Научная статья на тему 'Об актуальности разработки современного подхода к развитию физических качеств юных дзюдоистов'

Об актуальности разработки современного подхода к развитию физических качеств юных дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДО / JUDO / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ / DEVELOPMENT OF MOTOR QUALITIES / СОПРЯЖЕННАЯ И КОНКУРИРУЮЩАЯ МОДЕЛИ ТРЕНИРОВКИ / CONJUGATE AND COMPETING MODELS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Виктор Сергеевич, Глубокий Владимир Анатольевич, Дворкин Владимир Михайлович, Кудрявцев Михаил Дмитриевич

В статье представлены результаты исследования по определению современных концепций построения процесса физической подготовки дзюдоистов 15-16 летнего возраста. Изучены и изложены аспекты развития физических качеств юных спортсменов на современном этапе. Обобщение результатов теоретических исследований и анализ данных анкетирования ведущих тренеров Красноярского края позволили сформулировать ключевую идею исследования и определить актуальность разработки методики сопряженного развития физических качеств для подростков, занимающихся дзюдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Виктор Сергеевич, Глубокий Владимир Анатольевич, Дворкин Владимир Михайлович, Кудрявцев Михаил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the relevance of the development of the modern approach to the development of physical qualities of young judoists

The article presents the results of a study on the definition of modern concepts of building the process of physical training of judokas aged 15-16. The aspects of development of physical qualities of young sportsmen at the present stage are studied and stated. Generalization of theoretical research allowed. The analysis of data of questionnaire survey of the leading trainers of Krasnoyarsk Krai and generalization of theoretical researches allowed to formulate the key idea of research and to define relevance of development of a technique of the conjugate development of physical qualities for teenagers engaged in judo.

Текст научной работы на тему «Об актуальности разработки современного подхода к развитию физических качеств юных дзюдоистов»

В задачах «на догонку» чаще всего скорость сближения не дается, но ее легко можно найти по данным задачи.

Выводы. Таким образом, существуют различные типы задач на движения в начальной школе. Главная задача учителя - объяснить и разобрать с детьми способы решения таких задач. Увлечь, рассказать обучающимся начальной школы о значимости задач на движения в современном мире.

Литература:

1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина, - М.: Изд, центр «Академия», 1999. - 288 с.

2. Лященко, Е.И. Математические, учебные и методические задачи в курсе методики преподавания математики / Е.И. Лященко // Рациональный подбор задач как средство улучшения математического образования в школе и вузе. - Даугавпилс: ДПИ, 1984. - С. 44-46.

3. Стойлова, Л.П. Математика / Л.П. Стойлова. - Москва, 2012.

Педагогика

УДК 378. 4

преподаватель Мещеряков Виктор Сергеевич

Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Глубокий Владимир Анатольевич Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Дворкин Владимир Михайлович Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Красноярск); доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗРАБОТКИ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по определению современных концепций построения процесса физической подготовки дзюдоистов 15-16 летнего возраста. Изучены и изложены аспекты развития физических качеств юных спортсменов на современном этапе. Обобщение результатов теоретических исследований и анализ данных анкетирования ведущих тренеров Красноярского края позволили сформулировать ключевую идею исследования и определить актуальность разработки методики сопряженного развития физических качеств для подростков, занимающихся дзюдо.

Ключевые слова: дзюдо, тренировочный процесс, развитие двигательных качеств, сопряженная и конкурирующая модели тренировки.

Annotation. The article presents the results of a study on the definition of modern concepts of building the process of physical training of judokas aged 15-16. The aspects of development of physical qualities of young sportsmen at the present stage are studied and stated. Generalization of theoretical research allowed. The analysis of data of questionnaire survey of the leading trainers of Krasnoyarsk Krai and generalization of theoretical researches allowed to formulate the key idea of research and to define relevance of development of a technique of the conjugate development of physical qualities for teenagers engaged in judo.

Keywords: judo, training process, development of motor qualities, conjugate and competing models of training.

Введение. Тренировочному процессу юных спортсменов, как будущему резерву сборных команд по видам спорта всегда уделялось большое внимание. Анализ отношения юных дзюдоистов к тренировочной и спортивной деятельности показал, что при этом не всегда учитываются возрастные особенности развития организма [1]. Существует практика форсирования физической подготовки, что может привести к различным негативным последствиям, в том числе к повышенному травматизму, снижению спортивных результатов и как следствие снижению интереса к занятиям спортом [3].

