УДК 159.9
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КАРЬЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
© Елена Наримановна Булатова
Нововоронежский политехнический колледж, г. Нововоронеж, Россия, зам. директора по воспитательной работе, e-mail: [email protected] © Лариса Васильевна Абдалина Российский государственный социальный университет, г. Воронеж, Россия, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: [email protected]
В статье авторы анализируют структуру и содержание карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики. Рассматривают систему блоков карьерного потенциала: духовный, творческий, коммуникативный, эмоциональный энергетический, интеллектуальный потенциалы.
Ключевые слова: развитие карьерного потенциала; карьера; способности; ресурсы; потенция; духовный, творческий, коммуникативный, эмоциональный, энергетический, интеллектуальный потенциалы.
В современных условиях любой специалист, нацеленный на собственное карьерное становление, должен сформировать четкое представление о карьерном потенциале. Поэтому, занимаясь научным поиском составляющих и детерминант карьерного потенциала и его становления, мы видим необходимость выявления структуры и содержания карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики. Прежде чем перейти к рассмотрению психологической структуры карьерного потенциала специалиста атомной энергетики, обратимся к психологическим, социологическим словарям и энциклопедиям, где даны определения понятий «карьера» и «потенциал».
Предметная область термина «карьера» выглядит следующим образом: «Карьера -субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в форме личностного самовыражения; поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника» [1]. В большой советской энциклопедии «карьера - (итал. сатега - бег, жизненный путь, поприще, от лат. сапи -телега, повозка) быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды» [2].
Согласно приведенным определениям карьеру следует понимать как профессиональный рост в определенной сфере труда; форму личностного выражения; продвижение по служебной лестнице; сумму профессиональных и личностных способностей.
Вопросы о карьере также широко освещены современными учеными и предлагаются к рассмотрению в качестве определений в области планирования профессиональной карьеры.
В работах Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина «карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом» [3].
А.А. Васецкий, Н.А. Тарасов, В.В. Яновский рассматривают «карьеру» как «субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворение трудом. Это поступательное движение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника» [4].
По мнению Г.Г. Зайцева, «карьера выступает в роли своеобразного контекста трудовой жизни человека, структурируя последовательностью определенных ступеней его трудовой опыт, который составляет более чем существенную часть жизненного опыта. Благодаря этому профессиональная жизнь, да и жизнь вообще, приобретает вид развития,
упорядоченного этими процессами» [5]. Исследуя феномен «карьера», мы соглашаемся с учеными, которые отмечают, что карьера динамическая категория, она подвижна и способна не только видоизменяться, но развиваться по своей сути. Сегодня «карьера» -это не просто термин, способный представить условия трансформации должностного и квалификационного положения отдельного работника, это возможность максимальной реализации своих жизненных целей в акмео-логическом, психологическом и профессиональном смысле, где человек получает возможность управлять своим потенциалом и контролировать реализацию своих карьерных планов.
В логике исследования рассмотрим понятие «потенциал», которое, по авторитетным справочным источникам, в свою очередь так же имеет свою предметную область и определяется следующим образом: «Потенциал - (от лат. ро1епйа - сила) источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (например, экономический потенциал)» [6].
Потенциал - это система всех проявляющихся в профессиональной деятельности социально полезных способностей как актуализированных, так и резервных. Потенциал человека выходит за рамки чисто прагматического соответствия работника требованиям, предъявляемым к нему в определенной сфере деятельности, привнося в его содержание нравственные, гуманистические начала [6].
Термины «потенциал», «потенциаль-
ный» означают наличие у кого-либо (будь то отдельно взятый человек, первичный трудовой коллектив предприятия, общество в целом) скрытых, не проявивших еще себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности [7].
Таким образом, согласно определениям, рекомендованными словарями и энциклопедиями, «потенциал» - это источник, резерв в отношении какой-либо, в нашем случае, профессиональной реализации.
В свою очередь, в психологических и акмеологических науках на протяжении длительного времени учеными (В.Н. Марков, Л.М. Митина, Г.В. Суходольский, Л.Д. Сто-
ляренко, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, К.В. Петров, В.И. Слободчиков) исследуется феномен «потенциал». В.Ж. Келле рассматривает «потенциал» как возможность, которая, реализуясь в деятельности, совершенствуется, оставаясь потенциальной/вероятностной возможностью, в то время как деятельность отделена от потенциала феноменологической границей, являясь способом достижения поставленной цели [8].
