Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CREATIVE APPROACH / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королюк Ирина Эдуардовна, Пугачева Наталья Борисовна, Лунев Александр Николаевич

Образовательная среда - многомерная и полифункциональная реальность. Цель статьи - выяснить дидактический потенциал виртуальной образовательной среды. Ведущим подходом к исследованию стал средовой подход, который ориентирует на открытость образовательных ресурсов. Основные результаты исследования состоят в сущностной характеристике виртуальной образовательной среды как фактора совершенствования профессиональной подготовки. Значение полученных результатов состоит в том, что установлены взаимосвязи между структурными компонентами виртуальной образовательной среды и педагогическим управлением профессиональной подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королюк Ирина Эдуардовна, Пугачева Наталья Борисовна, Лунев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIDACTIC POTENTIAL OF THE VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING

The educational environment is a multidimensional and multifunctional reality. The purpose of the article is to find out the didactic potential of the virtual educational environment. A creative approach to the educational environment that focuses on the openness of educational resources has become a leading approach to research. The main results of the study consist in the essential characteristics of the virtual educational environment as a factor in improving professional training. The significance of the results obtained lies in the fact that the relationship between the structural components of the virtual educational environment and the pedagogical management of professional training has been established.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

принципы формирования готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды

Из таблицы 1 видно, что критерии готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды (когнитивный,креативный, компетентностный) разрешают идентифицировать полученные результаты с поставленными задачами, определить градиент роста знаний, умений, навыков, необходимых для создания инновационных инструментов педагогического управления профессиональной подготовкой с применением цифровых технологий.

Выводы. Научно-педагогические основы формирования готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды включают средовой подход, общие (традиции, инновации) и специальные (кластерность, персонификация, продуктивность) принципы, взаимосвязи теории и методики профессионального образования с психологий (категория «готовность») и информационными технологиями (понятие «виртуальная образовательная среда»).

Литература:

1. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Словарь. 3-е изд. М.: Издательство: Академический проект, Деловая книга. Серия: Gaudeamus. 2005. 848 с. https://vocabulary.ru/termin/psihologicheskaja-gotovnost.html (дата обращения 25.10.2020)

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Издательство Белорусского государственного университете, 1978. 176 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

4. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 264 с.

5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг. Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2013. № 2-2. С. 316-319.

6. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 132.

7. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 91.

8. Сакоян А. Пиринговое образование // Информационно-политический канал «ПОЛИТ.РУ» https://polit.ru/article/2013/06/04/piring/ (дата обращения 25.10.2020)

9. Санжаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. №2. С. 3-12 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-i-ee-psihologicheskie-mehanizmy (дата обращения: 08.10.2020).

10. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 133.

11. Brainly https://brainly.com/ (дата обращения 25.10.2020)

12. Codecademy https://www.codecademy.com/ (дата обращения 25.10.2020)

13. Creative Commons https://creativecommons.org/about/ (дата обращения 25.10.2020)

14. MIT OpenCourseWare https://ocw.mit.edu/about/ (дата обращения 25.10.2020)

15. P2PU https://www.p2pu.org/en/ (дата обращения 25.10.2020)

16. School of Data https://schoolofdata.org/ (дата обращения 25.10.2020)

Педагогика

УДК 377.5

преподаватель Королюк Ирина Эдуардовна

Автономная некоммерческая профессиональная организация

«Колледж государственной и муниципальной службы» (г. Ижевск);

доктор педагогических наук, профессор Пугачева Наталья Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань);

доктор технических наук, профессор Лунев Александр Николаевич

Казанский национальный исследовательский технический университет

имени А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) (г. Казань)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Образовательная среда - многомерная и полифункциональная реальность. Цель статьи -выяснить дидактический потенциал виртуальной образовательной среды. Ведущим подходом к исследованию стал средовой подход, который ориентирует на открытость образовательных ресурсов. Основные результаты исследования состоят в сущностной характеристике виртуальной образовательной среды как фактора совершенствования профессиональной подготовки. Значение полученных результатов состоит в том, что установлены взаимосвязи между структурными компонентами виртуальной образовательной среды и педагогическим управлением профессиональной подготовкой.

Ключевые слова: образовательная среда, виртуальная образовательная среда, средовой подход, педагогическое управление, педагогическое управление профессиональной подготовкой.

