ХАРАКТЕР ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ТВОРЧЕСТВЕ ОБЭРИУТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Т.В. Фоминых
Ключевые слова: ОБЭРИУ, литература, психология, детская игра.
Keywords: OBERIU, literature, psychology, child's game.
Обращение современной гуманитарной мысли к вопросам изучения игры является крайне актуальным, так как, по мнению С.А. Кравченко, в современном социально-культурном пространстве России происходят качественные перемены в обществе, и одной из коллективных реакций (но весьма существенной) на эти жизненные новации становится играизация [Кравченко, 2002, с. 143]. На этой волне вырос и интерес к значению игры в жизни ребенка, но основные исследования в этом направлении пока проводятся в педагогической и социальной психологии и педагогике, что, на наш взгляд, недостаточно. Мы считаем, что изучение детской игры необходимо проводить, опираясь в первую очередь на гуманистические ценности антропологической парадигмы развития ребенка.
С этой точки зрения оказывается очень интересным исследование уже имеющегося и зафиксированного в культуре гуманистического видения Infant ludens (Ребенка играющего). Речь идет о творчестве обэриутов для детей. Обладающие огромным талантом детских писателей, молодые авторы литературной группы «ОБЭРИУ» - А. Введенский, Д. Хармс, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий - создали в 30-е годы ХХ века русскую детскую игровую литературу, в центр которой поместили мир Infant ludens.
В рамках предлагаемого материала мы сделали попытку показать, какие эмоциональные доминанты характера игровой деятельности присутствуют в произведениях обэриутов. Мы делаем акцент на эмоциональной составляющей детских игр, так как, с одной стороны, эта составляющая оказывается одной из трудно изучаемых практической психологией, с другой - она имеет крайне важное значение для всей жизни человека, с третьей - именно эмоциональная сторона жизни Infant ludens оказалась в поле зрения детских писателей.
В годы деятельности писателей-обэриутов педагогика и психология изучали эмоции ребенка, но на том этапе развития науки ошибочно считалось, что эмоции определяют направленность поведения индивида [Фрэнкин, 2003, с. 407-409]. Так или иначе, вся страна была нацелена на строительство новой жизни, а от детской литературы государство требовало выпуска книг, имеющих положительный эмоциональный настрой.
Обэриуты, работая над произведениями для детей, исходили из своего видения природы ребенка. Их художественное чутье подсказывало им, что наибольшее счастье приносит ребенку сам процесс игры, которой он увлечен (заметим, что открытие этого факта психологической наукой произошло позже [Фрэнкин, 2003, с. 508]). Писатели в своих произведениях создали развернутую картину детской увлеченности.
В процессе знакомства с их текстами у читателя возникает яркое представление о воодушевленности героев в процессе любимых ролевых игр, например: в «паровозики», и в «машинистов»: Только я и паровоз, /Мы не спим, /Мы не спим. / И летит до самых звезд / К небу дым, /К небу дым. Эти строчки мы находим у А. Введенского [Введенский, 2005, с. 17]; у него же есть стихотворение «Если бы...», юный герой которого в мечтах играет роль военного: Все бы говорили: / «Вот лихой боец! / Этот храбрый мальчик / Просто молодец!» [Введенский, 1940, с. 1]. Произведение Н. Заболоцкого «Песня ударников» изображает увлеченность детей, играющих в «производителей» паровоза, самолета и трактора: Стук-бряк /по железу! <... > Стук-бряк /веселей! [Заболоцкий, 1930, с. 6].
Герои обэриутских произведений могут быть поглощены радостью движения. Так, например, Б. Бегак пишет о стихотворении Д. Хармса «Га - ра - рар!», что это были стихи, с бурной непосредственностью воспроизводившие игру трех мальчишек (выделено мной. - Т.Ф.) [Бегак, 1971, с. 74]. С помощью веселого сравнения изображает игру «Чехарда» в своем одноименном стихотворении Н. Заболоцкий: Через головы ребят / Все как мячики летят, / Все как мячики летят - / Десять мальчиков подряд [Заболоцкий, 1933, с. 28]. Силу эмоционального проживания от захватывающей радости движения А. Введенский изображает с помощью ритмического нарушения в последней строчке, необходимого, чтобы подчеркнуть состояние сбивки дыхания от восторга: Разбежалась Маша - / Прыгнула легко, / Разбежался Саша - / Прыгнул высоко. /Поднимай веревку выше - /Посмотри, как прыгнет Миша! /Здорово прыгают! [Введенский, 1930, с. 5].
Иногда радость движения передается в сочетании с эмоциональным восторгом, возникающим при общении с природой, подобно тому, как это происходит в произведениях Н. Заболоцкого: «У моря», «На площадку!»; А. Введенского: «На дачу», «Теплоход», «Птички» и др.
