Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ХАРАКТЕРИСТИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
климатогеографические особенности / функциональные показатели / морфофункциональное состояние / школьники / здоровье / возрастные нормативы / climatic and geographical features / functional indicators / morphofunctional state / schoolchildren / health / age standards

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пугачева Айталина Федоровна, Румянцева Эльвира Римовна

Цель исследования – определить уровень морфофункционального состояния и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия). Методы и организация исследования. Нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, антропометрия, становая динамометрия, проба Штанге, проба Генчи, исследование артериального давления, методы математической статистики. В рамках экспресс-диагностики оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко были проведены следующие измерения: жизненный индекс, силовой индекс, двойное произведение, индекс Руфье-Диксона. Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования определены особенности функционального состояния и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия), обусловленные климатогеографическими факторами и сельским укладом жизни. Изучение уровня показателей функционального состояния и физической подготовленности школьников 10-11-х классов сельской местности Республики Саха (Якутия) по методу оценки Г.Л. Апанасенко выявило, что около половины обследованных имеют уровень здоровья «ниже среднего». Определено, что рост школьников, экскурсия грудной клетки, устойчивость к гипоксии на вдохе и выдохе ниже рекомендуемых возрастных норм. Уровень физической подготовленности, определяемый по результатам выполнения нормативов V ступени ВФСК ГТО, ниже возрастных значений у 56,30% девушек и 39,33% юношей. Заключение. Школьники Республики Саха (Якутия) имеют отличительные особенности в функциональном состоянии и значительно отстают по уровню физического развития от сверстников, проживающих в регионах с более благоприятным климатом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пугачева Айталина Федоровна, Румянцева Эльвира Римовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE MORPHOFUNCTIONAL STATE AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS 16-17 YEARS OLD IN RURAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The purpose of the research is to determine the level of morphofunctional state and physical fitness of 16-17-yearold students in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia). Methods and organization of the research. We used the following methods: analysis of scientific and methodological literature, anthropometry, deadlift dynamometry, Stange test, Genchi test, blood pressure research, methods of mathematical statistics. As part of the express diagnostics of the assessment of the level of health according to G.L. Apanasenko, the following measurements were carried out: vital index, strength index, double work, Ruffier-Dixon index. Research results and their discussion. Based on the results of the study, features of the functional state and physical fitness of 16-17-year-old students in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia) were identified, determined by climatic and geographical conditions and rural way of life. Studying the level of indicators of the functional state and physical fitness of schoolchildren in grades 10-11 in rural areas of the Republic of Sakha (Yakutia) using the assessment method of G.L. Apanasenko found that about half of those examined had a level of health “below average.” It was determined that the height of schoolchildren, chest excursion and resistance to hypoxia during inhalation and exhalation are below the recommended age standards. The level of physical fitness, determined by the results of fulfilling the standards of the V stage of the All-Russian Physical Sports Complex GTO, is lower than the age values for 56.30% of girls and 39.33% of boys. Conclusion. Schoolchildren of the Republic of Sakha (Yakutia) have distinctive features in their functional state and are significantly behind in terms of physical development from their peers living in regions with a more favorable climate.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

УДК 796.011.1 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-150-160

ХАРАКТЕРИСТИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

А.Ф. Пугачева1, Э.Р. Румянцева2

'Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча, Россия 2Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

Аннотация

Цель исследования - определить уровень морфофункционального состояния и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия).

Методы и организация исследования. Нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, антропометрия, становая динамометрия, проба Штанге, проба Генчи, исследование артериального давления, методы математической статистики. В рамках экспресс-диагностики оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко были проведены следующие измерения: жизненный индекс, силовой индекс, двойное произведение, индекс Руфье-Диксона.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования определены особенности функционального состояния и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия), обусловленные климатогеографическими факторами и сельским укладом жизни. Изучение уровня показателей функционального состояния и физической подготовленности школьников 10-11-х классов сельской местности Республики Саха (Якутия) по методу оценки Г.Л. Апанасенко выявило, что около половины обследованных имеют уровень здоровья «ниже среднего». Определено, что рост школьников, экскурсия грудной клетки, устойчивость к гипоксии на вдохе и выдохе ниже рекомендуемых возрастных норм. Уровень физической подготовленности, определяемый по результатам выполнения нормативов V ступени ВФСК ГТО, ниже возрастных значений у 56,30% девушек и 39,33% юношей.

