Научная статья на тему 'Тема детской игры в творчестве обэриутов'

Тема детской игры в творчестве обэриутов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1328
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЭРИУ / тема / детские игры / Infant ludens / OBERIU / topic / children’s game / Infant ludens

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фоминых Татьяна Викторовна

Данная статья посвящена темам детской игры в творчестве писателей-обэриутов. Главными темами являлись: современная техника, военные, спортивные и коллективные игры, что подтверждается анализом текстов произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Theme of Children’s Game in the Works of OBERIU Writers

The given article is devoted to the topic of children’s game in the works of OBERIU writers. The main topics were: modern technologies, military games, sports and collective games, that is proved by the analysis of their works.

Текст научной работы на тему «Тема детской игры в творчестве обэриутов»

УДК 882.09-93

ББК 83.8

Фоминых Татьяна Викторовна

аспирант г. Екатеринбург Fominykh Tatyana Viktorovna

Post-graduate Ekaterinburg

Тема детской игры в творчестве обэриутов The Theme of Children's Game in the Works of OBERIU Writers

Данная статья посвящена темам детской игры в творчестве писателей-обэриутов. Главными темами являлись: современная техника, военные, спортивные и коллективные игры, что подтверждается анализом текстов произведений.

The given article is devoted to the topic of children's game in the works of OBERIU writers. The main topics were: modern technologies, military games, sports and collective games, that is proved by the analysis of their works.

Ключевые слова: ОБЭРИУ, тема, детские игры, Infant ludens.

Key words: OBERIU, topic, children's game, Infant ludens.

В ранние годы жизни игра имеет огромное значение для социологизации ребенка. Еще Л. С. Выготский указывал на то, что игра - источник развития ребенка. По мере того, как литература, предназначенная для юного читателя, стремилась изображать мир ребенка во всей его полноте, на страницах детских книг и журналов стал появляться образ играющего малыша. Но о рождении советской детской игровой литературы стало возможно говорить благодаря творчеству писателей литературной группы «ОБЭРИУ» - А. Введенского, Д. Хармса, Ю. Владимирова, Н. Заболоцкого, поэтому исследование игры в их произведениях представляет для нас особый интерес.

Молодые писатели начали создавать свои произведения для детей в 1928

году. Детская литература того времени должна была способствовать воспитанию нового гражданина - человека, готового трудиться на благо родной страны и, если понадобится, с оружием в руках защищать ее. Поскольку полноценное воспитание ребенка возможно только в игре и через игру, обэриуты в центр своего творчества поместили Infant ludens (ребенка играющего), его понимание мира, его деятельность, его фантазии и мечты.

Известно, что в детских играх находят свое преломление события взрослой жизни, поэтому, исследуя основные темы игровой деятельности ребенка в тот или иной исторический период, мы можем узнать об интересах и проблемах, которые являются ведущими в это время в жизни людей. Так, например, Б. Бегак пишет о стихотворении Д. Хармса «Га-ра-рар!», что это были стихи, «с бурной непосредственностью воспроизводившие игру трех мальчишек. Игру вполне современную - в автомобиль, пароход, советский самолет!» [1; 74]. Действительно, в годы строительства социализма вопрос о значимости освоения техники был одним из главных. Как следствие, «корабли» и «самолеты» стремительно ворвались и в мир детских игр того времени, и на страницы детских книг и журналов.

Чувство гордости за родной аэрофлот присутствует в «Считалке» Даниила Хармса:

Что за чудо -Чудеса?

Скрыла туча Небеса!

Это по небу Плывет

Наш родной

Аэрофлот! [8; 60-61].

С большим воодушевлением «строит» самолет юный герой «Песни ударников» Н. Заболоцкого:

Я зубило

наточу, крепко гайки

завинчу -в кругосветный

перелет строим, строим

самолет! [7; 6].

И, конечно, у многих мальчишек того времени была заветная мечта, о которой А. Введенский написал так:

Хорошо бы быть пилотом, Управлять бы самолетом И летать бы над горами, Над суровыми морями, Опускаться в дождь и в бурю На усталом самолете На чужие острова [5; 10-11].

