Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF VOCATIONAL TRAINING / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / TEACHER READINESS TO ORGANIZE A VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королюк Ирина Эдуардовна, Пугачева Наталья Борисовна, Дымолазова Татьяна Геннадьевна

Виртуальная образовательная среда формирует педагогическое сообщество, пропагандирующее и активно внедряющее в процесс профессиональной подготовки цифровой контент, адаптированный под современные форматы и требования; сопряженный с информационными базами и поисковыми системами узкопрофессионального профиля. Цель статьи - дать характеристику готовности преподавателя профессиональной школы к организации виртуальной образовательной среды. Теоретическое основание исследования составили идеи об интегративном качестве и активно-действенном состоянии личности как результате специальной подготовки. Основные результаты исследования состоят в определении сущности и структуре готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды. Значение полученных результатов состоит в том, что выяснены критерии готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды (когнитивный,креативный,компетентностный), которые разрешают идентифицировать полученные результаты с поставленными задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королюк Ирина Эдуардовна, Пугачева Наталья Борисовна, Дымолазова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF TEACHER READINESS OF PROFESSIONAL SCHOOL FOR ORGANIZATION OF VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The virtual educational environment forms a pedagogical community that promotes and actively implements digital content in the process of professional training, adapted to modern formats and requirements; associated with information bases and search engines of a narrow professional profile. The purpose of the article is to characterize the readiness of a professional school teacher to organize a virtual educational environment. The theoretical basis of the study was formed by ideas about integrative quality and active-active state of the individual as a result of special training. The main results of the study are to determine the nature and structure of the readiness of a college teacher to organize a virtual educational environment. The significance of the results obtained is that the criteria of the teacher's readiness to organize a virtual educational environment (cognitive, creative, competence) have been clarified, which allow identifying the results obtained with the assigned tasks.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

58% учащихся. После проработки задания совместно с учителем на формирующем этапе количество отметок «5» стало составлять 57% (4 чел.), отметок «4» - 28% (4 чел.) и отметок «3» - 15% (1 чел.). Количество положительных отметок на формирующем этапе увеличилось на 43% по сравнению с входным контролем. На контрольном этапе количество положительных отметок увеличилось на 15%. Таким образом, после реализации опытно-практической работы на высоком уровне сформированности монологической речи находились 71% учащихся, на среднем уровне - 29% учащихся.

Реализация опытно-практической работы с использованием технологии скаффолдинга и оценка результатов по итогам формирующего этапа и контролирующего этапа, позволили нам утверждать, что уровень сформированности монологического умения повысился. Учащиеся стали быстрее ориентироваться в ходе работы над монологом без посторонней помощи. Таким образом можно сделать вывод, что технология скаффолдинг может быть успешно применена на уроках немецкого языка для обучения монологической речи.

Выводы. Мы полагаем, что применение технологии скаффолдинга имеет большие перспективы в дальнейшей работе. Данная технология может стать тем педагогическим инструментом, который помогает повысить мотивацию, раскрыть самостоятельность учащихся, снизить уровень стресса в течение выполнения задания, а также совершенствовать умение монологической речи.

Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982. -С. 264-269.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

3. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С. 3.

4. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Современные технологии в обучении иностранным языкам: "Мозговой штурм" // Известия Балтийской Академии Рыбопромыслового Флота: психолого-педагогические науки(теория и методика профессионального образования). Калининград: Издательство БГГАРФ - С. 162-167

5. Маринина Ю.А. Кручинина Г.А., Гусева Л.В., Королева Е.В., Оладышкина А.А. // Цифровая гуманитаристика: возможности использования интеллектуальных обучающих систем в обучении иностранным языкам Научно-техническая революция: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Попкова Е., Серги Б. Конспект лекций в сетях и системах. Том 129. Спрингер,2020. С. 395-402. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9

6. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С. 14

7. Научно-техническая революция: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Попкова Е., Серги Б. Конспект лекций в сетях и системах. Том 129. Спрингер, 2020. С. 395-402. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9

8. Приказ Минобрнауки № 63 «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.ru/index.php?page_id=196&op= doDocData&dnews_id=77

9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М; Просвещение, 2002. - 239 с.

