ХАРАКТЕР ПЕРЕМЕН В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
Сфера досуга и отдыха - важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономических реформ в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь наиболее динамично реагирующая на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в большей степени по сравнению с работающим населением).
Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой. Является ли молодежный досуг качественно иным по сравнению с досугом остальных возрастных групп или же имеет место всего лишь дополнение традиционно сложившихся и общепринятых форм проведения свободного времени?
Исследования показывают, что молодежный досуг обладает ярко выраженной спецификой на фоне предпочтений их родителей. И если в элементах «театры, концерты» поколения остаются во многом сходны (что естественно, исходя из большинства устоявшихся традиций — просмотра телевизора, общения с друзьями, ничегонеделания или помощи родителям по хозяйству, если
попросят), то по многим другим избираемым способам проведения свободного времени молодежь явно опережает своих родителей. Прежде всего, это касается посещения кружков (37%), ночных клубов, молодежных дискотек, музыкальных тусовок (42%) (здесь разрыв десятикратный), увлечения спортом, компьютером, посещения кафе, баров и ресторанов (38%). Не очень современную молодежь привлекает социально-гражданский компонент досуга (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам, как, впрочем, и политика). Их родители пока тоже не слишком-то рьяные участники формирующегося гражданского общества.
Тем не менее надо подчеркнуть, что приверженность определенным формам заполнения свободного времени и выбор модели социального участия зависят не только от моды или общепринятых вкусовых стандартов, но и от культурного потенциала людей, в частности многие вкусы и запросы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение. То, что могло бы исходить от старшего поколения в качестве положительного примера, не всегда с успехом культивируется поколением «Next». Очевидно, что молодежь реже, чем их родители, читает книги, не стремится к дополнительному самообразованию (хотя в основном это учащиеся и студенты), не составляет основной аудитории музеев, театров и серьезных концертных залов. Проведенное межпоколенческое сравнение указывает, что основу досуговой активности определенной доли российской молодежи составляет гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения.
Молодежь, как и все социальные слои, не является чем-то гомогенным, полностью стандартизированным. Если рассмотрим развитие форм молодежного досуга в динамике, то отметим, что с
течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени, как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняют свою значимость и сегодня.
Активный досуг как один из параметров образа жизни начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности. Одних увеселительных мероприятий для этого явно недостаточно. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, ресторанов, кафе и т. п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют существенных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому активный внедомашний тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен для продвинутых социальных слоев, включая образованную и социализированную молодежь.
За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации. За последние три года в молодежной среде несколько повысилась значимость таких средств массовой информации, как радио и периодическая печать, возрос интерес к телевидению, опережающими темпами растет популярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного досуга. В среднем каждый второй молодой россиянин в 2009 г. заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом,
компьютерными играми (что почти в три раза больше по сравнению с 2007 г.). То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации — интерес к этим формам заполнения досуга в последние годы тоже постепенно повышается.
В целом можно сказать, что российская молодежь почти полностью овладела компьютерной грамотностью (во многом благодаря урокам информатики в средней школе) и готова применять свои знания на практике, причем не только в игровых, но и в учебных целях. Всего 16% опрошенных молодых россиян заявили, что они не владеют компьютером (в 2007 г. таких было не менее 40%). Кстати, и каждый третий молодой человек в 1997 г. признавался, что не знаком с компьютером даже на уровне простого пользователя. Наиболее депривированными с точки зрения доступа к освоению компьютерной техники на сегодняшний день остаются традиционно слабые группы российской молодежи: жители села и представители бедных семей.
Молодые респонденты, прямо заявляющие, что для работы им компьютер не нужен, в половине случаев им пользуются либо дома, либо у друзей, либо в Интернет-кафе. Явно они это делают в целях обогащения и разнообразия собственного досуга. И это еще одна характерная черта новых способов досуговой активности. Кстати сказать, проблема массового потребления культурных ценностей и унификации способов проведения свободного времени - это не только проблема России, поскольку весь мир живет в эпоху глобальных изменений, где новые технологии диктуют свои правила игры.
К тому же молодежь по-прежнему активно смотрит все более разнообразные телевизионные программы (телевидение, как и в традиционные времена, один из самых предпочтительных способов заполнения свободного времени, а в последние годы его популярность у молодого поколения даже несколько возросла). Что
смотрит молодежь (а заодно и их родители), будучи привержена тому или иному виду досуга (домашнему, традиционному или активному)?
Далеко не вся молодежь забывает о своих культурных или исторических корнях, а та ее часть, которая отличается социальной активностью, вполне интеллектуальна и избирательна в своих предпочтениях (здесь высок интерес к шедеврам высокого кино, а по пристрастиям к зарубежной киноклассике они даже опережают своих более старших сограждан). Ничуть не меньше остальных их интересуют передачи научно-популярного жанра, программы о мире, в котором мы живем, они постоянно хотят быть в курсе событий и отсюда их интерес к информационному вещанию. К сожалению, не слишком велик интерес (впрочем, как у всего населения) к российской культуре, однако ее возрождение - дело будущего. Российская молодежь по-своему старается постигать мир, в том числе и через новые возможности телекоммуникации, однако это не означает, что вся она помешана на музыке, развлекательных шоу и дешевых телесериалах.
