Научная статья на тему 'Совершение административных правонарушений в сети Интернет как обстоятельство, отягчающее административную ответственность'

Совершение административных правонарушений в сети Интернет как обстоятельство, отягчающее административную ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1296
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ADMINISTRATIVE VIOLATIONS / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE LIABILITY / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ОТЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / AGGRAVATING FACTORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новгородов Д.А.

Развитие информационно-коммуникационных сетей, с одной стороны, оказывает положительное влияние на социально-экономическое состояние общества и государства, но, с другой стороны, может влиять негативно. Появились новые виды правонарушений, в том числе административных, которые совершаются с использованием информационнотелекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative violation on the internet as an aggravating factor

Widening of information and communication networks has a positive impact on socio-economic situation in the society and in the state on the one hand, but can also be negative on the other hand. New types of violations came into existence, including administrative ones committed by using information and telecommunication networks such as Internet.

Текст научной работы на тему «Совершение административных правонарушений в сети Интернет как обстоятельство, отягчающее административную ответственность»

УДК 342.92 ББК 67.401

СОВЕРШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ОТЯГЧАЮЩЕЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ НОВГОРОДОВ,

соискатель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: 7431131@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 - административное право, административный процесс

Научный руководитель: заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент С.А. Сойников

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Развитие информационно-коммуникационных сетей, с одной стороны, оказывает положительное влияние на социально-экономическое состояние общества и государства, но, с другой стороны, может влиять негативно. Появились новые виды правонарушений, в том числе административных, которые совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет.

Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, сеть Интернет, отягчающие обстоятельства.

Annotation. Widening of information and communication networks has a positive impact on socio-economic situation in the society and in the state on the one hand, but can also be negative on the other hand. New types of violations came into existence, including administrative ones committed by using information and telecommunication networks such as Internet.

Keywords: administrative violations, administrative liability, Internet, aggravating factors.

С появлением современных информационных и телекоммуникационных технологий люди получили свободный доступ к огромному массиву информации. Территориальные рамки распространения любой информации уже не ограничиваются отдельным регионом или государством, а приобрели международный масштаб. Это происходит и благодаря развитию информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Вышесказанное подтверждают ежегодные исследования, проводимые в России, например, по отчету Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) [6] по итогам 2014 г. сетью Интернет пользуется 62% населения страны или 68 миллионов человек, из них 56 миллионов пользуются сетью ежедневно. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [7], проведенного в конце 2014 г., интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в сеть 46% или 53,6 млн человек.

Таким образом, мы видим, что в настоящее время информационные технологии охватывают более половины населения нашей страны и являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование современного общества. Их революционное воздействие затрагивает практически все сферы жизнедеятельности человека. Посредством информационно-коммуникационных сетей люди получают образование, работают, совершают сделки, покупают товары, узнают новости, ищут и распространяют различную информацию, общаются, обмениваются файлами и многое другое. Развитие информационно-коммуникационных сетей, с одной стороны, оказывает положительное влияние на социально-экономическое состояние общества и государства, но, с другой стороны, может влиять негативно. В информационно-коммуникационных сетях (в том числе сети Интернет) распространяются различные негативные сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, размещается информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации,

совершаются другие противоправные деяния [4]. В связи этим появились новые виды правонарушений [2, с. 76-81], в том числе административные, которые совершаются с использованием, применением и (или) посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая и сеть Интернет (понятия «с использованием», «применением», «посредством» информационно-телекоммуникационных сетей закреплены законодателем и встречаются в ч. 4 ст. 13.15, ч. 2 ст. 6.21, ч. 2 ст. 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее - КоАП РФ) соответственно).

Анализ административных норм показывает, что в КоАП РФ законодатель уже закрепил ряд составов административных правонарушении, которые совершаются или могут совершаться в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

По нашему мнению, административные правонарушения, совершаемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, можно условно разделить на два вида.

К первому виду можно отнести правонарушения, закрепленные в КоАП РФ, диспозиции статей о которых содержат квалифицирующий признак, а именно указание на то, что данное правонарушение совершается с использованием, применением и (или) посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. К такому виду можно отнести правонарушения, закрепленные следующими статьями КоАП РФ: ч. 2 ст. 6.17 «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», ч. 2 и ч. 4 ст. 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», ч. 4 ст. 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации», ч. 1 ст. 14.1.1 «Незаконные организация и проведение азартных игр», ч. 2 ст. 19.34 «Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента».

