Цо^ Ю.А. Веселовская
0-^со
1—^0
Фшгл
Педагогические условия подготовки будущего учителя к формированию интернет-культуры школьника
Активное применение современных средств интернет-технологий в организации образовательного процесса вуза обозначено как определяющее педагогическое условие подготовки будущих учителей к формированию интернет-культуры школьников. Рассмотрены структурно-функциональные модули и характеристики виртуальной среды вуза, а также описаны механизмы организации учебного процесса с использованием ресурсов виртуальной среды вуза. Ключевые слова: интернет-культура, подготовка будущих учителей, педагогические условия, виртуальная образовательная среда вуза.
Процесс подготовки будущего учителя к формированию интернет-культуры школьника является достаточно сложным и противоречивым. Это связано, прежде всего, с тем, что само понятие «интернет-культура» до конца не исследовано, а его определение требует уточнения и дальнейшего педагогического исследования [3]. Таким образом, все размышления по поводу закономерностей процесса формирования интернет-культуры и подготовки учителей к формированию интернет-культуры школьников являются актуальными и необходимыми.
Производя попытку теоретического осмысления подготовки будущего учителя к формированию интернет-культуры школьника, мы сформулировали педагогические условия данного процесса. Система педагогических условий процесса подготовки будущего учителя к формированию интернет-культуры школьника может выглядеть следующим образом:
1) системное исследование будущими педагогами образовательных возможностей сети Интернет и овладение механизмами их применения в учебно-воспитательном процессе школы;
2) включение будущих педагогов в исследование новых возможностей развивающихся средств интернет-технологий;
3) активное применение современных средств интернет-технологий в организации образовательного процесса вуза.
Рассмотрим подробнее сформулированные педагогические условия. | Первое педагогическое условие подразумевает выбор из большого мно- о гообразия интернет-технологий наиболее оптимальных для использова- g ° ния в педагогической практике. Сегодня наиболее актуальными, в том | i числе и в сфере образования, являются сервисы Web 2.0. Благодаря | <§ этой технологии субъекты образовательного процесса имеют возмож- о § ность не просто транслировать учебное содержание, но и работать над S о совместным коллективным продуктом, а также обмениваться опытом с в формате взаимного наблюдения за сетевой деятельностью. Несмотря на широкий спектр возможностей технологии Web 2.0. возникают различного рода вопросы и противоречия, связанные с их использованием в учебном процессе. Так, использование интернет-технологий требует от учителя знания механизмов и закономерностей применения их в учебном процессе.
Второе педагогическое условие является наиболее значимым с точки зрения исследовательской задачи будущего учителя. Интернет-технологии активно развиваются, появляются все более удобные и функциональные сервисы, которые требуют исследования практических возможностей и описания методических рекомендаций использования их в учебном процессе [4]. Обозначенные задачи могут быть решены в рамках методических контрольных проектов, курсовых и дипломных студенческих проектов, практические результаты которых могут быть опробованы во время педагогических практик.
Третье педагогическое условие определяет необходимость использования интернет-технологий в организации образовательного процесса вуза. Такое погружение студентов в учебный процесс с использованием интернет-технологий способствует получению студентами практического опыта разрешения учебных задач с применением информационных и коммуникационных сервисов сети Интернет. Специфика учебного процесса вуза предполагает проведение определенного количества занятий с применением дистанционных технологий, что дает возможность вузовским преподавателям наглядно продемонстрировать студентам весь спектр методических форм работы с использованием интернет-сервисов, а также проанализировать полученные образовательные результаты, преимущества и недостатки рассмотренных форм работы.
Третье педагогическое условие, с нашей точки зрения, является наиболее важным, поэтому остановимся на нем подробнее. В полной мере студенты включаются в учебный процесс с применением современных средств интернет-технологий в том случае, если в вузе сформирована на должном уровне виртуальная образовательная среда. Она представляет собой систему сервисов и ресурсов общеуниверситетской
4 X го О ^ т
к ^ о
Ш го т
5 л го ^ О
го о к
(5 1 обучающей системы дистанционного обучения (СДО), а также сайты отдельных курсов, обучающие интернет-страницы преподавателей и др. С функциональной точки зрения виртуальная образовательная среда ^ у о обеспечивает возможность доступа к информационным образовательным ресурсам, синхронную и асинхронную коммуникацию участни-^ ков учебного процесса, возможность контроля результатов обучения (например, тестирование студентов), а также позволяет осуществлять администрирование данной системы.
Структурно-функциональными модулями виртуальной среды вуза являются:
1) информационно-справочный модуль, методический модуль, электронные словари, электронные УМК, домашние страницы преподавателей курсов, тематические сайты (ресурсный блок);
2) модуль асинхронного и синхронного взаимодействия участников учебного процесса: электронная почта, форум, коммуникационные сервисы курсов и дисциплин (коммуникационный блок);
3) модуль тестирования, модуль управления учебными курсами, модуль статистики успеваемости и учета посещаемости курсов студентами (контрольно-административный блок) [1].