В.Н. Марков конкретизирует отношение к потенциалу: «В потенциал в данном аспекте рассмотрения входят две составляющие: личностный ресурс и деловой ресурс. Личностный ресурс включает в себя: мировоззрение (концепцию жизни с определенной жизненной направленностью) и мотивацию самореализации» [9].
Г.В. Суходольский в своих трудах выделяет разновидности потенциала, которые могут быть полезны при исследовании карьерного потенциала и его природы: интеллектуальный, характерологический, личностный, когнитивный, эмоциональный и волевой, креативный, или исполнительский, потенциал устойчивости к монотонии, к особым, экстремальным условиям работы и жизни, к напряженной и опасной операторской деятельности либо к интенсивной умственной деятельности. Кроме того, исходя из видового строения человеческой деятельности, возможно выделение пяти разновидностей потенциала, характеризующих личность. Это познавательный, ценностный, творческий, коммуникативный и художественные потенциалы [10].
Таким образом, в рассмотренных определениях потенциала представлены составляющие, раскрывающие его суть в зависимости от его характера, где независимо от области применения говорится о связи с интеллектом, способностями, внутренними личностными, возможно, скрытыми резервами. Во всем многообразии точек зрения на потенциал очевидна необходимость учитывать влияние мотивации на личность как важную составляющую его карьерного потенциала. Данное положение позволяет заниматься исследованием потенциала посредством влияния на его формирование определенных мотивов. И если рассматривать потенциал в субъективном понимании, как некую человеческую активность, то можно отметить, что данная актив-
ность вступает в силу только под действием мотива. Поэтому мы считаем, что исследование потенциала эффективнее связывать с феноменом «мотивация» (А. Маслоу, К. Роджерса и Г. Олпорта). На наш взгляд, данное положение может быть актуальным в рамках исследования структуры содержания карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики.
Научный поиск исследования потенциала обнаружил ряд работ, в которых более целостное его представление происходит при помощи синонимичных понятий: это возможности, способности, ресурсы. Мы обратились к взглядам отечественных психологов (В.Н. Дружинин, Б.М. Теплов, В.Д. Шадри-ков), которые рассматривают способность как детерминант потенциала. Понятие «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, неоднозначно. В работах Л.Д. Столяренко «способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение» [11].
В.Д. Шадриков считает, что «способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций» [12]. Как видно, существует некое различие между потенциалом и способностью. Это обусловлено тем, что потенциал во многом связан с особенностями мотивации и активности. Способности же -свойства души специалиста, уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, которые реализуются за счет его деятельности. Таким образом, успешная профессиональная деятельность будущего специалиста атомной энергетики зависит от сочетания его способностей, где отсутствие одной может быть восполнено другой, более развитой. В рамках исследования потенциала в структуре и содержании карьерного потенциала личности будущего специалиста атомной энергетики стоит поставить акцент на
внутренних ресурсах личности. Проблема ресурсов, по мнению Л.И. Анцыферовой,
В. А. Бодрова и др., в психологии все еще не получила необходимого рассмотрения, т. к. еще слабо сформирована соответствующая система понятий. Понятие «ресурсы» в психологии рассматривается в ракурсе личностного и человеческого потенциалов (Ф.Е. Василюк, М.С. Каган, Г.Б. Степанова, П.Г. Щед-ровицкий), элементы самоорганизации, саморегуляции деятельности и поведения (А.Н. Демин, Т.Л. Крюкова, В.Н. Марков, К. Муздыбаев, А.К. Осницкий). В.Н. Марков рассматривает ресурс как энергию, которая реализуется в виде активности на уровне биологического потенциала человека. Психологи считают, что ресурсы в виде внутренних сил способны направить специалиста на успешную деятельность. Тем не менее ресурсы представляют собой набор средств, которыми располагает данный субъект и которые могут быть им использованы в необходимом случае, например, для достижения какой-либо цели. Источником психологических ресурсов, которые устойчиво проявляются в практической деятельности человека, является потенциал личности. Ресурсы состоят из таких компонентов, как: интеллект, позитивное мышление, высокая самооценка, способность контролировать ситуацию. Психологические ресурсы формируются в процессе взаимодействия врожденных, приобретенных способностей и факторов. Интеллект может быть врожденной и в то же время приобретенной способностью, высокая самооценка, способность контролировать ситуацию - скорее приобретенные способности. Факторы могут выступать в виде умения управлять этими ресурсами в изменчивой среде.
