Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ОТКРЫТЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЕ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / МЕТАЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TEACHER'S READINESS TO ORGANIZE A VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / OPEN ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / PERSONALIZED TRAJECTORIES OF VOCATIONAL TRAINING / METADIGITAL EDUCATIONAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королюк Ирина Эдуардовна

Виртуальная образовательная среда формирует педагогическое сообщество, пропагандирующее и активно внедряющее в процесс профессиональной подготовки цифровой контент, сопряженный с информационными базами и поисковыми системами узкопрофессионального профиля. Цель статьи - определить принципы формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании принципов кластерности, персонификации, продуктивности. Значение полученных результатов состоит в том, что выяснены правила реализации принципов, раскрывающие его практическую направленность: внедрение открытых электронных образовательных ресурсов, организация индивидуальных и командных форм обучения, построение персонализированных траекторий профессиональной подготовки, внедрение в учебный процесс интернет-ресурсов и метацифровых образовательных комплексов, повышение роли и удельного веса самостоятельной работы обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королюк Ирина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF READINESS OF COLLEGE TEACHER FOR ORGANIZATION OF VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The virtual educational environment forms the pedagogical community that promotes and actively implements digital content in the process of professional training, coupled with information bases and search engines of a narrow professional profile. The purpose of the article is to determine the principles of forming the readiness of a college teacher to organize a virtual educational environment. The main results of the study consist in the scientific substantiation of the principles of clustering, personification, and productivity. The significance of the results obtained is that the rules for the implementation of the principles that reveal its practical orientation have been clarified: the introduction of open electronic educational resources, the organization of individual and team forms of training, the construction of personalized trajectories of vocational training, the introduction of Internet resources and metadigital educational complexes into the educational process, the role and proportion of independent work of trainees.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

современных специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века и конкурентоспособных на рынке труда.

Литература:

1. Ахаян А.А. Трехмерное виртуальное образовательное пространство как образовательное пространство сетевой личности // Социальная работа: современные проблемы и технологии. 2020. № 1. С. 12-17.

2. Большой толковый словарь русского языка / Составитель и гл.редактор С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

3. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: Ростов-н/Д., 2004. - 576 с.

4. Гугуева Д.А., Еремина А.С. Медиация в образовательной среде // Обзор.НЦПТИ. 2018. №1 (12). С. 80-84.

Заболоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория. Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. № 2 (4). С. 46-56.

5. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т.14. № 4. С. 21-27.

6. Менг Т.В. Средовой подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. , 2008. №52. С. 70-76.

7. Митина Е.Г. Потенциал средового подхода в образовании для устойчивого развития: региональный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5464 (дата обращения: 19.10.2020).

8. Павлова Т.Б. Подготовка преподавателя педагогического вуза к деятельности в современной информационной образовательной среде: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010. 19 с.

9. Протасова О.Н., Паршукова Г.Б. Средовый подход к формированию электронной среды обучения // Сибирский педагогический журнал. 2008. №15. С. 106-113.

10. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в четырех томах. Т. 3: Из курса лекций по педагогике. Лекция пятая. М.: Просвещение, 1964. 492 с.

11. Шек Г.Г. Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Шек Генрих Генрихович. Елец: Волжский государственный индустриально-педагогический институт, 2001. 148 с.

12. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 288 с.

13. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

14. Abowd, G.D., Dey, A.K., Brown, P.J., Davies, N., Smith, M., Steggles, P. Towards a better understanding of context and context-awareness. In: Gellersen HW. (eds) Handheld and Ubiquitous Computing. Lecture Notes in Computer Science, vol. 1707. Springer, Berlin, Heidelberg, 1999, pp. 304-307 http://scigraph.springernature.com/pub.10.1007/3-540-48157-5_29 (дата обращения 19.10.2020)

15. Dey, A.K. Understanding and using context. Personal and Ubiquitous Computing, 2001, Vol. 5, N 1, pp. 4-7. https://doi.org/10.1007/s007790170019 (дата обращения 19.10.2020)

16. UNESCO Science Report, Towards 2030. https://en.unesco.org/unesco_science_report (дата обращения 19.10.2020)

Педагогика

УДК 377.5

преподаватель Королюк Ирина Эдуардовна

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Колледж государственной и муниципальной службы» (г. Ижевск)

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Виртуальная образовательная среда формирует педагогическое сообщество, пропагандирующее и активно внедряющее в процесс профессиональной подготовки цифровой контент, сопряженный с информационными базами и поисковыми системами узкопрофессионального профиля. Цель статьи - определить принципы формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании принципов кластерности, персонификации, продуктивности. Значение полученных результатов состоит в том, что выяснены правила реализации принципов, раскрывающие его практическую направленность: внедрение открытых электронных образовательных ресурсов, организация индивидуальных и командных форм обучения, построение персонализированных траекторий профессиональной подготовки, внедрение в учебный процесс интернет-ресурсов и метацифровых образовательных комплексов, повышение роли и удельного веса самостоятельной работы обучаемых.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, готовность преподавателя к организации виртуальной образовательной среды, открытые электронные образовательные ресурсы, персонализированные траектории профессиональной подготовки, метацифровые образовательные комплексы.