Anrntation. The educational environment is a multidimensional and multifunctional reality. The purpose of the article is to find out the didactic potential of the virtual educational environment. A creative approach to the educational environment that focuses on the openness of educational resources has become a leading approach to research. The main results of the study consist in the essential characteristics of the virtual educational environment as a factor in improving professional training. The significance of the results obtained lies in the fact that the relationship between the structural components of the virtual educational environment and the pedagogical management of professional training has been established.

Keywords: educational environment, virtual educational environment, creative approach, pedagogical management, pedagogical management of vocational training.

Введение. Понятие «среда» трактуется как окружающие условия, в которых осуществляется жизнедеятельность человека, общества [2, с. 1255]. Такое определение позволяет представить среду как множество динамичных обстоятельств. И в научной литературе понятие «образовательная среда» применяется в нескольких контекстах. Контекст - законченный отрывок речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него слов, предложений [14, с. 304-307]. В более широком значении контекст - это среда, в которой существует объект [15, с. 4-7].

В педагогической литературе, во-первых, образовательную среду рассматривают как основу воспитательного процесса. В таком контексте представлены сущность воспитывающей среды [10, с. 419]; программа гуманизации образовательной среды [12, с. 278]; система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [13, с. 6].

Во-вторых, образовательную среду рассматривают как дидактический инструмент формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, приобретения компетенций. В таком контексте представлены: информационная среда, как совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации [8, с. 2-6]; медиасреда, как совокупность медиаинформации, актуально или потенциально доступной различным целевым аудиториям [4, с. 80-82].

В-третьих, образовательную среду рассматривают как интегративный структурообразующий компонент социокультурного пространства. В этом контексте образовательная среда выполняет функции генерации, трансляции и ассимиляции знаний, ориентированные на обучение, воспитание и развитие личности, трансформацию значений в личностные смыслы; обеспечивает развитие способности человека интегрировать в своем сознании различные культурные сферы и расширять пространство собственного становления [3, с. 9-18].

Цель статьи: выяснить дидактический потенциал виртуальной образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. Понятие образовательной среды многогранно. Это обусловило разработку средового подхода к организации образовательного процесса [5, с. 21-27]. Выступая методологической основой исследования, средовой подход ориентирует на организацию условий и возможностей для саморазвития и самовыражения личности обучающегося, открытость образовательных ресурсов и непрерывность образования в течение всей жизни.

Научно-педагогическое обоснование эффективности средового подхода составляет предмет многих исследований [6, с. 70-76; 7; 11, с. 41-57]. Основные идеи средового подхода состоят в:

- устойчивой направленности на развитие субъект-субъектных отношений и проявление субъектной активности;

- использовании потенциала среды, посредством усиления позитивных факторов и ограничения негативных;

- внедрении инноваций в образовательной процесс для получения качественно новых результатов и повышения конкурентоспособности образовательных организаций;

- адаптации достижений научно-технического прогресса к образованию.

Методологическое значение средового подхода состоит в том, что он обуславливает диалектическую взаимосвязь принципов традиций и инноваций.

Принцип традиций предусматривает использование лучшего опыта и обеспечивает существование константы в педагогическом управлении учебным процессом, на основе которой и формируется новое. Традиция - это стремление понять и выразить старое по-новому. Именно традиции обеспечивают устойчивую взаимосвязь образования, социального развития, науки и техники. Традиции и опыт диалектично взаимосвязаны. С одной стороны, традиции отражают лучший опыт. С другой стороны, традиции выступают источником инноваций, обеспечивают преемственность в культурно-цивилизационном развитии общества и толерантное отношение новых поколений к ценностям прошлого.

Принцип инноваций предусматривает организацию педагогического управления на основе постоянных, целесообразных, эволюционных изменений, опирающихся на современные достижения науки и техники, технологии менеджмента человеческих ресурсов. Принцип инноваций обеспечивает существование вариативности в педагогическом управлении, на основе которой в учебный процесс внедряются новые методы, средства, инструменты, развиваются цифровые ресурсы.

Единство принципов традиций и инноваций отражает состояние науки и технологий, выступает основой фундаментальных исследований, обосновывает целесообразность прикладных исследований [16, с. 37].

Совокупность идей средового подхода обеспечивает интеграцию образовательной среды с современным социально-экономическим развитием общества; установление взаимосвязей традиций и инноваций в учебном процессе; а также позиционирование образовательных организаций как институтов цифровой экономики, формирующих навыки 21 века.

