Научная статья на тему 'Характеристика деятельности современных средств массовой информации государств Южного Кавказа'

Характеристика деятельности современных средств массовой информации государств Южного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
118
26
Поделиться
Ключевые слова
партийно-политический дизайн / законодательные органы власти / электорат / юфо / скфо

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Джибилов Алан Олегович

В статье анализируется партийный состав законодательных органов власти Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, характеризуется расстановка политических сил в регионах Юга России по состоянию на 2010 г.

Похожие темы научных работ по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации , автор научной работы — Джибилов Алан Олегович,

The article analyzes the party structure of the legislative authorities of Southern and North Caucasus Federal Districts. The correlation of political forces in the southern regions of Russia as of 2010 has been characterized.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Характеристика деятельности современных средств массовой информации государств Южного Кавказа»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. ХофмайстерX Воля к войне или бессилие политики. СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2006.

2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Этика. М.: АСТ, 2010.

3. Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер. Время и бытие. М.: Республика,

1993.

4. Платон. Пир //Платон. Диалоги. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

AGONALITY AS STRIVING OF ENTITY TO BE

A. V Yarovoy, PhD in Sociology, Associate Professor of Azov and the Black Sea State Academy of Agricultural Engineering

The article reveals the essence of the notions “agonality”, “agon”, oruzhnost. It is proposed to see in the agonality the striving of entity to its own self-assertion, which is manifested in the clash of forces, in updating oruzhnost of entity, which potentially lies in corporality. Four ontological reasons of agonality have been identified.

Keywords, agon, agonality, assertiveness, entity, oruzhnost, fold, struggle.

УДК 070(479)

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВ ЮЖНОГО КАВКАЗА

АЛ). Джибилов, кандидат политических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета

В статье анализируется партийный состав законодательных органов власти Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, характеризуется расстановка политических сил в регионах Юга России по состоянию на 2010 г.

Ключевые слова: партийно-политический дизайн; законодательные органы власти; электорат; ЮФО; СКФО.

г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А еополитические и информационные процессы, характерные для международных отношений, оказывают сильное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государств Закавка-

зья, определяют формат отношений между ними. Современные масс-медиа Закавказья не только отражают весь спектр политических, социально-экономических и культурных процессов и трансформа-

ций государств региона, но и являются своего рода инициатором и катализатором этих процессов. Будучи посредником между властью и гражданским обществом, средства массовой информации выступают важным субъектом региональных политических процессов. В этой связи актуальной представляется исследовательская деятельность по изучению тенденций современного развития закавказских средств массовой информации.

Значительное влияние на развитие закавказских средств массовой информации оказали этнорегиональные конфликты: армяно-азербайджанский, грузино-

осетинский, грузино-абхазский. В результате этого общей чертой как грузинских, так и абхазских, осетинских, азербайджанских и армянских СМИ остается негативное освещение событий в противоположном лагере. Например, обсуждение современного состояния нагорнокарабахской проблемы армянскими и азербайджанскими масс-медиа, на наш взгляд, показывает, что информационное единоборство в зоне конфликта продолжается и, возможно, еще более усиливается. Влияние нерешенных межэтнических конфликтов сказывается на уровне свободы и открытости журналистики. Национальный интерес обусловливает табу, самоограничение при освещении целого ряда тем, создает благодатную почву для манипуляции средствами массовой информации и общественным мнением со стороны политических кругов. Эти выводы подтверждаются результатами контент-анализа азербайджанских и армянских печатных средств массовой информации.

Среди проблем, связанных с формированием положительных образов государств Южного Кавказа, можно отметить существующие объективные причины. В регионе до сих пор не преодолено действие центробежных сил. Отсюда преобладание процессов становления и укрепления новых независимых государств, формирования их собственной национально-государственной идентичности. К объективным причинам следует также отнести существующие социально-

экономические трудности, которые переживают Армения, Азербайджан и Грузия. В подобных условиях самым легким путём выступает апелляция к национальным и националистическим чувствам [1, с. 1-2].

По мнению автора, существует определённая идентичность постконфликт-ного информационного поведения средств массовой информации государств Южного Кавказа. Во-первых, практически отсутствует жанр военной хроники. Хроника событий заменяется политологическими, историческими, аналитическими и наукообразными материалами об истоках, причинах, возможных исходах и методах урегулирования конфликтов. Во-вторых, вместо адекватной картины событий закавказские масс-медиа создают и укрепляют в сознании народов, вовлеченных в конфликт, мифы и стереотипы [2].

Прекращение активных военных действий и достижение относительной внутриполитической ситуации на территориях государств Закавказья способствовало некоторому «упорядочению» деятельности средств массовой информации. Позиция тех или иных СМИ стала определяться ориентацией на существующие политические силы. В настоящее время масс-медиа Южного Кавказа в точности копируют поле политики и синхронизируются с ним. Такая тенденция оказывает положительное влияние на политические процессы, но негативно отражается на общем состоянии информационной сферы, где политическая информация начинает доминировать над остальной. Это связано с существованием ряда факторов.

