Научная статья на тему 'Роль гигиенических факторов в формировании качества жизни городских и сельских школьников'

Роль гигиенических факторов в формировании качества жизни городских и сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ADOLESCENT / QUALITY OF LIFE / HEALTH / MENTAL WORKING ABILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушаков И. Б., Соколова Н. В.

В статье рассматривается роль гигиенических факторов в формировании качества жизни подростков городских и сельских школьников, которые уже в ближайшем будущем составят основу интеллектуального потенциала нашей страны и будут определять приоритетные направления развития общества, обороноспособность и могущество России. Показана роль отдельных факторов в формировании оценки качества своей жизни подростками; проведен сравнительный анализ условий обучения, питания и проживания учащихся старших классов городских и сельских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ушаков И. Б., Соколова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF HYGIENIC FACTORS IN FORMATION OF QUALITY OF LIFE OF URBAN AND RURAL SCHOOLCHILDREN

In the article, there is considered the role of hygienic factors in formation of quality of life of adolescents urban and rural schoolchildren who will already in the nearest future constitute the basis of intellectual potential of our country and will determine priority directions of society development, defence capability and power of Russia. The role of some factors in formation of evaluation by adolescents of their quality of life was shown; the comparative analysis of education, nutrition and living conditions of senior schoolchildren of urban and rural schools was carried out.

Текст научной работы на тему «Роль гигиенических факторов в формировании качества жизни городских и сельских школьников»

УДК 613.955:616-053.5

РОЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2005 г. И. Б. Ушаков, *Н. В. Соколова

НИИ военной медицины, г. Москва

Тосударственный педагогический университет, г. Воронеж

Понятие «качество жизни» появилось в США в конце 50-х годов ХХ века, при этом каждый автор вкладывал в него свое содержание. Рост интереса к проблеме качества жизни в 70-е годы связан с осознанием обществом возникших перед ним глобальных проблем.

В мировой литературе качество жизни представляет собой системное медико-социальное явление, охватывающее психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные и культурные ценности, уровень цивилизованности общества и его экономического развития.

Одним из первых данное понятие разрабатывает Д. Форрестер [6]. По его мнению, существует принцип обратно пропорциональной зависимости между уровнем и качеством жизни: чем выше уровень жизни, тем ниже ее качество и наоборот. Под качеством жизни Форрестер понимает ослабление стрессов и уменьшение трудностей, сокращение плотности населения, снижение степени загрязнения окружающей среды, ликвидацию голода и болезней. При оценке качества жизни он принимает во внимание четыре фактора — питание, загрязнение окружающей среды, материальный уровень жизни и плотность населения.

В России понятие «качество жизни» стало интенсивно разрабатываться с начала 90-х годов прошлого века учеными, работающими в разных сферах деятельности. Ряд ученых [1, 5, 8 и др.] определяют качество жизни как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни.

Напрямую связывая качество жизни с проблемами улучшения качества товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности в новых социально-экономических условиях, большинство специалистов сердцевиной качества жизни считают качество жизнедеятельности; саму же категорию качества жизни они рассматривают как интегральную качественную характеристику жизни людей, раскрывающую по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также условия жизнеспособности общества как целостного социального организма [2, 3].

Качество жизни — это в первую очередь медико-психологическое понятие, охватывающее духовные, культурные, жизненные ценности индивидуума, а также уровень цивилизованности и индустриального развития общества [7]. Основными составляющими качества жизни являются биологические, социально-экономические и социально-биологические показатели; систематизирующим фактором качества жизни является здоровье.

В течение нескольких лет нами изучалось качество жизни учащейся молодежи (школьников и студентов) и выявлялась роль различных

В статье рассматривается роль гигиенических факторов в формировании качества жизни подростков — городских и сельских школьников, которые уже в ближайшем будущем составят основу интеллектуального потенциала нашей страны и будут определять приоритетные направления развития общества, обороноспособность и могущество России. Показана роль отдельных факторов в формировании оценки качества своей жизни подростками; проведен сравнительный анализ условий обучения, питания и проживания учащихся старших классов городских и сельских школ.

