Научная статья на тему 'Характеристика изменений и дополнений в административно-деликтное законодательство, связанных с проведением Российской Федерацией специальной военной операции'

Характеристика изменений и дополнений в административно-деликтное законодательство, связанных с проведением Российской Федерацией специальной военной операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
специальная военная операция / новая редакция ст. ст. 13.48 / 20.3.3 / ст. 20.3. КоАП РФ / полномочия ОВД (полиции) / административно-деликтное законодательство / special military operation / new edition of Articles 13.48 / 20.3.3 / Article 20.3 of the Administrative Code of the Russian Federation / powers of the internal affairs bodies (police) / administrative and tort legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Ильич Попугаев, Екатерина Александровна Соломатина

В процессе обучения курсантов (слушателей) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по учебной дисциплине «Административное право» отдельное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с изменением административного законодательства после объявления Верховным главнокомандующим РФ проведения специальной военной операции на территории Украины. Для правильного применения новых административно-правовых норм должностными лицами органов внутренних дел (полиции) требуется их правовой анализ с теоретической и практической стороны. В статье дается характеристика изменений и дополнений в административно-деликтное законодательство, связанных с проведением Российской Федерацией специальной военной операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрий Ильич Попугаев, Екатерина Александровна Соломатина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of amendments and additions to administrative and tort legislation related to the conduct of a special military operation by the Russian Federation

In the process of training cadets (trainees) of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot’ in the academic discipline «Administrative Law» special attention is paid to the consideration of issues related to changes in administrative legislation after the announcement by the Supreme Commander of the Russian Federation of a special military operation on the territory of Ukraine. For the correct application of the new administrative and legal norms by officials of the internal affairs bodies (police), their legal analysis from the theoretical and practical side is required. The article describes the changes and additions to the administrative and tort legislation related to the conduct of a special military operation by the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Характеристика изменений и дополнений в административно-деликтное законодательство, связанных с проведением Российской Федерацией специальной военной операции»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951:351.82

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-96-102 EDN: https://elibrary.ru/mcvcec NIION: 2015-0066-3/23-718 MOSURED: 77/27-011-2023-03-917

Юрий Ильич Попугаев1, Екатерина Александровна Соломатина2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 popugaev@list.ru

2 katesolo@yandex.ru

Аннотация. В процессе обучения курсантов (слушателей) Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по учебной дисциплине «Административное право» отдельное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с изменением административного законодательства после объявления Верховным главнокомандующим РФ проведения специальной военной операции на территории Украины. Для правильного применения новых административно-правовых норм должностными лицами органов внутренних дел (полиции) требуется их правовой анализ с теоретической и практической стороны. В статье дается характеристика изменений и дополнений в административно-деликтное законодательство, связанных с проведением Российской Федерацией специальной военной операции.

Ключевые слова: специальная военная операция, новая редакция ст. ст. 13.48, 20.3.3, ст. 20.3. КоАП РФ, полномочия ОВД (полиции), административно-деликтное законодательство

Для цитирования: Попугаев Ю. И., Соломатина Е. А. Характеристика изменений и дополнений в администра-тивно-деликтное законодательство, связанных с проведением Российской Федерацией специальной военной операции // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. С. 96-102. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-96-102. EDN: МСУСЕС.

Characteristics of amendments and additions to administrative and tort legislation related to the conduct of a special military operation by the Russian Federation

Yuri I. Popugaev1, Ekaterina A. Solomatina2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 popugaev@list.ru

2 katesolo@yandex.ru

Abstract. In the process of training cadets (trainees) of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V Ya. Kikot' in the academic discipline «Administrative Law» special attention is paid to the consideration of issues related to changes in administrative legislation after the announcement by the Supreme Commander of the Russian Federation of a special military operation on the territory of Ukraine. For the correct application of the new administrative and legal norms by officials of the internal affairs bodies (police), their legal analysis from the theoretical and practical side is required. The article describes the changes and additions to the administrative and tort legislation related to the conduct of a special military operation by the Russian Federation.

Keywords: special military operation, new edition of Articles 13.48, 20.3.3, Article 20.3 of the Administrative Code of the Russian Federation, powers of the internal affairs bodies (police), administrative and tort legislation

For citation: Popugaev Yu. I., Solomatina E. A. Characteristics of amendments and additions to administrative and tort legislation related to the conduct of a special military operation by the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(3):96-102. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-96-102. EDN: MCVCEC.