Заключение. Школьники Республики Саха (Якутия) имеют отличительные особенности в функциональном состоянии и значительно отстают по уровню физического развития от сверстников, проживающих в регионах с более благоприятным климатом.

Ключевые слова: климатогеографические особенности, функциональные показатели, морфофунк-циональное состояние, школьники, здоровье, возрастные нормативы.

CHARACTERISTICS OF THE MORPHOFUNCTIONAL STATE AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS 16-17 YEARS OLD IN RURAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

A.F. Pugacheva1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4015-136X E.R. Rumyantseva2, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0001-9440-3529 1Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha, Russia 2Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

Abstract

The purpose of the research is to determine the level of morphofunctional state and physical fitness of 16-17-year-old students in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia).

Methods and organization of the research. We used the following methods: analysis of scientific and methodological literature, anthropometry, deadlift dynamometry, Stange test, Genchi test, blood pressure research, methods of mathematical statistics. As part of the express diagnostics of the assessment of the level of health according to G.L. Apanasenko, the following measurements were carried out: vital index, strength index, double work, Ruffier-Dixon index.

Research results and their discussion. Based on the results of the study, features of the functional state and

physical fitness of 16-17-year-old students in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia) were identified, determined by climatic and geographical conditions and rural way of life. Studying the level of indicators of the functional state and physical fitness of schoolchildren in grades 10-11 in rural areas of the Republic of Sakha (Yakutia) using the assessment method of G.L. Apanasenko found that about half of those examined had a level of health "below average." It was determined that the height of schoolchildren, chest excursion and resistance to hypoxia during inhalation and exhalation are below the recommended age standards. The level of physical fitness, determined by the results of fulfilling the standards of the V stage of the All-Russian Physical Sports Complex GTO, is lower than the age values for 56.30% of girls and 39.33% of boys.

Conclusion. Schoolchildren of the Republic of Sakha (Yakutia) have distinctive features in their functional state and are significantly behind in terms of physical development from their peers living in regions with a more favorable climate.

Keywords: climatic and geographical features, functional indicators, morphofunctional state, schoolchildren, health, age standards.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых северных республик в составе Российской Федерации является Республика Саха (Якутия), которая также является одним из крупнейших по территории национально-государственных образований страны. Климат Якутии характеризуется как резко континентальный. Зима в Якутии является самой долгой и холодной во всем мире. Температурный режим по минимальным значениям достигает до -58о-67оС.

Исследователь С.И. Квашнина считает, что «...даже у здоровых северян, хорошо приспособившихся к экстремальным условиям Крайнего Севера, многие показатели организма значительно отличаются от таковых у жителей средней полосы» [4].

По причине преобладания низкой температуры в течение года отмечается недостаточность двигательной активности, соответственно, происходит увеличение статической нагрузки, что приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночного столба, задержке развития физических качеств соответственно возрасту [6; 7].

Изучению уровня физической подготовленности и развития посвящены исследования Н.К. Шамаева, где указано, что по сравнению с показателями населения других регионов страны антропометрические данные коренных народов Якутии существенно отстают. В работе отмечается, что низкая физическая подготовленность связана с факторами гиподинамии. У жителей Якутии наиболее хорошо развита грудная клетка. Выявлена положительная разница в результатах ЖЕЛ школьников-северян по сравнению с таковыми школьни-

