Научная статья на тему 'Таможенно-тарифное регулирование в зарубежных странах на примере Европейского союза'

Таможенно-тарифное регулирование в зарубежных странах на примере Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4072
668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенно-тарифное регулирование / Европейский союз / Общий таможенный тариф / ВВП / тарифные споры / интеграционное объединение / таможенные платежи / эффект связывание ставок. / customs and tariff regulation / European Union / General customs tariff / GDP / tariff disputes / integration association / customs payments / effect of linking rates

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П. А. Попова

В данной статье рассмотрена таможенно-тарифная политика стран Европейского союза, проанализирован уровень ВВП Европейского союза, а так же основные ставки таможенных платежей по ключевым статьям экспорта Европейского союза. Сформированы выводы по перспективам развития внешнеэкономической политики ЕС. Торговая политика Европейского союза заключается в установление высоких ставок на готовую продукцию и низкие ставки на сырье. Рассмотрены торговые споры с участие Европейского союза, а так же основные статьи, которые сейчас находятся на рассмотрение ЕЭК. Основной приоритет ЕС это увеличение интеграции между странами ЕС и расширение рынка сбыта готовой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS-TARIFF REGULATION IN FOREIGN COUNTRIES ON THE EXAMPLE OF THE EUROPEAN UNION

This article discusses the customs and tariff policy of the countries of the European Union, analyzes the level of GDP of the European Union, as well as the basic rates of customs payments for key export items of the European Union. Conclusions are drawn on the prospects for the development of EU foreign economic policy. The trade policy of the European Union is to establish high rates for finished products and low rates for raw materials. The trade disputes with the participation of the European Union, as well as the main articles that are now under consideration by the ECE, are examined. The main priority of the EU is to increase integration between EU countries and expand the market for finished products.

Текст научной работы на тему «Таможенно-тарифное регулирование в зарубежных странах на примере Европейского союза»

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ НА

ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

П.А. Попова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24411/2411-0450-2020-10052

Аннотация. В данной статье рассмотрена таможенно-тарифная политика стран Европейского союза, проанализирован уровень ВВП Европейского союза, а так же основные ставки таможенных платежей по ключевым статьям экспорта Европейского союза. Сформированы выводы по перспективам развития внешнеэкономической политики ЕС. Торговая политика Европейского союза заключается в установление высоких ставок на готовую продукцию и низкие ставки на сырье. Рассмотрены торговые споры с участие Европейского союза, а так же основные статьи, которые сейчас находятся на рассмотрение ЕЭК. Основной приоритет ЕС это увеличение интеграции между странами ЕС и расширение рынка сбыта готовой продукции.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, Европейский союз, Общий таможенный тариф, ВВП, тарифные споры, интеграционное объединение, таможенные платежи, эффект связывание ставок.

Евросоюз остается по-прежнему наиболее крупным интеграционным объединением в современном мире. В целом общая аграрная политика и таможенно-тарифная политика Европейского союза преследуют следующие цели: увеличить производительность сельского хозяйства; обеспечить достаточный жизненный уровень сельского населения; стабилизировать рынки, обеспечить наличие продовольствия и разумные потребительские цены на продовольствие.

Для достижения указанных целей создается общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков, предусматривающий введение общих правил в отношении конкуренции, обязательную координацию различных национальных рыночных структур, организацию европейского рынка.

Европейский Союз (до 30 ноября 2009 года официально известный в ВТО как Европейские сообщества по юридическим причинам) является членом ВТО с 1 января 1995 года. 28 государств-членов ЕС также являются членами ВТО сами по себе. ЕС - это единый таможенный союз с единой торговой политикой и тарифом. Европейская комиссия - исполнительный орган ЕС - выступает от имени всех стран-

членов ЕС практически на всех заседаниях ВТО.

О современном состоянии и шансах ЕС различные рейтинги конкурентоспособности. Отчет Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности за 2017-2018 годы анализирует перспективы развития мировой экономики, а также приводит рейтинг стран по индексу глобальной конкурентоспособности. Рейтинг составляется с использованием индекса глобальной конкурентоспособности ОС1, который вычисляется на основе многокритериальной оценки широкого спектра переменных показателе, детально характеризующих конкурентоспособность национальных экономик. По индексу глобальной конкурентоспособности страны Европейского союза занимают лидирующие позиции (Германия - 5,65, Швеция -5,52). Основными конкурентами считается Швейцария (5,86) - первое место, США (5,85) второе место и Сингапур (5,71) третье место. Но многие страны ЕС находятся в рейтинге значительно ниже передовых стран. Результаты исследования показывают существенные различия в конкурентоспособности отдельных государств ЕС.

