократно занимавший должность премьер-министра своей страны.

А. Бриан выступал активным поборником панъевропейской идеи, с 1927 г. занимал пост почетного председателя Панъевропейского союза — международного движения в поддержку создания Соединенных Штатов Европы.

5 сентября 1929 г., будучи главой правительства и, одновременно, министром иностранных дел Франции, А. Бриан в своей речи на сессии Ассамблеи — высшего органа Лиги Наций официально предложил европейским государствам установить между собой федеративную связь (франц. — lien fédéral): «Я полагаю, что между народами, которые настолько географически сгруппированы, как народы Европы, должна существовать некая федеративная связь; эти народы в любой момент должны иметь возможность вступать в контакт, обсуждать свои интересы, принимать общие резолюции, устанавливать между собой узы солидарности, которые позволят в подходящий момент справляться с серьезными обстоятельствами, если они возникнут. Именно к учреждению такой связи я хотел бы приложить свои усилия. Очевидно, объединение будет действовать, прежде всего, в экономической сфере: это самый насущный вопрос. Я думаю, здесь можно достичь успеха. Но я убежден, что и с точки зрения политической жизни, социальной жизни федеративная связь... может быть благоприятной»25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Гл. «Правила конкуренции» Договора о функционировании ЕС.

24 Разд. XVIII «Общие принципы и правила конкуренции» и Прил. № 19 «Протокол об общих принципах и правилах конкуренции» Договора о ЕАЭС.

25 Речь А. Бриана и рассматриваемый ниже Меморандум французского правительства от 17 мая 1930 г. цит. по: L'Union politique de l'Europe. Jalons et textes. Paris: La documentation Francaise, 1998. P. 30-33.

Призыв А. Бриана с большим интересом был воспринят в политических и общественных кругах Европы26. В результате на специальном заседании представители 27 европейских государств — членов Лиги Наций официально поручили ему подготовить проект учреждения федеративной связи.

Этот проект — Меморандум об организации режима Европейского федеративного союза — был представлен правительством Франции своим партнерам 17 мая 1930 г. Для ознакомления документ также был направлен правительствам СССР и США27.

Меморандум 1930 г. предусматривал создание Европейского федеративного союза по трем направлениям.

Во-первых, утверждение принципа «европейского морального союза», который позволил бы «торжественно освятить факт солидарности» между европейскими государствами и открыл бы им возможность вместе решать любые вопросы, которые интересуют «сообщество европейских народов».

Во-вторых, учреждение «политического союза» с созданием общих органов, необходимых Европейскому федеративному союзу для выполнения его задач. В качестве органов Европейского федеративного союза были предложены:

Европейская конференция — высший руководящий орган, «состоящий из представителей всех европейских правительств — членов Лиги Наций»;

Европейский комитет (другое наименование: Постоянный политический комитет) — исполнительный орган, «состоящий только из некоторого числа членов Европейской конференции»;

Секретариат — вспомогательный орган, действующий по поручению председателей Европейской конференции или Европейского комитета28.

В-третьих, концепция «экономической организации Европы» на базе «общего рынка», «по-

ступательной либерализации и методического упрощения передвижения товаров, капиталов и людей, с единственной оговоркой в отношении потребностей национальной обороны в каждом государстве».

Сравнивая устройство Европейского федеративного союза, как он проектировался в плане Бриана, с современным устройством ЕС, мы можем увидеть между ними как общие черты, так и различия, причем весьма существенные.

Наибольшее сходство двух союзов прослеживается в экономической сфере. Предложенная в плане Бриана концепция экономической организации Европы на базе общего рынка в полной мере реализована в рамках ЕС: сначала в форме общего рынка Европейских сообществ, в настоящее время в форме единого внутреннего рынка ЕС, дополненного единой валютой евро.

Отражением концепции европейского морального союза в плане Бриана могут считаться общие «ценности Союза», которые сегодня включены в учредительные документы ЕС и в этом качестве имеют юридически обязательную силу для всех его государств-членов29.

Напротив, в политической сфере проектировавшийся Европейский федеративный союз и современный ЕС имеют между собой весьма мало общего.