ков средней полосы страны. Также было выявлено, что гиподинамия является основным фактором отставания в физической подготовленности северных школьников [8]. Регулярные занятия спортом являются эффективным средством повышения сопротивляемости организма болезням и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.. Двигательная активность влияет на многие жизненно важные системы, в том числе улучшает сердечно-сосудистую и дыхательную системы, активизирует обмен веществ [3]. Особую актуальность приобретают вопросы регионализации физического воспитания в сложных климатогеографических и социально-экономических условиях Крайнего Севера. Как и в любом возрасте, регулярная физическая активность в возрасте 16-17 лет имеет важное значение для гармоничного развития организма. Низкий уровень интереса школьников к урокам физической культуры усугубляется с переходом их из класса в класс. В старших классах отмечается пассивность, нежелание заниматься спортом, игнорирование уроков физической культуры, обусловленные подготовкой к единому экзамену. В этой связи особое внимание уделяется комплексу ГТО как основному инструменту мотивации учащихся к занятиям физической культурой. Отмечается высокая активность выпускников тех школ, в которых ученики сдают нормативы ГТО, так как в соответствии с порядком приёма на обучение, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 21.08.2020 № 1076, при поступлении в высшие учебные заведения учитывается наличие золотого, серебряного или бронзового знака ГТО у поступающих.

Цель исследования: определить уровень мор-фофункционального состояния и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе изучения и выявления особенностей морфофункционального состояния и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет в сельских школах Республики Саха (Якутия) было проведено исследование общего состояния школьников, которое включало тестирование показателей их функционального состояния и уровня физической подготовленности.

Были применены методы оценки морфофунк-ционального состояния, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Всего было обследовано 285 обучающихся (девочки (п=135) и мальчики (п=150)) выпускных классов сельских школ Республики Саха (Якутия). Физиологические и функциональные пробы использовались для оценки индивидуальных и возрастных особенностей морфофункционального состояния обучающихся. Педагогическое тестирование применялось нами для оценки уровня физической подготовленности обучающихся по нормативам испытаний (тестам) современного комплекса ГТО — ступень V (возрастная группа от 16 до 17 лет).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для оценки функционального состояния школьников определяли их физиологические и функциональные показатели по методике экспресс-диагностики по Г.Л. Апанасенко. На Рисунке 1 представлены общие итоговые данные оценки уровня здоровья обучающихся по методике экспресс-диагностики по Г.Л. Апанасенко (Рис.1).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство обучающихся имеют уровень здоровья «ниже среднего» (43,16%). На уровне «низкий» находятся 4,21% обучающихся.

На уровне «средний» по параметрам физического здоровья находятся 30,18% обучающихся, 13,69% школьников находятся на уровне «выше среднего» и только 8,76% обучающихся соответствуют уровню «высокий». На Рисунке 2 представлена характеристика функциональных показателей девушек. Так, жизненный индекс, отражающий показатели функционального состояния дыхательной системы, у 40,00% девушек оценивается как «низкий» уровень, у 33,34% и 26,67% девушек — «ниже среднего» и «средний» уровень соответственно.

Силовой индекс, определяемый по отношению данных кистевой динамометрии к массе тела, у 48,89% девушек соответствовал уровню «ниже среднего», у 20,75% — уровню «низкий»,

Рисунок 1 - Характеристика обследуемых школьников по экспресс-оценке уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, %

Figure 1 - Characteristics of the examined schoolchildren according to the express assessment of the level of physical health according to G.L. Apanasenko, %

Рисунок 2 - Распределение итоговых данных девушек по уровню здоровья из общего количества испытуемых по экспресс-оценке уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, %

Figure 2 - Distribution of the final data of girls by health level from the total number of subjects according to the express assessment of the level of physical health according to G.L. Apanasenko, %

Рисунок 3 - Распределение итоговых данных юношей по уровню здоровья из общего количества испытуемых по экспресс-оценке уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко, %

Figure 3 - Distribution of the final data of young men by health level from the total number of subjects according to the express assessment of the level of physical health according to G.L. Apanasenko, %

17,78% девушек имели уровень «средний» и 12,59% — «высокий».