Это позволяет рассматривать образовательную среду в четвертом контексте как технологическую составляющую педагогического управления профессиональной подготовкой [9, с. 106-113].

Педагогическое управление профессиональной подготовкой - устойчивое взаимодействие всех субъектов с целью получения новых качественных результатов по освоению содержания образовательных программ. Основные функции педагогического управления состоят в: оптимизации профессиональной подготовки, посредством комплексного планирования задач; отборе и структурировании учебного материала,

как инструменте профессиональной подготовки; обеспечении экономичного и целесообразного расходования времени, условий, ресурсов, а также оперативной коррекции форм, методов, средств профессиональной подготовки.

В таком контексте можно говорить об организации виртуальной образовательной среды [1, с. 12-17].

Сущность виртуальной образовательной среды состоит в том, что это инновационный, эффективный инструмент педагогического управления профессиональной подготовкой, предусматривающий применение цифровых технологий для формирования готовности студентов к успешной личной/профессиональной деятельности и освоения навыков 21 века.

В содержании виртуальной образовательной среды можно выделить следующие компоненты:

1) глобальные, корпоративные, локальные компьютерные сети позволяющие создать учебные платформы, облачные образовательные системы для освоения навыков 21 века;

2) универсальное и специализированное программное обеспечение, позволяющее построить иммерсивную реальность для освоения цифровых технологий по направлению профессиональной подготовки посредством создания эффекта присутствия пользователя в объемном искусственно созданном пространстве и перемещения относительно объектов и субъектов этого пространства в реальном времени;

3) цифровые образовательные ресурсы для создания условий интерактивного самообучения и персонализации процесса профессиональной подготовки;

4) электронные портфолио и личные электронные кабинеты субъектов профессиональной подготовки для эффективной коммуникации.

Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды позволяет установить устойчивую взаимосвязь между функциями, алгоритмом и инструментами педагогического управления профессиональной подготовкой.

Алгоритм педагогического управления профессиональной подготовкой может включать несколько основных шагов:

1. Выявление особенностей профессиональной подготовки и постановка задач. Первый шаг предусматривает процессуальность и системность педагогического управления, обеспечивающего единство традиций и инноваций и получение необходимого результата.

2. Установление критериев освоения содержания образовательных программ. Второй шаг обеспечивает целеориентированность и непрерывность педагогического управления, устойчивость взаимодействия субъектов профессиональной подготовки, внедрение вариативных методов контроля.

3. Определение принципов отбора учебного материала. Третий шаг ориентирует на интегративную целостность и доступность учебного материала, интенсивность информационного обмена с окружающей средой, а также открытость педагогического управления для эффективного решения поставленных задач.

4. Определение принципов структурирования учебного материала. Четвертый шаг ориентирует на динамичность, нелинейность профессиональной подготовки и экспоненциальный рост качества и вариантов взаимодействия всех субъектов, а также инновационную направленность педагогического управления.

5. Организация профессиональной подготовки. Пятый шаг обуславливает диалектическую взаимосвязь поставленных задач, критериев освоения содержания образовательных программ, оперативную коррекцию форм, методов, приемов, средств как императива надежности педагогического управления.

В таблице 1 представлена взаимосвязь между функциями, алгоритмом и инструментами педагогического управления.

Таблица 1

Функции, алгоритм и инструменты педагогического управления процессом профессиональной

подготовки

Функции педагогического управления алгоритм педагогического управления инструменты педагогического управления

оптимизация профессиональной подготовки, посредством комплексного планирования задач выявление особенностей профессиональной подготовки и постановка задач; установление критериев освоения содержания образовательных программ создание образовательных программ и построение персонализированных траекторий профессиональной подготовки, способных обеспечить цифровую грамотность будущих специалистов

отбор и структурирование учебного материала определение принципов отбора и структурирования учебного материала внедрение электронных учебников, электронных библиотек; создание учебных платформ, облачных образовательных систем; развитие открытых образовательных ресурсов

обеспечение экономичного и целесообразного расходования времени, условий, ресурсов и оперативная коррекция форм, методов, средств профессиональной подготовки организация профессиональной подготовки организация открытых онлайн курсов; развитие цифровых ресурсов и адаптация технологий виртуальной реальности к учебному процессу; введение электронных портфолио и личных электронных кабинетов

Из таблицы 1 видно, что взаимосвязь функций, алгоритма и инструментов педагогического управления обеспечивает синергетический эффект в процессе профессиональной подготовки.

