Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПОСЯГАЮЩИХ НА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ'

К ВОПРОСУ О ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПОСЯГАЮЩИХ НА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / УЧАСТНИКИ ПРАВОВОЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА / СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисицына Елена Васильевна, Амельчакова Венера Наимовна

Анализируются вопросы, связанные с особенностями производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье, общественную нравственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лисицына Елена Васильевна, Амельчакова Венера Наимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES THAT INFRINGE ON THE SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING OF THE POPULATION, HEALTH, PUBLIC MORALITY

The issues related to the peculiarities of proceedings in cases of administrative offenses encroaching on the sanitary and epidemiological welfare of the population, health, public morality are analyzed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПОСЯГАЮЩИХ НА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-36-40 NIION: 2007-0083-1/22-080 MOSURED: 77/27-005-2022-01-279

К вопросу о производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье, общественную нравственность

Елена Васильевна Лисицына1, Венера Наимовна Амельчакова2

12 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 yelena-lisitsyna@mail.ru

2 venera_amel63@mail.ru

Аннотация. Анализируются вопросы, связанные с особенностями производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье, общественную нравственность.

Ключевые слова: производство по делам об административных правонарушениях, участники правовое административного производства, субъект административного правоприменительной производства

Для цитирования: Лисицына Е. В., Амельчакова В. Н. К вопросу о производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье, общественную нравственность // Криминологический журнал. 2022. № 1. С. 26-40. о^10.24412/2687-0185-2022-1-36-40.

Original article

On the issue of proceedings in cases of administrative offenses that infringe on the sanitary and epidemiological well-being of the population, health, public morality

Elena V. Lisitsyna1, Venera N. Amelchakova2

'•2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 yelena-lisitsyna@mail.ru

2 venera_amel63@mail.ru

Abstract. The issues related to the peculiarities of proceedings in cases of administrative offenses encroaching on the sanitary and epidemiological welfare of the population, health, public morality are analyzed.

Keywords: proceedings in cases of administrative offenses, participants in legal proceedings, the subject of law enforcement proceedings

For citation: Lisitsyna E. V., Amelchakova V. N. On the issue of proceedings in cases of administrative offenses that infringe on the sanitary and epidemiological well-being of the population, health, public morality. Criminological Journal. 2022;(1):36-40. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-36-40.

Производство по делам об административных мами КоАП РФ, и которая направлена на на: всесто-

правонарушениях, которые посягают на здоровье, об- роннее и полное уяснение всех обстоятельств адми-

щественную нравственность, а также на санитарно- нистративного дела; исполнение вынесенного по

эпидемиологическое благополучие населения опре- административному делу решения; выявление при-

деляется как совокупность административно-процес- чин и условий, которые поспособствовали соверше-

суальных норм и (или) деятельность уполномочен- нию соответствующего административного правона-

ных на производство органов, урегулированная нор- рушения [1, с. 64].

© Лисицына Е. В., Амельчакова В. Н., 2022

jjiiL.

-^pr-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Административное производство слагается из таких элементов, как: стадии; задачи; процессуальные сроки; участники; виды и условия использования доказательств; процессуальные результаты производства.

Все элементы, перечисленные выше, объединяют задачи административного производства, закрепленные в ст. 24.1 КоАП РФ [2].

Задачами административного производства установлены: всестороннее и полное выяснение всех обстоятельств административного дела; исполнение решения, вынесенного по административному делу; выявление причин, а также условий, способствовавших совершению соответствующего административного правонарушения.

Выделим характерные черты производства по делам об административных правонарушениях, которые посягают на здоровье, общественную нравственность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой набор процессуальных норм и деятельность органов, которые уполномочены осуществлять производство, урегулированное этими нормами, по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств всех дел, разрешению его законным путем, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также норм определению дипломатическим причин, группируя которые вынесенного могли признаков способствовать если совершению направлена административных форме правонарушений.

В производстве поделам об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, общественную нравственность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, можно выделить все те же элементы, которые относятся к административным правонарушениям в целом. Производство по делам об административных правонарушениях можно определить в нескольких значениях: как самостоятельный институт правовой применительной деятельности органов государственной власти; как способ регуляции общественных отношений с помощью применения административных санкций.

Правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях закреплен и доступен в действующем законодательстве.

Для выявления субъектов производства по делам об административных правонарушениях, посягаю-

щих на здоровье, общественную нравственность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, целесообразно определить соотношение понятий «субъект производства» и «участник производства». В юридической литературе существуют три подхода относительно соотношения этих понятий:

• данные понятия соотносятся между собой как понятия «субъект правонарушениях права» и «участник правоотношений»;

• понятие «субъект производства» по содержанию является более объемным понятием и включает в себя понятия «участник производства»;

• понятие «субъект производства» и «участник производства» являются самостоятельными и по своему содержанию не соотносятся между собой.