Во-первых, демократические преобразования в Грузии, Армении и Азербайджане характеризуются формированием партий, которые становятся политической силой, способной выполнять информирующую, мобилизующую и организующую функции. В период становления института политических партий средства массовой информации стимулируют поведенческие установки общества. Современные аудио- и видеосредства приводят к усилению роли СМИ при

формировании мнений и установок населения. Ресурс влияния средств массовой информации важен в ситуации слабо выраженной партийной идентификации, характерной для государств Южного Кавказа.

Во-вторых, особенность закавказских масс-медиа состоит в том, что в условиях управленческой и инфраструктурной однотипности, а также однообразия информационного продукта единственным средством рейтингового роста становится освоение политического пространства.

В-третьих, предвыборные кампании в настоящее время, безусловно, являются одним из определяющих политических факторов, на который влияют средства массовой информации.

В-четвертых, противоречия в информационной среде используются политиками для расширения информационного влияния путем создания информационных альянсов, внесения кадровых изменений, поддержки акций журналистов с целью их во шечения в по лггическую сферу. В итоге совокупность этих факторов приводит к ситуации, когда одновременно присутствует конкуренция СМИ и власти, противостояние медиахолдингов и борьба за политическое влияние между различными средствами массовой информации.

Г оворя о тенденциях развития средств массовой информации госу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарств Южного Кавказа, следует отметить, что по мере трансформации общества они теряют правую и националистическую ориентацию. Происходит их профессионализация и совершенствование. Объективная информация становится главной целью средств массовой информации. Произошедшие конфликты рассматриваются уже не как неразрешимые дилеммы, а как проблемы, требующие прагматичного подхода.

Материалы проведенного автором исследования позволяют сделать следующие выводы и замечания. Средства массовой информации - важный субъект процессов становления и эволюции национальных политических режимов на территории стран Закавказья. Масс-медиа выступают коммуникатором, представляющим интересы различных политических акторов в процессе межгосударственного взаимодействия. Используя свой ресурсный потенциал, СМИ Южного Кавказа служат эффективным инструментом формирования общественного мнения как гражданского общества, так и национальных политических элит. С точки зрения автора, перспективы развития региональных средств массовой информации на среднесрочный и долгосрочный периоды во многом будут определяться сценариями развития закавказских политических режимов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Кувалдин В. Глобализация - светлое будущее человечества? // Независимая газета. 2000. 11 окт.

2. Ибраева Г. Региональные конфликты и средства массовой информации. Алматы: Казахский государственный национальный университет, 2001.

CHARACTERISTICS OF MODERN MASS MEDIA ACTIVITY IN SOUTHERN CAUCASUS STATES

A. O. Dzhibilov, PhD in Politics, Associate Professor of NorthOssetian State University

The article analyzes the party structure of the legislative authorities of Southern and North Caucasus Federal Districts. The correlation of political forces in the southern regions of Russia as of 2010 has been characterized.

Keywords: party policy design, legislative authorities, electorate, Southern Federal District, North Caucasus Federal District.

УДК 323.2 : 316.3

РАЗВИТИЕ МНОГООБРАЗИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Л.М. Шаповалова, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии, политологии и права ИППК Южного Федерального университета

Рассмотрены особенности взаимоотношения власти и общественных организаций в рамках формирующегося в России гражданского общества. Выявлены основные проблемы и даны рекомендации по повышению эффективности взаимодействия общественности и власти.

Ключевые слова: власть, государство, гражданское общество, самоуправление, общественные организации, социальные ценности.

О каком бы виде самоуправления ни шла речь, незыблемым остается его важнейший принцип: самоуправление при любом повороте дел является правом, а не обязанностью граждан, социальной ценностью гражданского общества и одним из ресурсов развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К участию местного самоуправления в работе гражданского общества можно отнести вовлечение граждан через взаимодействие с органами местного самоуправления в процесс принятия управленческих решений органами власти, создания реальных механизмов контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления, инициативную самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения.

Основной проблемой взаимодействия власти и общественности на сегодняшний день выступает отсутствие доверия между участниками этих отношений при реализации и оценивании соци-

альной и экономической политики. Существующие отношения между разными ветвями и уровнями власти, между разными общественными структурами, между властью и общественностью носят, как правило, корпоративный характер защиты клановых интересов, что еще более усугубляет кризис в России. В сегодняшней ситуации возможные отношения осложнены тем, что потенциальные партнеры не видят и не понимают друг друга, более того, всячески закрываются друг от друга. Г осударственные и местные структуры власти только тогда становятся открытыми и прозрачными для местных сообществ, когда общественные организации могут предъявить конкретные общественно значимые и социально зримые результаты своей деятельности, направленные на повышение качества жизни населения на территории.

Другой не менее важной проблемой выступает отсутствие нормативно закре-