Оценка простоты ведения бизнеса отражает разрыв в каждой экономике с лучшими показателями регулирования, наблюдаемыми по каждому из показателей во всех странах в выборке. Все страны Европейского союза находятся с 75 позиции и дальше, лидером по ведению бизнеса в Европейском союзе является Дания.

ВВП Европейского союза на 2017 год составляет 17 трлн. долл. США. Германия

остается экономическим лидером среди стран ЕС - 21% от всего ВВП ЕС, как Франция и Великобритания. На их долю выходит больше половины ВВП ЕС. Менее 1% ВВП создали Мальта и Кипр (по 0,1%), Латвия и Эстония (по 0,2%), Литва, Словения, Хорватия и Болгария (по 0,3%), а также Люксембург (0,4%), Словакия (0,6%) и Венгрия (0,8%).

19000 18OOO 17OOO 16OOO 15OOO

1 К 1 ост\

18O6O

17312

16451 i 16553 i

2O13 2O14 2O15 2O16 2O17

Рис. 1. ВВП Европейского союза, млрд. долл. США [2]

По данному графику видно, что резкое понижение ВВП было в 2015 году. Большинство аналитиков связывает снижение экономической динамики с торможением в Китае и в целом на мировом рынке, что отрицательно сказывается на внешней торговле и инвестициях экспортных предприятий, которые придерживают вложения в расширение производства.

В 2017 г. рост ВВП на душу населения (рис. 2) в странах ЕС ускорился, во многом

за счет общего улучшения мирохозяйственной конъюнктуры, поскольку значительная часть крупных европейских производителей работает на экспорт. В результате экономического оживления улучшилась ситуация и с безработицей, что к тому же создает дополнительные условия для устойчивого роста ВВП вследствие хорошей динамики личного потребления.

Рис. 2. Динамика ВВП на душу населения в ЕС, долл. США [2]

Однако экономическая ситуация по отдельным странам все еще сильно отличается. Затянувшийся кризис в Греции, чей экономический вес уменьшился в 1,5 раза. За это время Греции так и не вышла на по-

зицию экономики с устойчивым экономическим ростом. Ситуация на рынке труда в Испании не исправилась, Испания так же имеет невысокий индекс конкурентоспособности.

Европейский союз является один из лидеров в международной торговле. Притом, что удельный вес ЕС в населении мира ныне составляет всего около 1/14, на его долю приходится примерно 1/5 производ-

ства глобального ВВП, а также около 1/3 стоимостных объемов международной товарной торговли, рассчитываемых с учетом обмена товарами между странами-членами внутри данной группировки.

Таблица 1. Международная торговля в мире (доля в

%) [3]

2G13 2G14 2G15 2G16 2G17

European Union - 28 countries 15,1 15,1 14,7 15,G 15,1

Russia 2,1 1,9 1,4 1,4 1,6

Canada 3,1 3,1 3,2 3,2 3,1

United States 15,6 16,2 17,7 17,8 17,3

Mexico 2,6 2,7 3,G 3,1 3,G

Brazil 1,6 1,5 1,3 1,1 1,1

China except Hong Kong 13,1 13,2 12,9 12,6 13,2

Japan 5,6 5,5 4,8 4,8 4,8

South Korea 3,5 3,5 3,3 3,2 3,4

India 3,1 3,1 3,G 2,8 3,2

Singapore 2,5 2,5 2,3 2,3 2,4

Совокупный вклад стран - членов Евросоюза в международную торговлю услугами представляется еще более внушительным. Согласно новейшим расчетам, к 2017 г. их удельный вес в мировом экспорте услуг достигал 42,1%, а в импорте - 38,1%3. Таким образом, Европейский союз в настоящее время выступает в качестве признанного мирового лидера, контролируя от 1/3 до примерно 2/5 всего стоимостного объема международного обмена товарами и услугами.