Характеристика изменений и дополнений в административно-деликтное законодательство, связанных с проведением Российской Федерацией специальной военной операции

Original article

© Попугаев Ю. И., Соломатина Е. А., 2023

В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя учебная дисциплина «Административное право» для курсантов (слушателей), обучающихся по различным специальностям, изучается на первом курсе, что достаточно трудоемко для их восприятия и осознания из-за сложности предмета административного права, а также особой актуальности ряда новейших тем.

Данная статья позволяет уяснить как международные, политические, правовые процессы, затрагивающие интересы Российской Федерации, объясняются преподавателями во взаимосвязи с несколькими темами учебной дисциплины «Административное право» в процессе учебной деятельности сотрудников полиции.

Предлагаем в рамках проведения лекционных, семинарских и практических занятий несколько тем административного права с целью их актуализации совместить друг с другом и показать их теоретическую значимость и взаимосвязь между собой, в том числе на конкретных практических примерах, освещающих внесение изменений в составы особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), проведение Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины (далее - СВО). Так, рассмотрим совмещение темы «Понятие форм и методов осуществления исполнительной власти» с разделом «Институт административной ответственности».

Расширенное заседание коллегии МВД России рассматривается как неправовая, внешняя и организационная форма управленческой деятельности органов внутренних дел. Коллегия МВД России - совещательная форма деятельности, на заседаниях которой анализируются вопросы компетенции полиции, требующие коллегиального обсуждения. На расширенном заседании коллегии подводятся итоги деятельности МВД России и устанавливаются приоритеты на текущий год; присутствует и выступает с докладом Президент РФ как Верховный главнокомандующий, Министр МВД России и другие должностные лица органов внутренних дел. Так, на расширенном заседании коллегии МВД России 20 марта 2023 г. министром МВД России В. А. Коло-кольцевым было озвучено направление, связанное с реализацией применения мер административной ответственности по новым видам составов административных правонарушений, как одно из видов деятельности ОВД (полиции) за прошедший год.

Следует отметить, что с начала введения СВО Верховным главнокомандующим Российской Федерации В. В. Путиным на территории Украины КоАП РФ дополнился новыми составами административных правонарушений, защищающих национальные интересы Российской Федерации. Например, введены статьи 20.3.3 и 20.3.4 в КоАП РФ, прежде всего, направленные на недопущение дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также 13.48 КоАП РФ.

Учитывая актуальность этих новелл администра-тивно-деликтного законодательства для правоприме-

нителей, привлекаемых к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в том числе постоянного и переменного состава образовательных учреждений системы МВД России, рассмотрим юридический анализ указанных статей КоАП РФ.

Статья 20.3.3 КоАП РФ. В условиях отсутствия нормативно установленного определения «дискредитации», выделим формы и признаки этой категории исходя из общепринятого словарного толкования. Дискредитация выражается в трех формах: ложные сведения, неточные сведения, искаженные сведения. Применительно к предмету настоящего юридического анализа ложность допустимо определять как полное несоответствие информации действительному положению дел применительно к действиям Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ); неточность как распространение информации не в полном объеме, что не позволяет всесторонне ее воспринять, получить исчерпывающе верное представление об излагаемом факте, действии или событии применительно к действиям ВС РФ; ис-каженность как интерпретация субъектом информации о существующем или состоявшемся факте, действии, событии применительно к действиям ВС РФ в такой форме, которая приведет к ее неверному, негативному восприятию третьими лицами - потребителями информации.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (ст. 10. ФЗ «Об обороне») [2]. ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ (ст. 11. ФЗ «Об обороне»).

Правонарушение считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению противоправной деятельности или нет.

Протоколы по статье 20.3.3 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В соответствии с приказом МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы МВД Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» [4] сотрудники и обучающиеся образовательных организаций системы МВД России таким правом не обладают [6, с. 65-66].

Сотрудники полиции материалы дела по ст. 20.3.3 КоАП РФ передают по подведомственности районным судам. Гарнизонные военные суды тоже имеют подведомственность рассмотрения дел ст. 30.3.3 КоАП в случае совершения указанных правонарушений военнослужащими или лицами, призванными на военные сборы (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вопрос о публичности призывов разрешается судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, распространение обращений путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи и т. д.) (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41) [5].

Статья 20.3.4 КоАП РФ. Под призывами следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению противоправной деятельности (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2016 г. № 41). Правонарушение считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось ли побудить или нет иностранное государство, государственное объединение и (или) союз и (или) государственное (межгосударственное) учреждение иностранного государства к реализации мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации, российских юридических лиц [6, с. 67].