С. В. Кивалов и Л. Г. Белая считают, что субъектов производства и участников производства по делам об административных правонарушениях нужно отличать между собой и что понятие «субъект производства» шире по содержанию, чем понятие «участник производства» [3, с. 54]. Думается, что в производстве по делу об административных правонарушениях участвуют органы и лица, которые объединяются общим термином «субъекты производства». Наряду с лидирующими субъектами производства, которые непосредственно реализуют его участие в производстве.

А. И. Миколенко, рассматривая производство по делам об административных правонарушениях, которые посягают на здоровье, общественную нравственность, а также на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как один из видов правоприменительной деятельности отмечает, что субъектом правоприменительной деятельности в данном случае является орган (или должностное лицо) административной юрисдикции, поскольку он непосредственно ведет данное производство. По мнению автора, все другие лица, заинтересованные и незаинтересованные в результатах дела, будут участниками данной правоприменительной деятельности [4, с. 146].

Нужно сказать, что в КоАП РФ не установлено определения «участник производства по делу об административном правонарушении».

Вышесказанное позволяет определить, что учас-ники производства по делам об административных пранорушениях, посягающих на здоровье, общественную нравственность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения являются субъекты, которые в порядке и форме, установленном законом,

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

осуществляют определенные процессуадьные функции в производстве по делу об административном правонарушении, конкретное содержание которых находится в зависимости от выполняемых ими задач в данном производстве. Участники в соответствии с их правами и обязанностями способны осуществлять свои процессуальные функции в соответсвующем производстве. Поэтому они функционируют как субъекты соответствующих административно-процессуальных правоотношениях..

Стоит заметить, что в КоАП РФ лица, участвующие в производстве разделены на две группы: органы, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях; лица, которые участвуют в производстве по делам об административных правонарушениях.

Группируя участников производства по делам об админстративных правонарушениях на классификации, А. К. Застрожная рзделяет их на три группы: субъекты, которые привлекаются к административной ответсвенности; другие участники производства [5, с. 12].

А. Ю. Якимов, проанализирова различные точки зрения на проблему участников административной юрисдикции, выделяет следующие основания их классификации: по объему, содержанию и характеру компетенции; по способу рассмотрения и разрешения дел; за наличием возможности обжалования выне-сеннго решения [6, с. 12].

Стоит отметить, что А. В. Иванов утверждает, что система лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях не только представляет собой определенную совокупность этих участников, но и обязательно предполагает наличие связей между ними [7, с. 86].

Лиц, по отношению к которым ведется производство по делу об административном правонарушении, можно разделить на физических лиц (частных предпринмателей и граждан), должностных и юридических.

Если уточнить категории участников производства по делам об административных правонарушениях, то по возрастному критерию можно выделить: совершеннолетних граждан; несовершеннолетних граждан.

Необходимо заметить, что категорию совершеннолетних лиц можно поделить на участников производства, которые отвечают за правонарушения, совершенные лично, и участников, которые несут от-

ветственность за подростковую преступность. Что касается таких признаков, как защита законных прав и интересов лица, должны быть выделены следующие участники процесса: которые защищают свои права лично; которые защищают свои права с помощью своего законного представителя; которые используют юридическую помощь защитника. По поводу лиц, которые не имеют личного интереса в деле об административном правонарушении, можно сказать, что к ним содержание КоАП РФ относит свидетеля, эксперта, переводчика, специалистов и понятых.

По нашему мнению, к данной категории можно отнести и секретаря судебного заседания, а также лиц, которые способствуют техническому обслуживанию проведения производства по делам об административном правонарушении, благодаря которому производится аудио- или видеозапись производства.

По такому критерию, как правовое положение лица, участников производства по делам об административных правонарушениях, угрожающим здоровью, санитарно-эпидемилогическому благополучию жителей страны и общественной нравственности (правонарушителем, потерпевшим или свидетелем) следует разделить на: граждан Российской Федерации; лиц без гражданства; иностранных граждан, которые не пользуются дипломатическим иммунитетом.

Если обратиться к такому критерию классификации, как властные полномочия, то Д. В. Останов считает, что участников производства по делу об административных правонарушениях следует подразделить на: участников, наделенных властными полномочиями (субъекты административной юрисдикции и субъекты, осуществляющие надзор за производством по делу об административных правонарушениях); участников, не имеющих государственно-властных полномочий [8, с. 52].

По характеру административно-юрисдикционной компетенции Д. В. Останов выделяет следующие субъекты: административной юрисдикции первой инстанции; административной юрисдикции второй инстанции; субъектов административной юрисдикции, которые могут быть участниками как первой, так и второй инстанции.

При этом необходимо отметить, что субъекты административной юрисдикции в зависимости от порядка рассмотрения дел могут подразделяться на таких, которые рассматривают дела об административных правонарушениях: коллегиально и лично.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

В рассматриваемом производстве первостепенным является лицо относительно которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это объясняется тем, что его действие (бездействие) является основой административно-правового отношения. Основная задача административного производства — установление истины относительно вины этого лица.

