Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ'

ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ»

лена на борьбу с загрязнением окружающей среды (контроль за выбросами промышленных предприятий, качеством продуктов питания и питьевой воды), 9,53% респондентов считают, что работа органов власти должна быть направлена на обеспечение здорового образа жизни населению: строительство спортивных сооружений, доступность занятий спортом для всех, ограничение продажи спиртных напитков и табачных изделий.

Как показывают результаты исследований, самые опасные, с точки зрения населения Саяногорска, события, угрожающие их здоровью и жизни, далеко не всегда являются таковыми на самом деле. В частности, известно, что вклад образа жизни и индивидуального поведения в состояние здоровья, который занимает 6-е ранговое место по результатам опроса, существенно превышает вклад факторов окружающей среды, которые занимают 3 первых ранговых места по результатам опроса. По последним европейским данным, вклад загрязнения окружающей среды в состояние здоровья человека составляет 25—30%, в то время как вклад образа жизни — более 50% |9]. Это показывает, что между предполагаемыми и реальными опасностями есть существенные различия, обусловленные особенностями восприятия риска.

Также необходимо отметить, что восприятие риска здоровью в зависимости от социальной группы населения Саяногорска различно. Показательно, что именно студенты и домохозяйки отнесли к наиболее приоритетным группам факторов риска здоровью образ жизни и индивидуальное поведение человека, в то время как рабочие, служащие и пенсионеры отдали предпочтение группе факторов риска здоровью, относящихся к загрязнению различных объектов окружающей среды, а специалисты высокой квалификации и предприниматели — качеству жизни и материальному благополучию человека. Данные результаты подчеркивают, что восприятие риска населением зависит от разных факторов, в том числе сведений, полученных из средств массовой информации, а также отличного, жизненного, профессионального опыта и др.

Анализ готовности населения платить выявил, что оно не готово покупать жилье при наличии источников токсической и канцерогенной опасности различной интенсивности. Другими словами, загрязнение окружающей среды, по мнению населения, наиболее опасно для их здоровья. Таким образом, полученные результаты показали, что готовность населения платить напрямую связана с восприятием факторов риска здоровью.

Также необходимо отметить, что более 70% населения не знают или затрудняются ответить, какая работа

проводится органами власти по снижению влияния факторов риска здоровью на население города, а также не уверены (или затрудняются ответить) в том, что эта работа принесет пользу жителям города. В связи с этим можно предположить, что неадекватное восприятие населением факторов риска и осуществляемых оздоровительных мероприятий является следствием недостаточного информирования компетентными и авторитетными источниками (врачи различных специальностей, представители администрации, средства массовой информации).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно субъективное восприятие рисков и величины ущерба здоровью будет во многом определять степень удовлетворенности человека осуществляемыми профилактическими мерами и его мнение о конкретном враче, медицине или государственных мероприятиях, поэтому наряду с изучением роли качества жизни в формировании ущербов здоровью исследования восприятия рисков, по нашему мнению, являются актуальной задачей профилактической медицины.

Л итература

1. Рахманин Ю. А., Новиков С. М., Шашича Т. А., Абалкина И. JI. // Управление риском. — 2002. — Спец. вып. — С. 53-58.

2. Рахманин Ю. А., Новиков С. М., Румянцев Г. И. //Гиг. и сан. - 2003. - № 6. - С. 5-10.

3. Руководство по оценке риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду Р 2.1.10.1920-04 утв. 5 марта 2004 г. - М., 2004.

4. American Lung Association. Health Costs of Air Pollution. - 1990.

5. Covello V. Т., Sandman P. Т., Slovic P. // Acceptable Evidence. Science and Values in Risk Assessment. — New York, 1991. - P. 66-90.

6. Extern E, 1998. Externalities of Energy. Vol. 7. Methodology Update. Published by European Commission, Directorate-General XII, Science Research and Development, L-2920. — Luxembourg, 1998.