Рис. 3. Динамика внешней торговли ЕС (млн. долл. США) [2]

Наиболее проблемными для Европейского союза вполне можно считать 20122013 гг., отмеченные явной стагнацией в хозяйстве стран-участниц, что нашло отражение в достаточно невысоких темпах их экономического роста. Следует учиты-

вать, что снижение объемов экспортных поставок по стоимости в 2015 г. отмечалось на глобальном, региональном и стра-новом уровнях. В основе этого лежало существенное падение цен на основные товарные группы. Кроме того, введение в

2014 г. антироссийских санкций и соответствующих контрмер со стороны РФ также осложнило и без того напряженную ситуацию в мировой товарной торговле, фактически стагнировавшей в последние годы.

Приоритеты современной внешнеэкономической политики ЕС установлены в документе «Торговля, экономический рост и международные дела» (Trade, growth and world affairs). В нём указано, что торговая политика является ключевым компонентом стратегии экономического развития ЕС на период до 2020 г. (Европа 2020), направленной на повышение занятости и достижение устойчивого и всеобъемлющего роста.

В соответствии с указанным документом в период до 2020 г. в области внешнеэкономической политики планируется уделить особое внимание следующим вопросам:

- снижение барьеров во внешней торговле товарами с основными внешнеторговыми партнёрами;

- реформирование системы торговых преференций по отношению к развивающимся государствам по принципу отхода от практики предоставления ЕС односторонних преференций в пользу установления взаимных льготных режимов;

- снятие ограничений во внешней торговле услугами с ведущими контрагентами

из числа развитых и быстроразвивающих-ся государств, а также интеграция рынков услуг с соседними странами (Украина, Молдавия, страны Кавказа, Египет, Иордания, Марокко и Тунис);

- включение положений о поощрении взаимных инвестиций в соглашения о свободной торговле и заключение независимых инвестиционных соглашений с целью защиты европейских инвесторов в зарубежных странах;

- обеспечение лучшего доступа европейских компаний к рынку государственных закупок в странах-партнёрах;

- поощрение инновационного и технологического обмена;

- стимулирование кооперации со странами-контрагентами и сближение национальных законодательств в области внешней торговли и иностранных инвестиций, конкуренции и защиты прав интеллектуальной собственности, процедур стандартизации и сертификации;

- упрощение свободного перемещения рабочей силы между странами.

Традиционные партнерами ЕС следуют считать США (19,1%), Китай (10,1%), Швейцария (7,8%), Россия (4,4%). В основном импортируют в Европейский союз такие страны Китай (19,9%), США (13,3%), Российская Федерация (7%), Швейцария (5,9%).

Рис. 4. Основные направления экспорта (страны) [1]

По данному графику видно, машиностроение и химическая промышленность -ведущие статьи экспорта ЕС. На долю этих отраслей приходится 20-23% от мирового экспорта этих групп товаров. В экспорте обрабатывающей промышленности существуют отличия от США и Японии. Доля высокотехнологических товаров

в ЕС составляет 13%, а у США - 26%, Японии - 24%, т. е. Европа по высоким технологиям отстает, т.к. экспортирует технологии среднего уровня в основной своей массе. Экспорт сельскохозяйственной продукции занимает второе место после США. 13% от мирового объема экспорта сельскохозяйственной продукции.

Рис. 5. Основные направления импорта (страны) [1]

ЕС - крупный импортер ряда сельскохозяйственных товаров: кукурузы, соевые бобы (из США). Наряду с продовольствием важное место в импорте занимает минеральное сырье и неметаллические полуфабрикаты. Страны ЕС стали сами производить нефть, газ, бокситы, но, несмотря на это, они за счет собственных ресурсов могут удовлетворить потребности лишь по немногим из основных видов. Страны ЕС ввозят свыше 2/5 энергетического сырья и % других видов сырья, потребляемого в хозяйстве. По некоторым видам сырья зависимость от импорта высока. В совокупном потреблении отдельных видов минерального сырья: доля импорта по алюминию составляет 75%, вольфраму - 77%, цинку - 60%, кобальту - 95%. Основные статьи импорта - машины и оборудование.

Особенностью внешней торговли ЕС является то, что большая часть развивающихся стран имеют льготы при внешней торговле со странами ЕС. А также, то, что основной статьей экспорта является машины и оборудование, что является огромным преимуществом этих стран, так

как эта продукция является товаром с повышенной добавленной стоимостью.