Индекс Робинсона (двойное произведение) — это индекс работы сердца, отражающий состояние сердечно-сосудистой системы в процессе гемодинамической нагрузки и характеризующий работу, которую выполняет сердечная мышца. Чем выше показатель, тем выше функциональная способность сердца. У 86,67% обследованных девушек данный показатель соответствовал значениям «выше среднего» и «высокий». Средний уровень был зафиксирован у 13,33% девушек. Показатели времени восстановления ритма сердца после нагрузки у большей части обследованных девушек находятся на уровне «средний» и «ниже среднего» (35,56% и 45,19% соответственно). Показатель «выше среднего» был выявлен у 14,08 % девушек, «высокий» — у 5,19% девушек.

Как видно из данных, представленных на Рисунке 3, у большинства юношей исследуемые показатели жизненного индекса отразили уровень «низкий» — 52,00%. К уровню «ниже среднего» относятся показатели 25,34% исследуемых. «Средний» уровень был выявлен только у 8,00% школьников, «выше среднего» — у 14,66% .

По силовому индексу 39,34% школьников юношей показали результаты «низкий» и «ниже среднего».

Результаты по индексу Робинсона у большей части юношей (81,34%) соответствуют уровню «выше среднего».

У большинства школьников (88,33%) после 30 приседаний за 45 с время восстановления частоты сердечных сокращений соответствовало уровню «средний» и выше, 13,33% испытуемых показали результаты, отнесенные к уровню «ниже среднего».

Таким образом, исследования уровня здоровья школьников 10-11-х классов сельской местности Республики Саха (Якутия) показали, что около половины обследованных имеют уровень здоровья «ниже среднего». Показатели жизненного и силового индекса как у девушек, так и у юношей соответствуют низкому уровню возрастных норм.

При достаточно высоких значениях индекса

Робинсона показатель выносливости по времени восстановления функций ССС низкий как у юношей, так и у девушек. Полученные данные согласуются также с данными А.Г. Ма-рачева, Л.М. Матвеева и А.П. Авцына, которые еще в 80-х годах 20-го века выявили «циркумполярный гипоксический синдром», обусловленный состоянием организма проживающих на Крайнем Севере и выражающийся у жителей-новоселов и старожилов в основном в дыхательной недостаточности и гипертензии малого круга кровообращения [1]. В Таблицах 1 и 2 представлены результаты оценки уровня физического развития и мор-фофункционального состояния школьников в сравнении с региональными стандартами и с возрастными стандартами (табл. 1, 2.). Региональные стандарты приведены из практического пособия Кривошапкина В.Г., где отражены морфофункциональные показатели различных систем организма у практически здорового человека, проживающего в экстремальных климатических условиях РС (Я)[3].

В результате сравнения) было выявлено, что масса тела исследуемых девушек (52,90±1,23 кг) отвечает среднестатистическим стандартным нормам, а также по сравнению с показателями стандарта региона не имеет достоверных различий.

Средняя длина тела (159,20±0,99см) по итогам измерения, как и масса тела, не имеет различий с показателями региона, но не отвечает стандартным нормам в данном возрасте. С целью определения полноценности дыхания и выявления функционального состояния органов дыхательной системы была проведена экскурсия грудной клетки (3,2±1,13см). По итогам анализа экскурсии грудной клетки было выявлено, что показатели отвечают стандартным нормативам и не имеют достоверных различий с показателями региона.

Показатели систолического и диастоличе-ского давления соответствовали стандартным нормативам и не имели различий с показателями региона.