В свою очередь, в рамках исследования потенциала мы видим необходимым рассмотреть его основу - потенцию. По мнению ученых СИ. Ожегова, В.И. Лехина, Ф.Н. Петрова, М.В. Якунькина, потенция - это неотъемлемая часть потенциала, и природа данных понятий происходит от латинского термина ро1епйа - сила. Потенция - наличие сил, способностей, материальных средств и других возможностей (часто еще не раскрывшихся) для каких-либо действий [2]. Психологи считают, что для того, чтобы потенция трансформировалась в потенциал, необходимы
условия, реализующие потенции, что, в свою очередь, спровоцирует возможности для реализации потенциала. Таким образом, будущий специалист атомной энергетики, являющийся носителем определенных потенций, должен выявить их аспект и приложить усилия для преобразования их в потенциал.
На основе вышеизложенного, карьерный потенциал личности будущего специалиста атомной энергетики мы будем рассматривать как систему духовных, творческих, коммуникативных, эмоциональных, энергетических и интеллектуальных возможностей личности специалиста, регулируемых мотивацией и обеспечивающих высшие личностные профессиональные достижения.
Целостное представление феномена «карьерный потенциал личности» предполагает, в первую очередь, выделение и выявление его психологической структуры и содержания. Ядром карьерного потенциала, на наш взгляд, является акме-сознание, изучение которого выступает направлением нашего дальнейшего научного поиска. «Акмеоло-гический подход к исследованию психологических феноменов обращает внимание на обнаружение не только центрального образования карьерного потенциала личности, но и на выявление закономерностей, а также психолого-акмеологических факторов и условий его развития у специалиста» [13].
Рассмотрим структуру и содержание ведущих карьерных потенциалов личности будущих специалистов атомной энергетики, которые образуют систему блоков: духовный, творческий, коммуникативный, эмоциональный энергетический, интеллектуальный потенциалы.
Духовный потенциал личности, по мнению Е.П. Ильина, представляет собой «совокупность душевных качеств личности: нравственности, сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности и отсутствие качеств, не способствующих проявлению альтруизма: подозрительности, жадности, скептицизма» [14]. В структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики духовный потенциал раскрывает духовность, порождая нравственное отношение к профессиональной деятельности. Духовный потенциал способствует формированию зрелого отношения к карьерному потенциалу и его развитию; противо-
стоянию от импульсивного, немотивированного поведения; достижению личностной зрелости, обогащая собственные нравственные ценности, которые затем отражаются на его поведении.
Для представления сущности творческого потенциала важно понимание его сопутствующего компонента - креативности, которая может выражаться посредством оригинальности, нестандартного мышления, идейности и т. д. (по Гилфорду). В структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики творческий потенциал проявляется через процесс самосовершенствования, в зависимости от склонностей, умения оригинально, нестандартно решать профессиональные задачи, испытывать зависимость в предложении новых идей, участвовать в инновационной деятельности, экспериментировать. Таким образом, творческий подход, как в процессе получения профессиональных знаний, так и в реализации профессиональных задач, порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения, способствует развитию многогранности внутреннего мира субъекта, делая его богаче, освобождая сознание от стереотипов, придавая индивидуальность карьерному развитию будущего специалиста различной сферы деятельности.
Для формирования карьерного становления, безусловно, важна роль коммуникативного потенциала. По мнению Л.Д. Столярен-ко, «коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей» [12]. В структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики коммуникативный потенциал раскрывает смысловой аспект социального взаимодействия, формируя навыки делового поведения. Мы полагаем, что коммуникативный потенциал способствует формированию навыков работы с коллегами, умению владеть информацией и находить ее источники.
Не менее важное место в структуре карьерного потенциала личности будущего специалиста атомной энергетики занимает эмоциональный потенциал. По мнению Манфред Кете де Вриса, «эмоциональный потенциал -
это способность активно слушать, понимать невербальную коммуникацию и адаптироваться к широкому спектру эмоций» [15]. В структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики эмоциональный потенциал раскрывает способность видеть в своей трудовой деятельности смысл и интерес, адаптироваться в микросоциаль-ных отношениях, адекватно реагировать в сложных стрессовых ситуациях, вырабатывать конфликтоустойчивость, готовность отказаться от своих убеждений и стереотипов, принять любую действительность, толерантно относится к конфликтам, которые есть в любой организационной среде. Эмоциональный потенциал способствует реалистичному и адекватному отношению к себе и другим, принимая человеческую природу со всем ее разнообразием, и помогает эффективно использовать чувства и эмоции. Эмоциональный потенциал обеспечивает активность специалиста в необходимой сегодня социальной деятельности, окрашивая его внутренний духовный мир.
