Научная статья на тему 'Характер взаимодействия преподавателей и студентов в контексте идей Болонского процесса'

Характер взаимодействия преподавателей и студентов в контексте идей Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / РАЗВИВАЮЩЕЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павозкова Ольга Евгеньевна

В статье рассматриваются изменения позиции преподавателей и студентов в условиях Болонского процесса, анализируются сущностные изменения характера их взаимодействия как вариативной, гибкой системы развивающейся по своему содержанию, способам, формам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS IN THE CONTEXT OF BOLOGNA PROCESS IDEAS

The article shows changes in the positions of teachers and students under the conditions of Bologna Process. The author analyses significant changes in the nature of this interaction as a variable flexible system developing its content, ways and forms.

Текст научной работы на тему «Характер взаимодействия преподавателей и студентов в контексте идей Болонского процесса»

УДК 378.14(045)

ПАВОЗКОВА Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 21 научной публикации

ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются изменения позиции преподавателей и студентов в условиях Болонского процесса, анализируются сущностные изменения характера их взаимодействия как вариативной, гибкой системы развивающейся по своему содержанию, способам, формам.

Болонский процесс, преподаватели, студенты, развивающее и развивающееся взаимодействие субъектов образовательного процесса

Изменение характера взаимодействия преподавателей и студентов в условиях Болонского процесса обусловлено рядом причин: изменением идеологии подготовки кадров, пересмотром целей высшего образования и, соответственно, всех компонентов образовательной системы, изменением условий развития системы высшего образования и т.д.

Современное высшее образование в России претерпевает серьезные изменения, которые чаще всего связывают с вступлением России в Болонский процесс. При этом отмечается, что Болонский процесс порожден не только собственными проблемами высшего образования как таковыми, сколько теми изменениями, которые происходят в обществе в различных сферах жизнедеятельности человека.

Эти процессы связаны со становлением нового типа общества и культуры, а именно: происходящим переходом от индустриального общества к постиндустриальному и информационно-

му. Условия жизни в постиндустриальном или информационном обществе характеризуются как ситуация неопределенности, что требует от человека самоопределения, умения решать жизненно важные задачи, мотивации к обучению на протяжении всей жизни. В связи с этим выдвигаются и новые цели образования, ориентированные на профессиональную самореализацию студента в информационном обществе1, на подготовку выпускника любой ступени к успешной самостоятельной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного общества2. Таким образом, цели современного высшего образования серьезно пересматриваются.

Необходимо отметить, что меняются и условия развития системы высшего образования. Е.В. Пискунова обращает внимание на то, что в ситуации свободного доступа к любым информационным каналам и формам образования академическое сообщество лишается своего прежнего права эксклюзивного контроля над

источниками знания и путями, к нему ведущими. Именно поэтому меняется структура преподавательской профессии, меняется характер академической карьеры3.

Анализ приоритетов Болонского процесса позволяет сделать вывод об изменении позиции студента. В Пражском коммюнике (2001) встречи европейских министров, ответственных за высшее образование, подчеркивается, что студенты - это «полноправные члены сообщества высшего образования», что «студенты являются компетентными, активными и конструктивными партнерами в деле создания и реформирования европейского пространства высшего образования, и их участие необходимо и приветствуется»4. Соответственно, как подчеркивает Н.Ф. Радионова, организация образовательного процесса должна быть сориентирована на самостоятельность обучающихся, их ответственность и активность в процессе познания5.

Таким образом, изменение идеологии и условий подготовки кадров в условиях реализации идей Болонского процесса ведет к системным изменениям всех компонентов процесса обучения, в т.ч. эти изменения проявляются в новых технологиях взаимодействия преподавателей и студентов, в изменении их позиций.

Анализ исследований, посвященных проблемам внедрения идей Болонского процесса в практику российского высшего образования, показал, что изменение характера взаимодействия преподавателей и студентов ярче всего проявляется в ситуациях, связанных с организацией самостоятельной работы студентов, процессом выбора студентом индивидуального образовательного маршрута, сопровождением студента в процессе его реализации. Обозначается целый ряд новых ролей преподавателя: консультант, академический консультант, тьютор, куратор образовательной программы, модератор образовательного процесса и т.д. Установлено, что данные позиции заключаются, главным образом, в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося.

Выявлено, что функции консультанта и академического консультанта разводятся. Сущ-

ность деятельности педагога-консультанта состоит в том, при отсутствии традиционного изложения материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить, либо владеет способами деятельности, которые указывают путь к решению проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения - научить студента учиться6.