Известно было детским писателям и то, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на детей музыка, поэтому заряд фонтанирующего веселья передают юным читателям тексты, посвященные теме увлеченности музыкой: «Оркестр» Ю. Владимирова, «Жил-был музыкант Амадей Фарадон...» Д. Хармса,
«О рыбаке и судаке» А. Введенского. Есть в творческом наследии обэриутов и стихотворения, оказывающие на слушающих эффект эмоционального воздействия своим ритмом и необычной мелодикой. Например, тексты, в которых используется ритм популярных в те годы пионерских речевок: Раз, два, / три, четыре / и четырежды четыре, / и четыре на четыре, / и еще потом четыре (Д. Хармс «Миллион») [Хармс, 1997, с. 31] или Раз-два! Раз-два! / Всюду солнце и трава. / Раз-два - три-четыре! / Разверните флаги шире! (Н. Заболоцкий «Первомай: Октябрятский марш») [Заболоцкий, 1931, с. 1] и стихи, использующие звукопись, к самым ярким из которых принадлежит «гремящее» стихотворение Ю. Владимирова «Барабан»: Барабанил в барабан барабанщик наш, /Барабанил в барабан тарабарский марш. /Барабанил в барабан барабанщик Адриан. / Барабанил, барабанил, бросил барабан [Владимиров, 2005, с. 49].
Еще одна важная эмоциональная доминанта обэриутских произведений - оптимистическое мироощущение Infant ludens. Детская природа не терпит трагического конца, поэтому среди текстов, написанных писателями для детей, мы не обнаруживаем ни одного с описанием чувства детского безысходного страдания или горя. Для усиления оптимистического настроя произведений обэриуты часто прибегали к эмоционально подчеркнутому счастливому концу, например: И люди станут мне кричать: / «Счастливый путь, моряк!» / И ночь мне будет освещать /Сверкающий маяк (А. Введенский «Когда я вырасту большой») [Введенский, 2005, с. 35], Пробежал самолет / По песочку, по траве, / Открывает летчик дверь: /- Вылезайте - /Вы - /В Москве! (Ю. Владимиров «Самолет») [Владимиров, 2005, с. 53], А за ним на берег рыбы / Так и лезут без конца! / Сын доволен. Рад отец. / Вот и повести конец (Д. Хармс «Неожиданный улов») [Хармс, 1997, с. 84].
Психологически точные тексты, созданные писателями-обэриутами, своим всепроникающим оптимизмом «помогают» растущему человеку укреплять в себе жизнестойкие силы. Известный литературовед Б. Бегак в своей книге «Дети смеются» писал о близости писателей-обэриутов восприятию ребенка, «для которого в то время создавались новый стих и новая проза, насыщенные шуткой, преисполненные юмора, построенные на игре и при посредстве игры и шутки ведущие малышей к воспитанию чувства и мысли, к постижению окружающего, делающие их талантливее, умнее, добрее» [Бегак, 1971, с. 76].
Веселая игра и шутка пришли в детскую литературу из устного народного творчества. Обэриуты умело использовали в своих произведениях и загадки, и разного рода перевертыши, и чудачества, и народные игры, которые с восторгом воспринимаются детьми. Например, «Иван Топорышкин» Д. Хармса, «Ниночкины покупки» Ю. Владимирова до сих пор остаются у юных читателей одними из самых любимых произведений. Периоду детства близок народный юмор, который всегда в России был одним из важных источников оптимистического мироощущения потому, что «юмор восстанавливал душевное равновесие человека, укрепляя его эмоционально-положительное самочувствие и помогая осознавать, что в любой, даже затруднительной ситуации может быть найден выход» [Абоносимова, 2004, с. 72].
Таким образом, игровая деятельность ребенка в творчестве обэриутов для детей имеет активный, увлеченный, преимущественно радостный характер, пронизанный оптимистическим мироощущением. К сожалению, отношение к обэриутским произведениям, рассчитанным на юного читателя, порой носит поверхностный характер. Так, например, Т. Бобина использует понятие «игровая литература» в значении «развлекательная» и пишет о творчестве обэриутов как о стремлении «к консервации ребенка в волшебно-беспечном мире детства» [Бобина, 2003, с. 13]. Мы полагаем это мнение ошибочным, так как считаем, что тексты обэриутов дарят ребенку радость и веселье не потому, что написаны для развлечения, а потому, что наполнены жизнеутверждающим пафосом. Тот душевный труд, который проделывает ребенок, воспринимающий творчество обэриутов, очень важен для воспитания активного человека, наделенного интеллектом, креативными способностями и душой, чувствительной к красоте и лиризму мира.
В заключение необходимо добавить, что изучение творческого наследия обэриутов, в чьих произведениях создана психологически точная картина мира Infant ludens, является актуальным и для литературоведения, и для педагогики, и для психологии, и для других, смежных с ними, гуманитарных наук.
Литература
Абоносимова Е.В. Оптимизм как явление культуры : дисс. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2004. Бегак Б.А. Дети смеются : Очерки о юморе в детской литературе. М., 1971.
Бобина Т.О. Основные тенденции развития современной детской литературы // Детская и юношеская литература и проблема чтения. Екатеринбург, 2003.
Введенский А.И. Если бы... // Чиж. 1940. №2. Введенский А.И. .Бегать, прыгать. М., 1930.
Введенский А.И. Кто? // Часы в коробочке : Стихи, рассказы, сказки. СПб., 2005. Владимиров Ю. Чудаки // Часы в коробочке : Стихи, рассказы, сказки. СПб., 2005. Заболоцкий Н. Первомай: Октябрятский марш // Чиж. 1931. № 5. Заболоцкий Н. Песня ударников // Чиж. 1930. № 9-10. Заболоцкий Н. Чехарда // Чиж. 1933. № 10.
Кравченко С.А. Играизация российского общества (К обоснованию новой социологической парадигмы) // Общественные науки и современность. 2002. №11.
Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. СПб., 2003. Хармс Д.И. Полное собрание сочинений : в 4 т. СПб., 1997. Т. 3.