Кроме дальних полетов влекла многих и романтика морских путешествий. Стремление мальчишки стать моряком, как его старший брат, который «даже ездил в Америку на пароходе» [6; 4], посвящен рассказ Ю. Владимирова «На яхте». Заметим, что тема кораблей и моря присутствует в творчестве всех обэри-утов («Теплоход», «Рыбаки» А. Введенского, «Кораблик» Д. Хармса, «У моря» Н. Заболоцкого).

Герои обэриутских произведений играли и в «паровозики», и в «машинистов»: Только я и паровоз, Мы не спим, Мы не спим. И летит до самых звезд К небу дым, К небу дым [4; 17].

Эти строчки мы находим у А. Введенского. У него же есть стихи о лошадках, чье присутствие в детских играх было не менее популярным (например, «Если бы...», «Лошадка» и др.). Игре в «лошадок» посвящено и стихотворение Д. Хармса «Долго учат лошадей».

Детская литература в тесном сотрудничестве с педагогикой должна была воспитывать защитника завоеваний социализма, поэтому писатели литературной группы ОБЭРИУ, создавая на страницах своих произведений образ Infant ludens, актуализировали тему милитаристских игр. Необходимости готовиться к военным действиям посвящены книги Н. Заболоцкого «Красные и синие» и «Резиновые головы». В них автор знакомит юного читателя с военными учениями, в которых наравне со взрослыми принимают участие мальчишки. Теме военных маневров посвящен и рассказ Ю. Владимирова «Мотобот «Профинтерн»». А стихотворение Александра Введенского «А ты?» несколько раз переиздавалось в годы Великой Отечественной войны, потому что герои этого произведения мечтают о ратных подвигах:

.. .Солнце на небе горит, Первый мальчик говорит: .Стану я совсем большим, Буду я бойцом лихим. ... - Ты герой, и я герой, -Отвечал ему второй. -Я в тяжелом танке буду Бить врага всегда и всюду. ... - Я, - сказал на это третий, -Вот что вам могу ответить: Я, должно быть, буду вскоре Капитаном на линкоре. .- Я, конечно, буду летчик, -Говорит четвертый спорщик. ... - Ну, а я, - ответил пятый, -

Буду бить врага гранатой И прикладом, и штыком, Буду опытным стрелком [2; 7-9]. С подготовкой детей к обороне и труду было связано и внимание педагогов к подвижным играм и спортивным соревнованиям на силу, ловкость, быстроту. Каждой возрастной подгруппе соответствовали свои игры. Дошкольники из книги А. Введенского «Бегать, прыгать...» осваивают в игре основы физкультуры:

Разбежалась Маша -Прыгнула легко, Разбежался Саша -Прыгнул высоко. Поднимай веревку выше -Посмотри, как прыгнет Миша! Здорово прыгают!

Без оглядки Побежали, Только пятки Засверкали. Побежали По полю -Ножками Затопали [3; 5-7].

Картина активности героя, в которую органично вплетены детские фантазии, находит живой отклик у дошкольников и младших школьников, читающих стихотворение Д. Хармса «Уж я бегал, бегал, бегал.»: Надоело мне сидеть, захотелось полететь...

Разбежался я, подпрыгнул, Крикнул: «Эй!», Ногами дрыгнул. Давай ручками махать, Давай прыгать и скакать.

Меня сокол охраняет, сзади ветер подгоняет, снизу реки и леса, сверху тучи-небеса [8; 17].

На читателей школьного возраста рассчитаны произведения: «На реке», «Чехарда» Н. Заболоцкого; «Игра», «Лыжная прогулка в лес» Д. Хармса; «Володя Ермаков» А. Введенского и др.

Огромное значение в творчестве обэриутов для детей имели коллективные игры. Не лишним будет вспомнить, что изначально пионерская организация создавалась в стране в качестве массовой игры, наполненной романтическим пафосом. Условному пространству детской игры, требующей от ребенка приложения немалых физических сил, необходим или романтизм, или радость (но не результата, как у взрослых, - а процесса самой игры) для того, чтобы игра оставалась таковой, не превращаясь в обыкновенное выполнение разного рода заданий. Писатели-обэриуты, следуя природе детской игры, старались при описании коллективных дел сохранять игровое начало. С этой точки зрения показательны произведения Д. Хармса «Что мы заготовляем на зиму» и «Миллион». Стихотворение «Что мы заготовляем на зиму», в котором создана картина участия пионеров в заготовке на зиму овощей, ягод и грибов, заканчивается откровенной игрой:

И, может быть, вылепишь ты себя самого,

пионера на летней работе.

