Научная статья на тему 'Перспективы развития кафедры педагогики Брянского государственного университета в современных условиях'

Перспективы развития кафедры педагогики Брянского государственного университета в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ / ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ПЕДАГОГА ВУЗА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / DEVELOPMENT STRATEGY OF DEPARTMENT OF PEDAGOGY / PRINCIPLES OF SUCCESS OF EUROPEAN EDUCATION / MODELS OF THE UNIVERSITY TEACHER / ACTIVE POSITION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович Ирина Геннадьевна

Рассматриваются основные стратегические направления развития кафедры педагогики Брянского государственного университета в условиях модернизации профессионального образования. Внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс влечет за собой изменение позиции преподавателя вуза в образовательном пространстве. Представлена характеристика основных моделей преподавателя вуза. Обозначена роль кафедры педагогики в становлении социокультурной среды вуза, в совершенствовании характера взаимодействия участников образовательного процесса с позиции субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DEPARTMENT OF PEDAGOGY OF BSU NAMED AFTER ACAD. I. G. PETROVSKY IN MODERN CONDITIONS

The article considers the basic strategic directions of development of the Department of Pedagogy of Bryansk State University in the process of modernization of professional education. Implementation of a competence approach in the educational process entails changing the position of lecturer in educational environment. The article describes the basic models of a University teacher. It defines the role of the Department of Pedagogy in the formation of the socio-cultural environment of the University, in the improvement of the character of interaction of participants of the educational process from the position of subjectivity.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития кафедры педагогики Брянского государственного университета в современных условиях»

УДК 378.637(470.333)

ББК Ч448.94 ГСНТИ 15.81.11 Код ВАК 13.00.01

Якимович Ирина Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент, Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского; 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14; e-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ

БРЯНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стратегия развития кафедры педагогики; принципы успешности европейского образования; модели педагога вуза; деятельностная позиция субъектов образовательного процесса; социокультурная среда вуза; корпоративная культура.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные стратегические направления развития кафедры педагогики Брянского государственного университета в условиях модернизации профессионального образования. Внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс влечет за собой изменение позиции преподавателя вуза в образовательном пространстве. Представлена характеристика основных моделей преподавателя вуза. Обозначена роль кафедры педагогики в становлении социокультурной среды вуза, в совершенствовании характера взаимодействия участников образовательного процесса с позиции субъектности.

Yakimovich Irina Gennadievna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Bryansk State University, Bryansk, Russia.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF DEPARTMENT OF PEDAGOGY OF BSU NAMED AFTER ACAD. I. G. PETROVSKY IN MODERN CONDITIONS

KEY WORDS: development strategy of Department of Pedagogy; principles of success of European education; models of the University teacher; active position of subjects of educational process; social and cultural environment of the University; corporate culture.

ABSTRACT. The article considers the basic strategic directions of development of the Department of Pedagogy of Bryansk State University in the process of modernization of professional education. Implementation of a competence approach in the educational process entails changing the position of lecturer in educational environment. The article describes the basic models of a University teacher. It defines the role of the Department of Pedagogy in the formation of the socio-cultural environment of the University, in the improvement of the character of interaction of participants of the educational process from the position of subjectivity.

Кафедра педагогики - одна из старейших кафедр Брянского государственного университета, имеющая богатую историю и традиции. Каковы же перспективы ее развития сегодня?

Из рассчитанных на перспективу мер складывается стратегия развития кафедры, основанная на целях высшего профессионального педагогического образования. В общем плане цели высшего профессионального педагогического образования могут быть раскрыты через ценностно-целевое назначение высшей школы, которое может быть представлено следующими важнейшими характеристиками:

- реализация миссии порождения нового научного знания, идеалов, духовных ценностей и нравственных норм;

- ориентация на опережающий характер подготовки специалиста, способного к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности;

- системообразующая роль высшей школы во всех процессах, происходящих в обществе;

- государственно-общественный характер управления образованием, который реализуется субъектами высшей школы.

Нынешняя стратегия развития кафедры педагогики связана с общим направлением модернизации современного профессионального образования - созданием оптимальных условий для развития потребностей и способностей личности будущего специалиста к самостоятельному приобретению знаний и умений, непрерывному образованию и профессиональному самообразованию.

Учитывая вышеизложенное, можно определить частные стратегические задачи, которые обеспечат продвижение кафедры от текущего состояния к желаемому состоянию в будущем.