ЕС изначально строился как организация наднационального характера, в пользу которой государства ограничивают суверенные права и передают властные полномочия30. С течением времени объем государственных полномочий, переданных на европейский уровень, становится все более обширным31.

26 Один из швейцарских журналистов, присутствовавших на месте событий, следующим образом описывал первоначальную реакцию на план Бриана: «взрыв энтузиазма перед отелем Виктория, откуда громкоговорители транслировали на всю Женеву новую французскую инициативу... На десерте Бриан выступает почти с такой же речью. На этот раз он произносит слова "Соединенные Штаты Европы", вызывая некоторое одобрение на лицах министров иностранных дел». Цит. по: Muet Y. Le débat européen dans lentre-deux-guerres. Paris: Economica, 1997. P. 35.

27 В СССР отношение к плану Бриана и к его личности было подчеркнуто негативным: «Основной целью его политики было укрепление французского империализма на континенте Европы... его план "Пан-Европы" был замаскированной попыткой утверждения французской гегемонии в Европе и подготовки антисоветской интервенции, прикрытой демонстрацией мнимого налаживания отношений с СССР». ( Малая советская энциклопедия. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1934. С. 95). Правящие круги США тоже критически отнеслись к плану Бриана, не без оснований видя в нем угрозу своим интересам (см. ниже).

28 Конструкция органов Европейского федеративного союза была охарактеризована в Меморандуме в самых общих чертах. Детали планировалось определить в ходе последующего обсуждения.

29 «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминаций, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин» (ст. 2 Договора о ЕС).

30 Как писал в своих мемуарах один из главных архитекторов ЕС, французский политик Ж. Монне (в 1920-е гг. — сотрудник Лиги Наций): «Европа, состоящая из суверенных государств, сама по себе не способна, при всей доброй воле ее руководителей, принимать разумные решения, необходимые для общего блага. Зато все становится возможным, если право принимать решения получат институты, призванные заботиться об общих интересах в рамках единых правил и на основании воли большинства». (Монне Ж. Реальность и политика. М.: Моск. шк. полит. исследований, 2001. С. 456).

31 Последним крупным шагом в этом направлении стало наделение Европейского центрального банка полномочиями высшего органа банковского надзора в отношении

государств — членов ЕС, перешедших на евро, с правом

принимать окончательные решения о выдаче или отзыве

лицензий у коммерческих банков. См.: Регламент (ЕС) № 1024/2013 Совета от 15.10.2013 г. о возложении на Европейский центральный банк специальных задач, относящихся к политике в области благоразумного надзора за кредитными учреждениями // Journal officiel de l'Union européenne L 287 du 29.10.2013. P. 63.

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. ни Франция, ни другие европейские государства, которым адресовывался план Бриана, не были готовы согласиться на создание наднациональных структур. Единственное исключение — правительство Нидерландов, которое в отзыве на план Бриана прямо указывало на необходимость некоторого ограничения государственного суверенитета32.

В самом же плане (и в речи А. Бриана 1929 г., и в Меморандуме 1930 г.) утверждалось прямо противоположное: федеративная связь не должна «касаться суверенитета ни одной из наций, которая могла бы стать частью подобного объединения», «ни в чем не должна затрагивать никакого из суверенных прав государств-членов».

Таким образом, с политико-правовой точки зрения проектируемый Европейский федеративный союз являлся федеративным только по названию. Он представлял собой классическую международную межправительственную организацию, в лучшем случае — конфедерацию государств. На этот, отнюдь не малозначительный нюанс также обращалось внимание при обсуждении плана Бриана, в том числе в критическом аспекте33.

Отдаленное сходство между проектировавшимся Европейским федеративным союзом и современным ЕС можно усмотреть лишь в статусе их органов общеполитического руководства — Европейской конференции в первом и Европейского совета во втором.

В обоих случаях эти органы включают представителей всех государств-членов, причем в Европейский совет входят исключительно высшие должностные лица34. Подобно Европейской конференции, которая в Меморандуме 1930 г. характеризовалась как «основной руководящий орган»

32 См.: Muet Y. Op. cit. P. 35.