Одним из неотъемлемых компонентов формирования европейского таможенного союза стал Общий таможенный тариф (ОТТ), который внес существенный вклад в становление таможенной и торговой политики ЕС. Начиная с 1975 г. таможенные пошлины, взимаемые в результате применения ОТТ, поступают в бюджет Сообщества, а не государств-членов, являясь одним из важных источников его доходной части.

Общий таможенный тариф - нормативный документ, посредством которого реализуется таможенный суверенитет и единство таможенной политики Европейского Союза. Говоря о его правовой основе, следует указать на Регламент Совета ЕС 2658/87 о таможенно-тарифной и статистической номенклатуре, а также едином таможенном тарифе. Посредством данного акта устанавливается комбинированная номенклатура в качестве основы таможенных пошлин и статистической номенклатуры. В соответствии со статьей 12 Регламента ежегодно редакция комбинирован-

ной номенклатуры вместе со ставками таможенных пошлин подлежит публикации Комиссией ЕС. В 1987 году ратифицировал ГС.

Основанием для взимания таких платежей служат нормы права Европейского Сообщества. Таким образом, таможенные платежи в ЕС - это обязательные сборы, взимаемые во всех государствах-членах на основе единообразных правовых норм Сообщества на основании факта пересечения товарами его таможенной границы.

Виды таможенных платежей в ЕС:

- таможенные пошлины, включая собственно пошлины (импортные либо экспортные), установленные Общим таможенным тарифом ЕС;

- сельскохозяйственные пошлины и другие сборы в рамках общей сельскохозяйственной политики;

- антидемпинговые и компенсационные пошлины;

- сборы, имеющие равнозначный эффект;

- налоги с оборота (налог на добавленную стоимость);

- акцизы.

Основой общего таможенного тарифа является товарная номенклатура - TARIC. В соответствии с целями и задачами Европейского союза по созданию и функционированию общего рынка, были проведены:

1) устранение между государствами таможенных пошлин, количественных ограничений внутри стран ЕС;

2) устранение между государствами препятствий движению товаров, услуг и капитала;

3) создание системы справедливой конкуренции;

4) ведение общей политики в области сельского хозяйства, транспорта;

5) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики.

Ставки Европейского союза бывают: автономные (для стран, с которыми нет соглашений) и конвенциональные (для стран-участниц ГАТТ-ВТО).

Уровень связывания ставок таможенных пошлин в Европейском союзе составляет 5%, сельскохозяйственной продукции

- 11,8%, промышленной продукции -3,9%.

Самыми большими тарифными ставками облагаются такие группы товаров, как животные продукты (16,1%), молочные продукты (38,1%), фрукты и овощи (11,5%), крупы (16%), сахар и кондитерские изделия(23%), алкогольные напитки и табак (19,1%), рыба и рыбные продукты (11,4%), одежда (11,5%).

Особым видом таможенных пошлин в ЕС являются сельскохозяйственные пошлины. Их цель - реализация требований общей сельскохозяйственной политики Сообщества. До второй половины 90-х гг. использовалась особая система компенсационных сельскохозяйственных сборов, принцип которых - повышение стоимости ввозимых продуктов до уровня стоимости аналогичных продуктов внутри Сообщества. Однако под влиянием ВТО такие компенсационные сборы были заменены сельскохозяйственными пошлинами (как правило, адвалорными), взимаемыми либо вместо пошлин, установленных в Общем таможенном тарифе, либо в дополнение к ним (так называемые «дополнительные пошлины»). Сельскохозяйственные пошлины отличаются весьма высокими ставками - до 200%.

Самыми низками тарифными ставками облагаются такие товары, как хлопок (0%), дерево, бумага и т.д. (0,9%), минеральное сырье и металлы (1,9%), неэлектрическое оборудование (1,7%), транспортное оборудование (4,1%)

Европейский союз занимается активной деятельностью в ВТО и является активным участником многих торговых споров. Рассмотрим самый свежий спор о дополнительных пошлинах, на некоторые продукты из Соединенных Штатов. Истцом являются США, а ответчиком - ЕС. Третьи стороны: Бразилия; Канада; Китай; Египет; Гватемала; Индия; Индонезия; Япония; Казахстан; Мексика; Новая Зеландия; Норвегия; Российская Федерация; Сингапур; Южная Африка; Швейцария; Китайский Тайбэй; Таиланд; Турция; Украина; Венесуэла, Боливарианская Республика. Дата: 25 января 2019 года. На своем заседании 21 ноября Орган ВТО по урегулиро-

ванию споров (DSB) согласился с просьбами семи членов о создании групп для изучения тарифов, введенных Соединенными Штатами на импорт стали и алюминия. DSB также согласился с четырьмя просьбами США о предоставлении группам экспертов для изучения контрмер, введенных Китаем, Канадой, Европейским союзом и Мексикой в отношении импорта США в ответ на тарифы на сталь и алюминий.