Дело по ст. 20.3.4 КоАП РФ возбуждает прокурор путем вынесения постановления, которое должно содержать сведения, предусмотренные для протоколов об административных правонарушениях (ст. 28.2 КоАП РФ) [1]. Однако, если сотруднику полиции будет известно о факте совершения административного правонарушения по ст. 20.3.4., то, согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» он обязан передать (направить) заявление и сообщение об административном правонарушении в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования [3].

Дела по 20.3.4 КоАП РФ рассматривают судьи районных судов или судьи гарнизонных военных судов (в случае совершения указанных правонарушений военнослужащими или лицами, призванными на военные сборы - ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники полиции за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.3.3, 20.3.4 КоАП РФ, несут административную ответственность на общих основаниях.

При выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3.3, 20.3.4 КоАП РФ, сотрудникам постоянного и переменного состава образовательных учреждений системы МВД России следует принять меры к пресечению правонарушения путем

предупреждения правонарушителя о необходимости прекращения противоправных действий и сообщить о происшествии в ближайший территориальный орган или подразделение полиции либо должностному лицу органов внутренних дел, осуществляющему полномочия по охране общественного порядка (ст. 12, 27, 28 ФЗ «О полиции») [6, с. 68].

Рассмотрим реализацию правоприменения ст. 20.3.3 КоАП РФ на практике. Так, за прошедший 2022 год «органами внутренних дел было выявлено пять тысяч административных правонарушений, задокументировано почти 90 фактов заведомо недостоверных публикаций о российской армии. При этом российские пользователи глобальной сети постоянно подвергались массированным вбросам провокационного характера. Во взаимодействии с Роскомнадзором пресечено распространение порядка 160 тысяч ложных и других запрещенных сведений» [7].

Приведем отдельные случаи применения ст. 20.3.3 КоАП РФ сотрудниками полиции на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении:

1. В Чукотском автономном округе, в селе Лаврентия 54-летняя женщина, находясь в государственном учреждении, публично осуждала действия ВС РФ в ходе проведения СВО на территории Украины. В отношении нее сотрудником полиции составлен протокол по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях». Предоставленные полицией материалы рассмотрены в районном суде. Женщина признана виновной в совершении правонарушения; ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 тысяч рублей [9].

2. В Ханты-Мансийском автономном округе -Югре в г. Когалыме в результате проверки оперативной информации, поступившей от нескольких жителей г. Когалыма, сотрудники полиции установили 56-летнего местного жителя, который публично высказывал информацию, дискредитирующую деятельность ВС РФ в ходе проведения СВО на территории Украины. В отношении мужчины был составлен протокол по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ. Районный суд рассмотрел представленный сотрудниками полиции материал и признал местного жителя виновным в совершении административного правонарушения с назначением административного штраф в размере 30 тысяч рублей [10].

3. В Рязанской области в г. Рязани в ночь на 24 апреля 2022 г. во время Пасхального Богослужения в полицию поступило сообщение, что в храме на улице Сенной неизвестный мужчина выражается нецензурной бранью и оскорбляет военнослужащих Рязанского высшего военного десантного командного училища,

допуская высказывания экстремистского характера. На место прибыли сотрудники полиции, которые потребовали прекратить хулиганские действия и покинуть храм. Мужчина отреагировал на эти требования оскорблениями в адрес полицейских. Последние вывели сопротивляющегося и вырывающегося мужчину на улицу, с целью пресечения противоправных действия к мужчине были применены специальные средства - наручники.

При оформлении документов сотрудниками Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Рязанской области было установлено, что в действиях 31-летнего местного жителя, усматривается дискредитация использования ВС РФ во время СВО на Украине. В отношении данного гражданина были составлены протоколы об административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» и по ст. 20.3.3 КоАП РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации», а также собран материал по ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти», который был направлен в Следственное управление Следственного комитета России по Рязанской области. По административному протоколу о мелком хулиганстве в отношении мужчины суд вынес постановление о наложении административного штрафа в размере 2 тысяч рублей, по второму правонарушению, собранные сотрудниками процессуальные материалы переданы для рассмотрения в районный суд [11].

