1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
УДК 796.859 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-68-76
ХАРАКТЕР ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЗЮДО НА УРОВЕНЬ
КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ
Д.А. Верзакова, А.М. Кузьмин
Выявлена степень влияния занятий дзюдо на уровень коммуникативных
свойств юных дзюдоистов. Предложены методические рекомендации, позволяющие
снизить степень негативных влияний на коммуникативные свойства юных спортсме-
нов, доказана их эффективность на основе методики диагностики коммуникативной
установки и методики диагностики показателей и форм агрессии.
Ключевые слова: дзюдо, юные дзюдоисты, коммуникативные свойства, мето-
дические рекомендации.
THE NATURE OF THE INFLUENCE Верзакова Дарья Алексеевна, аспирант, на-
OF JUDO CLASSES ON THE LEVEL чальник метод. отдела, [email protected], Россия,
OF COMMUNICATIVE PROPERTIES Челябинск, Уральский государственный университет фи-
OF YOUNG JUDOISTS зической культуры, Областное бюджетное учреждение
«Центр олимпийской подготовки по дзюдо Челябинской
Verzakova D.A., post-graduate student, head области» имени Заслуженного тренера России А.Е. Мил-
of the methodological department, 8912478 лера»,
[email protected], Russia, Chelyabinsk, Ural Кузьмин Андрей Михайлович, д-р пед. наук,
State University of Physical Culture, Regional проф., [email protected], Россия, Челябинск, Ураль-
budgetary institution "Centre for Olympic ский государственный университет физической культуры
Training in Judo of the Chelyabinsk Region"
named after the Honored coach of Russia
A.E. Miller", На территории Российской Феде-
Kuzmin A.M., doctor of pedagogical sci- рации осуществляется подготовка спор-
ences, professor, [email protected], Rus- тивного резерва по 155 видам спорта.
sia, Chelyabinsk, Ural State University of
Physical Culture Одним из ведущих видов спорта в стране
является дзюдо. Согласно сводному от-
The degree of influence of judo lessons on the
level of communicative properties of young чету статистического наблюдения по
judoists was revealed. Methodological rec- форме 5-ФК Министерства спорта Рос-
ommendations are proposed to reduce the de- сийской Федерации, на территории
gree of negative influences on the communi-
cative properties of young athletes, and their страны дзюдо занимается 394083 чел.,
effectiveness is proved on the basis of the что составляет 6 % от общей численно-
methodology for diagnosing the communica-
tive attitude and methods for diagnosing indi- сти занимающихся [1].
cators and forms of aggression. В связи с большой популярностью
данного вида спорта исследования, на-
Key words: judo, young judokas, communica-
tive properties, guidelines. правленные на выявление характера
влияния занятий дзюдо на уровень ком-
муникативных свойств юных дзюдоистов, являются актуальными и соци-
ально значимыми [2].
Российскими и зарубежными учеными неоднократно были дока-
заны и описаны положительные стороны влияния занятий физической
культурой и спортом на организм и психику занимающихся. Несмотря на
68
2
Спорт [Sport]
описанные в научных трудах положительные стороны, такими учеными,
как А.Р. Ротенберг, И.Ш. Мутаева, Ю.С. Ванюшин и др., была отмечена
проблема негативного влияния спортивных занятий на занимающихся [3].
Особое место в этом аспекте занимают спортивные единоборства, которые,
по мнению ученых, делают человека агрессивным и асоциальным.
В настоящем исследовании для определения характера влияния
занятий дзюдо на уровень коммуникативных свойств юных дзюдоистов
были проанализированы 16 показателей: физическая агрессия, косвенная
агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная
агрессия, чувство вины, завуалированная жестокость в отношениях с
людьми, открытая жестокость в отношениях с людьми, обоснованный
негативизм в суждениях о людях, брюзжание, негативный личный опыт в
общениях с окружающими, индекс враждебности, индекс агрессии, выра-
женность негативных установок [4].
Показатели были определены при помощи применения двух мето-
дик: диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки) и
диагностики коммуникативной установки (В.В. Бойко) [5].
В исследовании приняли участие 30 спортсменов муниципального
бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва по
дзюдо имени Григория Веричева» г. Челябинска в возрасте от 9 до 11 лет.
Исследование проводилась в двух группах: начальной подготовки
среди начинающих спортсменов и начальной подготовки среди спортсме-
нов 3–4-го годов обучения. Вопросы обеих методик были адаптированы
под возраст респондентов.
После обработки результатов были получены данные, представлен-
ные в табл. 1.