33 Например, в статье под названием «Эссе о Европейском союзе» один из крупнейших юристов-международников первой половины XX в., теоретик федерализма Ж. Селль (G. Scelle) отмечал: «Если Европейский союз никогда не должен получить компетенции давать распоряжения, не будет принимать никаких решений, если он должен будет ограничиваться консультативной ролью, то он ни в коей мере не будет являться элементом федеративной системы. Федерализм по сути состоит в предоставлении самостоятельной компетенции» (Цит. по: Bruteneau B. Histoire de l'idée européenne au premier XXe siècle a travers les textes. Paris: Armand Colin, 2006. P. 90).

34 Помимо руководителей государств — членов ЕС (в зависимости от формы правления — глав государств или глав правительств) в состав Европейского совета также входят высшие должностные лица самого ЕС — постоянный председатель Европейского совета и председатель Европейской комиссии (руководитель исполнительного органа ЕС). Эти должностные лица, однако, наделяются правом голоса при решении не всех вопросов. Еще одно высшее должностное лицо ЕС — Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности — участвует в заседаниях Европейского совета без права голоса. Подробнее см.: Право Европейского союза. Т. 1: Общая часть. Европейский союз: устройство и правопорядок / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрайт, 2013. С. 396-397.

Европейского федеративного союза, Европейский совет согласно учредительным документам ЕС «дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет его общие политические ориентиры и приоритеты»35.

В контексте сравнения с современным ЕС заслуживает упоминания еще один аспект плана Бриана, который образует его политическую подоплеку.

А. Бриан — один из первых европейских политиков, осознавший опасность чрезмерного усиления экономической и политической мощи США, попадания европейских стран в зависимость от заокеанской державы.

В политическом и экономическом объединении Европы А. Бриан как раз и видел способ противодействия этой угрозе. «Европейские государства, если они политически объединятся и образуют экономический блок, смогли бы принудить Соединенные Штаты к уступкам»»36. Эти слова, произнесенные А. Брианом в июне 1929 г. в беседе с министром иностранных дел Германии, как представляется, следует помнить и современным поколениям европейских политиков.

Создание и функционирование ЕС дает его государствам-членам уникальный шанс сообща обеспечить реальный суверенитет Европы во внутренних делах и в международных отношениях, в интересах всех своих граждан (сегодня — одновременно граждан ЕС). От того, насколько они сумеют распорядиться этим шансом, во многом зависит будущее всего европейского интеграционного проекта.

Интеграционные конвенции Лиги Наций

Интеграционные проекты Лиги Наций выступали не только в виде резолюций, рекомендаций, меморандумов, предназначенных для добровольного применения государствами37. Ряд этих проектов получил форму полноценных международных договоров, которые подлежали обязательному соблюдению их странами-участницами.

35 Ст. 15 Договора о ЕС. В ЕАЭС аналогом Европейского совета выступает Высший Евразийский экономический совет (Высший совет) на уровне глав государств-членов. «Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза» (ст. 12 Договора о ЕАЭС).

36 См.: Aristide Briand, la Société des Nations et l'Europe. 1919-1932. Paris: PUF, 2007. P. 388.

37 Помимо рассмотренных выше документов к числу таких проектов относился «модельный договор» (traite-modèle) об устранении двойного налогообложения, по образцу которого государствами было заключено примерно 100 двусторонних соглашений по избежанию двойного налогообложения. См.: Ghebali V.-I. Op. cit. P. 500. В настоящее время в аналогичном качестве наиболее широко используется модельная конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прообразом которой может считаться модельный договор Лиги Наций.

Первой интеграционной конвенцией Лиги Наций стала Конвенция о свободе транзита от 20 апреля 1921 г.38, к которой в качестве ее составной части прилагался Статут о свободе транзита от 14 апреля 1921 г.39 (по месту принятия известны как Барселонская конвенция и Барселонский статут 1921 г.).

Барселонская конвенция (включая Барселонский статут) 1921 г. — первый в истории многосторонний договор, провозгласивший «свободу транзита» с целью обеспечить беспрепятственное перемещение («транзитную перевозку») через территории государств-участников людей, багажа, товаров, транспортных средств, местом отправления и местом назначения которых выступают территории других стран.