В связи с указанными обстоятельствами, весьма показательны мнения известных специалистов спортивной борьбы Р.А. Пилояна, А.П. Русакова, В.И. Лопунова (1980), Н.М. Галковского, Ю.А. Шахмурадова (1981), которые ещё около трёх десятилетний назад отмечали, что в практике единоборств тренеры стремятся вывести своих учеников еще в юношеские годы на международный уровень, тем самым форсируя их подготовку и пренебрегая необходимостью в создании углубленной и разносторонней подготовки.

Но это обеспечивает юным спортсменам лишь кратковременный успех и впоследствии приводит к резкому снижению спортивных результатов, особенно, при переходе из юношеского во взрослый спорт [5].

Формулировка цели статьи. Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально подтвержденной методики физической подготовки дзюдоистов 15-16-летнего возраста на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки.

Изложение основного материала статьи. Постоянный рост спортивных результатов обуславливает необходимость совершенствования тренировочного процесса юных спортсменов. Подбор более совершенных форм, средств и методов подготовки позволяет добиваться значительных успехов в избранном виде спорта [2].

В настоящее время не все виды спорта в достаточной мере оснащены передовыми технологиями подготовки спортсменов, к их числу можно отнести и дзюдо, где проблема построения многолетнего тренировочного процесса является актуальной [12].

В настоящее время дзюдо достигло значительных высот в своем развитии, омолодился состав занимающихся, постоянно меняются правила соревнований и критерии оценки действий спортсменов с

целью повышения динамики и красоты соревнований, что в свою очередь вызывает у спортсменов и тренеров определенные сложности в организации процесса подготовки [8].

В научных работах ведущих ученых, изучающих проблемы детского и юношеского спорта (В.П. Филин. 1974, 1977, 1987, 1989; A.A. Гужаловский, 1978; В.П. Филин, H.A. Фомин, 1980; М.Я. Набатникова, 1982. 1987; H.A. Фомин, В.П. Филин, 1986; Л.В. Волков, 1986, 1989, 2002; Л.Г. Харитонова, 1992; В.Г. Никитушкин, 1993; В.П. Губа, 1997, 2000; B.C. Рубин , 2005) весьма подробно и обстоятельно раскрыты общие и некоторые частные положения теории спортивной подготовки юных спортсменов.

В тоже время A.B. Воробьев отметил, что в видах спортивной не всегда приемлемы, поскольку, во-первых, они не учитывают специфические особенности названных видов борьбы и, во-вторых, не успевают за социально обусловленными изменениями в практике подготовки юных спортсменов [3].

А.В.Воробьев считает, что такая ситуация приводит к тому, что общая теория детского и юношеского спорта существует и совершенствуется отдельно и не оказывает значительного влияния на интенсивно развивающуюся практику спортивных единоборств [4].

При этом учитывая современные требования в спортивных видах борьбы, образовавшийся разрыв не только не уменьшается, а наоборот, увеличивается [9]. Следовательно, есть необходимость в научных исследованиях по разработке теоретической и методической базы, которая позволит оптимизировать спортивную подготовку юных борцов.

Анализируя уровень физической подготовленности спортсменов 15-16-летнего возраста занимающихся дзюдо на территории г. Красноярска мы предположили, что в настоящее время еще недостаточно находят применения в подготовке спортсменов современные концепции построения процесса физической подготовки.

Так, R. Enamait (2006) указал на то, что в спортивных единоборствах существует практика развития каждого физического качества по отдельности, т.е. спортсмен в отдельно взятый момент может быть хорошо подготовлен только в одном качестве подготовки, что не совсем приемлемо, так как атлет может соревноваться круглый год и ему необходимо постоянно сохранять на высоком уровне двигательную подготовленность [13]. R. Enamait предположил, что в тренировочном процессе необходимо параллельное или комплексное развитие физических качеств.

Для этих целей следует использовать идеи сопряженной и конкурирующей моделей построения тренировочных программ, разработанных Ю.В. Верхошанским (1988) [5].

Эти идеи, на наш взгляд, нашли широкое применение в различных направлениях (кроссфит, гибридный тренинг, многофункциональный фитнес, калистеника) физической подготовки. Основная идея указанных направлений - это максимальное и всестороннее развитие физических качеств, разносторонняя подготовка атлета, способного решать широкий круг задач, предъявляемых спортивной, военной или служебной деятельностью [7].