10. Хэкетт-Джонс Александра Валерьевна Переосмысление понятия "лингвометодическая обучающая поддержка" для полилингвального обучения // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2019. №1. - 60 с.

11. Gibbons, P., 2010 Learning Academic Registers in Context. In: Benholz, C., Kniffka, G., Winters-Ohle, E. (Hrsg.). Fachliche und sprachliche Förderung von Schülern mit Migrationsgeschichte. Münster u. a.: Waxmann. S. 25-37.

12. Hammond, J. / Gibbons, P., 2005 Putting scaffolding to work: The contribution of scaffolding in articulating ESL education. Prospect Vol. 20, No. 1 April 2005, 6-30.

Педагогика

УДК 377.5

преподаватель Королюк Ирина Эдуардовна

Автономная некоммерческая профессиональная организация

«Колледж государственной и муниципальной службы» (г. Ижевск);

доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань);

специалист отдела управления качеством образовательного процесса

и тестирования знаний Дымолазова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань)

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Виртуальная образовательная среда формирует педагогическое сообщество, пропагандирующее и активно внедряющее в процесс профессиональной подготовки цифровой контент, адаптированный под современные форматы и требования; сопряженный с информационными базами и поисковыми системами узкопрофессионального профиля. Цель статьи - дать характеристику готовности преподавателя профессиональной школы к организации виртуальной образовательной среды. Теоретическое

основание исследования составили идеи об интегративном качестве и активно-действенном состоянии личности как результате специальной подготовки. Основные результаты исследования состоят в определении сущности и структуре готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды. Значение полученных результатов состоит в том, что выяснены критерии готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды (когнитивный,креативный,компетентностный), которые разрешают идентифицировать полученные результаты с поставленными задачами.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, педагогическое управление, педагогическое управление профессиональной подготовкой, цифровые образовательные ресурсы, готовность преподавателя к организации виртуальной образовательной среды.

Anrntation. The virtual educational environment forms a pedagogical community that promotes and actively implements digital content in the process of professional training, adapted to modern formats and requirements; associated with information bases and search engines of a narrow professional profile. The purpose of the article is to characterize the readiness of a professional school teacher to organize a virtual educational environment. The theoretical basis of the study was formed by ideas about integrative quality and active-active state of the individual as a result of special training. The main results of the study are to determine the nature and structure of the readiness of a college teacher to organize a virtual educational environment. The significance of the results obtained is that the criteria of the teacher's readiness to organize a virtual educational environment (cognitive, creative, competence) have been clarified, which allow identifying the results obtained with the assigned tasks.

Keywords: virtual educational environment, pedagogical management, pedagogical management of vocational training, digital educational resources, teacher readiness to organize a virtual educational environment.

Введение. Виртуальная образовательная среда - инновационный, эффективный инструмент педагогического управления профессиональной подготовкой, предусматривающий применение цифровых технологий для формирования готовности студентов к успешной личной/профессиональной деятельности и освоения навыков 21 века. В содержании виртуальной образовательной среды можно выделить следующие компоненты:

1) глобальные, корпоративные, локальные компьютерные сети позволяющие создать учебные платформы, облачные образовательные системы для освоения навыков 21 века;

2) универсальное и специализированное программное обеспечение, позволяющее построить иммерсивную реальность для освоения цифровых технологий по направлению профессиональной подготовки посредством создания эффекта присутствия пользователя в объемном искусственно созданном пространстве и перемещения относительно объектов и субъектов этого пространства в реальном времени;

3) цифровые образовательные ресурсы для создания условий интерактивного самообучения и персонализации процесса профессиональной подготовки;

4) электронные портфолио и личные электронные кабинеты субъектов профессиональной подготовки для эффективной коммуникации.