7. Nelkin D., Brown M. S. Workers at Risk: Voices from the Workplace. — Chicago; London; 1984.

8. Stallen P. J. M., TomasA. Psychological Aspects of Risk: The Assessment of Threat and Control. — Amsterdam, 1982.

9. WHO. The World Health Report 2002. - Geneva, 2002.

Поступила 17.02.06

О Н. В. СОКОЛОВА. 2006 УДК 613.955

Н. В. Соколова

ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

Воронежский государственный педагогический университет

Концепция качества жизни интенсивно разрабатывается в ряде государств начиная с середины XX века. Одним из первых данное понятие разрабатывает Форрестер (1978), который под качеством жизни понимает "ослабление" стрессов и уменьшение трудностей, сокращение плотности населения, ликвидацию голода и болезней. Как научное понятие "качество жизни" в России стали рассматривать начиная с 90-х годов XX века, в то время как до этого в большей степени преобладали такие понятия, как "уровень жизни", "образ жизни".

Согласно определению, которое было дано И. Б. Ушаковым и соавт., качество жизни — это большое емкое понятие, олицетворяющее собой синтез материальных, духовно-творческих и экологических сторон жизни и отражающее уровень реализации родовых сил человека и творческого смысла его жизни.

Качество жизни представляет собой медико-социальное явление, охватывающее психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его жизненные ценности, а также уровень экономического развития общества.

Принципиально важная особенность современного подхода к изучению проблемы качества жизни заключается в том, что одновременно рассматриваются и сопоставляются субъективные и объективные факторы формирования качества жизни. Объективная сторона рассмотрения качества жизни определяется множеством статистических характеристик, а субъективная — тем, что потребности и интересы конкретного человека всегда особенны, индивидуальны и отражаются в его ощущениях.

Систематизирующим фактором качества жизни является здоровье.

В связи с тем что на протяжении последних 12— 15 лет отмечаются выраженные тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения, изучение роли отдельных факторов в формировании качества жизни подростков представляется чрезвычайно актуальным.

В данной статье представлены результаты изучения качества жизни одного из контингентов учащейся молодежи — юношей старшего подросткового возраста, проживающих в сельской местности. Все.го обследованы 445 учащихся 8—11-х классов. Выбор школьников мужского пола в качестве объекга изучения подростков обусловлен тем, что именно от их деятельности в дальнейшем будет зависеть не только обороноспособность страны, но и достижение высокого уровня социально-экономического развития государства.

Для анализа субъективной самооценки качества жизни была модифицирована и адаптирована для данного контингента анкета, разработанная сотрудниками НИИ военной медицины. Она содержит вопросы, направленные на изучение различных сторон жизни подростка (это и медико-биологический, и социально-гигиенический, и психолого-педагогический блоки).

В первую очередь нам необходимо было получить субъективную оценку удовлетворенности качеством жизни каждым респондентом. Для этого школьникам задавали вопрос: "Вы довольны своей жизнью?". На основании статистического анализа полученных данных можно отметить достаточно высокий уровень удовлетворенности жизнью подростками. Так, в среднем около 50% опрошенных "вполне" довольны своей жизнью и лишь среди выпускников школ появляется группа подростков, "не довольных" ею. По всей вероятности, это можно объяснить тем, что выпускники уже встали перед проблемой выбора дальнейшего жизненного пути и более ответственно (по-взрослому) подошли к характеристике своей жизни.

Подтверждением этому служат данные, полученные в ходе анкетирования родителей тех же подростков. Половина из них (55,3%) оценивает качество жизни своей семьи как удовлетворительное. Среди основных причин невысокой оценки качества жизни родители указали на низкую материальную обеспеченность семьи, а также постоянную их занятость на работе.

Анализируя ответы школьников на вопрос: "Что определяет качество Вашей жизни?", можно отметить, что около 45% учащихся считают, что это состояние здоровья. Материальные условия определяют качество жизни примерно 23% школьников. Среди факторов, определяющих качество жизни, 16—17-летние подростки на 2-е место поставили взаимоотношения в семье, а для 13-летних, кроме того, важны и взаимоотношения с друзьями.

Состояние здоровья школьников мы оценивали с помощью субъективных и объективных характеристик.