Одним из важных и приобретающих актуальность блоков карьерного потенциала является энергетический потенциал. В.В. Бойко в своих работах раскрывает смысл деятельности психической энергии. Мы полагаем, что данное представление очень точно характеризует энергетический потенциал. По мнению автора, «психическая энергия представляет собой деятельность нематериальных явлений психики, обладающих информацией, которая сосредоточена на разных ее уровнях - сознания, предсознания и подсознания» [16]. В структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики энергетический потенциал раскрывает способность приводить мысль в действие, управлять эмоциональными, волевыми процессами, создавать настроение и мотивацию для осуществления определенной деятельности. Энергетический потенциал способствует личному успеху, самореализации, достижению акмеологических целей. Мы считаем, что энергетический потенциал позволяет будущему специалисту атомной энергетики познавать себя, свои способности, формировать духовные ценности, установки, развивать самомотивацию, выявлять уровень своих профессиональных возможностей.
Переходя к пониманию интеллектуального потенциала, можно опираться на определение его смысла В.Ж. Келле, который очень точно определяет предметную сущность понятия интеллектуального потенциала, по его мнению, он состоит в соединении, синтезе интеллектуальных компонентов человеческой деятельности, придающих ей творческий инновационный характер, позволяющих выходить за рамки автоматизированных действий, наработанных алгоритмов деятельности [9]. В структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики интеллектуальный потенциал способствует развитию логического мышления, обеспечивает реализацию профессиональных задач. Интеллектуальный потенциал порождает формирование процесса саморазвития, обусловленного общей и профессиональной эрудицией, способностью анализировать, синтезировать, делать умозаключения, абстрагироваться, устанавливать причинно-следственные связи в профессиональной среде, контролировать внимание, наблюдательность, сообразительность, владеть наглядно-действенным, словесно-логическим мышлением.
Таким образом, мы представили характеристику потенциалов в структуре карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики. В результате анализа научной психологической литературы мы выявили те блоки карьерного потенциала, которые, на наш взгляд, наиболее целесообразно рассматривать в единстве, как систему карьерного потенциала. Дальнейшее научное исследование будет посвящено формированию критериев и показателей карьерного потенциала личности будущего специалиста атомной энергетики, а также его уровней.
1. Словарь по профориентации и психологической поддержке. 2003-2010. URL: www.terms. com.ua/pages/hr_dict.html. Загл. с экрана.
2. Большая советская энциклопедия. URL: bse. sci-lib.com. Загл. с экрана.
3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. М., 1999.
4. Васецкий А.А., Тарасов Н.А., Яновский В.В. Основы менеджмента. СПб., 2007.
5. Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В. Управление деловой карьерой. М., 2007.
6. Толочек В. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г. иКЬ: vocabulary.ru. Загл. с экрана.
7. ЦЯЪ: dps.smrtlc.ru/0d_PM/0d_01_2.htm.
8. Келле В.Ж. В диапазоне гуманитарного знания: сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители». СПб., 2001. Вып. 4 // Духовность и интеллектуальный потенциал. иИЬ: http://www.creativeconomy.ru/ 1Шгагу/рМ214^р. Загл. с экрана.
9. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М., 2001.
10. Суходольский Г.В. Математическая психология. СПб., 1997.
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 2000.
12. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
13. Абдалина Л.В. Что такое акмеология. Вопросы и ответы. Воронеж, 2010.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
15. Врис М.К. де. Мистика лидерства: Развитие эмоционального интеллекта. М., 2004.
16. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
Поступила в редакцию 21.10.2010 г.
UDC 159.9
STRUCTURE AND CONTENTS OF CAREER POTENTIAL OF ATOMIC ENGINEERING EXPERT Elena Narimanovna Bulatova, Novovoronezh Polytechnical College, Novovoronezh, Russia, Vice Director for Educational Work, e-mail: [email protected]
Larisa Vasilyevna Abdalina, Russian State Social University, Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: [email protected]
In the article the authors analyze structure and contents of career potential of the atomic engineering expert; they also consider career potential concepts: spiritual, creative, communicative, emotional, energetic and intellectual potentials.
Key words: development of career potential; career; abilities; resources; potentiality; spiritual, creative, communicative, emotional, energetic and intellectual potentials.