Цель статьи: дать характеристику готовности преподавателя профессиональной школы к организации виртуальной образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. Организация преподавателем виртуальной образовательной среды сопряжена со:

1) знанием современных парадигм педагогической науки, цифровых образовательных ресурсов, современных технологий профессионального образования, отечественного и зарубежного опыта электронного обучения, механизмов педагогического управления профессиональной подготовкой [5];

2) умениями разрабатывать мультимедийные образовательные комплексы, отбирать и структурировать научно-методическое обеспечение профессионального образования, определять стратегии развития преподавательской деятельности и образовательного процесса [6];

3) навыками постановки педагогической цели и подбора адекватных форм, методов, средств обучения и воспитания, проектирования образовательной среды, создания и реализации педагогических моделей [10];

4) профессиональным интересом к педагогической инноватике, личностной адаптационной способностью, внутренней настроенностью на самостоятельное творческое решение педагогических задач [7].

Совокупность перечисленных знаний, умений, навыков, личностных качеств преподавателя обуславливает готовность к организации виртуальной образовательной среды.

Сущность готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды состоит в диалектической взаимосвязи целостного состояния личности и профессионально значимых качеств, обеспечивающей устойчивое стремление к педагогическому творчеству, как процессу нестандартного решения поставленных задач по созданию инновационных инструментов педагогического управления профессиональной подготовкой с применением цифровых технологий.

В педагогических исследованиях понятие «готовность» широко используется для изучения убеждений, установок, намерений, направленности, качеств личности, компетенций. Теоретическое основание для определения сущности готовности составили идеи об:

- интегративном качестве и активно-действенном состоянии личности как результате специальной подготовки [2, с. 10-26];

- мотивационной установке как долговременном намерении [3, с. 148];

- динамическом целостном состоянии личности [1];

- пригодности личности к выполнению определенной работы и наличию необходимых для этого способностей [4, с. 221];

- многомерной, многокомпонентной и многоуровневой системе, объединяющей состояние и качества личности [9, с. 3-12].

Готовность преподавателя к организации виртуальной образовательной среды - это нестационарный процесс, в котором накопление опыта ведет к изменению структурообразующих компонентов. Например, организовывая виртуальную образовательную среду, преподаватель применяет интерактивные, информационные, пиринговые технологии. Применение перечисленных технологий априори ведет к накоплению новых знаний, освоению новых умений и навыков.

Структуру готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды составляют следующие компоненты:

1) знаниевый, включающий целостное представление об универсальном и специализированном программном обеспечении, технологиях иммерсивной реальности, адаптации достижений научно-технического прогресса к образованию, цифровых образовательных ресурсах; знание педагогической инноватики, принципов отбора и структурирования учебного материала; осознание необходимости формирования у студентов цифровой грамотности и профессиональных навыков 21 века;

2) мотивационный, объединяющий склонность к применению электронных учебников, учебных платформ; желание внедрить цифровой контент в процесс профессиональной подготовки; интерес к облачным образовательным системам; устойчивую направленность на развитие субъект-субъектных отношений и проявление субъектной активности;

3) деятельностный, соединяющий умения по комплексному планированию задач, созданию образовательных программ и установлению критериев освоения, построению персонализированных траекторий профессиональной подготовки, а также использованию потенциала образовательной среды и применению цифровых технологий; навыки по выявлению, анализу и внедрению передового педагогического опыта, оперативной коррекции форм, методов, средств профессиональной подготовки, а также составлению электронных портфолио и организации личных электронных кабинетов, организации открытых онлайн курсов.

Структурообразующие компоненты готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды не могут быть инвариантны. Наполняемость компонентов быстро меняется. Организация виртуальной образовательной среды предусматривает применение информационного содержания и коммуникативных возможностей локальных, глобальных компьютерных сетей. В частности, пиринговые технологии обучения предусматривают постоянный свободный обмен ресурсами и создание специальной платформы в локальных, глобальных компьютерных сетях [8]. В качестве примеров можно привести:

- P2PU (Peer 2 Peer University - Пиринговый университет) [15];

- Creative Commons (Школа открытости) [13];

- School of Data (Школа данных) [16];

- Codecademy (обучение программированию) [12];

- MIT OpenCourseWare (Открытые курсы Массачусетского технологического института) [14];

- Brainly (Сообщество по обмену знаниями) [11] и многими другими.