Среди характеристик виртуальной образовательной среды можно выделить: гибкость (обучаемый имеет возможность заниматься в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе; корректировать учебный процесс, конструируя свою учебную траекторию); модульность (обучаемый имеет возможность из набора независимых модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным потребностям); экономическая эффективность (снижаются затраты как обучающегося, так и системы образования) [2].
Как правило, базисом виртуальной образовательной среды любого учебного учреждения является СДО (например, СДО «Прометей», СДО «Доцент», СДО «Moodle» и др.), которая берет на себя основную нагрузку организации дистанционного учебного процесса. Процесс обучения на базе СДО, как правило, организован следующим образом: упражнения, задания и контрольно-измерительные материалы размещаются в ресурсных и интерактивных модулях, учебные продукты также могут быть опубликованы в форумах электронных учебно-методических комплексов, при этом автоматически отслеживается посещаемость и результативность выполнения обучающих и контрольных заданий.
Особого внимания при организации виртуальной образовательной среды вуза требует коммуникационный блок (сервисы, которые берут на себя весь функционал виртуального диалога). Коммуникационный блок виртуальной образовательной среды складывается из различных
ее
сервисов и служб, выполняющих разнообразные функции, главная Е из которых - обеспечение коммуникации между участниками учебного § ® процесса в синхронном и асинхронном режимах. Основная задача ком- 5 ° муникационных сервисов - осуществить на практике идею электрон- | 1 ного сообщества обучающихся, функционирование которого является | <§ условием для реализации деятельностного подхода в обучении, а также о § условием создания интерактивной площадки, на базе которой возмож- 5 ю но осуществить как простую учебную коммуникацию, так и исследова- с тельскую деятельность [1].
Базовым и наиболее распространенным сервисом коммуникационного блока является электронная почта, которая обеспечивает коммуникационную (общение студентов с преподавателями), инструктивную (рассылка заданий) и контролирующую (сдача студентами выполненных заданий и проектов) функции. Таким образом, электронная почта в учебном процессе обеспечивает, прежде всего, индивидуальный консультационный режим работы преподавателя и студента. Также коммуникационный блок виртуальной образовательной среды вуза включает коммуникационные сервисы электронных учебных курсов, созданных на базе СДО. К данным сервисам относятся: новостные форумы, где преподаватель публикует объявления, оценки, комментарии к занятиям и т.д.; общие форумы, где студенты обсуждают определяемые преподавателем темы. Тематические страницы в социальных сетях (vkontakte.ru, facebook.com и др.) также можно использовать для организации учебных дискуссий.
Современным и эффективным режимом коммуникации является видеоконференция, которую определим как форму сетевого педагогического аудиовизуального взаимодействия между участниками педагогического процесса посредством сетевых аудиовидеотехнологий. Видеоконференции позволяют приблизить опосредованное общение к живому, непосредственному, тем самым повышая продуктивность взаимодействия преподавателя и обучающихся [2].
Таким образом, в рассмотренной системе педагогических условий решающую роль имеет грамотная организация виртуальной образовательной среды вуза. Функционал виртуальной образовательной среды вуза позволяет будущим учителям на практике получить необходимые навыки использования информационных и коммуникационных сервисов сети Интернет в организации учебного процесса.
j
ro о сс
sol Библиографический список
1. Брылева В.А. Виртуальная образовательная среда специального факультета как средство развития межкультурной компетенции студентов-лингвистов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 10. № 31. С. 168-171.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. М., 2010.
3. Веселовская Ю. А. Формирование интернет-культуры учашдхся старших классов общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2014.
4. Раянов М.Р. Интернет-культура в контексте педагогической деятельности // Информационные и образовательные технологии: Сб. научных ст. Самара, 2004. С. 43-54.
Веселовская Юлия Александровна - кандидат педагогических наук; старший преподаватель кафедры методик преподавания математических и информационно-технологических дисциплин факультета физико-математического и технологического образования, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. E-mail: veselovskaya.yulya@bk.ru
Yu.A. Veselovskaya
Pedagogical conditions for the preparation of the future teacher for the formation of the Internet culture of the student
The active use of modern means of Internet technologies in the organization of the educational process of the university is indicated as determining the pedagogical condition for the preparation of future teachers for the formation of the online culture of schoolchildren. The structural and functional modules and characteristics of the virtual environment of the university are considered, and the mechanisms for organizing the educational process using the resources of the virtual environment of the university are described.
Key words: Internet culture, preparation of future teachers, pedagogical conditions, virtual educational environment of the university.
Veselovskaya Yulija A. - PhD in Pedagogy; Senior Lecturer of the Department of Methods of Teaching Mathematical and Information Technology Subjects of the Faculty of Physics and Mathematics and Technology Education, Ulyanovsk State Pedagogical University
О -О m
^ ^ О
Ф ro m
S x ro
^ О .
J so
cc и О
s и
Q. Ф
O^
Ф о
1— Q.