4. В г. Москве в Северном административном округе сотрудники полиции при патрулировании обслуживаемой территории экипажем Отдельной роты патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по району Бескудниково г. Москвы на остановке общественного транспорта, расположенной на Бескудниковском бульваре, заметили гражданина, который наносил на внешней стороне конструкции автобусной остановки надписи, содержащие призывы к воспрепятствованию использования ВС РФ при проведении СВО. Сотрудники полиции доставили правонарушителя в территориальный отдел МВД для разбирательства. В отношении 43-летнего местного жителя был составлен протокол по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, а процессуальный материал направлен в районный суд [12].

5. Применение ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ посредством обнаружения признаков состава правонарушения в сети Интернет. Так, сотрудники Новокузнецкого линейного отдела МВД России в ходе мониторинга сети Интернет выявили в одной из социальных сетей комментарий пользователя, направленный на дискредитацию ВС РФ, участвующих в СВО на территории Украины. Лингвистическое исследование подтвердило, что текст содержит негативную оценку ВС РФ, действующих в целях защиты интересов страны и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

В результате оперативно-розыскных мероприятий личность пользователя была установлена. Им оказался 31-летний житель Новокузнецкого района Кемеровской

области. Мужчина был задержан и доставлен в отдел полиции; в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ. Новокузнецкий районный суд Кемеровской области рассмотрел собранные сотрудниками полиции материалы, признал гражданина виновным и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 тысяч рублей [13].

Необходимо отметить, что российской судебной практике, появившейся в течение года после включения ст. 20.3.3 в КоАП РФ, известны несколько случаев, когда производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, было прекращено. Так, согласно информации, содержащейся в ГАС «Правосудие» можно выделить несколько примеров.

Решением судьи Кемеровского областного суда от 18 апреля 2022 по делу № 12-170/2022 отменено постановление судьи Беловского городского суда от 10 марта 2022 г., установившего в действиях гражданина, сидевшего в общественном месте на скамейке с развернутым флагом Украины состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ. Судья областного суда аргументировал свое решение тем, что:

- в деле не имеются сведения, направленных на дискредитацию использования ВС РФ, публичных призывов к воспрепятствованию использования ВС РФ и дискредитации исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации;

- протокол об административном правонарушении не содержит описания события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, совершенного гражданином, а именно какие публичные действия гражданина указывали на дискредитацию использования ВС РФ, содержали публичные призывы к воспрепятствованию использования ВС РФ, а равно были направлены на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации;

- судьей районного суда не проверено наличие у гражданина умысла на дискредитацию использования ВС РФ, призывы к воспрепятствованию использования ВС РФ, а равно на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации.

Второй случай обжалования постановления районного судьи связан с тем, что судья областного суда пришел к выводу о том, что при рассмотрении дела на уровне районного суда в деле об административном правонарушении не были установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, не была дана надлежащая оценка собранным по делу доказательств в их совокупности, сделан необоснован-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ный вывод о доказанности вины гражданина в совершении административного правонарушения, в связи с чем постановление судьи Беловского городского суда от 10 марта 2022 г. было признано противоречащим принципам законности и обоснованности; оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях гражданина состава административного правонарушения.

Третий пример связан с решением судьи Красноярского краевого суда от 27 апреля 2022 по делу № 7п-388/2022. Постановление судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 06 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении К., которая осуществляла публичное мероприятие в виде одиночного пикетирования и на гранитном основании возле памятника В.И. Ленину путем удаления снежного покрова нанесла на снегу надпись «Нет Войне», направленную на дискредитацию использования ВС РФ и ее граждан. Производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Защитник лица, в отношении которого велось дело об административном правонарушении, выявил процессуальные нарушения, а именно: в протоколе, составленном инспектором ГИАЗ ОП № 1 МУ МВД России «Красноярское», не указана статья квалификации, т. е. не приведены обязательные сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Не указание в протоколе об административном правонарушении статьи КоАП РФ, вопреки выводам судьи в постановлении, является существенным нарушением процессуальных требований, порождает правовую неопределенность, свидетельствует о неконкретности обвинения, предъявленного К., нарушает ее право на защиту, поскольку лишает возможности знать, в совершении какого именно правонарушения она обвиняется. В соответствии с п. 4 части 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, подлежал возвращению судьей составившему его должностному лицу для устранения недостатков. Следовательно, судебное решение, вынесенное на основании протокола, не отвечающим требованиям, нельзя признать законным и обоснованным, постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

В четвертом случае Постановлением Суражского районного суда Брянской области от 07 марта 2022 г. № 5-238/2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ в отношении К., который демонстрировал окружающим плакат в виде листа бумаги размером 84,5^66 см с надписью «НЕТ ВОЙНЕ», прекращено в

связи с отсутствием события административного правонарушения.