Однако иметь много свободного времени и достойно его проводить не всегда у всех получается. Дело в том, что в настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, количество свободного времени у многих представителей молодого поколения сокращается в связи с совмещением учебной нагрузки с работой и подготовкой к будущей карьере. Это только повышает ценность свободного времени как такового, о чем многие прямо заявляют при ответе на вопрос о том, удается ли иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие. Пока российская молодежь не слишком удовлетворена своими возможностями в этой сфере жизни (считают, что смогли этого добиться, не более 10% опрошенных), однако надежды на то, что можно будет позволить себе полноценный досуг и отдых когда-нибудь
в будущем, не теряют порядка 46% молодежи и только 16% заявляют, что им это в принципе не нужно.
С другой стороны, необходимо обратить внимание и на прямо противоположную тенденцию, определяющую специфику молодежного досуга. Представители студенчества за счет сокращения в вузах аудиторной нагрузки имеют гораздо больше свободного времени, чем их родители, что влияет на стиль их жизни, напрямую связываемый и диктуемый досугом. Не секрет, что жизнь молодежи в известном смысле организована вокруг досуга, причем именно внедомашнего.
Какие здесь наблюдаются изменения? Какова динамика досуговых предпочтений молодого поколения за последние три года, имеются ли определенные типологические сдвиги, и если да, то какой характер они носят?
В течение трех лет мы наблюдаем рост досуговой активности молодого поколения России практически по всем направлениям, а по некоторым способам заполнения свободного времени динамика заметно опережающая. Это касается, прежде всего, тех самых форм внедомашнего досуга, который так популярен среди современной молодежи и характеризует активный тип социальной жизни. Произошел двукратный рост использования компьютерной техники в бытовых и информационных целях, занятий спортом, фитнесом, чаще молодые россияне стали посещать концерты, кино, театры и практически на порядок чаще они стали проводить свое свободное время в ночных клубах, дискотеках, кафе-барах. Даже по таким традиционным досуговым пристрастиям, как современная музыка и интерес к телевидению, ощущается заметный рост.
Тем не менее не стоит переоценивать динамику досуговой активности молодежи, поскольку, во-первых, досуг и социальная жизнь молодого поколения сильно отличаются от досуга и социальной
жизни поколения «родителей». И в первую очередь это касается внедомашней досуговой активности. Развлекательное, рекреационное, культурное времяпровождение вне дома в российских условиях становится преимущественно «молодежным». Существенно реже старшее поколение посещает театры, музеи, концерты, позволяет себе выход в ресторан. Особенно надо отметить, что у молодежи за три года произошел существенный рост в плане посещения кружков и участия во встречах по интересам (48%).
Во-вторых, у российской молодежи по-прежнему отсутствует такой важнейший компонент гражданской позиции, как активное социальное и общественное участие (в традиционном аутсайдере форм проведения свободного времени - политике - заметны уменьшения).
Не стоит недооценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинства российской молодежи. А надо сказать, что она занимает гораздо более важное место в социальной жизни молодежи развитых западных стран (например, если в клубной деятельности, диспутах, общественных ассоциациях регулярно участвуют не менее 30—40% английской молодежи до 30 лет, то у россиян в целом этот показатель не превышает 1%).
Пожалуй, только в культурном, развлекательном и спортивном участии российская молодежь несколько приблизилась к стандартам молодежи европейских стран. Интерес к активной общественной деятельности, развитию молодежных инициатив и движений отмечается только в самой молодой (преимущественно студенческой) среде и прекращается вместе с выходом из этого статуса и возраста. Многие виды гражданского участия в молодежном досуге практически стремятся к нулю, например политическая, общественная деятельность очень слабо отражены в повседневной жизни молодых россиян (и интерес к ним фактически не растет). А вот интерес к религии вырос с 6 до 11%.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что главным типологизирующим фактором, определяющим специфику и качество свободного времени молодежи в целом, является направленность его досуговой активности. В зависимости от того, проводит человек свое свободное время дома или вне его, может ли позволить себе заплатить за собственный отдых и развлечения или довольствуется тем, что общедоступно, занимается дома ничегонеделанием («просто отдыхаю») или увлечен поиском новой информации, и будет зависеть тип избираемого им досуга. Однако очевидно, что изменения досуговой практики в последние годы происходят с разной степенью интенсивности у разных социальных групп и, что хотелось бы особо подчеркнуть, у разных возрастных категорий.
Межпоколенческая досуговая ситуация выглядит крайне неравноправной, и она даже еще более неравноправна, чем последствия материально-имущественной дифференциации. Хотя никогда не стоит забывать, что проблема досуга - это не только проблема возможностей, вкусов или распространенных тенденций, но еще и проблема выбора, а также собственных традиций, запросов и индивидуальных предпочтений.
М. С. ЛИБЕРОВА соискатель кафедры социологии
и педагогики Российского государственного
*
университета туризма и сервиса
* Либерова Марина Сергеевна, e-mail [email protected]
Либерова М. С. Характер перемен в сфере молодежного досуга. В статье рассматриваются позитивные изменения в развитии форм молодежного досуга, новые способы досуговой активности, отмечается влияние СМИ на специфику молодежного досуга, приводятся данные социологических опросов за период с 2007 по 2009 гг.
Ключевые слова: досуг, предпочтения, свободное время, позитивные изменения.
Liberova M. S. Character of changes in sphere of youth leisure. In this article the positive changes in the development of the forms of the youth leisure and the new ways of leisure activity are considered, the influence of Mass Media on the specificity of youth leisure is noted. Also the statistics of sociological surveys in a period from 2007 to 2009 years is given.
Key words: leisure, preferences, spare time, positive changes.