Важнейшей гарантией свободы транзита, установленной в Барселонской конвенции, является запрет государствам-транзитерам облагать транзитные перевозки пошлинами или сборами, то есть использовать свое транзитное положение в качестве инструмента обогащения (кроме служебных и транспортных сборов, которые должны соответствовать реальным расходам государства-транзите-ра и взыматься по «справедливым тарифам»).

Следующей конвенцией Лиги Наций, направленной на сокращение барьеров мировой торговле, выступает Международная конвенция об упрощении таможенных формальностей от 3 ноября 1923 г.40.

Конвенция 1923 г., как следует из ее названия, была призвана упростить (облегчить) перемещение товарных потоков через таможенные границы государств-участников, сократить бюрократические и иные формальности, с которыми сталкиваются экспортеры и импортеры при выполнении таможенных процедур.

С этой целью в качестве общих принципов конвенция закрепила:

♦ обязательство государств-участников не препятствовать взаимной торговле посредством «чрезмерных, бесполезных или произвольных» формальностей;

♦ «принцип справедливого режима» в отношении любых таможенных правил и процедур, включая запрет «любой несправедливой дискриминации» в отношении других государств-участников.

Эти принципы подкреплялись конкретными мерами по упрощению. Сюда относились, например:

♦ упрощение порядка выдачи экспортных и импортных лицензий;

♦ обязанность государств публиковать акты своего таможенного законодательства (в современной юридической терминологии — обязанность обеспечивать «прозрачность», или «транспарентность» законодательства)41;

♦ предоставление экспортерам и импортерам права обжаловать действия и решения таможенных органов государств в административном, судебном или арбитражном порядке;

♦ отказ государств, насколько возможно, от требования у импортеров сертификата происхождения на ввозимый товар;

♦ ускорение таможенных процедур путем перемещения контролируемых товаров с таможенной границы в пункты таможенного досмотра, расположенные внутри страны. Некоторые положения конвенции непосредственно затрагивали интересы людей, перемещающих через границы товары личного пользования. Сюда относилось, например, указание государствам вывешивать в своих пунктах таможенного досмотра информационные табло со сведениями относительно «пошлин и сборов, которыми облагаются объекты, обычно перевозимые путешественником вместе с собой, а также номенклатур запрещенных предметов».

Обе рассмотренные выше конвенции Лиги Наций сыграли важную роль в разработке правил упрощения торговли, которым придается ключевое значение на современном этапе развития права ВТО. Источником этих правил призвано служить новое Соглашение по упрощению торговли (подготовлено в 2013 г. в контексте Дохийского раунда либерализации мировой торговли), в основу которого положены три статьи ГАТТ ст. V «Свобода транзита», ст. VIII «Сборы и формальности, связанные с импортом и экспортом» и ст. X «Опубликование и применение торговых правил».

В ходе подготовки в 1947 г. ГАТТ его составители учитывали и отчасти заимствовали положения рассмотренных конвенций Лиги Наций.

Так, согласно официальной информации Секретариата ВТО, определение транзитной перевозки в ст. V ГАТТ и предусмотренный в ней запрет дискриминации со стороны государств-транзитеров базируются именно на положениях Конвенции о свободе транзита 1921 г.42 То же самое относится к содержащемуся в ст. V ГАТТ

38 Convention sur la liberté du transit // FF 123 III 153. Здесь и далее конвенции Лиги Наций цитируются по аутентичному тексту на французском языке, опубликованному в официальном вестнике швейцарского законодательства (FF — Feuille fédérale).

39 Statut sur la liberté du transit // FF 123 III 153.

40 Convention internationale pour la simplification des for-

malités douanières // FF 1926 1933.

41 В части прозрачности таможенного законодательства рассматриваемая конвенция Лиги Наций, равно как и нормы права ВТО в этой области базируются на еще более раннем многостороннем договоре — Конвенции о создании Международного союза по опубликованию таможенных тарифов от 5 июля 1890 г., действующей поныне. См.: Convention concernant la création d'une Union internationale pour la publication des tarifs douanièrs // FF 1891 II 574 1216.

42 См.: Article V du GATT de 1994 — Portée et application // Note du Secretariat. 2005. 12 janvier. Doc. TN/TF/W/2. P. 3.

запрету облагать транзитные товары пошлинами и сборами, а равно к самому термину «свобода транзита», пришедшему в право ВТО из конвенции 1921 г.