Всё это может обеспечить возможность значимого повышения уровня специальной выносливости молодых единоборцев методами современного интенсивного функционального тренинга (кроссфит) [6].

В связи с этим разработка научно обоснованных методик по построению физической подготовки спортсменов-единоборцев на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки, учитывающих возрастные особенности развития организма, и проверка их эффективности на практике является актуальным научным исследованием [10, 11].

Таким образом, проблема исследования заключается в том, что физическая подготовка спортсменов в единоборствах не всегда проводится с учетом современных тенденций развития спортивной борьбы. Разработка научно обоснованной методики и экспериментальное подтверждение эффективности физической подготовки дзюдоистов 15-16-летнего возраста на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки является одним из способов решения данной проблемы.

На основании вышеизложенного мы предположили, что физическая подготовка дзюдоистов 15-16-летнего возраста будет более эффективной в случае:

- параллельного развития нескольких двигательных качеств в одном тренировочном занятии;

- включения в содержание занятий по физической подготовке специально подобранных упражнений из гимнастики, легкой атлетики, тяжелой атлетики, гиревого спорта;

- построения тренировочного занятия по физической подготовке на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки;

- продолжительности занятий по физической подготовке не более 30-ти минут.

Теоретико-методологической основой исследования послужили положения:

- методологии системного подхода (Г. Кунц, С. О'Доннел, 1994; Ю.Ф. Курамшин, 2002);

- теории спорта и системы подготовки спортсменов (Л.П. Матвеев, 1977, 1997, 2005: Ю.В. Верхошанский, 1985, 1988; В.Н. Платонов, 1984, 1986, 1987; 2005);

- научных разработок по специфике возрастного развития детей и подростков, занимающихся спортом (В.П. Лях, 1986; Л.Б. Кофман, 1998; Л.В. Волков, 2002; A.C. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2005).

- теории детского и юношеского спорта (В.П. Филин, 1987, 1989; A.A. Гужаловский, 1978; М.Я. Набатникова, 1982, 1987; В.А. Воробьев, Б.И. Тараканов, 2007);

- теории и методики спортивных единоборств (P.A. Пилоян, 1985; И.П. Дегтярев, 1988; Д.Г. Миндиашвили, 1996; В.А. Таймазов, 1997; Г.С. Туманян, 1997, 2006; A.A. Карелин, 2002; А.Г. Левицкий 2003; A.B. Воробьев, 2011).

Объектом нашего исследования является учебно-тренировочный процесс по физической подготовке дзюдоистов.

Предметом исследования - методика применения кроссфита в физической подготовке дзюдоистов 15-16-летнего возраста.

При подготовке к исследованию нами было проведено анкетирование ведущих тренеров Красноярского края, в котором приняло участие 23 человека. В ходе исследования было выявлено следующее: 96% опрошенных утверждают что в настоящее время недостаточно методической литературы по применению комплексных методик физической подготовки спортсменов подросткового возраста учитывающих современные тенденции развития вида спорта; 57% опрошенных отметили, что в настоящее время отдают предпочтение комплексному развитию физических качеств в процессе физической подготовки спортсменов 15-16 летнего возраста, 95% указали, что у них отсутствует четкое представление о последовательности

параллельного развития физических качеств.

Из названных тренерами упражнений дая регистрации динамики развития физических качеств, почти в 5G% случаев используются упражнения дая определения уровня силовых и скоростно-силовых способностей. Что свидетельствует об узкой направленности процесса общей физической подготовки юных спортсменов на современном этапе.

Далее нами был проведен кратковременный формирующий эксперимент с целью подтверждения замысла исследования дая определения эффективности методики сопряженной и конкурирующей моделей тренировки её дальнейшей корректировки, а также более конкретного определения замысла исследования и вытекающих задач.

Выводы. Основная масса специалистов на территории Красноярского края ограничивается равномерным распределением средств общей физической подготовки на различных этапах подготовки дзюдоистов в возрасте 15-16 лет. Большинство опрошенных отметили острую необходимость разработки методики сопряженного развития физических качеств. В тоже время коло 3G% опрошенных специалистов считает, что процесс общей физической подготовки в 7G % случаях должен быть направлен на развитие лишь силовых способностей.