Судья пришел к выводу о том, что из установленных по делу обстоятельств в действиях гражданина таких признаков административного правонарушения как дискредитация использования ВС РФ и призыва к воспрепятствованию их использования не имеется. По факту умысел гражданина был направлен на публичное отрицание им военных действий как таковых, не связанных прямо со специальной воинской операцией ВС РФ на территории Украины. 31 марта 2022 г. решением Брянского областного суда указанное постановление отменено с возвращением на новое производство. 13 апреля 2022 г. Суражским районным судом Брянской области вынесено постановление по делу № 5-313/2022 о назначении административного наказания.

Приведенные выше примеры судебной практики показывают, что оказываемая в настоящее время квалифицированная юридическая помощь лицам, привлекаемым к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, как правило, позволяет выявить процессуальные неточности и, чаще, влечет прекращение административного производства по таким делам.

Статья 13.48 КоАП РФ. Еще одно изменение в КоАП РФ связано с главой тринадцатой, дополненной статьей 13.48, которая устанавливает административную ответственность за нарушение запретов по распространению информации, касающейся роли СССР во Второй мировой войне (Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. № 103-ФЗ).

Предусмотренные ст. 13.47 КоАП РФ административные наказание установлены: за публичное отождествление целей, решений и действий руководства, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси; отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы [8].

Протокол по делу об административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.48 КоАП РФ, составляют сотрудники полиции или Роскомнадзора, а дела рассматривают мировые судьи [1].

В завершение следует отметить важность своевременного доведения до обучающихся курсантов (слушателей) соответствующих изменений и дополнений административного законодательства, его официального научного анализа и толкования. Особенно необходима такая разъяснительная работа в рамках повышения квалификации правоприменения статей КоАП РФ практическими сотрудниками ОВД (полиции) как субъектов административной юрисдикции.

Список источников

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

№ 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. от 17.05.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы МВД Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // СПС «Консуль-тантПлюс».

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03 ноября 2016 г. № 41 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Василенко Г. Н. Хадисов Г. Х. О некоторых особенностях привлечения к административной ответственности по ст. 20.3.3, 20.3.4 КоАП РФ // Актуальные вопросы применения норм административного права (Кореневские чтения») (К 20-летию образования Московского университета МВД России имени В.Я. Кико-тя) VI Международная научно-практическая конференция (28 апреля 2022 г.) Сборник научных трудов. Научное электронное издание. М. : МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022. С. 65-69.

7. Расширенное заседание коллегии МВД России. Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/70744 (дата обращения: 27.03.2023).

8. Обзор «Основные изменения в КоАП РФ в 2022 году» // СПС «КонсультантПлюс», 2022.

9. На Чукотке 54-летняя женщина привлечена к ответственности за дискредитацию ВС РФ. Пресс-служба УМВД России по Чукотскому автономному округу. 10 Июня 2022 г. Электронный ресурс. https:// mvdmedia.ru/news/operativnye-novosti/na-chukotke-54-letnyaya-zhenshchina-privlechena-k-otvetstvennosti-za-diskreditatsiyu-vs-rf/?sphrase_id=392167 (дата обращения: 19.03.2023).

10. В Когалыме местный житель привлечен к ответственности за дискредитацию Российской армии. Пресс-служба УМВД России по ХМАО -Югре. 6 Июня 2022 г. Электронный ресурс. https:// mvdmedia.ru/news/operativnye-novosti/v-kogalyme-mestnyy-zhitel-privlechyen-k-otvetstvennosti-za-diskreditatsiyu-deyatelnosti-vs-rf/ (дата обращения: 19.03.2023).

11. В Рязани местный житель ответит в суде за публичную дискредитацию использования ВС РФ. Пресс-служба УМВД России по Рязанской области. 29 Апреля 2022 г. Электронный ресурс. https://mvdmedia.ru/news/

operativnye-novosti/v-ryazani-mestnyy-zhitel-otvetit-v-sude-za-publichnuyu-diskreditatsiyu-ispolzovaniya-vs-rf/ (дата обращения: 19.03.2023).

12. Сотрудники московской полиции привлекли к ответственности гражданина за дискредитацию Вооруженных сил РФ. Пресс-служба ГУ МВД России по г. Москве. 12 Марта 2022 г. Электронный ресурс. https://mvdmedia.ru/news/operativnye-novosti/sotrudniki-politsii-sao-privlekli-k-otvetstvennosti-grazhdanina-za-diskreditatsiyu-vooruzhennykh-sil/ (дата обращения: 19.03.2023).