Таблица 1
Диагностика показателей, форм агрессии и негативных
коммуникативных установок, %
Выраженность Начинающие спортсмены Спортсмены 3–4-го годов
(уровень) (до года) обучения
Физическая агрессия
Высокий – 60
Средний 40 40
Низкий 60 –
Косвенная агрессия
Высокий 60 –
Средний 20 60
Низкий 20 40
Раздражение
Высокий – –
Средний 60 40
Низкий 40 60
69
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
Продолжение табл. 1
Выраженность Начинающие спортсмены Спортсмены 3–4-го годов
(уровень) (до года) обучения
Негативизм
Высокий 20 –
Средний 50 80
Низкий 30 20
Обида
Высокий – 40
Средний 80 60
Низкий 20 –
Подозрительность
Высокий – –
Средний 60 80
Низкий 40 20
Вербальная агрессия
Высокий 60 40
Средний 20 60
Низкий 20 –
Чувство вины
Высокий 20 80
Средний 60 20
Низкий 20 –
Индекс враждебности
Высокий – 20
Средний 70 70
Низкий 30 10
Индекс агрессии
Высокий 40 34
Средний 27 53
Низкий 33 13
Завуалированная жестокость в отношениях с людьми
Высокий – –
Средний 40 60
Низкий 60 40
Открытая жестокость в отношениях с людьми
Высокий 60 60
Средний 20 40
Низкий 20 –
Обоснованный негативизм в суждениях о людях
Высокий – 40
Средний 40 60
Низкий 60 –
Брюзжание
Высокий – 20
Средний 40 60
Низкий 60 20
70
4
Спорт [Sport]
Окончание табл. 1
Выраженность Начинающие спортсмены Спортсмены 3–4-го годов
(уровень) (до года) обучения
Негативный личный опыт в общении с окружающими
Высокий 20 –
Средний 40 40
Низкий 40 60
Выраженность негативных установок
Высокий 16 24
Средний 36 52
Низкий 48 24
Физическая агрессия у спортсменов со спортивным стажем выра-
жена более ярко, чем у начинающих, а косвенная агрессия с опытом тре-
нировочной деятельности снижается, также у более опытных спортсменов
снижается раздражительность, вероятнее всего, снижение раздражительно-
сти происходит за счет возрастания самоконтроля и волевых качеств юных
спортсменов [6].
Негативизм у начинающих спортсменов выражен ярче, чем у более
опытных, что связано с выработанной дисциплинированностью и приня-
тием философии вида спорта.
Подозрительность и чувство вины у опытных спортсменов выше,
чем у начинающих. Увеличение подозрительности можно объяснить фор-
мированием оценок людей, категоричности, свойственной возрасту и уси-
ливающейся за счет занятий спортом.
У начинающих спортсменов уровень вербальной агрессии выше,
чем у более опытных. С тренировочным опытом спортсмены менее
склонны к выражению негативных эмоций в речи [7].
После анализа показателей были подсчитаны суммарные значения и
определены индексы враждебности и агрессии.
Индекс враждебности и индекс агрессии у спортсменов с опытом
выражены умеренно, но выше, чем у начинающих спортсменов.
Спортсмены с опытом тренировочной деятельности более склонны
к завуалированной жестокости в отношениях с другими людьми и к обос-
нованному негативизму.
Открытая жестокость и брюзжание у спортсменов с опытом трени-
ровочной деятельности выражены более ярко, чем у начинающих спорт-
сменов, данные показатели выражаются в резких и негативных оценках тех
людей, которые выражают несогласие с позицией спортсменов.
Негативный личный опыт в общении с окружающими у начинаю-
щих спортсменов выше, чем у спортсменов с опытом.
71
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
Для определения уровня негативной коммуникативной установки
был подсчитан суммарный балл. У более опытных спортсменов данный
показатель выражен значительнее.
В ходе исследования группа спортсменов с опытом тренировочной
деятельности была поделена на контрольную и экспериментальную
группы. В контрольной группе спортсмены тренировались без внесения
изменений в тренировочный план, в экспериментальной – один раз в
неделю на протяжении четырех месяцев с использованием специальных
упражнений и проведением воспитательных мероприятий (табл. 2).