Статья 25.2 КоАП РФ регламентирует правовой статус потерпевшего. Исходя из положений законодательства им может быть только физическое или юридическое лицо. Данному лицу нанесен физический, моральный или имущественный вред. Особенностью его является то, что для него административное законодательство не предусматривает условия о дееспособности. У потерпевшего имеется право действовать на всех его стадиях, кроме стадии реализации постановления о наложении административного наказания [9, с. 15].

Статья 25.3 КоАП РФ устанавливает правила в отношении законных представителей физического лица, касательно которого ведется административное производство. Они являются участниками в двух случаях. В первом случае, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу или потерпевший являются несовершеннолетними. В другом же случае, если по своему физическому или психическому состоянию указанные лица не имеют возможности самостоятельно осуществить свои права. Согласно ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ в качестве защитника или представителя допускается адвокат или иное лицо.

Не стоит забывать о важности роли свидетеля в деле. Именно он помогает установить истину. Его процессуальный статус определен ст. 25.6 КоАП РФ. Свидетелем может быть лицо, которому стали известны обстоятельства дела, которые подлежат установлению [10, с. 163].

Производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, общественную нравственность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения включает в себя следующие части (стадии): возбуждение дела об административном правонарушении; административное

расследование; рассмотрение дела; пересмотр постановления; исполнение постановления [11, с. 145].

В свою очередь, каждую стадию можно разделить на этапы.

На первой стадии осуществляется выяснение обстоятельств административного правонарушения, рассматривается сам факт правонарушения, составляется административный протокол.

КоАП РФ содержит в себе исчерпывающий перечень лиц, которые в пределах своих полномочий могут составлять протоколы об административном правонарушении.

На следующем этапе протокол направляется в адрес органа либо должного лица, который уполномочен на рассмотрение дела в соответствии с положениями КоАП РФ.

В дальнейшем происходит рассмотрение дела, по существу. О времени и месте рассмотрения дела уведомляется участвующие в производстве лица.

Участники производства должны при помощи своих разъяснений высказать свою точку зрения относительно обстоятельств дела. Стадия рассмотрения, в частности, подразделяется на следующие этапы: подготовку к рассмотрению дела; рассмотрение дела; принятие решения по делу.

Отметим, что обжалование является факультативной стадией административного производства. Сама по себе эта стадия служит обеспечению законности при судопроизводстве. Обжалование является правомочием сторон, а не их обязанностью.

Дискуссионным является вопрос относительно признания исполнения решения в качестве отдельной стадии административного производства. Мы считаем, что исполнение является специальной стадией.

Из этого можно сделать вывод о том, что производство по делам об административных правонарушениях, которые посягают на здоровье, общественную нравственность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, включает несколько стадий, которые представляют собой систему объемных процессуальных действий. Эти стадии реализуются в рамках административного судопроизводства.

Библиографический список

1. Административная ответственность: учеб.-практ. пособие / под ред. Э. Г. Липатов, А. В. Филатова, С. Е. Чаннов. М. : Волтерс Клувер, 2010.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25 марта 2022 г.).

3. Кивалов С. В. Административное право: учеб. пособие. М. : Норма, 2016.

4. Миколенко А. И. Административный процесс и административная ответственность: учеб. пособие. Киев, 2004.

5. Застрожная О. К. Советский административный процесс. Воронеж, 1985.

6. Якимов А. Ю. Органы внутренних дел как субъекты административной юрисдикции: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1987.

7. Иванов А. В. Эксперт в производстве по делам об административных правонарушениях: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

8. Останов Д. В. Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

9. Жданова А. Н. Индивидуализация административной ответственности граждан: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Омск, 2010.

10. Россинский Б. В. Административная право и административная ответственность: курс лекций. М., 2018.

11. Манохин В. М. Административное право России: учебник. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012.

Bibliographic list

1. Administrative responsibility: study-practice. manual / edited by E. G. Lipatov, A. V. Filatov, S. E. Chan-nov. M. : Volters Kluver, 2010.

2. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (ed. of March 25, 2022).

3. Kivalov S. V. Administrative law: textbook. manual. M. : Norm, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Mikolenko A. I. Administrative process and administrative responsibility: studies. stipend. Kiev, 2004.

5. Zastrozhnaya O. K. The Soviet administrative process. Voronezh, 1985.

6. Yakimov A. Yu. Internal affairs bodies as subjects of administrative jurisdiction: abstract. diss. ... cand. jurid. M., 1987.

7. Ivanov A.V. Expert in the proceedings on cases of administrative offenses: diss. ... cand. jurid. M., 2009.

8. Ostanov D. V. The legal status of participants in proceedings on administrative offenses: dissertation ... cand. jurid. M., 2006.

9. Zhdanova A. N. Individualization of administrative responsibility of citizens: abstract. diss. ... cand. jurid. sciences'. Omsk, 2010.

10. Rossinsky B. V. Administrative law and administrative responsibility: a course of lectures. M., 2018.

11. Manokhin V. M. Administrative law of Russia: textbook. Saratov : Ai Pi Er Media, 2012.

Информация об авторах Е. В. Лисицына — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

В. Н. Амельчакова — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors E. V. Lisitsyna — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

V. N. Amelchakova—Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.