Анализируя данные, полученные в ходе анкетирования школьников и их родителей, мы можем отметить, что большинство учащихся оценивают состояние своего здоровья как хорошее, в то время как большинство родителей оценивают состояние здоровья своих детей как удовлетворительное, а 10,9% — даже как плохое.

Этот факт служит подтверждением тезиса о том, что субъективная сторона качества жизни определяется потребностями и интересами каждого конкретного индивидуума.

Для получения объективной оценки состояния здоровья школьников мы провели анализ данных, полученных в ходе работы военно-медицинской комиссии. Было установлено, что большая часть обследованного контингента страдает различного рода хроническими заболеваниями и выраженными функциональными расстройствами.

Анализируя общую патологическую пораженность школьников за 2003 г., мы можем отметить ее увеличение с возрастом учащихся. Так, если у школьников 1988 года рождения она составляет 1750 случаев на 1000 человек, то у школьников 1986 года рождения — уже 2191 случай на 1000 человек.

В структуре функциональных отклонений в состоянии здоровья сельских школьников широкое распространение получили эндокринно-обменные нарушения, отклонения в состоянии системы кровообращения, органа зрения и нервной системы. Особенно настораживает увеличение числа детей, имеющих функциональные отклонения в состоянии нервной системы. Так, если среди подростков 1986 года рождения данные отклонения занимали 3-е ранговое место, то у школьников 1987 года рождения они уже занимают 2-е место, а у школьников 1988 года рождения — 1-е ранговое место.

Структура хронических заболеваний сельских школьников выглядит следующим образом: 1-е ранговое место прочно занимают болезни костно-мышечной системы. На 2-м месте у школьников 1986 и 1987 года рождения заболевания пищеварительной системы, а вот у школьников 1988 года рождения — заболевания нервной системы.

Все это подтверждает данные большинства исследователей, которые отмечают отрицательное воздействие учебного процесса на состояние здоровья школьников.

Важными характеристиками качества жизни подростков являются уровни потребления различных психоактивных веществ. Особую тревогу вызывает тот факт, что среди 13-летних школьников 77% пробовали курить и употреблять алкогольные напитки, а 6,4% употребляли наркотические вещества. Согласно полученным в ходе анкетирования данным, к 17 годам растет число подростков, кому "нравиться курить" (с 6,5% среди 13-летних до 25,4% среди 17-летних) и употреблять алкогольные напитки (соответственно с 9,7 до 25,4%).

Известно, что полноценное и сбалансированное питание в значительной степени определяет формирование здорового организма. Согласно данным анкетирования, основным продуктом, который учащиеся употребляют почти каждый день, является картофель (около 63% опрошенных). Кроме того, около 45% подростков почти каждый день употребляют молоко и молочные продукты, сливочное масло, свинину и говядину, что, по всей вероятности, определяется наличием в сельской местности подсобного хозяйства. В то же время следует отметить незначительное число респондентов, которые почти каждый день имеют в своем рационе сырые овощи и фрукты в зимний период (24,1%), мясо птицы (11,4%) и рыбу (5,3%). Все это говорит о несбалансированном рационе питания обследуемого контингента.

Существенную роль в становлении личности подростка играет психологический климат семьи и группы. Анализ полученных данных показал, что взаимоотношения в большинстве семей оставляют желать лучшего. Так, лишь около 30% опрошенных отмечают, что родители часто прислушиваются к их мнению при решении каких-либо семейных проблем, а 5,8% подростков считают, что к их мнению никогда не прислушиваются.

Таким образом, завершая анализ полученного материала, хотелось бы отметить, что на качество жизни современных школьников оказывает влияние множество факторов. Наибольший вклад, по значениям коэффициента корреляции, в процесс формирования качества жизни вносят состояние здоровья (г = 0,64), условия обучения (г = 0,59), материальные условия жизни семьи (г= 0,53), условия проживания (г = 0,51), питание подростков (г = 0,42), а также взаимоотношения в ссмьс и группе (г = 0,38).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.