Ко второму виду можно отнести правонарушения, в диспозиции статей о которых отсутствует квалифицирующий признак, но которые могут быть совершены с использованием, применением и (или) посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. К такому виду можно отнести следующие правонарушения: ст. 5.11 «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом», ст. 5.53 «Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю», ст. 5.61 «Оскорбление», ст. 20.2.2 «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка», ст. 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атри-

бутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами», ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов» и другие.

Таким образом, мы видим, что КоАП РФ содержит достаточно большое количество составов административных правонарушений, которые могут быть совершены с использованием, применением и (или) посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, но в диспозициях норм это не закреплено.

Следует учитывать и тот факт, что совершение административного правонарушения «традиционным» способом (без использования информационно-телекоммуникационных сетей и сети Интернет) затрагивает небольшой круг лиц, ограниченный определенной территорией, в то время как совершение данного правонарушения посредством или с использованием сети Интернет будет охватывать большее количество лиц (в том числе, несовершеннолетних и иностранных граждан) не ограниченное определенной территорий. Можно предположить, что общественная опасность, а также вред личности, обществу и государству будет более высоким, чем при совершении административного правонарушения «традиционными» способами.

Это подтверждается и нормами КоАП РФ, например, ответственность по ч. 1 ст. 6.21: «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» [1] влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. В свою очередь, в соответствии с ч. 2 указанной статьи те же действия, но совершенные с применением информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) [1] влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Отсюда следует, что за административные правонарушения, которые совершаются с использованием или посредством информационно-телекоммуникационных сетей, и в диспозициях статей о которых не содержится такого квалифицирующего признака, ответственность должна быть выше, чем за аналогичные правонарушения, совершенные «традиционным» способом.

В связи с этим считаем целесообразным дополнить ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ «Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются» п. 7 «совершение административного правонарушения с использованием, применением и (или) посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет».

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. 7 января. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Афанасьева Ю.А. Правонарушения в Интернете // Российское предпринимательство. 2001. № 3 (15).

3. Новгородов Д.А. Общая характеристика и струк-

тура административных правоотношении в сети интернет // Правовая идея. 2013. Т. 8. № 8.

4. Пушкин Д.С. Интернет и противоправные деяния: Теоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2003. 18 с.

5. Рассолов И.М. Право и Интернет: Теоретические проблемы. М.: Норма, 2009.

6. Минсвязи: 62% населения России пользуются Интернетом // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/32505/ (дата обращения: 19 января 2015 г.).

7. Просторы интернета: развлечение, общение, работа... // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http:// wciom.ru/index.php?id= 459&uid=115018 (дата обращения: 23 января 2015 г.).

References

1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ // Sobranie

zakonodatel'stva RF, 07.01.2002. № 1 (ch. 1). St. 1.

2. Afanas'eva YuA. Pravonarusheniya v Internete // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2001. № 3 (15).

3. Novgorodov D.A. Obshchaya kharakteristika i struktura administrativnykh pravootnoshenii v seti internet // Pravovaya ideya. 2013. T. 8. № 8.

4. Pushkin D.S. Internet i protivopravnye deyaniya: Teoreticheskii aspekt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.14. M., 2003. 18 s.

5. Rassolov I.M. Pravo i Internet: Teoreticheskie prob-lemy. M.: Norma, 2009.

6. Minsvyazi: 62% naseleniya Rossii pol'zuyutsya Internetom // Ofitsial'nyi sait Ministerstva svyazi i mass-ovykh kommunikatsii Rossiiskoi Federatsii. URL: http:// minsvyaz.ru/ru/events/32505/ (data obrashcheniya: 19.01.2015).

7. Prostory interneta: razvlechenie, obshchenie, rabota... // Ofitsial'nyi sait VTsIOM. URL: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=115018 (data obrashcheniya: 23.01.2015).

УДК 343.85 ББК 67.401.213

РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

НИКОЛАЙ МИТРОФАНОВИЧ РЕБРИЩЕВ,

преподаватель кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел

Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: t89031702993@yandex.ru Научная специальность 12.00.14 - административное право, административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Состояние рецидивной преступности и проблемы ее профилактики всегда вызывали серьезную озабоченность. Практически каждое второе расследуемое преступление совершается лицами, ранее совершавшими преступления.

Ключевые слова: административный надзор, поднадзорный, рецидивная преступность, профилактика рецидивной преступности.

Annotation. High rate of recidivism and complexity of its prevention has always been a point of concern. As a matter of fact, every other crime is committed by a repeat offender.

Keywords: administrative supervision, under supervision, recidivism, recidivism prevention.

В последние годы особую актуальность приобрела проблема профилактики рецидивной преступности. Результатом многолетних дискуссий по этому поводу стало принятие Федерального закона от

6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] (далее - Закон об административном надзоре), который вступил в силу с 1 июля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.