Научная статья на тему 'Характеристика компонентов и показателей развития карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики'

Характеристика компонентов и показателей развития карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОМПОНЕНТЫ КАРЬЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА (ДУХОВНЫЙ / ТВОРЧЕСКИЙ / КОММУНИКАТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ) / ПОКАЗАТЕЛИ КОМПОНЕНТОВ КАРЬЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА / COMPONENTS OF CAREER POTENTIAL (SPIRITUAL / INTELLECTUAL) / CAREER POTENTIAL / CREATIVE / COMMUNICATIVE / EMOTIONAL / ENERGETIC / INDUCTORS OF COMPONENTS OF CAREER POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Елена Наримановна

В статье автор анализирует структуру и содержание карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики, описывает духовный, творческий, коммуникативный, эмоциональный, энергетический, интеллектуальный компоненты карьерного потенциала личности, представляет показатели проявления карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS AND RATES CHARACTERISTIC OF CAREER POTENTIAL OF SPECIALIST'S PERSONALITY ATOM ENERGETICS

In the article the author analyzes structure and the content of the career potential of the personality of the atomic engineering expert; describes spiritual, creative, communicative, emotional, energetic, intellectual, components of the career potential of the person; represents the inductors of display of career potential of the personality of the atomic energetic expert.

Текст научной работы на тему «Характеристика компонентов и показателей развития карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики»

УДК 159.95

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

© Елена Наримановна Булатова

Нововоронежский политехнический колледж - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», г. Нововоронеж, Россия, зам. директора по воспитательной работе, e-mail: b.e.n.10@mail.ru

В статье автор анализирует структуру и содержание карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики, описывает духовный, творческий, коммуникативный, эмоциональный, энергетический, интеллектуальный компоненты карьерного потенциала личности, представляет показатели проявления карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики.

Ключевые слова: карьерный потенциал; компоненты карьерного потенциала (духовный, творческий, коммуникативный, эмоциональный энергетический, интеллектуальный); показатели компонентов карьерного потенциала.

Анализ психологической, акмеологиче-ской литературы (А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Р.Л. Кричевский, Д.В. Колесов, В.Н. Марков и др.) позволил выделить основные компоненты карьерного потенциала личности, которые, на наш взгляд, дают наиболее полное представление о том, из каких компонентов он состоит. Мы полагаем, что карьерный потенциал личности можно представить как интегрированное единство духовных, творческих, коммуникативных, эмоциональных, энергетических и интеллектуальных устремлений, знаний, умений, свойств, обеспечивающих степень возможностей личностных и профессиональных достижений специалиста, регулируемых мотивацией.

По мнению Ю.Н. Кукота, компоненты -это совокупность элементов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств. Мы согласны с автором в том, что развитие карьерного потенциала личности формируется на основе сложившихся предпосылок не в готовом, уже сформировавшемся виде, а сначала в форме определенных компонентов, элементов. В логике дальнейшего исследования рассмотрим духовный, творческий, коммуникативный,

эмоциональный, энергетический, интеллектуальный компоненты и их показатели.

Духовный компонент в структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики играет ведущую роль в формировании смыслообразующих мотивов деятельности специалиста атомной энергетики. Кроме того, роль духовного потенциала

заключается в формировании моральных принципов и ценностей этического порядка. Для более полного представления духовного компонента необходимо выявить его показатели. Мы считаем, что духовность специалиста будет формироваться при наличии нравственного сознания и гуманизма.

Рассматривая нравственное сознание, мы учитываем мнение А.И. Титаренко и так же считаем, что ценностные ориентации являются такими элементами данного показателя, которые реально воспроизводятся, объективируются в поступках, отношениях [1]. Мы считаем, что наличие совести, долга, обязательности, ответственности способствует формированию этических ценностных ориентаций, которые являются границей нравственных поступков для развития карьерного потенциала будущего специалиста атомной энергетики.

Мы согласны с мнением Л.В. Абдали-ной, что гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности другого как высший критерий оценки, в т. ч. деятельности по развитию и достижению карьерного потенциала специалиста атомной энергетики [2]. Таким образом, данный показатель духовного компонента в структуре карьерного потенциала будущего специалиста атомной энергетики способен учитывать интересы всех участников деятельности, направлять свою деятельность на созидание и реализацию общих и частных целей, что, несомнен-

но, качественно отразится на его карьерном становлении.