Очень низкие показатели были выявлены при исследовании становой динамометрии деву-

Таблица 1 - Показатели физического развития и функционального состояния девушек (M±m) Table 1 - Indicators of physical development and functional state of girls (M±m)

Показатели Indicators Данные собственных исследований Own research data (M±m) Стандарты сельских школьников РС (Я) Standards for rural schoolchildren of the Republic of Sakha (Yakutia) (M±m) Стандартные возрастные нормы Standard age norms

Масса тела (кг) Body weight (kg) 52,90±1,23 52,20±0,30 52,9-61,9

Длина тела (см) Body length(cm) 159,20±0,99 158,97±0,26 160-169

Экскурсия грудной клетки (см) Chest excursion (cm) 3,2±1,13 3,7±0,24 3-6

АД систолическое

(мм.рт.ст.) Systolic blood pressure (mmHg.) 114,28±0,90 115,53±0,90 103-123

АД диастолическое

(мм.рт.ст.) Diastolic blood pressure (mmHg.) 74,12±0,74 73,65±0,82 63-79

Динамометрия становая (кг) Deadlift dynamometry (kg) 48,1±1,9 47,3±2,6 90%>низкая 90-119% ниже ср. 120-149% средняя 150-180% выше ср. 180%<высокая

Проба Штанге (с) Stange test (s) 48,23±1,92 49,3±2,82 50 < отлично 40-50 хорошо < 40 плохо

Проба Генчи (с) Genchi test (s) 29,18±1,53 30,3±3,52 40 < отлично 35-40 хорошо < 35 плохо

Проба Руфье (балл) Ruffier test (score) 10,46±0,8 10,44±0,6 15<неуд. 11-15 слабо 6-10 удовл. 0,5-5 хорошо >0,5 отлично

шек. Если по стандартным нормативам средний показатель составляет 120-149% от массы тела (в кг), то средний показатель у исследуемого контингента девушек составил 48,10±1,90 кг, что соответствует низким возрастным требованиям, а по региону — 47,30±2,60 кг. Это говорит о том, что силовые качества обучающихся очень низкие.

При выявлении общего уровня тренированности обучающихся методом проведения

проб Штанге, Генчи было выявлено, что показатели девушек в пробе Штанге по стандартным требования оценивались «хорошо», а результаты пробы Генчи — «плохо». Это говорит о недостаточном обеспечении организма обучающихся кислородом, а также о низкой тренированности.

Для оценки работоспособности сердца обучающихся и тренированности их организма была проведена проба Руфье. Результаты

Таблица 2 - Показатели оценки физического развития и функционального состояния юношей (M±m) Table 2 - Indicators for assessing the physical development and functional state of young men (M±m)

Показатели Indicators Данные собственных исследований Own research data (M±m) Стандарты сельских школьников РС (Я) Standards for rural schoolchildren of the Republic of Sakha (Yakutia) (M±m) Стандартные возрастные нормы Standard age norms

Масса тела (кг) Body weight (kg) 64,2±1,67 63,4±1,8 59,8-74,0

Длина тела (см) Body length(cm) 168,42±1,34 167,2±1,3 171-181

Экскурсия грудной клетки (см) Chest excursion (cm) 5,8±0,82 5,9±0,56 6-8

АД систолическое

(мм.рт.ст.) Systolic blood pressure (mmHg.) 117,3±1,13 116,46±0,93 103-123

АД диастолическое

(мм.рт.ст.) Diastolic blood pressure (mmHg.) 74,28±1,06 74,02±0,84 64-80

Динамометрия становая (кг) Deadlift dynamometry (kg) 107,75±2,28 106,8±1,1 90%>низкая 90-119% ниже ср. 120-149% средняя 150-180% выше ср. 180%<высокая

Проба Штанге (с) Stange test (s) 65,85±2,14 66,45±5,04 50 < отлично 40-50 хорошо < 40 плохо

Проба Генчи (с) Genchi test (s) 30,15±1,75 30,4±1,95 40 < отлично 35-40 хорошо < 35 плохо

Проба Руфье (балл) Ruffier test (score) 6,97±1,07 6,47±0,47 15<неуд. 11-15 слабо 6-10 удовл. 0,5-5 хорошо >0,5 отлично

исследуемого контингента, как и среднестатистические показатели физической работоспособности исследуемых, были удовлетворительными.