Да так хорошо и так умело,

что тебя отольют из чугуна или из бронзы и поставят в музее на первое место. А люди скажут: «Смотрите -Это новый, советский художник» [8; 41-42].

Стихотворение «Миллион» подчеркивает условную составляющую пионерской организации тем, что само по себе является математической игрой, игровая сущность которой подчеркивается ритмическим построением произведения и несовпадением результата вычисления с заявленным числом. О коллективных играх писали и Н. Заболоцкий с А. Введенским.

В заключение необходимо сказать, что актуализированные в творчестве обэриутов темы детских игр - это лишь один из аспектов изучения их произведений, в которых создана картина мира Infant ludens. Но мы считаем важным отметить, что исследование уникального опыта писателей группы «ОБЭРИУ» имеет большое значение и является актуальным не только для литературоведения, но также для педагогики и для психологии.

Библиографический список

1. Бегак, Б. А. Дети смеются : Очерки о юморе в детской литературе [Текст] / Б. А. Бегак. - М. : Издательство «Детская литература», 1971. -190 с.

2. Введенский, А. И. А ты? [Текст] / А. И. Введенский // Чиж. - 1931. -№ 2. - С. 7-9.

3. Введенский, А. И. .. .Бегать, прыгать [Текст] : Рассказы для детей / А. И. Введенский. - М. : Государственное издательство, 1930. - 12 с.

4. Введенский, А. И. Кто? [Текст] / А. И. Введенский // Часы в коробочке: Стихи, рассказы, сказки / Александр Введенский, Юрий Владимиров, Даниил Хармс, Николай Олейников ; [сост., предисл. и послесл. В. Глоцера]. - СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2005. - С. 7-35.

243 Вестник ЧГПУ 10'2008

5. Введенский, А. И. Охота [Текст] / А. И. Введенский // Чиж. - 1931. -№ 2. - С. 10-11.

6. Владимиров, Ю. На яхте [Текст] / Юрий Владимиров. - М.-Л. : ГИЗ,

1930. - 24 с.

7. Заболоцкий, Н. Песня ударников [Текст] / Н. Заболоцкий // Чиж. - 1930.

- № 9-10. - С. 6-7.

8. Хармс, Д. И. Полное собрание сочинений [Текст] : В 4-х т. / Даниил Хармс ; [Сост., подгот. текста и прим. В. Н. Сажина]. - СПб. : Академический проект, 1997. - 3 т. - 350 с.

Bibliography

1. Begak, B. A. Children Laugh : the Essays about the Humor in the Literature for Children [Text] / B. A. Begak. - M. : «Detskaya Literatura» Publishing House, 1971. - 190 p.

2. Elkonin, D. B. The Psychology of a Game [Text] / D. B. Elkonin. - M. : Publishing Center VLADOS, 1999. - 360 p.

3. Harms, D. I. Collected Works [Text] : In 4 Volumes / Daniil Harms ; [Compiling, Preparation of Text and Comments by V. N. Sazhin]. - SPt. : Academical Project, 1997. - 3 V. - 350 p.

4. Vladimirov, Y. At the Yacht [Text] / Yury Vladimirov. - M.-L. : GIZ, 1930.

- 24 p.

5. Vvedensky, A. I. And What about You? [Text] / A. I. Vvedensky // Chizh. -

1931. - № 2. - P. 7-9.

6. Vvedensky, A. I. ...To Run, to Jump [Text] : Stories for Children / A. I. Vvedensky. - M. : State Publishing House, 1930. - 12 p.

7. Vvedensky, A. I. Who? [Text] / A. I. Vvedensky // The Watch in the Box : Poems, Stories, Tales / Aleksander Vvedensky, Yury Vladimirov, Daniil Harms, Nikolai Oleinikov ; [Compiling, Preface and Postface by V. Glotcer]. - SPt. : Amphora. Trade and Publishing House Amphora, 2005. - P. 7-35.

8. Vvedensky, A. I. Hunting [Text] / A. I. Vvedensky // Chizh. - 1931. - № 2.

- Р. 10-11.

9. Zabolotsky, N. The Song of Udarniks [text] / N. Zabolotsky // Chizh. - 1930.

- № 9-10. - P. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.