SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
- LAW SCIENCES -
Научная статья УДК 378.1 ББК 74.04
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-3-29-32 NIION: 2007-0083-3/22-119 MOSURED: 77/27-005-2022-03-318
К вопросу об информации как элементе состава административных правонарушений
Станислав Петрович Стащенко1, Алексей Владимирович Константинов2
1 2 Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 arlikl3@inbox.ru
2 alexk_pochta@mail.ru
Аннотация. Рассматривается информация в целом как юридический феномен, являющийся преимущественно объектом противоправных посягательств, или ее использования при совершении тех или иных административных правонарушений. Приводятся последние изменения в современном законодательстве в рассматриваемой сфере. Авторами предлагается уникальная классификация информации с точки зрения ее роли в административном правонарушении.
Ключевые слова: информация, административные правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, объект административного правонарушения, законодательство
Для цитирования: Стащенко С. П., Константинов А. В. К вопросу об информации как элементе состава административных правонарушений // Криминологический журнал. 2022. № 3. С. 29-32. https://doi. org/10.24412/2687-0185-2022-3-29-32.
Original article
On the question of information as an element of the composition of administrative offenses
Stanislav P. Staschenko1, Aleksey V. Konstantinov2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 arlik13@inbox.ru
2 alexk_pochta@mail.ru
Abstract. The article considers information as a whole as a legal phenomenon, which is mainly the object of illegal encroachments, or its use in the commission of certain administrative offenses. The latest changes in modern legislation in the field under consideration are given. The authors propose a unique classification of information in terms of its role in an administrative offense.
Keywords: information, administrative offenses, the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses, the object of an administrative offense, legislation
For citation: Staschenko S. P., Konstantinov A. V. On the question of information as an element of the composition of administrative offenses // Criminological journal. 2022. (3):29-32. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-3-29-32.
Одним из важнейших аспектов современного общества является его повсеместная информатизация. Информация как таковая на сегодняшний день неотъемлемая часть жизни практически любого человека. Тенденция на дальнейшее увеличение роли ин-
формации в жизни человечества только увеличивается с каждым годом. Благодаря прошедшим процессам глобализации скорость и качество передаваемой информации в мире вышло на беспрецедентный уровень и достигло того, что при необходимости некоторые
© Стащенко С. П., Константинов А. В., 2022
№ 3 / 2022
Криминологический журнал
29
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
важнейшие события можно наблюдать практически, а иногда и фактически в «онлайн» режиме, а наращивание различных записывающих устройств позволяет восстановить реальную картину прошедших в конкретной точке событий с точностью до секунд.
На лицо растущая зависимость людей от информации разного рода, а также увеличение объема потребляемой и используемой информации. Информационная сфера одна из наиболее динамичных и быстроразвивающихся, которая нуждается в адекватном правовом регулировании.
Также необходимо отметить активное формирование и усовершенствование законодательство в информационной сфере [2, с. 157]. Объектом всех этих процессов является информация, значение и роль которой в современных реалиях постоянно повышается и которая уже давно стала стратегическим ресурсом, от использования которого зависит развитие экономики, формирование гражданского общества, а также обеспечение безопасности государства и общества.
В Кодекс об административных правонарушениях Российской федерации с постоянной периодичностью вносят изменения, касающиеся наделением юрисдик-ционной составляющей тех или иных деяний, объектом которых является информация.
Так, например, в ст. 13.11 «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных» были внесены изменения во все 9 частей этой статьи, а также добавлены новые части: 1.1; 2.1; 5.1 в период со 2 декабря 2019 г. по 11 июня 2021 г. несколькими Федеральными законами. 26 мая 2021 года была введена новая ст. 13.12.1 Нарушения требований в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а уже 1 сентября 2021 г. были внесены изменения в ч. 1 вышеуказанной статьи. 22 июня 2021 г. были внесены структурные изменения в ст. 13.14 Разглашение информации с ограниченным доступом Федеральным законом № 206-ФЗ, этим же Федеральным законом была введена новая статья 13.14.1 Незаконное получение информации с ограниченным доступом. Изменения в части 2, 4 и 5 статьи 13.15 Злоупотребление свободой массовой информации в период с 16 апреля по 9 июля 2021 года, а также появление новых ч. 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 4.1; 10.1 и 10.2 в период с 24 февраля по 30 апреля 2021 г.. 10 января 2021 г. была добавлена новая статья 13.33.1 Нарушение установленных правил создания (замены) и выдачи ключа простой электронной цифровой подписи и правил использования федеральной государственной информационной
системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Также 24 февраля 2021 г. добавлена новая статья 13.42 Нарушение требований законодательства к установке технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сети связи общего пользования либо технических средств контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований законодательства, предусматривающих ограничение доступа к информации. 27 апреля 2022 г. была добавлена новая статья 13.48 Нарушение установленного федеральным законом запрета публичного отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси в ходе Второй мировой войны, а также отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы. Все вышеперечисленные новые составы относятся к 13 главе Административные правонарушения в области информации, где информация является основным видовым объектам в рассматриваемых составах.