Образовательная политика всех стран направлена прежде всего на повышение качества образования, поэтому главным критерием успешности работы кафедры педагогики является готовность педагогов к реализации государственных федеральных образовательных стандартов третьего поко-

© Якимович И. Г., 2014

ления, а значит, на первый план выходит следующая стратегическая задача - обеспечение успешности ведения образовательного, научно-исследовательского и инновационного процессов в соответствии с ФГОС третьего поколения. Планируя образовательное пространство, важно обратить внимание на следующее:

- дальнейшее обновление содержания образовательных программ, создание и совершенствование учебно-методических комплексов в соответствии со стандартами;

- проведение информационно-технологического и организационно-методического переоснащения образовательного процесса для реализации перспективных технологий обучения и контроля его результатов;

В этой связи сегодня кафедра педагогики работает над обеспечением методического сопровождения самостоятельной работы студентов и условий для их профессионального самообразования, созданием банка дифференцированных заданий для студентов по педагогическим дисциплинам, методическим обеспечением внедрения рейтингового контроля в ходе преподавания педагогических дисциплин.

Информационно-технологическое переоснащение процесса обучения психолого-педагогическим дисциплинам связано с компьютеризацией процесса обучения, которая может реализовываться в следующих формах:

- создание дидактического информационного комплекса, систематизация библиотеки кафедры, пособий и других УМК на компьютерной основе для дистанционного обучения педагога;

- создание электронных мультимедийных комплексов и внедрением медиатехно-логий в преподавание психолого-педагогических дисциплин;

- создание банка данных по инновационным технологиям, образовательным и воспитательным программам;

В ходе реализации перечисленных мероприятий важно задуматься над обеспечением оптимального сочетания библиотеч-но-библиографических и информационно-коммуникативных средств обучения, гармонизацией технической и личностной составляющей процесса обучения.

Наряду с технологической оснащенностью процесса обучения, качество европейского образования обеспечивается большей самостоятельностью студентов, индивидуальным подходом в процессе преподавания, практической направленностью обучения.

В настоящее время исследования должны стать сердцевиной университета и основой преподавания.

Деятельность кафедры в сфере научно-исследовательской работы должна быть направлена на реализацию программно-целевого финансирования научной деятельности, обеспечивающую дальнейшую интеграцию образования и науки. В этом направлении целесообразно осуществлять:

а) реализацию виртуальных научно-образовательных проектов,

б) создание сети базовых образовательных учреждений кафедры для проведения опытно-экспериментальной работы;

в) проведение проблемно-проектных семинаров для экспериментальных площадок кафедры, методологических семинаров для педагогов-исследователей и соискателей кафедры;

г) развитие и оптимизацию инфраструктуры научных исследований;

д) создание электронного научно-методического журнала.

Не менее значимой задачей по совершенствованию образовательного процесса, стоящей перед кафедрой педагогики, является совершенствование характера взаимодействия преподавателей и студентов с позиции субъектности в рамках аудиторной и внеаудиторной работы:

- создание оптимальных условий для осуществления самообразовательной деятельности обучающихся;

- совершенствование традиционных форм взаимодействия в рамках инструктивно-методических сборов, педагогической олимпиады, дискуссионного клуба и создание новых форм (клуба будущих педагогов);

- освоение форм информационно-коммуникативного взаимодействия;

- проведение методических семинаров, посвященных смене функций и позиции педагога в образовательном пространстве вуза.

Отечественные исследования профессионального образования свидетельствуют о том, что основное направление его обновления в современном мире заключается в нахождении путей обеспечения деятельностной позиции в образовательном процессе, способствующих становлению системного внедрения личного опыта целостной системно-профессиональной деятельности, системного действия в ней, решению новых проблем и задач. Деятельностная позиция субъектов образовательного процесса возможна в результате использования интерактивных методов преподавания. Но практика преподавания в вузе свидетельствует о необходимости изменений в сознании преподавателей, которые должны быть готовы к изменению собственной позиции в преподавании. В связи с этим хотелось бы остановиться подробнее на важности длительной кропотливой работы с преподавательским составом.

H. Ф. Радионова и А. П. Тряпицына в современном вузе выделяют следующие роли преподавателя, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося [2].

I. Педагог-консультант - сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить консультируемому, либо владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения - научить студента «как учиться».

2. Педагог - модератор. Модерирова-ние - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей. В основе мо-дерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основные методы работы педагога-модератора побуждают студентов к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организовывают процесс участия в дискуссии, устанавливают климат товарищеского сотрудничества. Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами.

3. Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы.

Деятельность педагога-тьютора, как и педагога-консультанта направлена не на воспроизведение информации, а на работу с субъектным опытом обучающихся. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого, разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникативные методы, личную групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, разрабатывает направления проектной деятельности. Общение с тьюторами может осуществляться через тьюториалы, дневные семинары,

группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Таким образом, компетентностный подход существенно меняет профессиональную позицию преподавателя вуза. Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя вуза заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающихся. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь - вот приоритеты современного педагога.