Подробнее рассмотрим P2PU: Peer 2 Peer University (Пиринговый университет). На платформе P2PU (зарегистрирована в США) любой пользователь может создать свой курс по любой теме и на любом языке. P2PU стремится расширить возможности официального профессионального образования, создавая и поддерживая учебные сообщества по всему миру. На платформе P2PU созданы программные инструменты с открытым исходным кодом, которые поддерживают учебные сообщества, чтобы улучшить и распространить методы и практики взаимного обучения. Именно на платформе P2PU организованы первые массовые открытые онлайн-курсы через в сотрудничестве с Mozilla.

Создатели P2PU убеждены, что при адекватной социальной поддержке каждый может изучать практически все в Интернете бесплатно. Политика P2PU определяется следующими основными ценностями: создание бесплатного и открытого онлайн-образования; обучение - это социальная деятельность, в которой каждый человек приобретает опыт и люди учатся, когда делятся опытом; справедливость в обучении возможна только тогда, когда мы признаем образование общественным благом, а не товаром;

Курс обучения, созданный P2PU, включает комплекс индивидуальных и групповых заданий, выстроенных в определенной последовательности и обеспечивающих приобретение конкретных умений и навыков. Каждое задание размещается на отдельной странице, сопровождается инструкцией для выполнения и ссылками на источники, которые рекомендуется использовать. Пользователи могут оставлять комментарии и общаться друг с другом.

Для изучения курса пользователи могут не регистрироваться (выполнять индивидуальные задания по своему усмотрению); могут регистрироваться и записываться на «отслеживание» курса (участвовать не активно, но чтобы курс случайно потерялся); могут регистрироваться в качестве участника (активно участвовать и делиться своими достижениями).

У курса нет преподавателя или инструктора. Вокруг курса собираются добровольно и бесплатно люди, которым нужны предлагаемые умения и навыки. Пользователи учатся, используя разные формы взаимодействия (комментарии, форум, учебный блог и другие).

Участники экспериментальной работы посещали курс «Intro to Cybersecurity» (Введение в кибербезопасность), предложенный Университетом Вашингтона. Из изложенного видно, что структурообразующие компоненты готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды (знаниевый, мотивационный, деятельностный) требуют постоянного обновления (см. таблицу 1).

Таблица 1

Научно-педагогические основы формирования готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды

образовательная среда как технологическая составляющая педагогического управления средовой подход как ориентир на организацию условий и возможностей для саморазвития и самовыражения личности обучающегося, открытость образовательных ресурсов и непрерывность образования в течение всей жизни

принцип традиций ^ принцип инноваций

педагогическое управление как процесс устойчивого взаимодействия всех субъектов с целью получения новых качественных результатов по освоению содержания образовательных программ

виртуальная образовательная среда как инновационный, эффективный инструмент педагогического управления функции: оптимизация профессиональной подготовки; отбор и структурирование учебного материала; обеспечение экономичного и целесообразного расходования времени, условий, ресурсов, а также оперативной коррекции форм, методов, средств профессиональной подготовки алгоритм: выявление особенностей профессиональной подготовки и постановка задач; установление критериев освоения содержания образовательных программ; определение принципов отбора учебного материала; определение принципов структурирования учебного материала; организация профессиональной подготовки инструменты: создание образовательных программ и построение персонализированных траекторий профессиональной подготовки; внедрение электронных учебников, электронных библиотек; создание учебных платформ, облачных образовательных систем; развитие открытых образовательных ресурсов и организация открытых онлайн курсов; развитие цифровых ресурсов и адаптация технологий виртуальной реальности к учебному процессу; введение электронных портфолио и личных электронных кабинетов

дидактический потенциал виртуальной образовательной среды функции

обеспечивает формирование педагогического сообщества, пропагандирующего и активно внедряющего в процесс профессиональной подготовки цифровой контент, адаптированный под современные форматы и требования, сопряженный с информационными базами и поисковыми системами узкопрофессионального профиля, включающий технологии иммерсивной реальности позволяет установить устойчивую взаимосвязь между функциями, алгоритмом и инструментами педагогического управления гарантирует профессиональную подготовку современных специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века и конкурентоспособных на рынке труда