Однако в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях присутствуют недавно введенные составы, где информация является дополнительным объектом правонарушения. Так, ст. 20.3.3. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, введена Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ, а также уже были внесены изменения 25 марта 2022 г.. Сюда же можно отнести ст. 20.3.4. Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введена в действие тем же Федеральным законом № 31 [1]. Родовым объектом вышеуказанных составов будут являться обще-
30
Криминологический журнал
№ 3 /2022
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
ственные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, но дополнительным объектом, в сфере действия которого общественные отношения так же будут нарушаться, являются общественные отношения в области создания, использования и распространения информации.
Исходя из анализа составов административных правонарушений, где объектом является информация можно выделить несколько еt видов:
• Достоверная, а также подлежащая предоставлению и в надлежащем виде, без внесения заведомо недостоверных сведений (например, ст.ст. 5.1; 5.5; 5.39; 6.1;19.7 КоАП РФ).
• Актуальная, подлежащая опубликованию только в определенный период времени или специально отведенных местах (например, ст.ст. 5.5; 5.10 КоАП РФ).
• Заведомо ложная, выступающая средством совершения административного правонарушения (например, ст.ст. 5.61.1; 13.48 КоАП РФ).
• «Токсичная», содержательная часть несет в себе вредную составляющую, которая может негативно повлиять на психику человека или нанести «имиджевые» потери органам государственной власти (например, ст. 5.61; 20.3.3; 20.3.4 КоАП РФ).
• Защищаемая (например, ст.ст. 13.11; 13.12; 13.14; 13.14.1 КоАП РФ).
• Пропагандистская, которая навязывает человеку безнравственные основы и опасные для жизни и здоровья привычки (например, ст.ст. 6.13; 6.13.1; 6.21 КоАП РФ) [3].
Таким образом, информация как объект административно-правовой охраны представляет собой сведения или данные, порядок доступа к которым и их распространение, независимо от способа их представления, хранения или организации, подлежит правовому регулированию в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами. Можно сделать вывод, что круг административных правонарушений, где объектом выступает информация, весьма большой и не ограничивается лишь 13 главой административные правонарушения в области связи и информации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также имеет место быть в качестве дополнительного объекта во многих других
составах различных глав рассмотренного кодифицированного федерального закона. Что лишний раз подтверждает тезис о наступление эры информационных технологий имеет важное влияние на административную юрисдикцию в том числе.
В заключение следует отметить, что нами была проведена классификации информации как объектов административных правонарушений точки зрения не только административно- правового подхода, но и с позиции информационного права. И выделено шесть ее видов: достоверная, актуальная, заведомо ложная, токсичная, защищаемая и пропагандистская.
Список источников
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2. Стяжкина С. А. Информация как объект уголовно-правовой охраны: понятие, признаки, виды // Вестник Удмуртского университета. - 2015. - С. 157-161.
3. Противодействие преступлениям в сфере информационных технологий. Гончар В. В., Молчанова Т. В., Шмарион П. В, Шаров А. В., Медведева М. О., Дайшу-тов М. М., Рускевич Е. А., Горач Н. Н., Химичева О. В., Тумаков А. В., Андреев А. В., Стащенко С. П., Джафа-рова Н. Т., Долбилов А. В., Любан В. Г., Иванов Д. А., Михаленко Н. В., Клишина Н. Е., Гусев Д. В., Смирнов И. В. и др. учебник / Москва, - 2021. - 334 с.
References
1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of30.12.2001 No. 195-FZ // SPS «ConsultantPlus».
2. Bachilo I. L., Lopatin V. N., Fedotov M. A. Information law: textbook / edited by B.N. Topornin. St. Petersburg: Law Center Press, 2005.
3. Styazhkina S. A. Information as an object of criminal law protection: concept, signs, types // Bulletin of the Udmurt University. - 2015. Pp. 157-161.
4. Countering crimes in the field of information technology. Gonchar V. V., Molchanova T. V., Shmarion P. V., Sha-rov A. V., Medvedeva M. O., Daishutov M. M., Ruske-vich E. A., Gorach N. N., Khimicheva O. V., Tuma-kov A.V., Andreev A. V., Stashchenko S. P., Jafarova N. T., Dolbilov A. V., Lyuban V. G., Ivanov D. A., Mikhalen-ko N. V., Klishina N. E., Gusev D. V., Smirnov I. V., etc. textbook / Moscow, - 2021. - 334 p.
Информация об авторах
С. П. Стащенко - доцент кафедры противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуни-№ 3 / 2022 - Криминологический журнал - 31
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
кационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
А. В. Константинов - доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
S. P. Staschenko - Associate Professor of the Department of Countering Crimes in the field of information and telecommunication technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;
A. V. Konstantinov - Associate Professor of the Department of the department of administrative activities of the department of internal affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 23.10.2022; одобрена после рецензирования 03.11.2022; принята к публикации 09.11.2022.
The article was submitted 23.10.2022; approved after reviewing 03.11.2022; accepted for publication 09.11.2022.
Information about the authors
Правовая статистика. 5-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Освещены основные разделы правовой статистики, в том числе методы прогнозирования, математического моделирования и изучения взаимосвязей. Описаны основные статистические методы в пакетах прикладных программ и их применение в аналитической деятельности. Рассмотрены перспективы использования статистического анализа и прогнозирования в практической работе правоохранительных органов.
Для студентов и преподавателей юридических вузов.
32
Криминологический журнал
№ 3/2022