Научная статья на тему 'Характеристика информационной профессиональной деятельности будущих военных специалистов в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения'

Характеристика информационной профессиональной деятельности будущих военных специалистов в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE OFFICER / THE FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS OF HIGHER EDUCATION OF THE THIRD GENERATION / GENERAL CULTURAL / UNIVERSAL / GENERAL PROFESSIONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Олег Александрович, Ундозерова Алла Николаевна

В статье рассматриваются содержательные аспекты информационной деятельности будущих военных специалистов в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового 3+ и проектов Федеральных государственных образовательных стандартов 3++.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Олег Александрович, Ундозерова Алла Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC INFORMATION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE MILITARY EXPERTS IN THE CONTEXT OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION

The article considers the substantial aspects of the information activity of future military specialists in the context of the requirements of the Federal State Education Standards 3+ and the drafts of the Federal State Education Standards 3 ++.

Текст научной работы на тему «Характеристика информационной профессиональной деятельности будущих военных специалистов в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения»

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Козлов Олег Александрович,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, профессор, ole-kozlov@yandex.ru

Ундозерова Алла Николаевна,

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, доцент, und-alla@rambler.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ*

Аннотация

В статье рассматриваются содержательные аспекты информационной деятельности будущих военных специалистов в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового 3+ и проектов Федеральных государственных образовательных стандартов 3++. Ключевые слова:

военно-профессиональная деятельность офицера; Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения; общекультурные, универсальные,

общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Военная педагогика как отрасль педагогической науки, изучающая закономерности образовательного процесса подготовки военнослужащих к военно-профессиональной деятельности, начала формироваться в середине прошлого столетия и получила свое развитие при содействии советских ученых А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, В.П. Давыдова, В.Я. Слепова, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзова и др. В этот период были уточнены предмет и задачи советской военно-педагогической науки, проведено психолого-педагогическое обоснование боевой и политической подготовки, разработана система принципов обучения и воспитания воинов, выявлена дидактическая природа форм и методов обучения.

Современный этап становления российской военной педагогики связан как с изменившимися политическими и социально-экономическими реалиями, так и существенной трансформацией педагогической науки в

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Развитие информатизации образования в контексте информационной безопасности личности»

целом, обусловленной такими факторами, как информатизация общества и образования, технологизация и усложнение образовательного процесса, изменение характера взаимодействия педагога и обучающегося и пр. В настоящее время военными педагогами проводятся исследования, направленные на поиск и обоснование эффективных форм, методов и технологий обучения в условиях повышения требований государственных образовательных и профессиональных стандартов к уровню подготовки военных специалистов.

Военно-профессиональная деятельность офицера представляет собой социально значимую целенаправленную активность по реализации конкретных функций и должностных обязанностей, для выполнения которых требуются как профессионально обусловленные качества личности, так и специальные знания, умения и навыки. Анализ нормативных документов и литературы по военной педагогике и психологии [1; 3; 10; 15] позволил выявить различные виды профессиональной деятельности военнослужащих, относящиеся к обычным (мирным) и боевым условиям.

К военно-профессиональной деятельности относятся такие виды деятельности, как информационно-аналитическая, организационно-управленческая, проектно-конструкторская, производственно-

технологическая, научно-исследовательская, сервисно-эксплуатационная и др., а также учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия. Все виды деятельности взаимосвязаны и включают информационную составляющую, обусловленную процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

Исследователи проблем военного образования отмечают значительное повышение роли информационных потоков в функционировании сложных военно-технических систем и в связи с этим насущную потребность в усилении информационной подготовки будущих военных специалистов и обеспечении необходимого уровня информационной культуры современного специалиста вооруженных сил (ВС) РФ [1].

Выпускники высших военных образовательных учреждений, способные выполнять свой профессиональный долг в условиях становления информационного общества и нарастающего информационного противоборства на мировой арене, должны обладать соответствующими компетенциями, выраженными способностями успешно и ответственно решать проблемы в различных ситуациях. Образовательные стандарты высшего профессионального образования содержат требования к результатам освоения программ специалитета в форме различных компетенций.

Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения (ФГОС 3+) [12-14], соответствующих профессиональной деятельности выпускников группы специальностей, по которым ведется подготовка для воздушно-космических сил и ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого,

Ярославском высшем военном училище противовоздушной обороны, позволил выявить основные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущих военных специалистов, касающиеся их информационной деятельности.

В соответствии с ФГОС 3+ для выпускников указанных специальностей определены от девяти до двенадцати общекультурных компетенций, таких как:

1. способность осуществлять профессиональную деятельность с учетом принятых в обществе этических, морально-нравственных и правовых норм;

2. способность анализировать социально значимые явления и процессы политического, экономического и правового характера, философские и мировоззренческие проблемы, применять основные положения и методы гуманитарных, социально-экономических наук;

3. способность к логическому мышлению, критическому осмыслению, анализу, обобщению, систематизации, исследованию и прогнозированию, постановке профессиональных задач и выбору путей их решения;

4. способность к письменной и устной деловой коммуникации, созданию и редактированию текстов профессионального назначения, ведению дискуссий, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на иностранных языках;

5. способность развивать приобретенные в системе высшего образования компетенции, применять методы и средства научного познания для приобретения новых знаний и умений.

Сформированные на требуемом уровне общекультурные компетенции выпускников должны становиться основой когнитивных, морально-нравственных и коммуникативных принципов информационной деятельности военного специалиста.

ФГОС 3+ вышеуказанных специальностей устанавливают от семи до одиннадцати общепрофессиональных компетенций, среди которых:

1. способность понимать сущность и значение информации в современном мире, осознавать информационные угрозы, соблюдать требования нормативных документов в области информационной безопасности и защиты государственной тайны;

2. способность использовать языки и системы программирования, программные средства общего назначения, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач;

3. способность учитывать тенденции развития вычислительной техники, компьютерных и информационных и коммуникационных технологий, владеть методами и средствами передачи, хранения и обработки информации, а также навыками работы с компьютерной техникой и пакетами прикладных программ;

4. способность осваивать работу на современном измерительном, диагностическом и технологическом оборудовании, используемом для решения различных научно-технических задач, владеть основными способами обработки и представления экспериментальных данных;

5. способность осуществлять контроль качества аппаратного, программного и информационного обеспечений, подготовку технической документации.

Общепрофессиональные компетенции отражают в основном операционально-содержательную составляющую информационной деятельности будущего военного специалиста, уточняемую десятками профессиональных компетенций, сформулированных в соответствии с основными видами и специализациями военно-профессиональной деятельности выпускника.

Проблема действующих образовательных стандартов заключается в необходимости формирования у обучающихся большого количества компетенций, не унифицированных, различных даже для близких специальностей, и в сложности механизма верификации результатов освоения образовательных программ. В связи с этим в настоящее время в российских вузах осуществляется переход на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования с учетом профессиональных стандартов (ФГОС 3++), регламентированный Федеральным законом №122 [2].

Данным законом установлены изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [3], касающиеся формирования требований Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции на основе соответствующих профессиональных стандартов, в случае их наличия.

Целью модернизации ФГОС 3++ является разделение унифицированных универсальных (единых на соответствующий уровень образования и сквозных по уровням), унифицированных общепрофессиональных (по укрупненным группам

специальностей/направлениям подготовки) и профессиональных компетенций, последние из которых устанавливаются профессиональными стандартами и примерными образовательными программами.

Для выпускников специальностей высшего образования (уровень специалитет) в утвержденных ФГОС 3++ [12] устанавливаются следующие универсальные компетенции (таблица 1):

Таблица 1

Универсальные компетенции (уровень специалитет)_

Наименование категории (группы) универсальных компетенций Код и наименование универсальной компетенции выпускника программы специалитета

Системное и критическое мышление УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Разработка и реализация проектов УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Командная работа и лидерство УК-3. Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

Коммуникация УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

Межкультурное взаимодействие УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Самоорганизация и саморазвитие (в т.ч. здоровьесбережение) УК-6. Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

Универсальные компетенции разделены на семь групп, первая из которых соответствует когнитивному компоненту деятельности специалиста, группы со второй по пятую содержат коммуникационные компетенции, касающиеся вопросов командного взаимодействия в процессе выполнения проектов, академического, профессионального, межкультурного взаимодействия. Компетенции шестой и седьмой групп относятся к ценностно-рефлексивной составляющей профессиональной деятельности выпускника.