An^tatton. The virtual educational environment forms the pedagogical community that promotes and actively implements digital content in the process of professional training, coupled with information bases and search engines of a narrow professional profile. The purpose of the article is to determine the principles of forming the readiness of a college teacher to organize a virtual educational environment. The main results of the study consist in the scientific substantiation of the principles of clustering, personification, and productivity. The significance of the results obtained is that the rules for the implementation of the principles that reveal its practical orientation have been

clarified: the introduction of open electronic educational resources, the organization of individual and team forms of training, the construction of personalized trajectories of vocational training, the introduction of Internet resources and metadigital educational complexes into the educational process, the role and proportion of independent work of trainees.

Keywords: virtual educational environment, teacher's readiness to organize a virtual educational environment, open electronic educational resources, personalized trajectories of vocational training, metadigital educational complexes.

Введение. Образовательная среда - многомерная и полифункциональная реальность, технологическая составляющая педагогического управления профессиональной подготовкой. Виртуальная образовательная среда - инновационный, эффективный инструмент педагогического управления профессиональной подготовкой, предусматривающий применение цифровых технологий для формирования готовности студентов к успешной личной/профессиональной деятельности и освоения навыков 21 века. В содержании виртуальной образовательной среды можно выделить следующие компоненты: 1) глобальные, корпоративные, локальные компьютерные сети позволяющие создать учебные платформы, облачные образовательные системы для освоения навыков 21 века; 2) универсальное и специализированное программное обеспечение, позволяющее построить иммерсивную реальность для освоения цифровых технологий по направлению профессиональной подготовки посредством создания эффекта присутствия пользователя в объемном искусственно созданном пространстве и перемещения относительно объектов и субъектов этого пространства в реальном времени; 3) цифровые образовательные ресурсы для создания условий интерактивного самообучения и персонализации процесса профессиональной подготовки; 4) электронные портфолио и личные электронные кабинеты субъектов профессиональной подготовки для эффективной коммуникации.

Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды: 1) позволяет установить устойчивую взаимосвязь между функциями, алгоритмом и инструментами педагогического управления; 2) обеспечивает формирование педагогического сообщества, пропагандирующего и активно внедряющего в процесс профессиональной подготовки цифровой контент, адаптированный под современные форматы и требования; сопряженный с информационными базами и поисковыми системами узкопрофессионального профиля; включающий технологии иммерсивной реальности; 3) гарантирует профессиональную подготовку современных специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века и конкурентоспособных на рынке труда.

Цель статьи: определить принципы формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды.

Изложение основного материала статьи. Сущность готовности преподавателя к организации виртуальной образовательной среды состоит в диалектической взаимосвязи целостного состояния личности и профессионально значимых качеств, обеспечивающей устойчивое стремление к педагогическому творчеству, как процессу нестандартного решения поставленных задач по созданию инновационных инструментов педагогического управления профессиональной подготовкой с применением цифровых технологий.

Структуру готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды составляют следующие компоненты:

- знаниевый, включающий целостное представление об универсальном и специализированном программном обеспечении, технологиях иммерсивной реальности, адаптации достижений научно-технического прогресса к образованию, цифровых образовательных ресурсах; знание педагогической инноватики, принципов отбора и структурирования учебного материала; осознание необходимости формирования у студентов цифровой грамотности и профессиональных навыков 21 века;

- мотивационный, объединяющий склонность к применению электронных учебников, учебных платформ; желание внедрить цифровой контент в процесс профессиональной подготовки; интерес к облачным образовательным системам; устойчивую направленность на развитие субъект-субъектных отношений и проявление субъектной активности;

- деятельностный, соединяющий умения по комплексному планированию задач, созданию образовательных программ и установлению критериев освоения, построению персонализированных траекторий профессиональной подготовки, а также использованию потенциала образовательной среды и применению цифровых технологий; навыки по выявлению, анализу и внедрению передового педагогического опыта, оперативной коррекции форм, методов, средств профессиональной подготовки, а также составлению электронных портфолио и организации личных электронных кабинетов, организации открытых онлайн курсов.