Также согласно информации Секретариата ВТО в основу ряда предписаний ст. VIII и X ГАТТ положена Конвенция об упрощении таможенных формальностей 1923 г.43 Некоторые формулировки этой конвенции вошли в ГАТТ практически дословно44. Конвенция Лиги Наций 1923 г. одновременно стала прообразом Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) 1973 г., которая разработана в рамках Всемирной таможенной организации и применяется большинством стран мира, включая Россию.

Третьей и, по своему потенциалу, важнейшей интеграционной конвенцией Лиги Наций является Международная конвенция об отмене запрещений и ограничений импорта и экспорта от 8 ноября 1927 г.45

Конвенция 1927 г. ставила целью устранить административные препятствия товарообороту, которые в современном интеграционном праве принято называть «количественными ограничениями» или, в более широком контексте, «нетарифными барьерами» торговле (в отличие от тарифных барьеров — таможенных пошлин)46.

Для достижения поставленной цели конвенция предусматривала обязательство государств-участников по истечении краткого переходного периода в шесть месяцев отменить «любые запрещения или ограничения импорта или экспорта и не вводить в дальнейшем запрещений или ограничений такого рода», независимо от того, от каких — центральных или местных — органов власти исходят подобные меры.

Конвенция 1927 г. может считаться первоисточником принципа запрета количественных ограничений, который закрепляется в учредительных документах практически всех современ-

ных организаций экономической интеграции, включая ВТО47, ЕС48 и ЕАЭС49.

Принцип запрета количественных ограничений в конвенции 1927 г. допускал некоторые изъятия и исключения, которые также были восприняты современными интеграционными правовыми системами.

Так, в право ВТО, ЕС и ЕАЭС вошли положения конвенции о возможности государств в порядке исключения сохранять или вводить количественные ограничения по соображениям общественной безопасности, по моральным и гуманитарным соображениям, в отношении торговли оружием и военными материалами, по соображениям защиты здоровья людей, животных и растений, охраны культурных (художественных, исторических или археологических) ценностей50.

Конвенция, кроме того, позволяла вводить количественные ограничения «для защиты в исключительных и ненормальных обстоятельствах жизненно важных интересов страны». Применительно к защите ключевых экономических интересов это изъятие в уточненной форме было воспринято правом ВТО в форме положений о возможности государств применять «защитные меры» в случае чрезмерного возрастания импорта, наносящего или угрожающего нанести серьезный ущерб национальной промышленности51.

Даже в тех случаях, когда количественные ограничения признавались допустимыми, конвенция требовала, чтобы государства не злоупотребляли ими, а именно: не применяли их в качестве средства «произвольной», то есть неоправданной, дискриминации или «скрытого» ограничения международной торговли. Эти требования и соответствующие формулировки также стали объектом рецепции в современном интеграционном праве52.

43 См.: Article VIII du GATT de 1994 — Portée et application // Note du Secretariat Note du Secretariat. 2005. 12 janvier. Doc. TN/TF/W/3. P. 3; Article X du GATT de 1994 — Portée et application // Ibid. Doc. TN/TF/W/4. P. 2.

44 Ср.: «Желательно, чтобы государства, насколько возможно, воздерживались от применения суровых наказаний за малозначительные нарушения таможенных процедур или правил» (п. 6 ст. 14 Конвенции 1923 г.); «Ни одна Договаривающаяся Сторона не будет налагать суровых наказаний за малозначительные нарушения таможенных правил или процедур» (п. 3 ст. VIII ГАТТ). В приведенном примере ГАТТ, таким образом, придал императивный характер правилу, которое закреплялось в конвенции Лиги Наций в качестве факультативного.

45 Convention internationale pour l'abolition des prohibitions et restrictions a l'importation et a l'exportation // FF 1929 I 420.

46 В 1928 г. в дополнение к конвенции были подписаны два специальных соглашения, предусматривавших сокращение или отмену тарифных барьеров — экспортных пошлин на некоторые виды сельскохозяйственной продукции: Международное соглашение об экспорте шкур и Международное соглашение об экспорте костей от 11 июля 1928 г.

47 Ст. XI ГАТТ «Общее устранение количественных ограничений».