В соответствии с целью нашего исследования и на основании данных формирующего эксперимента были определены следующие задачи:

1. Изучены современные направления физической подготовки юных спортсменов в единоборствах, определены наиболее эффективные средства и методы развития физических качеств у занимающихся спортивной борьбой.

2. Изучены особенности физиологического развития спортсменов, находящихся в подростковом возрасте.

3. Теоретически обоснована методика физической подготовки дзюдоистов 15-16-летнего возраста на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки.

4. Разработана методику физической подготовки дзюдоистов 15-16-летнего возраста на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки.

5. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методики физической подготовки дзюдоистов 15-16-летнего возраста на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки.

Таким образом, научной новизной работы считается экспериментальное подтверждение эффективности научно обоснованной методики физической подготовки дзюдоистов 15-16-летнего возраста на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки.

Считаем, что результаты, полученные в ходе данного исследования, смогут дополнить теорию и методику физической подготовки борцов, находящихся в подростковом возрасте. Непосредственно сама методика построения физической подготовки юных дзюдоистов на основе сопряженной и конкурирующей моделей тренировки позволит улучшить качество учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах по виду спорта «дзюдо».

Литература:

1. Близневский А. А., Кудрявцев М.Д., Левицкий А. Г. Анализ отношения юных дзюдоистов к тренировочной и спортивной деятельности // Научно - теоретический журнал Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург: № 6 (136) - 2G16. - С. 239-242. DOI: 1G.593G/issn.1994-46S3.2G16.G6.136. pp. 239-242

2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для вузов физ. культуры и фак-тов физ. восп. вузов / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2GG2. - 296 с.

3. Воробьев В.А. Основные причины низкой эффективности подготовки юных борцов / В.А. Воробьев, Б.И. Тараканов // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных борцов в государственных образовательных учреждениях физической культуры: мат. всеросс. науч. конф. - М.: РГУФКСиТ, 2GG4. - С. 74-79.

4. Воробьев В.А. Научно-методологические основы подготовки юных борцов: монография / В.А. Воробьев, Б.И. Тараканов. - СПб.: Пзд-во «Олимп СПб», 2GG7. - SG с.

5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 19SS. - 331 с.

6. Гатилов К. В., Кудрявцев М. Д., Толстопятов И. А. Возможность значимого повышения уровня специальной выносливости единоборцев методами интенсивного функционального тренинга (кроссфит) / «Проблемы современного педагогического образования» Серия: «Педагогика и психология». Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2G17 - Выпуск 56. - Часть 4. С. 9S - 1G4

7. Глубокий В.А. Кроссфит в физической подготовке обучающихся в вузе правоохранительных органов / В.А. Глубокий М.В. Глубокая // Научный журнал «Дискурс». - 2G17. - № 1G(12). - С. 6-13.

S. Дворкин В.М. - Особенности организации учебно-тренировочного процесса дзюдоистов при подготовке к соревнованиям различного уровня // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях: Сборник статей X международной научной конф. (7-S февраля 2G14 г.), Харьков, 2G14. С. 64-6S.

9. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М.: Советский спорт, 2GG9. - 199 с.

1G. Bliznevsky A, Kudryavtsev M, Kuzmin V, Tolstopyatov I, Ionova O, Yermakova T. Influence of personal characteristics of pupils and students on the effectiveness of the relationship to the specific physical activities. / The Journal of Physical Education and Sport (JPES) №3, июнь 2G16-G6-1S Art # 23, pp. 424 - 432 DOI:1G.7752/jpes.2G16.G2G66

11. Bliznevsky AA, Kudryavtsev MD, Iermakov SS, Jagiello W. Formation of active-effective attitude of 12-13 years' judo athletes to sports functioning in competition period. Archives of Budo. 2G16; 12: pp. 1G1-115. - Режим доступа: http://archbudo.comIview/abstracts/issue_idI394.

12. Osipov A., Kudryavtsev M., Gatilov K., Zhavner T., Klimuk Yu., Ponomareva E., Vapaeva A., Fedorova P., Gappel E., Karnaukhov A. The use of functional training - crossfit methods to improve the level of special training of athletes who specialize in combat sambo // Journal of Physical Education and Sport.- 2G17.- №3. - P.2G13-2G1S.

