Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЮРИСДИКЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЮРИСДИКЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПОЛНОМОЧИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО / СТАДИИ / INTERNAL AFFAIRS BODIES / POLICE / ADMINISTRATIVE OFFENSE / OFFICIAL / POWERS / COMPETENCE / PRODUCTION / STAGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснова Елена Михайловна

В настоящей статье рассмотрена актуальная тематика, а именно: нормативное правовое регулирование административно-юрисдикционных полномочий полиции в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Сделаны выводы, в числе которых определено, что административно-юрисдикционная деятельность полиции регламентируется как федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (определение компетенционных полномочий по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена конкретным субъектом РФ), так и ведомственными нормативными правовыми актами, в связи с чем следует отметить наличие компонента множественности нормативных правовых актов, которыми обозначенная сфера деятельности полиции регулируется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Краснова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL POWERS OF THE POLICE IN THE FIELD OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

In the present article the actual subject matter is considered, namely: normative legal regulation of administrative and jurisdictional powers of police in the sphere of production on cases of administrative offenses. The article defines the administrative and jurisdictional activities of the police, considers its features. Conclusions are drawn, among which it is determined that the administrative and jurisdictional activity of the police is regulated both by Federal legislation, the legislation of the subjects of the Russian Federation (the definition of competence in cases of administrative offenses, the responsibility for which is established by a particular subject of the Russian Federation), and departmental normative legal acts, in connection with which it is necessary to note the presence of a component of plurality of normative legal acts, which the designated sphere of police activity is regulated

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЮРИСДИКЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

УДК 34.07 КРАСНОВА Елена Михайловна,

ББК 67.401 адъюнкт Академии управления МВД России, г. Москва

12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПОЛИЦИИ

В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Аннотация. В настоящей статье рассмотрена актуальная тематика, а именно: нормативное правовое регулирование административно-юрисдикционных полномочий полиции в сфере производства по делам об административных правонарушениях. Сделаны выводы, в числе которых определено, что административно-юрисдикционная деятельность полиции регламентируется как федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (определение компетенционных полномочий по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена конкретным субъектом РФ), так и ведомственными нормативными правовыми актами, в связи с чем следует отметить наличие компонента множественности нормативных правовых актов, которыми обозначенная сфера деятельности полиции регулируется.

Ключевые слова: административно-юрисдикционные полномочия, органы внутренних дел, полиция, административное правонарушение, должностное лицо, полномочия, компетенция, производство, стадии.

KRASNOVA Elena Mikhaelovna,

graduated in a military academy of Departments of MIA Academy of Russia, Moscow

LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL POWERS OF THE POLICE IN THE FIELD OF ADMINISTRATIVE

PROCEEDINGS

Annotation: In the present article the actual subject matter is considered, namely: normative legal regulation of administrative and jurisdictional powers of police in the sphere of production on cases of administrative offenses. The article defines the administrative and jurisdictional activities of the police, considers its features. Conclusions are drawn, among which it is determined that the administrative and jurisdictional activity of the police is regulated both by Federal legislation, the legislation of the subjects of the Russian Federation (the definition of competence in cases of administrative offenses, the responsibility for which is established by a particular subject of the Russian Federation), and departmental normative legal acts, in connection with which it is necessary to note the presence of a component of plurality of normative legal acts, which the designated sphere of police activity is regulated.

Key words: internal Affairs bodies, police, administrative offense, official, powers, competence, production, stages.

Значимость административно-юрис-дикционной деятельности полиции обусловливается не столько большим удельным весом административных правонарушений в общей структуре правонарушений, сколько расширением административно-юрис-дикционной защиты при сужении в современных условиях области уголовно-правового регулирования [4, с.17]. Для более полного раскры-

тия понятия и содержания административно-ю-рисдикционной деятельности органов внутренних дел, необходимо в первую очередь дать ее краткую характеристику как части административного процесса. Отметим, что в научной литературе многими авторами обосновывается мнение о том, что до настоящего времени в теории права не дано единого определения адми-нистративно-юрисдикционной деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

Так, например, по мнению В.Д. Сорокина, еще с прошлого века эта тема является предметом непрекращающейся научной дискуссии [6, с.55-62].

Административное право содержит док-тринальное толкование двух основных направлений, исходя из которых административный процесс воплощен в повседневной государственно-управленческой деятельности, - юрисдикци-онное и управленческое. Полагаем, что за каждым из указанных направлений следует признавать право на существование[5,с.125]. В результате анализа научной юридической литературы возможно сделать вывод о соотношении процесса и производства как общего и особенного.

Поскольку производство является частью процесса, а процесс - это совокупность производств, под административным процессом следует понимать совокупность процессуальных действий, совершаемых последовательно и распределяющихся по определенным стадиям, согласно практике рассмотрения полномочными органами индивидуальных конкретных дел. Стадии процесса наиболее полно проявляют себя в производстве по делам о правовых спорах и делам об административных правонарушениях. В науке административного права подобная деятельность получила название административной юрисдикции, или административно-юрис-дикционной деятельности.