Выводы. Реализация дидактического потенциала виртуальной образовательной среды формирует педагогическое сообщество, пропагандирующее и активно внедряющее в процесс профессиональной подготовки цифровой контент, адаптированный под современные форматы и требования; сопряженный с информационными базами и поисковыми системами узкопрофессионального профиля; включающий технологии иммерсивной реальности. В совокупности это обеспечивает профессиональную подготовку

современных специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века и конкурентоспособных на рынке труда.

Литература:

1. Ахаян А.А. Трехмерное виртуальное образовательное пространство как образовательное пространство сетевой личности // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 1. С. 12-17.

2. Большой толковый словарь русского языка / Составитель и гл.редактор С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

3. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: Ростов-н/Д., 2004. - 576 с.

4. Гугуева Д.А., Еремина А.С. Медиация в образовательной среде // Обзор.НЦПТИ. 2018. №1 (12). С. 80-84.

Заболоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория. Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. № 2 (4). С. 46-56.

5. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т.14. № 4. С. 21-27.

6. Менг Т.В. Средовой подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. , 2008. №52. С. 70-76.

7. Митина Е.Г. Потенциал средового подхода в образовании для устойчивого развития: региональный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5464 (дата обращения: 19.10.2020).

8. Павлова Т.Б. Подготовка преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной образовательной среде: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010. 19 с.

9. Протасова О.Н., Паршукова Г.Б. Средовый подход к формированию электронной среды обучения // Сибирский педагогический журнал. 2008. №15. С. 106-113.

10. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в четырех томах. Т. 3: Из курса лекций по педагогике. Лекция пятая. М.: Просвещение, 1964. 492 с.

11. Шек Г.Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Шек Генрих Генрихович. Елец: Волжский государственный индустриально-педагогический институт, 2001. 148 с.

12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 288 с.

13. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

14. Abowd, G.D., Dey, A.K., Brown, P.J., Davies, N., Smith, M., Steggles, P. Towards a better understanding of context and context-awareness. In: Gellersen HW. (eds) Handheld and Ubiquitous Computing. Lecture Notes in Computer Science, vol. 1707. Springer, Berlin, Heidelberg, 1999, pp. 304-307 http://scigraph.springernature.com/pub.10.1007/3-540-48157-5_29 (дата обращения 19.10.2020)

15. Dey, A.K. Understanding and using context. Personal and Ubiquitous Computing, 2001, Vol. 5, N 1, pp. 4-7. https://doi.org/10.1007/s007790170019 (дата обращения 19.10.2020)

16. UNESCO Science Report, Towards 2030. https://en.unesco.org/unesco_science_report (дата обращения 19.10.2020)

Педагогика

УДК 377.5

преподаватель Королюк Ирина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Колледж государственной и муниципальной службы» (г. Ижевск)

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Виртуальная образовательная среда формирует педагогическое сообщество, пропагандирующее и активно внедряющее в процесс профессиональной подготовки цифровой контент, сопряженный с информационными базами и поисковыми системами узкопрофессионального профиля. Цель статьи - определить принципы формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании принципов кластерности, персонификации, продуктивности. Значение полученных результатов состоит в том, что выяснены правила реализации принципов, раскрывающие его практическую направленность: внедрение открытых электронных образовательных ресурсов, организация индивидуальных и командных форм обучения, построение персонализированных траекторий профессиональной подготовки, внедрение в учебный процесс интернет-ресурсов и метацифровых образовательных комплексов, повышение роли и удельного веса самостоятельной работы обучаемых.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, готовность преподавателя к организации виртуальной образовательной среды, открытые электронные образовательные ресурсы, персонализированные траектории профессиональной подготовки, метацифровые образовательные комплексы.

An^tatton. The virtual educational environment forms the pedagogical community that promotes and actively implements digital content in the process of professional training, coupled with information bases and search engines of a narrow professional profile. The purpose of the article is to determine the principles of forming the readiness of a college teacher to organize a virtual educational environment. The main results of the study consist in the scientific substantiation of the principles of clustering, personification, and productivity. The significance of the results obtained is that the rules for the implementation of the principles that reveal its practical orientation have been

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.