48 Гл. «Запрещение количественных ограничений между государствами-членами» Договора о функционировании ЕС.

49 Общий принцип запрета количественных ограничений в ЕАЭС вытекает из ст. 28 его учредительного договора (ст. 28 Договора о ЕАЭС «Внутренний рынок»). Согласно п. 3 этой статьи: «В рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле государства-члены не применяют... меры нетарифного регулирования», то есть квоты и иные меры, направленные на сдерживание товарооборота административными средствами.

50 См. XX ГАТТ «Общие исключения» и ст. XXI ГАТТ «Исключения по соображениям безопасности», ст. 36 и ст. 346 Договора о функционировании ЕС, ст. 29 Договора о ЕАЭС «Исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров».

51 Ст. XIX ГАТТ «Неотложные меры в отношении импорта определенных продуктов» и Соглашение ВТО по защитным мерам 1994 г.

52 Например, ст. 29 Договора о ЕАЭС «Исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров»

Конвенция 1927 г. интересна еще и тем, что в ней впервые на многостороннем уровне закреплялись условия применения государствами мер технического регулирования, санитарных и фи-тосанитарных мер к иностранным товарам.

В ходе применения таких мер конвенция разрешала государствам запрещать или ограничивать импорт лишь в том случае, если меры имеют «целью распространять на иностранные товары режим, установленный внутри страны в отношении производства, торговли, транспортировки и потребления аналогичных национальных товаров».

Иностранные товары тем самым ставились под действие национального режима (приравнивались к отечественным), что сегодня также является одним из базовых принципов интеграционного права53.

Последней интеграционной конвенцией Лиги Наций, работа над которой остановилась на стадии проекта, стала Конвенция о режиме иностранцев (проект подготовлен в апреле 1928 г.)54. Конвенция была нацелена на многостороннее обеспечение государствами недискриминации (национального режима) гражданам друг друга, в том числе при осуществлении инвестиционной деятельности55.

Цели конвенции также реализованы в источниках и нормах современного интеграционного права:

♦ в отношении отдельных аспектов экономической деятельности — в праве ВТО56;

открывается следующими словами: «Государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) (курсив наш. — А.Ч.)». Аналогичные предписания содержат ст. 36 Договора о функционировании ЕС, ст. XX ГАТТ, учредительные договоры многих других интеграционных организаций.

53 Например, в праве ВТО он закрепляется в ст. III ГАТТ «Национальный режим в области внутреннего налогообложения и регулирования». Применительно к техническим регламентам, стандартам, санитарным и фитосани-тарным мерам эту статью конкретизируют специальные соглашения ВТО 1994 г. — Соглашение по техническим барьерам торговле и Соглашение по санитарным и фито-санитарным мерам.

54 Projet de convention relatif au traitement des étrangers // Publications de la Société des Nations. Questions économiques et financières. 1928. II. 14.

55 См.: Charpentier J. De la non-discrimination dans les investissements // Annuaire francais de droit international, Vol. II, 1963. P. 36.

56 Право ВТО гарантирует национальный режим для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иностранцев только в области защиты прав интеллектуальной собственности (ст. 3 ТРИПС «Национальный режим»). Применительно к иностранным поставщикам услуг национальный режим предусматривается в отно-

шении отдельных секторов, которые заинтересованные члены ВТО согласились открыть для международной конкуренции в своих перечнях специфических обязательств по услугам (ст. XVII ГАТС). В области государственных (правительственных) закупок национальный режим для иностранных поставщиков товаров и услуг закрепляется

♦ в отношении экономической деятельности в целом — в праве ЕАЭС57;

♦ наиболее широко, в виде общего принципа недискриминации иностранных граждан — в праве ЕС, которое приравнивает граждан государств-членов друг к другу во всех сферах общественных отношений, регулируемых этим правом (как экономических, так и внеэкономических)58.

Судьба интеграционных проектов Лиги Наций

Интеграционные проекты, рассмотренные в настоящей статье, имели разную, преимущественно — печальную историческую судьбу. Большинство из них опередило свое время и не смогло получить реализации в период существования Лиги Наций.