13. Ross Enamait. Ultimate training for the ultimate warrior, 2GG3.

Педагогика

УДК 796.332.6+378.037.1

кандидат биологических наук, доцент Миннахметова Лариса Тагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук Мартынова Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (г. Омск)

СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема недостаточной разработанности теоретического обоснования содержания творческой педагогической деятельности учителя физической культуры в процессе формирования спортивной культуры учащейся молодежи. Авторами рассматриваются два вида творческой педагогической деятельности: научное педагогическое творчество и профессиональное педагогическое творчество учителя. Необходимость выделения и рассмотрения педагогического творчества учителя физической культуры обусловлена спецификой решаемых педагогических задач и особенностями содержания процесса обучения избранному виду спорта.

Ключевые слова: творчество, творческая педагогическая деятельность, учитель физической культуры, спортивная культура личности.

Annotation. In article the problem of insufficient readiness of theoretical justification of content of creative pedagogical activity of the teacher of physical culture in the course of formation of sports culture of the studying youth is considered. Two types of creative pedagogical activity are considered by authors: scientific pedagogical works and professional pedagogical works of the teacher. Need of allocation and consideration of pedagogical works of the teacher of physical culture is caused by specifics of solvable pedagogical tasks and features of content of process of training in the chosen sport.

Keywords: creativity, creative pedagogical activities, teacher of physical culture, sporting culture of the personality.

Введение. На современном этапе развития системы среднего образования учителю физической культуры необходимо постоянно развивать свой творческий потенциал с целью достижения высокого уровня развития профессиональной культуры. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования творческой педагогической деятельности учителя физической культуры в процессе формирования спортивной культуры учащейся молодежи свидетельствует о недостаточной разработанности содержательного обеспечения развития креативных способностей будущих учителей физической культуры. Современные философские и психологические представления о роли и месте творчества в человеческой деятельности являются исходным основанием для рассмотрения сущности педагогического творчества [2, 8, 19, 20].

Актуальность теоретического исследования обусловлена наличием объективного противоречия, с одной стороны, между социальной необходимостью формирования готовности учителя физической культуры к творческой педагогической деятельности в процессе формирования спортивной культуры учащейся молодежи, с другой, отсутствием знаний о сущности и содержании качественной специфики содержания творческой педагогической деятельности учителя [10, 11].

Изложение основного материала статьи. Исходя из анализа творческой педагогической деятельности учителя физической культуры выделяется два вида педагогического творчества: научное педагогическое творчество и профессиональное педагогическое творчество в процессе практического решения педагогических задач. Выделение двух видов педагогического творчества: научного и профессионального, основано на качественных различиях в личностном смысле творческой деятельности и особенностях решаемых творческих задач. В научном педагогическом творчестве в роли субъектом деятельности выступает ученый-исследователь, активность которого направлена на решение познавательных теоретических задач. Непосредственный личностный смысл его деятельности состоит в создании объективно нового продукта - теоретического знания, социально значимого для решения педагогических задач. В профессиональном педагогическом творчестве субъектом деятельности является учитель, а его творческая активность связана с постановкой и решением педагогических задач, связанных с формированием спортивной культуры личности ученика [1, 12, 13].

Н.Д. Никандров и В.А. Кан-Калик считают, что эвристическим ядром педагогического процесса является педагогическая задача, поэтому в педагогической деятельности элементы творчества актуализируются в связи с постоянной нацеленностью учителя на поиск оптимальных в данных условиях решений. Большинство современных исследователей в спортивно-педагогической сфере видят специфичность педагогического творчества в своеобразии деятельности учителя и своеобразии ее результата - развивающейся, формирующейся спортивной культуре личности ученика. С одной стороны, сущность педагогического творчества состоит в создании новых способов воздействия на учащихся, с другой, творческая деятельность учителя характеризуется неповторимостью ее продукта - сформированной личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия.

Как полагает В.И. Загвязинский, качественное своеобразие педагогического творчества проявляется: 1) в условиях ограниченности времени и способностью к принятию правильных решений; 2) в способности учителя к творчеству; 3) в результатах - компетенции в творчестве учеников и уровне развития креативного компонента спортивной культуры личности.

Под спортивной культурой мы понимаем часть культуры общества, совокупность материальных и духовных ценностей личности, социальной группы и общества в целом, направленных на физическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.