13. Житель Кузбасса привлечен к ответственности за дискредитацию в сети интернет ВС РФ. Пресс-служба УТ МВД России по СФО. 26 Апреля 2022 г. https://mvdmedia.ru/news/operativnye-novosti/zhitel-kuzbassa-privlechen-k-otvetstvennosti-za-diskreditatsiyu-v-seti-internet-vs-rf/ (дата обращения: 19.03.2023).

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30.12.2001 № 195-FZ (ed. of 16.04.2022, with amendments. dated 17.05.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation. 07.01.2002. № 1 (Part 1). Art. 1.

2. Federal Law №61-FZ of31.05.1996 «OnDefense» // SPS «ConsultantPlus».

3. Federal Law № 3-FZ of 07.02.2011 «On the Police» // SPS «ConsultantPlus».

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 30.08.2017 № 685 «On officials of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation authorized to draw up protocols on administrative offenses and carry out administrative detention» // SPS «ConsultantPlus».

5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of03.11.2016 № 41 «On Amendments to the Resolutions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of February 9, 2012 № 1 «On Certain Issues of Judicial Practice in Criminal Cases of terrorist crimes» and of June 28, 2011 № 11 «On Judicial practice in criminal cases of crimes of extremist orientation» // SPS «ConsultantPlus».

6. Vasilenko G. N. Hadisov G. H. On some features of bringing to administrative responsibility under Articles 20.3.3, 20.3.4 of the Administrative Code of the Russian Federation // Topical issues of the application of administrative law (Korenev readings) (To the 20th anniversary of the formation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot) VI International Scientific and Practical Conference (28 April 2022) Collection of scientific papers. Scientific electronic publication. M. : MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2022. P. 65-69.

7. Extended meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Electronic resource. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/70744 (accessed: 27.03.2023).

8. Overview «The main changes in the Administrative Code of the Russian Federation in 2022» // SPS «ConsultantPlus». 2022.

9. In Chukotka, a 54-year-old woman was brought to justice for discrediting the Armed Forces of the Russian Federation. Press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Chukotka Autonomous Okrug. June 10, 2022 Electronic resource. https:// mvdmedia.ru/news/operativnye-novosti/na-chukotke-54-letnyaya-zhenshchina-privlechena-k-otvetstvennosti-za-diskreditatsiyu-vs-rf/?sphrase_id=392167 (accessed: 19.03.2023).

10. In Kogalym, a local resident was brought to justice for discrediting the Russian army. Press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia for KhMAO -Yugra. June 6, 2022 Electronic resource. https://mvdmedia. ru/news/operativnye-novosti/v-kogalyme-mestnyy-zhitel-privlechyen-k-otvetstvennosti-za-diskreditatsiyu-deyatelnosti-vs-rf/ (accessed: 19.03.2023).

11. In Ryazan, a local resident will answer in court for publicly discrediting the use of the Armed Forces of

the Russian Federation. The press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Ryazan region. April 29, 2022 Electronic resource. https://mvdmedia.ru/news/ operativnye-novosti/v-ryazani-mestnyy-zhitel-otvetit-v-sude-za-publichnuyu-diskreditatsiyu-ispolzovaniya-vs-rf / Accessed (accessed: 19.03.2023).

12. Moscow police officers have brought to justice a citizen for discrediting the Armed Forces of the Russian Federation. The press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow. March 12, 2022 Electronic resource. https://mvdmedia.ru/news/operativnye-novosti/ sotrudniki-politsii-sao-privlekli-k-otvetstvennosti-grazhdanina-za-diskreditatsiyu-vooruzhennykh-sil/ (accessed: 19.03.2023).

13. A resident of Kuzbass has been brought to justice for discrediting the Armed Forces of the Russian Federation on the Internet. Press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the SFO. April 26, 2022 https://mvdmedia. ru/news/operativnye-novosti/zhitel-kuzbassa-privlechen-k-otvetstvennosti-za-diskreditatsiyu-v-seti-internet-vs-rf/ (accessed: 19.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Ю. И. Попугаев - начальник кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент;

Е. А. Соломатина - доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

Yu. I. Popugaev - Head of the Department of Administrative Law and the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;

E. A. Solomatina - Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.05.2023; одобрена после рецензирования 05.07.2023; принята к публикации 14.08.2023.

The article was submitted 03.05.2023; approved after reviewing 05.07.2023; accepted for publication 14.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.