Так, проект всеобщего сокращения тарифных барьеров (таможенных пошлин) и другие инициативы по либерализации мировой торговли, обсуждавшиеся на Международной экономической конференции 1927 г., почти сразу были преданы забвению государствами. Начавшийся в 1929 г. мировой экономический кризис (Великая депрессия) побудил большинство из них вернуться к политике «сверхпротекционизма», от которой они сами договорились отказаться в ходе конференции.

План Бриана 1929 г. по созданию Европейского федеративного союза несколько лет обсуждался европейскими государствами — членами Лиги Наций в рамках специальной комиссии во главе с А. Брианом.

Большинство отзывов, представленных на этот план правительствами европейских стран, носило критический и скептический характер (особенно со стороны правительства Великобритании). В качестве замечаний указывалось, например, на то, что создание Европейского федеративного союза может подорвать эффективность Лиги Наций

в Соглашении по правительственным закупкам 1994 г., однако в этом соглашении сегодня участвует меньшинство членов ВТО. Вопросы, связанные с миграцией рабочей силы и обеспечением прав работников мигрантов, право ВТО не регулирует.

57 Договор о ЕАЭС, в частности, гарантирует равенство для наемных работников из одного государства-члена на территории другого (ст. 98 «Права и обязанности трудящегося государства-члена»), национальный режим для граждан и юридических лиц, занимающихся самостоятельной экономической деятельностью в других государствах-членах (подп. 1 п. VI «Национальный режим при торговле услугами, учреждении и деятельности» Приложения № 16 — Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций). Особо выделяются в Договоре о ЕАЭС недискриминация в сфере инвестиций (подп. 2 п. VII «Правовой режим и защита инвестиций» Приложения № 16) и одинаковая правовая защита потребителей (ст. 60 «Гарантии защиты прав потребителей»).

58 «В сфере применения Договоров (учредительных документов ЕС — А.Ч.) и без ущерба предусмотренным в них специальным положениям запрещается любая дискриминация по признаку национального гражданства» (ст. 18 Договора о функционировании ЕС и п. 2 ст. 21 «Недискриминация» Хартии ЕС об основных правах 2000 г.).

(которая и так была отнюдь не высокой), что политика в плане Бриана поставлена впереди экономики (предлагавшееся в плане Бриана создание общего рынка европейских стран свидетельствует, что это замечание не совсем справедливо), что у Европейского федеративного союза будет громоздкая система органов (скорее, эта система была недостаточно четко продумана и прописана в плане, особенно в отношении комплектования и полномочий разных органов).

Споры возникали и по поводу состава Европейского федеративного союза. Например, Эстония желала видеть в нем «все народы Европы», Италия настаивала на необходимости привлечь СССР и Турцию, а Германия категорически возражала против такой перспективы59.

План Бриана оставался предметом обсуждения в рамках Лиги Наций до конца 1932 г. После ухода А. Бриана в 1932 г. с поста премьер-министра Франции, а затем его смерти обсуждение плана прекратилось.

Из четырех интеграционных конвенций Лиги Наций вступили в силу ровно половина: Конвенция о свободе транзита 1921 г. и Конвенция об упрощении таможенных формальностей 1923 г. Они пережили Лигу Наций и продолжают действовать под эгидой ООН до сих пор, объединяя примерно по 50 участников60.

Хотя обе конвенции сегодня во многом ушли в тень ввиду наличия новых и более совершенных

Библиография:

источников интеграционного права, некоторые их положения сохраняют свое значение. Например, Конвенция о свободе транзита 1921 г. декларирует эту свободу для транзитной перевозки не только вещей, но и людей, в то время как ст. V ГАТТ «Свобода транзита» распространяется исключительно на транзит товаров.

Важнейшая из интеграционных конвенций Лиги Наций — Международная конвенция об отмене запрещений и ограничений импорта и экспорта 1927 г., была официально подписана примерно 30 странами, но в силу не вступила, поскольку не собрала необходимого числа ратификаций.

Наконец, проект Конвенции о режиме иностранцев 1928 г. стал предметом обсуждения на специальной конференции, организованной Лигой Нацией, — Международной конференции о режиме иностранцев (состоялась в Париже в конце 1929 г.). К единому мнению участники конференции не пришли, и документ в итоге был снят с повестки дня.