При анализе уровня физического развития юношей было выявлено следующее (Табл. 2). Масса тела юношей (64,20±1,67 кг), как и девушек, отвечает среднестатистическим стандартным нормам, а также по сравнению со среднестатическими показателями региона не

имеет достоверных различий. Длина тела (168,42±1,34 см) исследуемых юношей по сравнению с показателями региона не имеет различий и не отвечает стандартным нормам.

Экскурсия грудной клетки юношей (5,8±0,82 см) не имеет достоверных различий с показателями региона, однако не отвечает нормативным требованиям.

Средние показатели у юношей были выявле-

Таблица 3 - Сравнительный анализ показателей физической подготовленности девушек в соответсвии с региональными и общеприянтыми стандартами (M±m)

Table 3 - Comparative analysis of girls' physical fitness indicators in accordance with regional and generally accepted standards (M±m)

Тестовые упражнения test exercises Данные собственных исследований Own research data (M±m) Нормативы комплекса «Эрэл» Standards of the Erel complex Нормативы комплекса ГТО GTO complex standards

Бег 100 м (с) Run 100 m (s) 20,12±0,18 17,5 16

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз Pull-ups from hanging while lying on a low bar, number of times 9,15±0,74 14 19

Прыжок в длину с места (в метрах) Standing long jump (meters) 170,76±1,27 170 185

Бег 2000 м на время (мин) Running 2000 m for time (min) 12,23±0,22 10,00 9,50

Таблица 4 - Сравнительный анализ показателей физической подготовленности юношей в соответсвии с региональными и общеприянтыми стандартами (M±m)

Table 4 - Comparative analysis of physical fitness indicators of young men in accordance with regional and generally accepted standards (M±m)

Тестовые упражнения test exercises Данные собственных исследований Own research data (M±m) Нормативы комплекса «Эрэл» Standards of the Erel complex Нормативы комплекса ГТО GTO complex standards

Бег 100 м (с) Run 100 m (s) 16,21±0,25 14,3 13,4

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз Pull-ups from hanging while lying on a low bar, number of times 9,45±0,34 10 14

Прыжок в длину с места (в метрах) Standing long jump (meters) 198,38±1,16 215 230

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бег 2000 м на время (мин) Running 2000 m for time (min) 14,52±0,24 13,30 12,40

ны при исследовании становой динамометрии и составили 107,75±2,28 кг, что соответствует 180% от массы тела.

Было выявлено, что показатели юношей в пробе Штанге по стандартным требованиям оценивались на «отлично», а результаты пробы Генчи оценивались «плохо». Показатели

физической работоспособности исследуемых юношей так же, как и девушек, были удовлетворительными. Показатели пробы Руфье составили 6,97±1,07 балла.

Таким образом, по итогам проведения исследования морфофункциональных показателей, уровня физического развития и функциональ-

ного состояния школьников 10-11-х классов были выявлены различия функциональных показателей как у юношей, так и у девушек. В результатах исследования отражается формирование экологически обусловленной региональной нормы, в которой выражены отличия ряда показателей от общепринятых нормативов в сторону ухудшения.

Для выявления текущего состояния физической подготовленности было проведено сравнительное исследование текущего состояния физической подготовленности обучающихся 10-11 классов с требованиями регионального физкультурно-спортивного норматива «Эрэл», и с нормативами V ступени ВФСК ГТО. Региональный норматив «Эрэл», предназначен для контроля и оценки общей физической подготовленности обучающихся, функционировал в регионе до возрождения комплекса ГТО (Таблица 3,4). Как представлено в таблице 3, в тесте «Бег на 100 м», характеризующем скоростные качества, результаты собственных исследований не отвечали высоким требованиям регионального норматива и требованиям золотого знака отличия ГТО.

Сравнительный анализ результатов теста девушек «Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине» также не отвечали высоким требованиям регионального норматива и требованиям золотого знака отличия ГТО. Изучение результатов в тесте «Прыжок в длину с места» результаты девушек составили 170,76±1,27 см, что соответствует высоким требованиям норматива «Эрэл», но не соответствует требованиям золотого знака отличия ГТО.