Для овладения универсальными компетенциями программы специалитета должны предусматривать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности, физической культуре и спорту. Некоторые универсальные компетенции имеют воспитательный характер и могут быть сформированы в процессе межличностного взаимодействия, в ходе прохождения практик, при выполнении научной и самостоятельной работы, организации культурного досуга.

Общепрофессиональные компетенции выражаются в способностях специалиста успешно действовать при решении задач, общих для типичных видов профессиональной деятельности (организационно-управленческая,

проектно-конструкторская, производственно-технологическая, научно-исследовательская, сервисно-эксплуатационная и т.д.). Анализ проектов Федеральных государственных стандартов высшего образования 3++ (уровень специалитет) [4; 5; 15] позволил выявить следующие общепрофессиональные компетенции (таблицы 2 и 3):

Таблица 2

Общепрофессиональные компетенции (11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы)_

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника программы специалитета

Научное мышление ОПК-1. Способен представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики

Исследовательская деятельность ОПК-2. Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и применять соответствующий физико-математический аппарат для их формализации, анализа и принятия решения

ОПК-3. Способен к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения, освоению работы на современном измерительном, диагностическом и технологическом оборудовании, используемом для решения различных научно-технических задач в области радиоэлектронной техники и инфокоммуникационных технологий

ОПК-4. Способен проводить экспериментальные исследования и владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных

Опытно-конструкторская деятельность ОПК-5. Способен выполнять опытно-конструкторские работы и пользоваться соответствующими ГОСТ

ОПК-6. Способен при выполнении НИР и ОКР учитывать существующие и перспективные технологии производства радиоэлектронной аппаратуры

Владение информационными технологиями ОПК-7. Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением современных методов исследования и информационных и коммуникационных технологий

Компьютерная грамотность ОПК-8. Способен использовать современные программные и инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач

Таблица 3 Общепрофессиональные компетенции (27.05.01 Специальные организационно-технические системы)

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника программы специалитета

Системный анализ и моделирование ОПК-1. Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем и применять методы математического анализа и моделирования в инженерной деятельности

Учет факторов внешней среды ОПК-2. Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений на всех этапах жизненного цикла

Использование информационных технологий ОПК-3. Способен использовать современные информационные технологии и программное обеспечение при решении задач профессиональной деятельности, соблюдая требования информационной безопасности

Научные исследования ОПК-4. Способен проводить экспериментальные исследования и измерения и организовать проведение научного исследования и разработку, представлять и аргументированно защищать полученные результаты

Разработка технической документации ОПК-5. Способен участвовать в разработке текстовой и конструкторско-технической документации в соответствии с требованиями нормативной документации

Очевидно, что перечни ключевых общепрофессиональных компетенций и их группировка будут уточняться при доработке проектов ФГОС 3++, но можно предположить, что они будут содержать категории, относящиеся к способностям специалиста применять знания о научных закономерностях, методах, средствах, технологиях, нормативных документах для решения практических задач при осуществлении различных видов профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции, устанавливаемые программами специалитетов, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также при необходимости на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам специальности на рынке труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники в рамках специальности, иных источников.

Профессиональные стандарты группы 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии [6-9] устанавливают требования к специалистам, основными видами профессиональной деятельности которых являются разработка, проектирование, исследование и эксплуатация радиоэлектронных средств и радиоэлектронных систем различного назначения; техническая поддержка клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем и/или их составляющих; администрирование информационно-коммуникационных систем;

автоматизация информационно-аналитической деятельности в государственных органах, обеспечивающих национальную безопасность.