Академическое консультирование как таковое появилось в связи с усложнением структуры учебного плана и необходимостью осуществлять выбор интересующих предметов, проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут студента, обучающегося в современном университете. Обязанности академического консультанта: консультирование по вопросам использования образовательной среды университета в плане профессионального развития и деятельности по самообразованию; рекомендации по ориентации образовательной деятельности на индивидуальное развитие обучающегося в условиях дифференциации образовательных программ профессионального образования; консультирование по нормативно-регламентирующему обеспечению образовательного процесса7.

Таким образом, академическое консультирование представляет собой процесс взаимодействия между академическим консультантом и студентом, целью которого становится планирование образовательного маршрута, исходя из жизненных и профессиональных планов.

В процессе академического консультирования студент должен научиться критически оценивать ситуацию, принимать решения и решать проблемы, осуществлять выбор, быть активным и ответственным по отношению к своему образованию.

Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы.

Деятельность педагога-тьютора, как и педаго-га-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Общение с тьютором может осуществляться через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Задача педагога-тьютора - помогать студентам в получении максимального объема знаний, умений и навыков в процессе учебы, поддерживать интерес студентов к обучению на протяжении всего времени изучения предмета, обеспечивать возможность использования различных форм контакта с ним (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции).

Выявлено, что с иных позиций рассматривается и организация групповой работы студентов. Все чаще используется термин «модера-ция». В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей. Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами8.

В условиях усложнения учебного плана, повышения доли самостоятельной работы актуализируется проблема поддержания целостности образовательной программы. Студенты часто не воспринимают образовательную программу как целостную систему подготовки, не видят связи между учебными курсами. Кроме того, при современной организации образовательного процесса необходима слаженная работа всех преподавателей, работающих в рамках образовательной программы, координацию их деятельности может выполнять куратор образовательной программы, в функции которо-

го входит обеспечение преемственности учебных курсов дисциплин разных блоков, обеспечение преемственности учебных курсов, практикумов, практик; ориентация преподавателей и студентов на организацию образовательного процесса, обеспечивающую вклад каждого предмета или способа практической деятельности в достижение конечного результата9.

Таким образом, можно выделить целый ряд вариантов взаимодействия преподавателей и студентов, обусловленных системными изменениями образовательного процесса в вузе:

• консультирование по поводу решения учебной задачи (педагог-консультант - студент);

• академическое консультирование, предназначенное для помощи в выстраивании, планировании индивидуального образовательного маршрута (академический консультант - студент);

• педагогическое сопровождение студента в процессе обучения, обеспечивающее поддержание обратной связи, заинтересованности студентов в освоении образовательной программы (тьютор - студент, тьютор - группа студентов);

• модерация, направленная на установление отношений между студентами, организацию процесса свободной коммуникации студентов, обмена мнениями, суждениями и подводящего студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей (педагог-модератор - группа студентов);

• обеспечение целостности, результативности образовательной программы (куратор образовательной программы - студент, куратор образовательной программы - группа студентов).

Представляется целесообразным проанализировать сущностные изменения характера взаимодействия преподавателей и студентов на основе концепции развивающего и развивающегося взаимодействия субъектов образовательного процесса Н.Ф. Радионовой. Согласно данной концепции понятие «взаимодействие преподавателей и студентов» обозначает достаточно широкий круг явлений (социальных, психологических, педагогических).

Многообразие процессов, отображаемых понятием «взаимодействие преподавателей

и студентов», позволяет представить его как развивающуюся целостность, в которой в единстве выступают субъект-субъектное и субъект-объектное взаимодействие, практическое и духовное, предметное и межличностное. Субъект-субъектные связи в этой целостности определяют взаимные положения преподавателей и студентов как развивающихся личностей, субъектов собственной жизнедеятельности, а субъект-объектные - подчеркивают функционально-ролевой характер их взаимных положений («ведущий - ведомый»). Практический «обмен» охватывает реальные действия преподавателей и студентов, а духовно-информационный предполагает обмен идеями, мыслями, чувствами, интересами и т.д., т.е. всем тем, что является достоянием внутреннего мира взаимодействующих. Деятельность преподавателей и студентов и их общение предстают в рассматриваемой целостности как разные способы «обмена» между взаимодействующими. При этом общение есть не только атрибут, необходимая сторона деятельности, но и способ реализации потребностей взаимодействующих друг в друге.

Таким образом, взаимодействие преподавателей и студентов - это целостность, которая выступает одновременно как единство противоположных типов взаимосвязи (субъект-субъектного, субъект-объектного), противоположных типов содержания обмена (духовного и практического), противоположных способов обмена (деятельности и общения). Каждая из «плоскостей» рассмотрения взаимодействия («тип взаимосвязи», «содержание обмена», «способ обмена») задает определенное «пространство» для соответствующих противоположностей, а пересечение «плоскостей» - «пространство возможностей» для взаимодействия преподавателей и студентов. В этом «пространстве» возможны различные варианты взаимодействия преподавателей и студентов, каждый из которых характеризуется своим особым сочетанием «содержания обмена», «способа обмена» и «типа взаимосвязи».