Критерии готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды (когнитивный,креативный, компетентностный) разрешают идентифицировать полученные результаты с поставленными задачами, определить градиент роста знаний, умений, навыков, необходимых для создания инновационных инструментов педагогического управления профессиональной подготовкой с применением цифровых технологий.

К специальным принципам формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды при подготовке пожарных и спасателей можно отнести кластерность, персонификацию, продуктивность.

Принцип кластерности предусматривает установление взаимосвязей традиций и инноваций в учебном процессе для получения качественно новых результатов по освоению содержания образовательных программ и повышения конкурентоспособности образовательных организаций, а также интеграцию условий, возможностей, достижений научно-технического прогресса для обеспечения процессов саморазвития и самовыражения личности обучающегося, профессиональной подготовки специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века и конкурентоспособных на рынке труда [6].

Теоретико-методологическую основу формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды при подготовке пожарных и спасателей на основе принципа кластерности составляют:

- диалектические принципы возможности и действительности, отражающие устойчивую взаимосвязь образования, социального развития, науки и техники, а также детерминирующие развитие цифрового

образования [4];

- кластерный подход, обеспечивающий единство традиций и инноваций, интенсивность информационного обмена с окружающей средой, а также позволяющий структурировать учебный материал по разным логическим основаниям [6];

- концепции цифрового профессионального образования, способствующие адаптации теории и методики профессионального образования под запросы цифровой экономики, ориентирующие на организацию современной цифровой образовательной среды [4].

Выяснено, что в образовательной практике формирование готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды при подготовке пожарных и спасателей на основе принципа кластерности может быть реализовано посредством нескольких правил. Правила реализации принципа - это положения, раскрывающие его практическую направленность, конкретные указания. Правила реализации принципа кластерности включают: внедрение открытых электронных образовательных ресурсов и организацию индивидуальных и командных форм обучения.

Внедрение открытых электронных образовательных ресурсов сопряжено с распространением и внедрением технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Выяснено, что внедрение открытых электронных образовательных ресурсов позволяет объединять учебный материал в кластеры по различным логическим основаниям, что обеспечивает:

- обучающемусявозможность заниматься в удобном для себя месте (в аудитории, дистанционно) и удобное для себя время; сконцентрироваться на определённых разделах программы, проверять себя, возвращаясь к предыдущим темам; поддерживать устойчивую мотивацию и создавать повторяющиеся ситуации успеха; оперативно оценить результаты собственной деятельности; формировать умения применения пиринговых технологий;

- преподавателю возможность применить технологические инновации, вовлекать обучающихся в активную деятельность и рационально использовать время учебных занятий.

Организация индивидуальных и командных форм обучения позволяет:

- обучающемуся совершенствовать способности к генерированию новых идей, коллективной проектной деятельности, разработке образовательных программ; формировать умения педагогического проектирования мультимедийных комплексов, индивидуальных образовательных маршрутов; развивать навыки применения современных методов и технологий коммуникации, обоснованного отбора образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания;

- преподавателю совершенствовать способности по проведению анализа образовательной деятельности посредством экспертной оценки и проектированию программ индивидуального и командного развития; развивать навыки организации научно-методического обеспечения образовательного процесса, педагогического проектирования образовательной среды.

Теоретико-методологическая основа принципа кластерности и правила его реализации отражают взаимосвязь традиций и инноваций в учебном процессе; интеграцию условий, возможностей, достижений научно-технического прогресса для обеспечения процессов саморазвития и самовыражения личности обучающегося, профессиональной подготовки специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века и конкурентоспособных на рынке труда.

Принцип персонификации обуславливает оптимизацию субъект-субъектных отношений в процессе формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды для развития устойчивого стремления к педагогическому творчеству на основе глобальных трендов цифровой эпохи [5].

Теоретико-методологическую основу формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды при подготовке пожарных и спасателей на основе принципа персонификации составляют:

- диалектический принцип развития, отражающий закономерные изменения качеств личности, а также детерминирующий устойчивую взаимосвязь инновационной направленности личности и цифровизации современного общества [2];

- персонализированный подход, ориентирующий на построение персонализированных траекторий профессиональной подготовки и мониторинг учебных достижений, обеспечивающий эффективное использование дидактического потенциала цифровых технологий в образовательном процессе [1];

- концепции персонализированного обучения, способствующие модернизации профессионального образования под запросы цифровой экономики, ориентирующие на организацию виртуальной образовательной среды [7].