В КоАП РФ, других нормативных правовых актах, не содержится четкого и однозначного определения данной деятельности. Аналогичное положение существует и в теории административного права, поскольку ученые не достигли единого мнения в области понимания рассматриваемого правового феномена. Вместе с тем, для административной юрисдикции характерны все признаки административного процесса, это роднит ее с иными видами юридического процесса и юрисдикции. Обоснованным, как мы считаем, является мнение А.П. Шер-гина, согласно которому правовая природа административной юрисдикции определяется двумя обстоятельствами: с одной стороны, она выступает как составная часть исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, а с другой стороны это -один из видов юрисдикции [7, с. 135].

Подобная точка зрения разделяется Д.Н. Бахрахом. В частности, он полагает, что под административной юрисдикцией следует понимать "юрисдикционную деятельность административных органов на основе административно-процессуальных норм. Это не правосудие"[3, с. 55].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

К субъектам, реализующим административно-процессуальные предписания, относят различные органы власти и управления. Полиция среди данных субъектов занимает особое место, поскольку полномочна реализовывать административно-процессуальные нормы по самому широкому спектру вопросов. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ полицией осуществляется значительное количество административных производств и процедур, направленных на обеспечение правопорядка, защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, которые взаимодействуют с должностными лицами полиции.

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое в органах внутренних дел (полиции) (далее по тексту - Производство), является юрисдикционным производством. Его особенности находятся в зависимости от ряда факторов (полнота содержания; временные, территориальные критерии; применение отдельных видов административных наказаний; различные категории лиц, привлекаемые к административной ответственности, и т.д.).

Правовое регулирование Производства регулируется КоАП РФ (раздел IV) [1] и по своей природе выступает в качестве особого вида юрис-дикционной деятельности органов внутренних дел, для которого характерен набор специфических признаков. В совокупности признаками производства по делам об административных правонарушениях выражается особая природа и социальное назначение рассматриваемого вида юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. В результате анализа КоАП РФ (гл. 23) можно сделать вывод о том, что среди субъектов, которыми осуществляется производство по делам об административных правонарушениях, органами внутренних дел (полицией) занимается особое место. Полагаем, что это обусловлено тем, что на органы внутренних дел (полицию) возложена основная нагрузка в области правоохранительной деятельности государства.

Осуществление производства по делам об административных правонарушениях не выступает в качестве главного, но, бесспорно, занимает важное место в административной деятельности полиции. В подведомственности полиции находится достаточно объемный круг дел об административных правонарушениях. Можно выделить следующие наиболее важные сферы административно-юрисдикционных направлений деятельности органов внутренних дел (ст.

23.3 КоАП РФ): административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ); административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ); административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ); административные правонарушения на транспорте (гл. 11 КоАП РФ); административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ); административные правонарушения в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ); административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18 КоАП РФ); административные правонарушения против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ); административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ).

В рамках вышеуказанных функциональных направлений органами внутренних дел и осуществляются охранительные, юрисдикцион-ные полномочия.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях от имени полиции производится: начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместителями; начальниками линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместителями и т.д.

Обязательность распределения компетенции должностных лиц органов внутренних дел в области рассмотрения дел об административных правонарушениях обусловливается специализацией определенных категорий сотрудников органов внутренних дел, что дает возможность не только более быстро и эффективно рассмотреть дело об административном правонарушении, но и более квалифицированно выяснить все обстоятельства совершенного правонарушения, исполнить административное наказание. Должностным регламентом (должностной инструкцией) определяется деятельность и объем полномочий должностных лиц органов внутренних дел. В подведомственности начальников органов внутренних дел находится большая часть дел об административных правонарушениях, которые входят в предмет административно-юрисдикци-онной деятельности органов внутренних дел.

Для Производства характерна определенная последовательность (стадийность). В КоАП РФ закреплены следующие стадии: возбуждение дела об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. В процессе стадии рассмотрения дела при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняются вопросы: входит ли в их компетенцию рассмотрение данного дела; есть ли обстоятельства, которыми исключается возможность рассмотрения данного дела судьей; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы. В процессе подготовки к рассмотрению дела подлежат разрешению нижеследующие вопросы, по ним, при необходимости, может выносится определение о: назначении времени и места рассмотрения дела; вызову лиц, участвующих в производстве; истребованию необходимых дополнительных материалов по делу; назначению экспертизы и др.

В случае, если имеются обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ - выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено по месту его совершения. При заявлении ходатайства лицом, относительно которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может рассматриваться по месту жительства этого лица. Рассмотрение дела об административном правонарушении производится в 15-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и иных материалов дела. Если от участников производства поступило ходатайство или имеется необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела указанный срок рассмотрения дела может продляться, но не более чем на один месяц. Если указанный срок продлевается, то должностным лицом органа внутренних дел, которым рассматривается дело, выносится соответствующее мотивированное определение.