Ключевые слова: подросток, качество жизни, здоровье, умственная работоспособность.

факторов в его формировании. Обследуемым контингентом решено было выбрать мальчиков-старшекласс-ников и юношей, так как именно они не только представляют собой интеллектуальный потенциал общества, но и определяют обороноспособность страны в ближайшем будущем.

Основными методами исследования в первую очередь были анкетирование, визуальное наблюдение, а также измерение ряда показателей. Статистическая обработка данных включала создание автоматизированного архива и статистический анализ.

Так, в течение 2003/04 учебного года проведено анкетирование 320 сельских и 120 городских (г. Воронеж) школьников, обучающихся в 8— 11-х классах. Прежде всего подросткам предложили ответить на вопросы анкеты, оценивающей само состояние качества жизни и факторы, его составляющие. На основании статистического анализа полученных в ходе опроса данных можно отметить достаточно высокий уровень удовлетворенности жизнью у подростков. В целом около 50 % опрошенных детей (44,8 % сельских, 63,4 % городских) вполне довольны качеством своей жизни. Однако привлекает внимание тот факт, что среди детей, обучающихся в городских школах, лишь 7,3 % очень довольны качеством своей жизни, в то время как среди сельских школьников таких 36,2 %. По всей вероятности, это можно объяснить более низкими требованиями к факторам, определяющим качество жизни, у школьников села.

На наш взгляд, существенный вклад в формирование качества жизни данной группы обследованных будут вносить гигиенические и социально-экономические факторы, в связи с чем анкета содержала ряд вопросов, дающих представление об условиях обучения, проживания, питания и материального благополучия семей, в которых проживают опрошенные.

Но так как значительную часть времени подростки проводят в школе, то прежде всего необходимо остановиться на анализе условий обучения обследуемого контингента. Неправильно организованный режим содействует развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффект занятий.

Оценивая гигиенические условия обучения, следует отметить некоторое расхождение между существующими условиями и государственными стандартами, которое особенно наглядно можно наблюдать в сельских школах. Так, было установлено, что площадь класса, приходящаяся на одного школьника, меньше, чем того требуют нормативные документы; в большинстве сельских школ отсутствует не только столовая, но и буфет; особенно неблагоприятно обстоит дело с уровнем освещенности рабочего места школьника, который в 1,5—2 раза ниже положенного. Для городских школ характерна в первую очередь переуп-лотненность и многосменность занятий, а также отсутствие горячего питания в большинстве учебных заведений.

Данная возрастная группа рассматривается нами как интеллектуальный потенциал страны. В этой связи как очень неприятный факт следует констатировать, что 30 % сельских и 35 % городских школьников просто неинтересно учиться. Лишь около 31 % опрошенных предпочитают читать книги, причем за последний год каждый из них прочитал около пяти книг, а 22,4 % учащихся сельских школ и 9,5 % городских не прочитали за последний год ни одной. Однако большинство опрошенных достаточно высоко оценивают свои способности: так, около 70 % городских и 60 % сельских школьников по большинству предметов поставили бы себе четверки. Именно эти школьники, которым уже сейчас неинтересно учиться, в ближайшее время поступят в вузы, а через 5— 10 лет будут заниматься обучением, воспитанием, лечением уже нового поколения.

Одним из основных элементов режима дня школьника является расписание занятий. Известно, что при его составлении следует учитывать динамику работоспособности в течение как учебного дня, так и учебной недели. При оценке расписания уроков старших школьников была отмечена высокая загруженность детей, особенно в городских школах. Это подтверждают и ответы, полученные в ходе анкетирования. Так, лишь 50 % сельских и 40,5 % городских школьников сохраняют высокую работоспособность до конца всех уроков. Более двух часов на приготовление домашнего задания ежедневно тратят 22,4 % учащихся, обучающихся в сельской школе, и 45,2 %

— в городской. Особенно настораживает тот факт, что обычно, придя после уроков домой, сразу же начинают выполнять домашнее задание 31 % сельских и 59,5 % городских школьников. Такая нагрузка, естественно, отрицательно сказывается на состоянии здоровья подростков.