Выяснено, что в образовательной практике формирование готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды при подготовке пожарных и спасателей на основе принципа персонификации может быть реализовано посредством нескольких правил: построение персонализированных траекторий профессиональной подготовки; внедрение в учебный процесс интернет-ресурсов.

Построение персонализированных траекторий профессиональной подготовки обеспечивает:

- формирование цифрового поколения, как императива внедрения в образовательный процесс цифровых технологий для подготовки специалистов, владеющих профессиональными навыками 21 века;

- реализацию образовательных потребностей обучающихся с учетом их особенностей.

Внедрение в учебный процесс интернет-ресурсов обеспечивает:

- открытость учебного процесса и формирование опыта использования компьютерных и цифровых технологий;

- формирование способности к построению новых моделей организации труда с применением информационно-коммуникационных технологий (коворкинг, удаленный офис, фриланс, краудсорсинг);

- развитие умений осуществлять профессиональную деятельность в условиях неопределенности и постоянного саморазвития.

Принцип продуктивности обеспечивает эффективность отбора и структурирования учебного материала для формирования целостного представления о цифровых образовательных ресурсах, желания внедрить цифровой контент в процесс профессиональной подготовки, навыков применения цифровых технологий [3].

Теоретико-методологическую основу формирования готовности преподавателя колледжа к организации

виртуальной образовательной среды при подготовке пожарных и спасателей на основе принципа продуктивности составляют:

- диалектический принцип единства формы и содержания, отражающий устойчивые взаимосвязи учебного материала и уровнями готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды, а также детерминирующий внедрение цифровых образовательных продуктов [3];

- интегративный подход, позволяющий рассматривать процесс формирования готовности и готовность преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды как системную целостность, ориентирующий на внедрение интегрированных сетевых программ профессиональной подготовки [1];

- концепции цифровой профессиональной подготовки, способствующие информационной открытости и прозрачности обучения, ориентирующие на организацию практики студентов с применением цифровых производственных технологий [4].

Выяснено, что в образовательной практике формирование готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды при подготовке пожарных и спасателей на основе принципа продуктивности может быть реализовано посредством нескольких правил: повышение роли и удельного веса самостоятельной работы обучаемых; внедрение в учебный процесс метацифровых образовательных комплексов.

Повышение роли и удельного веса самостоятельной работы обучаемых позволяет:

- внедрить в процесс формирования готовности разнообразные образовательные ресурсы для создания ситуаций успеха, развития целостного представления об универсальном и специализированном программном обеспечении, технологиях иммерсивной реальности;

- применить различные активные и интерактивные методы обучения для развития интерактивной коммуникации и организации проектной деятельности обучающихся, овладения навыками командной и индивидуальной рефлексии.

Внедрение в учебный процесс метацифровых образовательных комплексов (симуляторы, тренажеры, SMART-оборудование, включая специальную одежду) обеспечивает:

- персонализацию процесса формирования готовности и приобретение опыта применения цифровых технологий в профессиональной деятельности пожарных и спасателей;

- формирование способности к комплексному планированию задач с применением метацифровых образовательных комплексов, созданию образовательных программ и установлению критериев освоения;

- развитие умений по оперативной коррекции методов и средств профессиональной подготовки, а также составлению электронных портфолио и организации личных электронных кабинетов.

Выводы. Установлено, что эффективность формирования готовности преподавателя колледжа к организации виртуальной образовательной среды повышается при условии диалектической взаимосвязи общих (системность, научность, доступность, наглядность, практикоориентированность, сознательность и активность) и специальных (кластерность, персонификация, продуктивность) принципов, обеспечивающих системную целостность структурообразующих компонентов готовности (знаниевый, мотивационный, деятельностный) и критериев (когнитивный, креативный, компетентностный) ее развития.

Литература:

1. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Интеграция уровней профессионального образования как альтернатива начальной военной подготовке в техническом ВУЗе. Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2014. № 1. С. 189-193.

2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Селективная поддержка развития региональной сферы профессиональных образовательных услуг. Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2013. № 2-2. С. 316-319.

3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 132.

4. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно значимого блага и достояния личности. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 91.

5. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Селективная поддержка профессиональных образовательных услуг как составляющая обеспечения социально-экономического обеспечения региона. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 260.

6. Татаринова И.П., Шевцова В.В., Лунев А.Н. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 2. С. 204-210.

7. Терентьева И.В., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Теоретические методы опытно-экспериментальной работы в педагогике профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.