Таблица 2
Специальные упражнения и воспитательные мероприятия
у спортсменов экспериментальной группы
№ Месяц Задачи занятия Содержание занятия Дозировка,
п/п мин
Игра «Мимика и жесты» 15
Усиление ценности
Подвижная игра «Заросли» 15
1 межличностных контактов
Игра «Влияние группового 15
и общения
настроя»
Игра «Слово» 15
2 Октябрь Усиление коллективизма Игра «На льдине» 20
Игра «Контакт-слово» 15
Снижение показателей Упражнение 20
3 агрессивности и враждеб- «Диалог руками»
ности Игра «Цирк» 25
4 Усиление самообладания Занятия йогой 45
Игра «Клеевой дождик» 20
5 Усиление коллективизма
Игра «Путаница» 25
Усиление стрессо- Упражнение 45
6
устойчивости «Мыльные пузыри»
Снижение показателей Игра «Прогони Бабу-Ягу» 15
Ноябрь
7 агрессивности и враждеб- Упражнение 30
ности «Листок гнева»
Упражнение 20
Коррекция коммуникатив-
8 «Выбор лидера»
ных установок
Упражнение «Дискуссия» 25
Усиление ценности меж- Игра 45
9 личностных контактов и «Есть такое мнение»
общения
10 Усиление самообладания Занятия йогой 45
Декабрь Коррекция коммуникатив- Тренинг 45
11
ных установок «Черное и белое кресло»
Снижение показателей Игра «Карикатура» 45
12 агрессивности и враждеб-
ности
72
6
Спорт [Sport]
Окончание табл. 2
№ Месяц Задачи занятия Содержание занятия Дозировка,
п/п мин
Игра «Разрывание бумаги» 15
Оптимизацию показателей
13 Упражнение 30
тревожности «Спрятанные проблемы»
Упражнение 20
Коррекция коммуни- «Найди свое место»
14 Игровая дискуссия 30
кативных установок
Январь «Потерпевшие
кораблекрушение
Усиление стрессо- Упражнение 45
15
устойчивости «Вредные советы»
Снижение показателей Упражнение 45
16 агрессивности и враждеб- «волшебная лавка»
ности
Тренер спортсменов экспериментальной группы во время проведе-
ния тренировочного процесса следовал следующим методическим реко-
мендациям [8]:
– проведение мероприятий, не связанных с тренировочной деятель-
ностью, развитие традиций в группе;
– применение в работе демократического и дружеского стиля
общения;
– проявление одинакового интереса и уважения к личности каждого
спортсмена;
– осуществление комплексного профилактического воздействия на
все формы агрессивного поведения спортсменов;
– признание индивидуальности и уникальности каждого спорт-
смена;
– пресечение обсуждения личностных особенностей и недостатков
спортсменов в группе и осуждения друг друга.
Проводимые упражнения и воспитательные мероприятия оказали
позитивное влияние на коммуникативные свойства личности участников
эксперимента. В табл. 3 представлены изменения в суммарных показателях
в контрольной и экспериментальной группах.
В контрольной группе ряд коммуникативных качеств не претерпели
изменений, а отдельные проявления агрессии в коммуникации даже повы-
сились, а в экспериментальной группе наблюдается выраженная тенденция
к снижению показателей. После коллективных мероприятий спортсмены
стали более доброжелательно настроенными к окружающим и более тер-
пимыми к поведению и характеру других людей, стали меньше проявлять
вербальную агрессию, относиться к другим с большим пониманием и при-
нятием, меньше проявлять жестокость в общении.
73
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
Таблица 3
Изменения коммуникативных свойств личности спортсменов
контрольной и экспериментальной групп, %
Выраженность негативных До проведения После проведения
установок эксперимента эксперимента
Контрольная группа
Ярко выражена – –
Средне выражена 40 40
Не выражена 60 60
Экспериментальная группа
Ярко выражена – –
Средне выражена 37 20
Не выражена 63 80
Степень негативного влияния занятий дзюдо на коммуникативные
свойства юных спортсменов можно существенно снизить, если соблюдены
условия, разработанные в ходе эксперимента:
– внушение спортсменам ответственности за результат выступле-
ний всей команды;
– построение тренировочных мероприятий на основе сотрудниче-
ства, конфиденциальность происходящего в группе между спортсменами;
– формирование позитивной агрессивности без полного устранения
ее проявлений;
– предоставление борцам возможности проявления агрессии
исключительно на татами с целью контроля ее проявления;
– создание атмосферы доверия в группе;
– признание тренером индивидуальности и уникальности каждого
спортсмена;
– отсутствие акцентирования соревновательного эффекта в группе;
– пресечение тренером обсуждений личностных особенностей и
недостатков в группе;
– недопущение тренером оценок борцами, осуждения и критики
друг друга;
– обучение при помощи тренингов способам стабилизации собст-
венного эмоционального состояния.
Таким образом, спортсмены с опытом тренировочной деятельности
обладают более выраженными коммуникативными свойствами, различия
по данным качествам отражают статистически значимую тенденцию к их
увеличению [9]. В ходе исследования выявлено, что степень негативного
влияния занятий дзюдо на коммуникативные свойства юных спортсменов
можно существенно снизить, если будут соблюдены необходимые условия
и выполнены разработанные методические рекомендации.