Каждый из вариантов взаимодействия преподавателей и студентов может оказывать оп-

ределенное влияние на развитие образовательной системы и ее субъектов, но ни один из них в отдельности не может полностью обеспечить этого. Взаимодействие преподавателей и студентов должно строиться как гибкое, сообразное ситуации развития, вариативное, развивающееся по своему содержанию, способам и формам организации.

Анализ происходящих изменений, обусловленных особенностями построения образовательного процесса в вузе на основе идей Болонского процесса, показал, что соотношение типа взаимосвязи, содержания и способов обмена изменяется. Можно обозначить следующие тенденции:

• происходит изменение типа взаимосвязи, поскольку преподаватель выступает не столько как руководитель, сколько как наставник и посредник. Данное изменение обусловлено, с одной стороны, возможностью свободного доступа студентов к информационным ресурсам и, соответственно, получения студентами искомой информации и без участия преподавателя; с другой стороны, необходимостью проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, основывающегося на личном выборе студента. Проектирование индивидуального маршрута должно сопровождаться специальным обучением студента этому процессу, помощью со стороны преподавателя, не просто предоставляющего функцию «ведущего», а обучающего студента брать на себя ответственность за свой выбор;

• обогащается содержание взаимодействия, поскольку в него активно включается субъектный опыт взаимодействующих, происходит обмен профессиональными целями, планами, устремлениями;

• меняется характер способов обмена (предметного и межсубъектного), которые сориентированы на поддержку и сопровождение студентов в процессе образования, характеризуются обоюдным уважением, доверием, пониманием и сопереживанием;

• расширяется спектр форм взаимодействия - актуализируется дистантное взаимодействие, увеличивается доля индивидуальной работы.

Анализ тенденций развития взаимодействия преподавателей и студентов позволил выявить и ряд возникающих проблем, которые отчасти связаны с тем, что реалии российской высшей школы далеко не всегда совпадают с разработанными подходами10:

• от преподавателя требуется освоение новых ролей - тьютора, академического консультанта, on-line консультанта, разработчика учебных материалов, размещаемых в сетевых ресурсах, и т.п., а это, в свою очередь, потребует освоения новых компетенций;

• от студента требуется высокая активность, осознанность, ответственность за свой

выбор - качества, которые надо специально воспитывать;

• от вуза требуется обеспечение ресурсов (технических, финансовых, кадровых) организации изменяющегося взаимодействия преподавателей и студентов и т.д.

Таким образом, взаимодействие преподавателей и студентов как вариативная, гибкая система развивается по своему содержанию, способам, формам. Установлено, что своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося.

Примечания

1 Акулова О.В. Системные изменения процесса подготовки педагогических кадров в контексте идей Болонского процесса II Российское педагогическое образование и Болонский процесс: состояние и перспективы. СПб., 2005. С. 32.

2 Пискунова Е.В. Исследование социокультурных оснований современного университетского образования II Герценовские чтения - 2006. Ч. 3. Исследования педагогического образования (педагогический аспект) / под ред. Н.Ф. Радиновой. СПб., 2006. С. 15.

3 Там же. С. 20.

4 Повышение роли студентов в Болонском процессе: материалы российско-норвежского проекта / сост. A.C. Крылов, Е.Ю. Доценко. Архангельск, 2008. С. 18.

5 Радионова Н. Ф. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в педагогическом вузе как объект исследования и источник решения проблем педагогического образования II Герценовские чтения - 2006. С. 6.

6 Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллект. моногр. / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. СПб., 2004. С. 31.

1 Гуманитарные образовательные технологии в вузе: метод, пособие / под ред. С.А. Гончарова. СПб., 2007. С. 25. 8Компетентностный подход в педагогическом образовании... С. 32.

9Российский вуз в европейском образовательном пространстве: Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / О.В. Акулова, H.A. Вершинина, О.Б. Дауто-ваи др.; под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 2006. С. 92.

10 Фелъдт А.Е. Реформирование высшего образования в рамках Болонского процесса II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Гуманит. и соц. науки». 2006. № 2(10). С. 123.

Pavozkova Olga

INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS IN THE CONTEXT OF BOLOGNA PROCESS IDEAS

The article shows changes in the positions of teachers and students under the conditions of Bologna Process. The author analyses significant changes in the nature of this interaction as a variable flexible system developing its content, ways and forms.

Контактная информация: e-mail\ pavozkova@pomorsu.ru

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.