Главное в интеграционных проектах Лиги Наций, однако, состоит не в их судьбе как юридических документов. Оно заключается в том, что эти проекты предвосхитили становление современного интеграционного права, дав точку опоры, от которой смогли отталкиваться создатели правовых систем ВТО, ЕС, а позднее ЕАЭС и других интеграционных организаций.

1. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М.: Междунар. отношения, 2014. 242 с.

2. Основы интеграционного права / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Проспект, 2014. 224 с.

3. Шумилов В.М. Право Всемирной торговой организации (ВТО). М.: Юрайт, 2013. 220 с.

4. Aristide Briand, la Société des Nations et l'Europe. 1919—1932. Strasbourg : Presses Universitaires de Strasbourg, 2007. 542 p.

5. Ansiaux M. Après la Conférence // Banque nationale de Belgique. Bulletin d'Information et de Documentation. Ile année. 1927. Vol. I. № 24, 25 juin P. 631

6. Bruteneau B. Histoire de l'idée européenne au premier XXe siècle à travers les textes. Paris: Armand Colin, 2006. 283 p.

7. Charpentier J. De la non-discrimination dans les investissements // Annuaire francais de droit international. 1963. Vol. II. № 9. P. 35-63.

8. Duroselle J.-B. L'Europe. Histoire de ses peuples. Paris: Hachette, 2000. 423 p.

9. Marbeau M. La Société des Nations. Paris: PUF, 2001. 128 p.

10. Mavrodis P. Avant-propos // Luff D. Le droit de l'Organisation mondiale du commerce. Analyse critique. Bruxelles: Bruylant, 2004. P. IX.

11. Muet Y. Le débat européen dans l'entre-deux-guerres. Paris: Economica, 1997. 158 p. References (transliteration):

1. Zenkin I.V. Pravo Vsemirnoj torgovoj organizacii. M.: Mezhdunar. otnoshenija, 2014. 242 s.

2. Osnovy integracionnogo prava / pod red. S.Ju. Kashkina. M.: Prospekt, 2014. 224 s.

3. Shumilov V.M. Pravo Vsemirnoj torgovoj organizacii (VTO). M.: Jurajt, 2013. 220 s.

Материал поступил в редакцию 26 ноября 2014 г.

59 Подробнее см.: Duroselle J.-B. L'Europe. Histoire de ses peuples. Paris: Hachette, 2000. P. 533-535.

60 Ряд стран присоединились к конвенциям уже после Второй мировой войны. Например, Япония стала участницей Международной конвенции по упрощению таможенных формальности в 1952 г., а Израиль — в 1966 г.

Forgotten pages in the history of integration law: integration projects of the League of Nations and their influence upon the legal systems of the World Trade Organization, the European Union and the Eurasion Economic Union

CHETVERIKOV, Artem Olegovich — Doctor of Law, Professor, Vice-Chairman of the Department of Law of the

European Union of the Kutafin Moscow State Law University.

[[email protected]]

123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.

Review. The article explores the projects of global and regional integration, which were drafted under the auspices of the League of Nations between the First and Second World Wars from the standpoint of their influence upon the modern integration-based legal systems, especially upon the law of the World Trade Organization (WTO), the European Union (EU) and the Eurasian Economic Union (EAEU).The following documents are considered: the Recommendations of the International Economic Conference of 1927 (the drafts for the multilateral reduction of customs duties, establishment of free movement of capital, etc.); the Briand plan of 1929 for the instauration of «federal bounds» among the European states and for the establishment the European Federal Union (including the common European market); the integration-based Conventions of the League of Nations on freedom of transit (1921), on the simplification of customs formalities (1923), on the abolition of prohibitions and restrictions on import and export (1927), as well as the draft of international convention on the treatment of foreigners (1928). The article demonstrates that although most of the above-mentioned documents could enter into force in their original form, and nowadays they are forgotten, in some aspects they served as prerequisites for the modern integration law, and thus they became an object of partial reception in the ^nstituent Treaties of the WTO, the EU, and the EAEU.

Keywords: integration, integration law, the World Trade Organization, the European Union, the Eurasian Economic Union, the League of Nations, the barriers for the trade, federalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.