74
8
Спорт [Sport]
Список литературы
1. Статистическая информация // Министерство спорта Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/sport/
podgotovka/82/1452/ (дата обращения: 10.01.2021).
2. Левицкий А.Г., Куванов В.А., Дорофеев В.А. Отбор в дзюдо на
Олимпийские игры 2020 г. в Токио: стратегии, варианты, перспективы //
Теория и практика физической культуры. 2019. № 4. С. 83–85.
3. Ротенберг А.Р. Педагогическая система управления личностным
ростом спортсменов-единоборцев: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.,
2007. 50 с.
4. Борисенко О.В. Интенсификация спортивной подготовки юных
дзюдоистов на основе модульной технологии // Новая наука: стратегия и
векторы развития. 2016. № 8. С. 34–39.
5. Бойко В.В. Теория и методика спортивной тренировки (rope-
skipping): учеб.-метод. пособие. Орел: Изд-во ОГУ им. И.С. Тургенева,
2019. 44 с.
6. Латыпов И.К., Хамидуллина Г.Ф. О программе подготовки юных
дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе // Теория и практика фи-
зической культуры. 2018. № 12. С. 84.
7. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагоги-
ческая коррекция агрессивности подростков: монография. Ярославль: Изд-
во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2004. 116 с.
8. Зотова Ф.Р., Хамидуллина Г.Ф. Содержание и организация заня-
тий дзюдо на спортивно-оздоровительном этапе подготовки (по данным
социологического опроса тренеров-преподавателей по единоборствам) //
Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т. 7. № 3. С. 33–40.
9. Гагарин Е.А., Правдов М.А. Проблемы подготовки спортивного
резерва в борьбе на основе анализа современных исследований // Иннова-
ции в науке. 2016. № 53–1. С. 72–78.
References
1. Statisticheskaya informaciya [Statistical information] // Ministry of Sports of the
Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/
1452/ (date of access: 10.01.2021).
2. Levickij A.G., Kuvanov V.A., Dorofeev V.A. Otbor v dzyudo na Olimpijskie igry
2020 g. v Tokio: strategii, varianty, perspektivy [Judo selection for the 2020 Olympic Games
in Tokyo: strategies, options, prospects] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and
practice of physical culture]. 2019. No. 4. P. 83–85.
3. Rotenberg A.R. Pedagogicheskaya sistema upravleniya lichnostnym rostom
sportsmenov-edinoborcev [Pedagogical system of personal growth management of combat
athletes]: author. dis. ... dr. ped. sciences. SPb., 2007. 50 p.
4. Borisenko O.V. Intensifikaciya sportivnoj podgotovki yunyh dzyudoistov na
osnove modul'noj tekhnologii [Intensification of sports training of young judokas on the basis
of modular technology] // Novaya nauka: strategiya i vektory razvitiya [New science: strategy
and vectors of development]. 2016. No. 8. P. 34–39.
75
9
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
5. Bojko V.V. Teoriya i metodika sportivnoj trenirovki (rope-skipping) [Theory and
methodology of sports training (rope-skipping)]: study guide. allowance. Orel: Publishing
house of OSU im. I.S. Turgenev, 2019. 44 p.
6. Latypov I.K., Hamidullina G.F. O programme podgotovki yunyh dzyudoistov na
sportivno-ozdorovitel'nom etape [About the training program for young judokas at the sports
and health-improving stage] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of
physical culture]. 2018. No. 12. P. 84.
7. Koval'chuk A.V., Rukavishnikova N.G., Zhuravlev D.N. Pedagogicheskaya
korrekciya agressivnosti podrostkov [Pedagogical correction of the aggressiveness of
adolescents]: monograph. Yaroslavl: YSPU Publishing House, 2004. 116 p.
8. Zotova F.R., Hamidullina G.F. Soderzhanie i organizaciya zanyatij dzyudo na
sportivno-ozdorovitel'nom etape podgotovki (po dannym sociologicheskogo oprosa trenerov-
prepodavatelej po edinoborstvam) [The content and organization of judo lessons at the sports
and health-improving stage of preparation (according to a sociological survey of coaches-
teachers in martial arts)] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern
trends]. 2019. Vol. 7. No. 3. P. 33–40.
9. Gagarin E.A., Pravdov M.A. Problemy podgotovki sportivnogo rezerva v bor'be
na osnove analiza sovremennyh issledovanij [Problems of training a sports reserve in
wrestling based on the analysis of modern research] // Innovacii v nauke [Innovations in
Science]. 2016. No. 53–1. P. 72–78.
76