Рассматривая творческий компонент в структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики, мы выделяем в нем способность развивать многогранность внутреннего мира личности, делая его богаче, освобождая сознание от стереотипов, придавая индивидуальность карьерного развития будущего специалиста атомной энергетики. Критериями оценки творчества личности являются такие показатели, как креативность и открытость новому опыту. Рассмотрим их значение в структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики.

Мы соглашаемся с точкой зрения

А.А. Деркача и считаем, что креативность может рассматриваться как творческие способности человека, профессионализм [3]. Сформированная креативность позволяет специалисту атомной энергетики решать профессиональные задачи нестандартным способом, что отражается на уровне его мотивированности как к процессу труда, так и в достижении его карьерных целей.

Открытость к новому опыту - это состояние человека, когда он легко воспринимает все то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, готовность к изменениям, обычно склонен к творчеству [4]. Специалист атомной энергетики, способный принимать новшества, характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей, находчивости, новаторству, в т. ч. в процессе собственного карьерного становления. Мы считаем, что наличие данного показателя у специалиста способствует его карьерному становлению.

В процессе формирования карьерного становления, безусловно, важна роль коммуникативного потенциала. Согласно Л.Д. Сто-ляренко, «коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей» [5]. Мы полагаем, что коммуникативный компонент способствует социализации специалиста, помогая определять межличностные отношения в профессиональном коллективе. Коммуникативный

компонент характеризуется уровнем развития таких показателей, как готовность сотрудничать и интегрированность в общество.

Мы согласны с мнением А.В. Андриенко в том, что готовность сотрудничать выражается в стремлении взаимодействовать с другими людьми для достижения общих целей, где движущей силой выступает чувство сопричастности человечеству [6]. На наш взгляд, готовность к сотрудничеству, умение работать в команде, активность в устранении конфликтов обеспечит специалисту наиболее оптимальное продвижение по карьерной лестнице, поскольку истинная самореализация возможна только в условиях сотрудничества.

В настоящем исследовании мы учитываем точку зрения А. В. Петровского на интеграцию в общество и так же как и ученый считаем, что данный процесс выступает как механизм взаимодействия человека и общности, как механизм его социализации и личностного развития, который происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий [7]. Данный показатель в структуре карьерного потенциала будущего специалиста атомной энергетики выступает как регулятор навыков общения, адаптации на каждом этапе трудового процесса, способствуя реализации карьерных достижений специалиста.

Наряду с выявленными компонентами эмоциональный компонент приобретает все большую значимость для современного специалиста, где ведущую роль в его формировании играют эмоции. Мы считаем, что эмоциональная сторона в профессиональной деятельности отвечает за ее мотивационную суть, содержательность и привносит смысл деятельности или его отсутствие. На основании этого можно сделать вывод о необходимости развития и формирования определенного эмоционального фона в профессиональной деятельности специалиста атомной энергетики как катализатора, вызывающего интерес к раскрытию карьерного потенциала. Показателями эмоционального компонента являются эмоциональная устойчивость и толерантность.

Вслед за В.М. Писаренко мы считаем, что эмоциональная устойчивость обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров и характеризуется

степенью самоконтроля и внутренней силой, умением реалистично, адекватно воспринимать любую ситуацию [8]. На наш взгляд, формирование эмоциональной устойчивости является тем условием обеспечения здоровья, надежности деятельности, сохранения высокой психической и физической работоспособности, которое необходимо в процессе реализации карьерного становления.

Опираясь на терминологию словарей, мы выделяем основополагающие характеристики толерантности и представляем их как стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений [9]. Мы полагаем, что данный показатель исполняет роль эмоционального стабилизатора и способствует карьерному росту будущего специалиста атомной энергетики, характеризуется стрессоустой-чивостью, милосердием, принятием и уважением различных точек зрения.

Мы полагаем, что энергетический компонент, безусловно, является ведущим в реализации своих профессиональных, личностных целей и результатов. Специалист атомной энергетики с развитыми энергетическими качествами характеризуется умением направлять усилия, упорство и активность для достижения своего карьерного «акме». На наш взгляд, энергетический компонент специалиста будет формироваться при наличии показателей: энергичности и акме-мотивации.

В соответствии с исследованиями А.К. Марковой и Е.В. Селезневой в содержание акме-мотивации входят несколько составляющих: мотивация достижения, мотивация самоосуществления, в которую входят мотивация самоактуализации, мотивация самореализации и мотивация самосовершенствования, мотивация творчества в саморазвитие. Мы считаем, что специалист атомной энергетики, наделеный акме-мотивацией, нацелен на постановку постоянно усложняющихся задач, в ходе реализации которых происходит максимальное раскрытие его возможностей на пути карьерного становления.