Профессиональные стандарты содержат описание основных целей вида трудовой деятельности, трудовых и обобщенных трудовых функций, а также для каждой трудовой функции, трудовых действий и необходимых умений и знаний для их выполнения. Так, основной целью вида профессиональной деятельности 06.005 «Инженер-электронщик» является создание и совершенствование методов и средств преобразования информации, обмена информацией на расстоянии с помощью радиоэлектронных средств и технологий, обеспечивающих передачу, излучение и прием передаваемой информации по сетям радиосвязи различного назначения.

Анализ профессионального стандарта показал, что, например, для выполнения любой из пятнадцати установленных трудовых функций требуются знания нормативных документов, используемых технических средств и перспектив их развития и модернизации и владение современными инструментальными средствами, отечественными и зарубежными пакетами прикладных программ. Профессиональные компетенции, сформулированные на основе профессиональных стандартов, и модернизированные на их основе рабочие программы учебных дисциплин, конкретизируют операционально-содержательные компоненты военно-профессиональной, в том числе и информационной, деятельности выпускников военных образовательных организаций высшего профессионального образования.

Переход системы высшего военного образования на подготовку специалистов в соответствии с требованиями ФГОС 3++ позволит приблизить образовательные программы к потребностям государства в области безопасности и обороноспособности страны, обеспечить более целенаправленное и рациональное использование учебного времени, что является особенно важным фактором при освоении военно-инженерных наукоемких специальностей, повысить уровень обученности и успешность деятельности будущих военных специалистов. Одним из путей универсализации профессиональных качеств будущего военного инженера видится поэтапное формирование информационной культуры, способствующее реальному осознанию человеком самого себя, своего места и своей роли в информационном пространстве как профессионала [10].

Литература

1. Козлов О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. Изд. 3-е. М.: ИИО РАО, 2010. 326 с.

2. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 02.05.2015 №122-ФЗ [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/FS122.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20130105131426.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №1031 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Spec3+/110501_C_3plus_ 14062017.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

5. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 11.05.02 Специальные радиотехнические системы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №1019 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ ProjFGOS VO3++/Spec3+/110502_C_3plus_14062017 .pdf (дата обращения: 10.12.2017).

6. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 27.05.01 Специальные организационно-технические системы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №1018 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ ProjFGOSVO3++/Spec3++/270501 _C_15052017 .pdf (дата обращения: 10.12.2017).

7. Профессиональный стандарт 06.005 Инженер-радиоэлектронщик: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты от 19.05.2014 №315н [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/06.005.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

8. Профессиональный стандарт 06.024 Специалист по технической поддержке информационно-коммуникационных систем: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.10.2015 №688н [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/06.024.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

9. Профессиональный стандарт 06.026 Системный администратор информационно-коммуникационных систем: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.10.2015 №684н [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/06.026.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

10. Профессиональный стандарт 06.031 Специалист по автоматизации информационно-аналитической деятельности в сфере безопасности: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.11.2016 №611н [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/06.031.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

11. Ундозерова А.Н. Об особенностях формирования информационной культуры военных специалистов по информатике и вычислительной технике // Сборник научных трудов «Человек в информационном пространстве». Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 376-381.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №1031 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110501.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.02 Специальные радиотехнические

системы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №1019 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110502.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 27.05.01 Специальные организационно-технические системы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 №1018 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/ 270501.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 13.07.2017 №652 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования: [портал]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Spec/040501_C_3_ 08082017.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

Kozlov Oleg Aleksandrovich,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of the Laboratory, Doctor of Pedagogics, Professor, ole-kozlov@yandex.ru

Undozerova Alla Nikolaevna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defence, the Senior teacher, Candidate of Pedagogics, Assistant professor, und-alla@rambler. ru

CHARACTERISTIC INFORMATION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE MILITARY EXPERTS IN THE CONTEXT OF THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION

Annotation

The article considers the substantial aspects of the information activity of future military specialists in the context of the requirements of the Federal State Education Standards 3+ and the drafts of the Federal State Education Standards 3 ++. Keywords:

military professional activity of the officer; the Federal State Education Standards of Higher Education of the third generation; general cultural, universal, general professional and professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.