В беге на 2000 м у девушек уровень выносливости не отвечает нормативам знака отличия ГТО и высоким требованиям регионального норматива.

Результаты показателей физической подготовленности юношей 10-11 классов также заметно отстают от требований регионального норматива и золотого знака отличия ГТО по всем показателям.

В тесте «Бег на 100 м», результаты собственных исследований составили 16,21±0,25 сек, что не отвечает высоким требованиям регио-

нального норматива и требованиям золотого знака отличия ГТО.

Результаты тестов, оценивающие силовые качества юношей, не соответствуют высоким требованиям регионального норматива и требованиям золотого знака отличия ГТО.

В тесте «Прыжок в длину с места» результаты юношей не отвечают нормативам знака отличия ГТО и высоким требованиям регионального норматива.

В тесте «Бег на 3000 м» результаты юношей составили 14,52±0,24 мин, что не соответствует высоким требованиям норматива «Эрэл» и требованиям золотого знака отличия ГТО. Таким образом, итоги сравнительного анализа уровня физической подготовленности школьников 16-17 лет с требованиями регионального норматива «Эрэл» и физкультур-но-спортивного комплекса ГТО отражают низкий уровень развития физических качеств обучающихся. Выявленная проблема требует принятия действенных мер по оптимизации и совершенствованию содержательной стороны образовательного процесса по физической подготовке, поиску оптимальных средств физической подготовки и эффективных форм привлечения молодежи к систематическим занятиям физическими упражнениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: были выявлены низкие показатели становой динамометрии, устойчивости к гипоксии и работоспособности как у юношей, так и у девушек. Уровень физической подготовленности обучающихся по результатам выполнения тестов на скоростные, скоростно-силовые, силовые качества и на выносливость недостаточный: результаты заметно отстают от требований региональных нормативов «Эрэл» и V ступени ВФСК ГТО. По итогам анализа результатов исследования можно констатировать, что школьники Республики Саха (Якутия) имеют отличительные особенности в функциональном состоянии и значительно отстают по уровню физического развития от сверстников, проживающих в регионах с более благоприятным климатом. Этот факт объясняется этническими особен-

ностями, спецификой среды обитания, образа жизни и характера питания. В настоящее время все более актуальной становится необходимость разработки системы самостоятельных занятий физической культурой для людей

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / H. A. Агаджанян, P. M. Баевский, А. П. Берсенева. - М. : РУДН, 2006. - 284 с.

2. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 3-5.

3. Васильева А., Конкиева Н. А. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера / А. Васильева, Н. А. Конкиева // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum. ru/2015/1188/13983 (дата обращения: 08.06.2021)

4. Кривошапкин, В. Г. Региональные стандарты здоровья человека на Севере (в таблицах и рисунках) / Г. В. Кривошапкин, В. П. Алксеев, П. Г. Петрова. - Якутск : Изд-во Департамента НиСПО, 2001. - 146 с.

5. Николаев, В.Г. Опыт изучения формирования морфофункционального статуса населения Восточной Сибири / В.Г. Николаев, Л.В. Синдеева // Саратовский научно-медицинский журнал. 2010. Том 6. № 2.

REFERENCES

1. Agadzhanian, N. A. Problems of adaptation and the doctrine of health / H. A. Agadzhanian,P. M. Baevskii, A. P. Berseneva. Moskva : RUDN, 2006. 284 p.

2. Balsevich, V. K. Basic provisions of the concept of intensive innovative transformation of the national system of physical culture and sports education of children, adolescents and youth of Russia / V. K. Balsevich Theory and practice of physical culture. 2002. no 3. pp. 3-5.

3. Vasileva A., Konkieva N. A. Human adaptation to the conditions of the Far North // Materials of the VII International Student Electronic Scientific Conference "Student Scientific Forum" URL: http://www.scienceforum. ru/2015/1188/13983 (date of access: 08.06.2021)

4. Krivoshapkin, V. G. Regional standards of human health in the North (in tables and figures) / G. V. Krivoshapkin, V. P. Alkseev, P. G. Petrova. Yakutsk: Publishing House of the Department of NiSPO, 2001. 146 p.