16 июля 2018 года Соединенные Штаты обратились с просьбой о консультациях с Европейским союзом относительно введения Европейским союзом дополнительных пошлин в отношении определенных товаров, производимых в Соединенных Штатах.

Соединенные Штаты утверждали, что эти меры, как представляется, не соответствуют: Статьи I: 1, II: 1 (а) и II: 1 (Ь) ГАТТ 1994 года.

Судебное и апелляционное производство: 18 октября 2018 года Соединенные Штаты обратились с просьбой о создании группы. На своем заседании 29 октября 2018 года DSB отложил создание комиссии.

На своем заседании 21 ноября 2018 года DSB создал группу. Бразилия, Канада, Китай, Египет, Гватемала, Индия, Индонезия, Япония, Казахстан, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Российская Федерация, Сингапур, Южная Африка, Швейцария, Китай, Тайбэй, Таиланд, Турция, Украина и Венесуэла зарезервировали свои третьи партийные права.

7 января 2019 года Соединенные Штаты обратились к Генеральному директору с просьбой создать группу. 25 января 2019 г. Генеральный директор создал группу.

Таким образом, Европейский союз пы-

ставками пошлин (молочные продукты, сахар и кондитерские изделия, одежда) от иностранной конкуренции и развить собственное производство. А низками ставками таможенных пошлин облагаются те товары, которые в дефиците в ЕС, и которые необходимы для удовлетворения потребностей граждан Европейского союза (например, хлопок, минеральное сырье и др.).

Торговая политика ЕС заключается в том, что устанавливают высокие ставки на готовую продукцию и низкие ставки на сырье. Торговая политика ЕС основана на более широких европейских ценностях -таких как продвижение смягчения последствий изменения климата, защита окружающей среды и обеспечение продовольственной безопасности, а также защита и продвижение трудовых прав. В соответствии с Глобальной стратегией ЕС, торговая политика ЕС согласуется с его более широкими внешнеполитическими целями, а именно: проводить политику, приносящую пользу обществу в целом - и продвигать европейские и универсальные стандарты и ценности наряду с основными экономическими интересами, делая больший упор на устойчивое развитие, права, защита потребителей, конкурентоспособная и справедливая торговля, а также справедливое налогообложение.

Европейский союз является достаточно открытым рынком, о чем свидетельствует соотношение торговли к ВВП 34% в 2017 году и общий уровень применяемого простого тарифа 5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее, ЕС постоянно работает над принятием или усилением инициатив, направленных на более глубокую интеграцию внутреннего рынка, и при этом для дальнейшего уменьшения пошлин для некоторых видов товаров.

тается защитить свои отрасли высокими

Библиографический список

1. Официальный сайт Всемирной торговой организации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wto.org.

2. Официальный сайт ЮНКТАД. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org

3. Официальный сайт Европейской комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu

4. Гладков И.С. Внешняя торговля ЕС: тренды в санкционный период // Власть. - 2016. - С. 32-39.

CUSTOMS-TARIFF REGULATION IN FOREIGN COUNTRIES ON THE EXAMPLE

OF THE EUROPEAN UNION

P.A. Popova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. This article discusses the customs and tariff policy of the countries of the European Union, analyzes the level of GDP of the European Union, as well as the basic rates of customs payments for key export items of the European Union. Conclusions are drawn on the prospects for the development of EU foreign economic policy. The trade policy of the European Union is to establish high rates for finished products and low rates for raw materials. The trade disputes with the participation of the European Union, as well as the main articles that are now under consideration by the ECE, are examined. The main priority of the EU is to increase integration between EU countries and expand the market for finished products.

Keywords: customs and tariff regulation, European Union, General customs tariff, GDP, tariff disputes, integration association, customs payments, effect of linking rates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.