К сожалению, состояние здоровья подрастающего поколения находится на достаточно низком уровне. По данным литературных источников, в структуре заболеваний юношей, подлежащих призыву на военную службу, наибольший удельный вес занимают болезни внутренних органов — 31,2 % и психические расстройства — 19,3 %. Только 20 % юношей призывного возраста полностью соответствуют международным стандартам для службы в армии [4].

В целом большинство (около 80 %) опрошенных нами как городских, так и сельских подростков часто беспокоятся о своем здоровье, оценивают его как «хорошее» или «удовлетворительное» и считают, что за последний год оно существенно не изменилось. Анализируя данные медицинских карт, можно констатировать, что состояние здоровья обследуемого контингента оставляет желать лучшего: более 50 % обследованных детей страдают различного рода заболеваниями. Первое место в структуре заболеваемости принадлежит болезням костно-мышечной системы, второе — болезням органов пи-

щеварения и сердечно-сосудистой системы; значительную долю занимают болезни нервной системы. Среди учащихся городских школ велико число подростков, имеющих болезни глаз и эндокринной системы.

Здоровый образ жизни сводит к минимуму вероятность возникновения заболеваний. Несмотря на то, что большинство опрошенных нами подростков считают занятия физической культурой и спортом необходимыми, реальное их поведение далеко от желаемого. Некоторый оптимизм внушает то, что около 50 % опрошенных школьников несколько раз в неделю делают утреннюю зарядку.

Отрицательное воздействие на организм так называемых общих факторов риска — курения, употребления алкоголя и наркотических веществ — обусловливает возникновение и развитие хронических заболеваний. Вредные привычки имеют место уже среди школьников. Согласно полученным нами в ходе анкетирования данным, к 17 годам растет число подростков, кому нравится курить (с 6,5 % среди 14-летних до 25,4 % среди 17-летних); кто употребляет различные алкогольные напитки (с 7,6 % до 23,7 соответственно).

Известно, что полноценное и сбалансированное питание в значительной степени определяет формирование здорового организма.

При оценке питания опрошенного контингента установлено, что большинство (около 80 %) детей считают свое питание вполне достаточным и питаются в среднем три-четыре раза в день, при этом около 50 % не соблюдают режима питания. Однако те подростки, которые оценивает свое питание как недостаточное, главную причину этого видят в нехватке времени для того, чтобы поесть.

У школьников села и города рацион питания различен. Основным продуктом, который учащиеся (58,6 % сельских и 45,2 городских школьников) употребляют почти каждый день, является картофель. Следует отметить, что рацион питания детей, проживающих в г. Воронеже, более сбалансирован по сравнению с сельскими детьми. По всей вероятности, это объясняется более высоким уровнем образованности родителей и большей их информированностью. Так, сливочное масло, сыр, мясо птицы, рыбу, а также сырые овощи и фрукты в зимний период около 70 % городских школьников употребляют почти каждый день или 2—3 раза в неделю. Среди сельских школьников доля таковых не превышает 40 %. В первую очередь это можно объяснить наличием огорода и подсобного хозяйства у сельских жителей, что и определяет преобладание картофеля, свинины и молока в рационе питания подростков, проживающих в сельской местности. Городские жители в любом случае, покупая продукты, стараются разнообразить рацион питания своего ребенка.

Оценивая гигиенические факторы, определяющие формирование качества жизни подростка, необходимо остановиться и на оценке условий проживания детей. Более 60 % сельских и 50 % городских школьников оценивают условия своего проживания как «хорошие». В то же время если среди сельских школьников лишь 2 % детей оценили условия проживания как «плохие», то среди городских доля таковых составила 7 %. Это можно объяснить тем, что 16,7 % обследованных горожан проживают в коммунальной квартире и 42,9 % не имеют собственной изолированной комнаты; среди сельских школьников доля таковых составляет соответственно 5 и 17,2 %. Преимущество детей, проживающих в сельской местности, в данном случае очевидно, так как в частном доме больше возможностей для того, чтобы выделить ребенку изолированную комнату.