Кафедра педагогики в настоящее время - это важный элемент социокультурной среды вуза и окружающего социума. Сегодня особенно важно - преодоление академической замкнутости и стимулирование взаимодействия кафедры с образовательными организациями. Укрепление позиций кафедры в университетском и научно-образовательном пространстве региона на основе межведомственного и социального партнерства - это важное направление деятельности, в ходе которого осуществляется:

- участие кафедры в создании единой социокультурной среды вуза путем интеграции внеучебной и учебной работы и внедрения в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий, таких как гражданский форум, социально-психологический тренинг и др.;

- создание научно-исследовательской лаборатории по изучению реальных потребностей образовательных организаций;

- оказание консультативной помощи коллегам других кафедр в разработке новых учебные программы о путях реализации компетентностного подхода в высшем образовании.

Научно-методическая поддержка педагогов города и области сегодня особенно актуальна и может осуществляться в следующих формах:

- развитие взаимодействия с факультетом дополнительного образования, институтом переподготовки кадров работников образования и участие в оказании дополнительных образовательных услуг (повышение квалификации учителей по программам переподготовки работников образования);

- экспертиза и рецензирование учебных программ, научное консультирование по проблемам организации инновационно-экспериментальной деятельности в общеобразовательной организации;

- создание сетевых сообществ (педагогов-исследователей, инновационных и экспериментальных школ, научно-педагогических школ, начинающих исследователей и др.);

- проведение заочного тура конкурса «Мой лучший урок» для педагогов области;

- создание при кафедре на основе взаимодействия со специальными кафедрами (медицины, психологии, физической культуры и др.) консультационного научно-образовательно-культурного комплекса по педагогической поддержке молодой семьи и раннему развитию детей (педагогическая академия для родителей, консультирование и др.);

- сотрудничество с районными отделами народного образования при проведении конкурса «Учитель года» (создание матрицы критериев оценки конкурса и участие в жюри);

- организация совместно с информационным центром интернет-олимпиады по педагогике, проведение педагогической олимпиады не только для студентов, но и магистрантов, аспирантов и молодых педагогов области;

- расширение сети стратегических партнеров кафедры (с Центром детско-юношеского туризма, Дворцом детско-юношеского творчества, с Комитетом по делам молодежи администрации Брянска, образовательными учреждениями);

- установления сотрудничества с предприятиями и другими учреждениями г. Брянска, которые могут являться партнерами в научно-исследовательской деятельности, а также с целью предоставления хоздоговорных услуг;

- создание современной системы профориентации, способствующей формированию качественного контингента обучающихся;

- сотрудничество с ведущими научными учреждениями и образовательными центрами России;

- сотрудничество в рамках образовательных проектов с общественными организациями города.

На данном этапе развития кафедры, связанным в том числе со сменой кадрового

состава, важно уделять внимание развитию корпоративной и инновационной культуры членов кафедры. С этим связана четвертая задача в программе развития кафедры. Обеспечение комфортных психологических, научно-исследовательских условий для профессионального роста профессорско-преподавательского состава. Это предполагает:

1) проведение ежегодного кафедрального конкурса программ авторских курсов и материалов УМК;

2) организацию педагогических мастерских преподавателей кафедры;

3) создание исследовательских проблемных групп в соответствии с интересующей тематикой;

4) создание «Рабочей книги преподавателя кафедры педагогики», где отражается работа преподавателей по самообразованию и составлению личных профессиональных портфолио;

5) сохранение старых и создание новых традиций кафедры (завершать учебный год торжественной церемонией профессионального признания), на которой коллеги отмечают заслуги и успехи друг друга и своих партнеров по разнообразной научно-образовательной деятельности;

6) разработать специальный корпоративный кодекс;

7) восстановить историю кафедры и составить ее летопись.

Несомненно, планируемые изменения позволят кафедре педагогики выйти на новый уровень развития, позволяющий более эффективно участвовать в подготовке квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного специалиста, свободно владеющего своей профессией, ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философского методологического анализа / / Педагогика. 2005, № 4.

2. Профессиональное образование: стратегии и перспективы // Профессиональное образование. 2012. № 5. С. 31.

3. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Перспективы развития педагогического образования: компе-тентностный подход / / Человек и образование. 2006. № 4,5. С. 8-19.

4. Фахретдинова М. А. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога / / Профессиональное образование. 2006. №3. С. 32-36.

5. Шестопалов Т. С. Качество образования в условиях модернизации Российского образования / / Методические рекомендации. Барнаул : БГПУ. 2002.

6. Читаева Ю. А. Непрерывное образование как одно из условий развития современного образования: прошлое, настоящее, перспективы на будущее / / Научные исследования в образовании. 2012. № 7. С. 42-45.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. А. Прядехо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.