готовность преподавателя к организации виртуальной образовательной среды структурообразующие компоненты готовности

знаниевый, включающий целостное представление об универсальном и специализированном программном обеспечении, технологиях иммерсивной реальности, адаптации достижений научно-технического прогресса к образованию, цифровых образовательных ресурсах; знание педагогической инноватики, принципов отбора и структурирования учебного материала; осознание необходимости формирования у студентов цифровой грамотности и профессиональных навыков 21 века мотивационный, объединяющий склонность к применению электронных учебников, учебных платформ; желание внедрить цифровой контент в процесс профессиональной подготовки; интерес к облачным образовательным системам; устойчивую направленность на развитие субъект-субъектных отношений и проявление субъектной активности деятельностный, соединяющий умения по комплексному планированию задач, созданию образовательных программ и установлению критериев освоения, построению персонализированных траекторий профессиональной подготовки, а также использованию потенциала образовательной среды и применению цифровых технологий; навыки по выявлению, анализу и внедрению передового педагогического опыта, оперативной коррекции форм, методов, средств профессиональной подготовки, а также составлению электронных портфолио и организации личных электронных кабинетов, организации открытых онлайн курсов

критерии готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды

когнитивный креативный компетентностный

специальные кластерности персонификации продуктивности

принципы формирования готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды

Из таблицы 1 видно, что критерии готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды (когнитивный,креативный, компетентностный) разрешают идентифицировать полученные результаты с поставленными задачами, определить градиент роста знаний, умений, навыков, необходимых для создания инновационных инструментов педагогического управления профессиональной подготовкой с применением цифровых технологий.

Выводы. Научно-педагогические основы формирования готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды включают средовой подход, общие (традиции, инновации) и специальные (кластерность, персонификация, продуктивность) принципы, взаимосвязи теории и методики профессионального образования с психологий (категория «готовность») и информационными технологиями (понятие «виртуальная образовательная среда»).

Литература:

1. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Словарь. 3-е изд. М.: Издательство: Академический проект, Деловая книга. Серия: Gaudeamus. 2005. 848 с. https://vocabulary.ru/termin/psihologicheskaja-gotovnost.html (дата обращения 25.10.2020)

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Издательство Белорусского государственного университете, 1978. 176 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

4. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 264 с.

5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг. Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2013. № 2-2. С. 316-319.

6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 132.

7. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 91.

8. Сакоян А. Пиринговое образование // Информационно-политический канал «ПОЛИТ.РУ» https://polit.ru/article/2013/06/04/piring/ (дата обращения 25.10.2020)

9. Санжаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. №2. С. 3-12 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-i-ee-psihologicheskie-mehanizmy (дата обращения: 08.10.2020).

10. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 133.

11. Brainly https://brainly.com/ (дата обращения 25.10.2020)

12. Codecademy https://www.codecademy.com/ (дата обращения 25.10.2020)

13. Creative Commons https://creativecommons.org/about/ (дата обращения 25.10.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. MIT OpenCourseWare https://ocw.mit.edu/about/ (дата обращения 25.10.2020)

15. P2PU https://www.p2pu.org/en/ (дата обращения 25.10.2020)

16. School of Data https://schoolofdata.org/ (дата обращения 25.10.2020)

Педагогика

УДК 377.5

преподаватель Королюк Ирина Эдуардовна

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Колледж государственной и муниципальной службы» (г. Ижевск);

доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань);

доктор технических наук, профессор Лунев Александр Николаевич

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) (г. Казань)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Образовательная среда - многомерная и полифункциональная реальность. Цель статьи -выяснить дидактический потенциал виртуальной образовательной среды. Ведущим подходом к исследованию стал средовой подход, который ориентирует на открытость образовательных ресурсов. Основные результаты исследования состоят в сущностной характеристике виртуальной образовательной среды как фактора совершенствования профессиональной подготовки. Значение полученных результатов состоит в том, что установлены взаимосвязи между структурными компонентами виртуальной образовательной среды и педагогическим управлением профессиональной подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.