Существенную роль в становлении личности подростка играет психологический климат семьи и группы. В среднем около 20 % опрошенных нами проживают в неполной семье, причем доля 14-летних мальчиков, живущих только с мамой, почти на 10 % выше, чем доля 17-летних. Около 27 % сельских и 38 % городских школьников отмечают, что родители часто прислушиваются к их мнению при решении каких-либо вопросов; 50 % детей считают, что к их мнению прислушиваются иногда; а 5,3 % сельских детей констатируют тот факт, что при решении семейных проблем их мнение для родителей ничего не значит.

Оценивая отношения в своем классе, 33 % городских детей и 43 % сельских считают, что у них дружный коллектив; ответ «есть неплохие ребята» дали соответственно 59,5 и 51,7 %; оставшаяся часть аудитории (около 10 %) указывает на отсутствие дружеских отношений в классе.

Завершая обсуждение данной проблемы, хотелось бы еще раз отметить высокую роль гигиенических факторов в формировании качества жизни подрастающего поколения. Именно условия проживания, питания и обучения в значительной степени определяют состояние здоровья и соответственно возможность дальнейшего интеллектуального развития школьника. Особую тревогу вызывает то, что большая часть подростков не испытывает тяги к получению знаний. Приоритетной задачей педагогов на данный момент должно стать формирование у ребенка интереса к тому материалу, который дает учитель, и стремления к получению новых знаний, так как сегодняшние подростки, которые станут опорой нашего государства в будущем, должны быть всесторонне развиты.

Список литературы

1. Давыдов Е. В. Измерение качества жизни / Е. В. Давыдов, А. А. Давыдов. — М.: РАН, 1993. — 52 с.

2. Зараковский Г. М. Социально-личностное благополучие в структуре качества жизни общества: показа-

тели и критерии / Г. М. Зараковский // Качество жизни: критерии, оценки: Сб. докладов. — М., 2003. — С. 19 — 32.

3. Кузьмичев Л. А. Методика оценки качества жизни / Л. А. Кузьмичев, М. В. Федоров, Е. Е. Задесенец. — М., 2000. — 48 с.

4. Кучма В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. — М., 2000. — 151 с.

5. Субетто А. И. Квалиметрия жизни / А. И. Субетто // Квалиметрия жизни: Проблемы измерения качества жизни и направления их решения: Материалы семинара.

— Л., 1991. — С. 5—11.

6. Форрестер Дж. Мировая динамика / Дж. Феррес-тер. — М.: Наука, 1978. — 167 с.

7. Чиж И. М. Актуальные направления совершенствования системы эколого-гигиенической безопасности / И. М. Чиж, И. Б. Ушаков, П. С. Турзин // Авиакосмич. и экологич. медицина. — 2001. — № 4. — С. 25—31.

8. Экология, здоровье, качество жизни / Н. А. Агаджанян, Г. П. Ступаков, И. Б. Ушаков и др. — М.; Астрахань: АГМА, 1996. — 260 с.

ROLE OF HYGIENIC FACTORS IN FORMATION OF QUALITY OF LIFE OF URBAN AND RURAL SCHOOLCHILDREN

I. B. Ushakov, *N. V. Sokolova

Scientific-Research Institute of Combat Medicine,

Moscow

* State Teachers’ Training University, Voronezh

In the article, there is considered the role of hygienic factors in formation of quality of life of adolescents — urban and rural schoolchildren who will already in the nearest future constitute the basis of intellectual potential of our country and will determine priority directions of society development, defence capability and power of Russia. The role of some factors in formation of evaluation by adolescents of their quality of life was shown; the comparative analysis of education, nutrition and living conditions of senior schoolchildren of urban and rural schools was carried out.

Key words: adolescent, quality of life, health, mental working ability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.