Научная статья на тему 'К вопросу об административной ответственности за правонарушения в киберпространстве'

К вопросу об административной ответственности за правонарушения в киберпространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
520
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КИБЕРСРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE OFFENSE / CYBER ENVIRONMENT / INFORMATION SECURITY / INFORMATION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стащенко Станислав Петрович, Джафарова Найля Тахировна

Проведен анализ факторов, влияющих на установление административной ответственности за совершение нарушений в сфере информационного пространства, рассмотрен наиболее опасный состав правонарушений, совершаемых в киберсреде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN CYBERSPACE

Analyzed the factors that influence the establishment of administrative responsibility for violations in the field of information space, and considers the most dangerous composition of offenses committed in the cyberspase.

Текст научной работы на тему «К вопросу об административной ответственности за правонарушения в киберпространстве»

УДК 342.951 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10232

ББК 67 © С.П. Стащенко, Н.Т. Джафарова, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Станислав Петрович Стащенко, старший преподаватель кафедры административного права Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: arlik13@inbox.ru

Найля Тахировна Джафарова, адъюнкт кафедры административного права

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: nikadubrovskaya8@gmail.com

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Б.Ц. Жалсанов

Аннотация. Проведен анализ факторов, влияющих на установление административной ответственности за совершение нарушений в сфере информационного пространства, рассмотрен наиболее опасный состав правонарушений, совершаемых в киберсреде.

Ключевые слова: административное правонарушение, киберсреда, информационная безопасность, информация, административная ответственность.

ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN CYBERSPACE

Stanislav P. Staschenko, Senior Lecturer of the Department of Administrative Law

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: arlik13@inbox.ru

Nailya T. Dzhafarova, Adjunct of the Department of Administrative Law Moscow University

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: nikadubrovskaya8@gmail.com

Reviewer: Candidate of Legal Sciences, Associate Professor B.Ts. Zhalsanov

Abstract. Analyzed the factors that influence the establishment of administrative responsibility for violations in the field of information space, and considers the most dangerous composition of offenses committed in the cyberspase.

Keywords: administrative offense, cyber environment, information security, information, administrative responsibility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Стащенко С.П., Джафарова Н.Т. К вопросу об административной ответственности за правонарушения в киберпространстве. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):213-6.

Сфера информационных технологий как самостоятельный структурный элемент современной действительности сложилась сравнительно недавно. Фактором, обусловившим возникновение и стремительное развитие данной сферы, послужило создание компьютерной техники и повсеместное внедрение электронно-вычислительных средств в повседневную деятельность.

Параллельно с этим частым явлением в сфере информационных технологий стало совершение различных правонарушений, влекущих определенные негативные последствия, в связи с чем возникла необходимость установления административной ответственности за правонарушения в области связи и информации.

При этом влияние различных факторов на уста-

новление административной ответственности в сфере информационных технологий неоспоримо. К указанным факторам можно отнести следующие:

1. Широкий состав субъектов, к которым может быть применена административная ответственность: физические лица, должностные лица, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Наличие ситуаций, при которых от правонарушения может пострадать неопределенное количество субъектов (например, в результате рассылки спама или иной ложной информации), а также ситуаций, при которых сложно установить источник опасности и конкретных правонарушителей (в результате распространения компьютерных вирусов).

3. Сложный механизм установления времени совершения административного правонарушения в связи с возможностью его совершения в разных географических точках и часовых поясах информационного пространства.

4. Сложность определения места административного правонарушения, учитывая, что оно фиксируется не на территории определенного государства и вне сферы его юрисдикции, а в информационном пространстве без границ, которое предоставляет Интернет.

5. Сложность фиксации факта административного правонарушения с учетом скорости обращения документированной информации в виртуальном пространстве информационных коммуникаций.

6. Отдельные сложности при установлении подлинности и сохранности электронного документа.

7. Несоответствие санкций, предусмотренных административным законодательством за правонарушения в информационной сфере, нанесенному ущербу в результате совершения правонарушений в данной сфере.

8. Высокая значимость фактов пренебрежения или неверного соблюдения правил безопасности пользователями в сфере информационных технологий.

9. Сложности в разграничении уголовной и административной ответственности [3].

Следовательно, такие обстоятельства как установление места и времени совершения административного правонарушения, выявление следов при совершении подобных правонарушений, непосредственно влияют на процесс квалификации административных правонарушений в сфере информационных технологий.

Можно говорить о том, что ключевым признаком административных правонарушений в сфере информационных технологий является совершение противоправных деяний именно в связи с применением инфор-

мационных систем, информационных технологий и других элементов информационной инфраструктуры.

Одной из наиболее часто применимых статей в области информации является ст. 13.15 КоАП РФ - Злоупотребление свободой массовой информации [1].

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере свободы массовой информации.

Объективная сторона злоупотребления свободой массовой информации выражается в совершении действий, перечисленных в ч.ч. 1-11 ст. 13.15 КоАП РФ, которые по своему содержанию во многом аналогичны формам злоупотребления свободой массовой информации, закрепленным в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации».

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, характеризуется совершением с умыслом либо по неосторожности.

Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения является согласно ст. 2.2 КоАП РФ наличие вины, представляющее из себя психическое отношение виновного лица к совершенным им действиям и возможным последствиям.

Таким образом, злоупотребление свободой массовой информации следует признавать сложным и многоаспектным негативным правовым явлением. Совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ст. 13.15 КоАП РФ, сводится не только к нарушению информационных прав и свобод других лиц, но и к воздействию на подсознание людей.

Обязательным при рассмотрении данных административных правонарушений является установление следующих обстоятельств:

• каким образом следует воспринимать выраженные мнения, как политические дискуссии либо некий способ привлечения внимания общества к обсуждению общественно значимых вопросов;

• на чем основаны программа, статья или материал и каково отношение представителя редакции СМИ или интервьюера к суждениям, мнениям, утверждениям, высказанным в ходе проведения программ либо опубликования статей и материалов);

• принимать во внимание существующую на тот момент в стране или в отдельном ее регионе общественную и политическую обстановку

(в пределах которого были распространена соответствующая информация) [4].

Вместе с тем, оценивая соответствующую информацию в качестве злоупотребления свободой массовой информации, необходимо также обращать внимание на особенности использования сатирического и юмористического жанров, которые в отличие о других литературных жанров в основе построения своих текстов используют больше преувеличения, свободы и гиперболизирования. В то же время граждане не должны вводиться средствами массовой информации в заблуждение относительно этих событий, обстоятельств и фактов.

В целом анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ, дает возможность прийти к выводу о сложности привлечения к административной ответственности виновных лиц за совершение подобных противоправных действий, в особенности при совершении данных правонарушений в глобальной сети Интернет. В каждом случае совершения административного правонарушения необходимо применять индивидуальный подход для выявления соответствующего злоупотребления со стороны средств массовой информации.

Необходимо отметить, что статья 13.15 КоАП РФ направлена в первую очередь на реализацию требований законодательства о средствах массовой информации и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Правонарушения экстремистского характера обладают своеобразной правовой природой. Так, подобные правонарушения совершаются при исторически сложившихся социальных условиях, которые способствуют совершению правонарушений по мотивам расовой, политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Вместе с тем данные правонарушения направлены против основ конституционного строя, государственной безопасности и целостности конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Нельзя не сказать о том, что экстремистская деятельность характеризуется большим масштабом влияния на социальные процессы, отсутствием государственных границ, активным международным взаимодействием, организованной иерархичной структурой.

К характерным признакам проявлений экстремизма можно отнести следующие:

• отрицание инакомыслия и нетерпимость к представителям других взглядов (политических, экономических, религиозных и иных);

• применение насилия не только к активным противникам экстремистской идеологии, но и к любым лицам, которые не разделяют взгляды и убеждения экстремистов;

• отрицание основных положений известных идеологических и религиозных учений;

• преобладание эмоционального воздействия во время провозглашения пропагандистских идей экстремистского характера, давление на чувства и предрассудки людей, отказ от разумного восприятия;

• возведение лидера экстремистского движения в ранг несокрушимого, а его распоряжений -не подлежащих обсуждению [5].

Все указанные признаки находятся в тесном взаимодействии между собой, дополняют друг друга и имеют неразрывную внутреннюю связь.

С целью противодействия совершению правонарушений экстремистской направленности законодателем целенаправленно была включена ч. 2 ст. 13.15 в КоАП РФ.

Диспозиция данной статьи признает административным правонарушением распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2], без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность по противодействию экстремизму в административно-правовом аспекте следует рассматривать как урегулированную нормами административного права внешнюю и внутреннюю деятельность уполномоченных государственных органов, направленную на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, жизни и здоровья граждан, конституционного строя государства, государственных границ.

Обеспечение информационной безопасности, а в частности, безопасности общественных отношений складывающихся и протекающих в информационном пространстве, в существующей правовой действительности невозможно без наличия соответствующего административно-правового механизма, позволяющего применять меры административного воздействия

с целью регулирования правоотношений в сфере информационного пространства.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // СПС Консультант Плюс.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс.

3. Бачило И.Л. Административно-правовая ответственность в информационной сфере // Административная ответственность: вопросы из теории и практики. Сб. статей / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2005. С. 98.

4. Грибанов Д.В. Кибернетический терроризм: новая угроза общественной безопасности // Российский юридический журнал. 2004. № 4. С.75-79.

5. Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 1998. 256 с.

References

1. Code of the Russian Federation on administrative offenses from 30.12.2001 N 195-FZ (ed. from 01.03.2020) // SPS Consultant Plus.

2. Federal law «On countering extremist activity» of 25.07.2002 N 114-FZ (last edition) // SPS Consultant Plus.

3. Bachilo I.L. Administrative and legal responsibility in the information sphere // Administrative responsibility: questions from theory and practice. Sat. articles / Rel. N.Yu. Kameneva. Moscow, 2005. P. 98.

4. Gribanov D.V. Cybernetic terrorism: a new threat to public security/ / Russian legal journal. 2004. No. 4. Pp. 75-79.

5. Kurushin V.D., Minaev V.A. Computer crimes and information security. Moscow, 1998. 256 p.

Административное право России. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 744 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Серия "Dura lex, sed lex".

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.