5. Nikolaev, V.G. Experience in studying the formation of the morphofunctional status of the population of Eastern Siberia / V.G. Nikolaev, L.V. Sindeeva // Saratov Medical Scientific Journal. 2010. Vol. 6. no 2.

6. Platonova, R. I. Analysis of the results of a study of mor-phofunctional indicators of Yakut women - village resi-

разного возраста с учетом национально-этнических, социально-бытовых и других особенностей населения.

6. Платонова, Р. И. Анализ результатов исследования морфофункциональных показателей якутских женщин

- жителей села / Р. И. Платонова, В. Р. Абрамова, А. Д. Павлова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11(105). - С. 120-127.

7. Шамаев, Н. К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера / Н. К. Шамаев; Гос. ком. РФ по высш. образованию. Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 1996. - 112 с.

8. Квашнина, С. И. Здоровье населения на Севере России: гигиенические и экологические проблемы: Монография. - Ухта УГТУ, 2001. - 260 с.

9. de Freitas C. R., Grigorieva E. A. A comparison and appraisal of a comprehensive range of human thermal climate indices //International journal of biometeorology. - 2017.

- Т. 61. - С. 487-512.

10. Kilborn M., Lorusso J., Francis N. An analysis of Canadian physical education curricula. European Physical Education Review. - 2016. - no. 22 (1). - P. 23-46.

11. Kolovelonis, A. Self-regulated learning in physical education: Examining the effects of emulative and selfcon-trol practice / A. Kolovelonis; M. Goudas, M. Hassandra, I. Dermitzaki //Psychology of Sport and Exercise. - 2012.

- № 13 (4). - P. 383-389.

dents / R. I. Platonova, V. R. Abramova, A. D. Pavlova [et al.] // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. 2013. no 11(105). pp. 120-127.

7. Shamaev, N. K. Features of physical education methods in the North / N. K. Shamaev; State Committee of the Russian Federation for Higher Education. Yakut State University named after M.K. Ammosov. Yakutsk: YSU Publishing House, 1996. 112 p.

8. Kvashnina S. I. Population health in the North of Russia: hygienic and environmental problems: Monograph.

- Ukhta USTU, 2001. 260 p.

9. de Freitas C.R., Grigorieva E.A. A comparison and appraisal of a comprehensive range of human thermal climate indices / Int. J. Biometeorol., Vol. 61, pp 487-512, 2017.

11. Kilborn M., Lorusso J., Francis N. An analysis of Canadian physical education curricula. European Physical Education Review. - 2016. - no. 22 (1). - P. 23-46.

12. Kolovelonis, A. Self-regulated learning in physical education: Examining the effects of emulative and selfcon-trol practice / A. Kolovelonis; M. Goudas, M. Hassandra, I. Dermitzaki //Psychology of Sport and Exercise. - 2012.

- № 13 (4). - P. 383-389.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Пугачева Айталина Федоровна (Pugacheva AitaLina Fedorovna) - старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», Республика Саха (Якутия), 678671, с. Чурапча, ул. Спортивная, 2, [email protected], ORCID 0000-0002-4015-136X Румянцева Эльвира Римовна (Rumyantseva Elvira Rimovna) - доктор биологических наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма», Республика Татарстан, 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35, [email protected], ORCID 0000-0001-9440-3529

Поступила в редакцию 08 ноября 2023 г. Принята к публикации 29 ноября 2023 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Пугачева, А.Ф. Характеристика морфофункционального состояния и физической подготовленности обучающихся 16-17 лет сельских школ Республики Саха (Якутия) / А.Ф. Пугачева, Э.Р. Румянцева// Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № S - С. 150-160. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-150-160

FOR CITATION

A.F. Pugacheva, E.R. Rumyantseva Characteristics of the morphofunctional state and physical fitness of students 16-17 years old in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia). Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. S. - pp. 150-160. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-150-160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.