Рассмотрение дела об административном правонарушении органом внутренних дел (полиОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

цией) предполагает выяснение следующих обстоятельств: входит ли в компетенцию органа внутренних дел рассмотрение данного дела; есть ли обстоятельства, которыми исключается возможность рассмотрения дела судьей; правильность составления протокола об административном правонарушении и других протоколов, предусмотренных КоАП РФ и т.д.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении в органах внутренних дел (полиции): подлежит объявлению, кем рассматривается дело, какое дело находится на рассмотрении, кто и на основании какого нормативного правового акта привлечен к административной ответственности;

устанавливается явка физического лица (его законного представителя) относительно которого ведется Производство, а также других лиц, которые участвуют в рассмотрении дела; проверяется полномочность законных представителей; выясняется вопрос извещения участников Производства, а также причина неявки участников, принимается решение рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц или отложить его рассмотрение; лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются права и обязанности; заявленные отводы и ходатайства рассматриваются.

Завершается Производство исполнением постановления по делу, когда оно соответствует требованиям объективной истины и сторонами не оспорено.

Таким образом, следует говорить о том, что КоАП РФ является основным нормативным правовым актом, регулирующим административ-но-юрисдикционные полномочия полиции в рассматриваемой области.

Вместе с тем, порядок реализации должностными лицами полиции своей обязанности по осуществлению по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях урегулирован также и ведомственными нормативными актами. К которым относится, например, Приказ МВД России от 30.08.2017 N 685 [2], закрепляющий перечень должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание.

Таким образом, полицией охраняется широкий круг общественных отношений (вследствие чего сотрудниками полиции рассматривается широкий спектр видов дел об административных правонарушениях). В юрисдикции полиции находятся административные правона-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

рушения, которые предусматриваются 68 статьями КоАП РФ (в процентном соотношении это составляет 17,3% от общего количества).

Административно-юрисдикционная деятельность регламентируется как федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (определение компе-тенционных полномочий по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена конкретным субъектом РФ), так и ведомственными нормативными правовыми актами, в связи с чем следует отметить наличие компонента множественности нормативных правовых актов, которыми обозначенная сфера деятельности полиции регулируется. Правом административно-юрисдикционной деятельности наделяется достаточно широкий круг должностных лиц органов внутренних дел.

Целесообразно разработать и принять федеральный закон, структурой которого не только предусматривалось бы общее юридическое понятие административной процедуры и ее соотношение с другими институтами административного процесса, но и предусматривался четкий процессуальный порядок принятия различных административно-правовых актов (общие административные процедуры), алгоритм совершения исполнительно-распорядительных действий при реализации запретов, разрешений, дозволений, предписаний, а также координационных, регистрационных и контрольно-надзорных полномочий (особые административные процедуры).

Список литературы:

[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ .2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

[2] Приказ МВД России от 30.08.2017 N 685 "О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2017 N 48613) // Официальный интернет-портал правовой информации http ://www.pravo.gov.ru.

[3] Бахрах Д.Н. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция. 2003. N 2. С. 10.

[4] Власенков В.В., Власов В.В., Лозбяков В.П. и др. Административная юрисдикция: Курс лекций. М., 2014.

[5] Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник. М., 2002. С. 382 - 383.

[6] Сорокин В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003.

[7] Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 2009.

Spisok literatury:

[1] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 07.03.2018) // Sobranie zakonodatel'stva RF .2002. N 1 (ch. 1). St. 1.

[2] Prikaz MVD Rossii ot 30.08.2017 N 685 "O dolzhnostnyh licah sistemy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, upolnomochennyh sostavlyat' protokoly ob

administrativnyh pravonarusheniyah i osushchestvlyat' administrativnoe zaderzhanie" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.10.2017 N 48613) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru.

[3] Bahrah D.N. Nuzhna specializaciya sudej, a ne sudov // Rossijskaya yusticiya. 2003. N 2. S. 10.

[4] Vlasenkov V.V., Vlasov V.V., Lozbyakov V.P. i dr. Administrativnaya yurisdikciya: Kurs lekcij. M., 2014.

[5] Kozlov YU.M., Popov L.L. Administrativnoe pravo: Uchebnik. M., 2002. S. 382 - 383.

[6] Sorokin V.D. Pravovoe regulirovanie: Predmet, metod, process (makrouroven'). SPb., 2003.

[7] SHergin A.P. Administrativnaya yurisdikciya. M., 2009.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: ■Sрецензирование рукописи; S редактирование рукописи; у/ первая корректура рукописи;

форматирование и подготовка рукописи к верстке; Jверстка рукописи;

S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), у/ согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ■Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.