Следующим показателем энергетического компонента в структуре и содержании карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики является энергичность. Следуя определению Д.Н. Ушакова,

мы полагаем, что именно энергичность делает возможным действовать решительно и настойчиво, что приводит специалиста атомной энергетики к достижению высоких результатов. Таким образом, именно наличие энтузиазма, упорства, инициативы, выносливости, динамичности, терпения способны преобразовать карьерные устремления в реальность.

Мы считаем, что не один элемент карьерного потенциала специалиста атомной энергетики не может быть реализован в полной мере без учета интеллектуальных способностей. Мы опираемся на трактовку его смысла В.Ж. Келле, который очень точно определяет предметную сущность понятия интеллектуального компонента. По его мнению, интеллектуальный компонент состоит в соединении, синтезе интеллектуальных компонентов человеческой деятельности, придающих ей творческий инновационный характер, позволяющих выходить за рамки автоматизированных действий, наработанных алгоритмов деятельности [10]. Таким образом, интеллект прямо влияет на предметную деятельность специалиста атомной энергетики, нацеленную на профессиональный успех в рамках развития своего карьерного потенциала, где с помощью разума, рассудка и понимания предметная деятельность приводится в осмысленное и осознанное действие, направленное на саморазвитие. Мы считаем, что критерием оценки интеллектуального компонента являются такие показатели как критичность мышления и обучаемость.

Мы принимаем точку зрения Б.М. Теплова и также считаем, что критичность мышления - это умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке. Критичность мышления позволяет будущему специалисту атомной энергетики познавать себя, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, своевременно устранять ошибки, приводящие к торможению карьерного роста.

Одним из важных показателей интеллектуальных способностей, по мнению З.И. Калмыковой, является обучаемость. Вслед за ученым мы отводим главенствующую роль в данной способности умственному развитию личности, от которого зависит продуктив-

ность учебной деятельности при прочих равных условиях [11]. Личность специалиста атомной энергетики, обладающая высоким уровнем обучаемости, способна строить карьеру более простым и эффективным способом.

Таким образом, мы представили характеристику компонентов и их показателей в структуре и содержании карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики. В результате анализа научной психологической литературы мы выявили те показатели компонентов карьерного потенциала, которые, на наш взгляд, наиболее целесообразно рассматривать в единстве как интегрированную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловливающих элементов карьерного потенциала личности. Развитие карьерного потенциала специалиста атомной энергетики требует не только учета и понимания его характеристик, но и выявления психоло-го-акмеологических детерминант - факторов и условий данного процесса, на выявление которых будет направлено наше дальнейшее исследование.

1. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

2. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике. М., 2008.

3. Деркач А.А. Акмеология. М., 2002.

4. Ресурсы интернет-сайта www.socioforum.su/ viewtopic.php.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2000.

6. Социальная психология / А.В. Андриенко,

В.К. Коверга, О.В. Белоу. Армавир, 2000. URL: www.agpu.net/institut/kaf.. .kaf/eliktrbib/ soc.htm. Загл. с экрана.

7. URL: www.biblios.newgoo.net/forum-f59/tema-t3475.htm. Загл. с экрана.

8. URL: www.humanities.edu.ru/db/msg/38904.

Загл. с экрана.

9. Онлайн Энциклопедия Кругосвет. URL: http://www.krugosvet.ru/ Загл. с экрана.

10. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный

потенциал. URL: http://anthropology.ru/ru/

texts/kelle/kagan_03.html. Загл. с экрана.

11. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979. С. 7.

Поступила в редакцию 9.12.2010 г.

UDC 159.95

COMPONENTS AND RATES CHARACTERISTIC OF CAREER POTENTIAL OF SPECIALIST’S PERSONALITY ATOM ENERGETICS

Elena Narimanovna Bulatova, Novoronezh Polytechnic College - Branch of National Research Nuclear University “MIPhI”, Novovoronezh, Russia, Vice director for educational work, e-mail: b.e.n.10@mail.ru

In the article the author analyzes structure and the content of the career potential of the personality of the atomic engineering expert; describes spiritual, creative, communicative, emotional, energetic, intellectual, components of the career potential of the person; represents the inductors of display of career potential of the personality of the atomic energetic expert.

Key words: career potential, components of career potential (spiritual, creative, communicative, emotional, energetic, intellectual); inductors of components of career potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.