УДК 882.09-93
ББК 83.8
Фоминых Татьяна Викторовна
аспирант г. Екатеринбург Fominykh Tatyana Viktorovna
Post-graduate Ekaterinburg
Тема детской игры в творчестве обэриутов The Theme of Children's Game in the Works of OBERIU Writers
Данная статья посвящена темам детской игры в творчестве писателей-обэриутов. Главными темами являлись: современная техника, военные, спортивные и коллективные игры, что подтверждается анализом текстов произведений.
The given article is devoted to the topic of children's game in the works of OBERIU writers. The main topics were: modern technologies, military games, sports and collective games, that is proved by the analysis of their works.
Ключевые слова: ОБЭРИУ, тема, детские игры, Infant ludens.
Key words: OBERIU, topic, children's game, Infant ludens.
В ранние годы жизни игра имеет огромное значение для социологизации ребенка. Еще Л. С. Выготский указывал на то, что игра - источник развития ребенка. По мере того, как литература, предназначенная для юного читателя, стремилась изображать мир ребенка во всей его полноте, на страницах детских книг и журналов стал появляться образ играющего малыша. Но о рождении советской детской игровой литературы стало возможно говорить благодаря творчеству писателей литературной группы «ОБЭРИУ» - А. Введенского, Д. Хармса, Ю. Владимирова, Н. Заболоцкого, поэтому исследование игры в их произведениях представляет для нас особый интерес.
Молодые писатели начали создавать свои произведения для детей в 1928
году. Детская литература того времени должна была способствовать воспитанию нового гражданина - человека, готового трудиться на благо родной страны и, если понадобится, с оружием в руках защищать ее. Поскольку полноценное воспитание ребенка возможно только в игре и через игру, обэриуты в центр своего творчества поместили Infant ludens (ребенка играющего), его понимание мира, его деятельность, его фантазии и мечты.
Известно, что в детских играх находят свое преломление события взрослой жизни, поэтому, исследуя основные темы игровой деятельности ребенка в тот или иной исторический период, мы можем узнать об интересах и проблемах, которые являются ведущими в это время в жизни людей. Так, например, Б. Бегак пишет о стихотворении Д. Хармса «Га-ра-рар!», что это были стихи, «с бурной непосредственностью воспроизводившие игру трех мальчишек. Игру вполне современную - в автомобиль, пароход, советский самолет!» [1; 74]. Действительно, в годы строительства социализма вопрос о значимости освоения техники был одним из главных. Как следствие, «корабли» и «самолеты» стремительно ворвались и в мир детских игр того времени, и на страницы детских книг и журналов.
Чувство гордости за родной аэрофлот присутствует в «Считалке» Даниила Хармса:
Что за чудо -Чудеса?
Скрыла туча Небеса!
Это по небу Плывет
Наш родной
Аэрофлот! [8; 60-61].
С большим воодушевлением «строит» самолет юный герой «Песни ударников» Н. Заболоцкого:
Я зубило
наточу, крепко гайки
завинчу -в кругосветный
перелет строим, строим
самолет! [7; 6].
И, конечно, у многих мальчишек того времени была заветная мечта, о которой А. Введенский написал так:
Хорошо бы быть пилотом, Управлять бы самолетом И летать бы над горами, Над суровыми морями, Опускаться в дождь и в бурю На усталом самолете На чужие острова [5; 10-11].
Кроме дальних полетов влекла многих и романтика морских путешествий. Стремление мальчишки стать моряком, как его старший брат, который «даже ездил в Америку на пароходе» [6; 4], посвящен рассказ Ю. Владимирова «На яхте». Заметим, что тема кораблей и моря присутствует в творчестве всех обэри-утов («Теплоход», «Рыбаки» А. Введенского, «Кораблик» Д. Хармса, «У моря» Н. Заболоцкого).
Герои обэриутских произведений играли и в «паровозики», и в «машинистов»: Только я и паровоз, Мы не спим, Мы не спим. И летит до самых звезд К небу дым, К небу дым [4; 17].
Эти строчки мы находим у А. Введенского. У него же есть стихи о лошадках, чье присутствие в детских играх было не менее популярным (например, «Если бы...», «Лошадка» и др.). Игре в «лошадок» посвящено и стихотворение Д. Хармса «Долго учат лошадей».
Детская литература в тесном сотрудничестве с педагогикой должна была воспитывать защитника завоеваний социализма, поэтому писатели литературной группы ОБЭРИУ, создавая на страницах своих произведений образ Infant ludens, актуализировали тему милитаристских игр. Необходимости готовиться к военным действиям посвящены книги Н. Заболоцкого «Красные и синие» и «Резиновые головы». В них автор знакомит юного читателя с военными учениями, в которых наравне со взрослыми принимают участие мальчишки. Теме военных маневров посвящен и рассказ Ю. Владимирова «Мотобот «Профинтерн»». А стихотворение Александра Введенского «А ты?» несколько раз переиздавалось в годы Великой Отечественной войны, потому что герои этого произведения мечтают о ратных подвигах:
.. .Солнце на небе горит, Первый мальчик говорит: .Стану я совсем большим, Буду я бойцом лихим. ... - Ты герой, и я герой, -Отвечал ему второй. -Я в тяжелом танке буду Бить врага всегда и всюду. ... - Я, - сказал на это третий, -Вот что вам могу ответить: Я, должно быть, буду вскоре Капитаном на линкоре. .- Я, конечно, буду летчик, -Говорит четвертый спорщик. ... - Ну, а я, - ответил пятый, -
Буду бить врага гранатой И прикладом, и штыком, Буду опытным стрелком [2; 7-9]. С подготовкой детей к обороне и труду было связано и внимание педагогов к подвижным играм и спортивным соревнованиям на силу, ловкость, быстроту. Каждой возрастной подгруппе соответствовали свои игры. Дошкольники из книги А. Введенского «Бегать, прыгать...» осваивают в игре основы физкультуры:
Разбежалась Маша -Прыгнула легко, Разбежался Саша -Прыгнул высоко. Поднимай веревку выше -Посмотри, как прыгнет Миша! Здорово прыгают!
Без оглядки Побежали, Только пятки Засверкали. Побежали По полю -Ножками Затопали [3; 5-7].
Картина активности героя, в которую органично вплетены детские фантазии, находит живой отклик у дошкольников и младших школьников, читающих стихотворение Д. Хармса «Уж я бегал, бегал, бегал.»: Надоело мне сидеть, захотелось полететь...
Разбежался я, подпрыгнул, Крикнул: «Эй!», Ногами дрыгнул. Давай ручками махать, Давай прыгать и скакать.
Меня сокол охраняет, сзади ветер подгоняет, снизу реки и леса, сверху тучи-небеса [8; 17].
На читателей школьного возраста рассчитаны произведения: «На реке», «Чехарда» Н. Заболоцкого; «Игра», «Лыжная прогулка в лес» Д. Хармса; «Володя Ермаков» А. Введенского и др.
Огромное значение в творчестве обэриутов для детей имели коллективные игры. Не лишним будет вспомнить, что изначально пионерская организация создавалась в стране в качестве массовой игры, наполненной романтическим пафосом. Условному пространству детской игры, требующей от ребенка приложения немалых физических сил, необходим или романтизм, или радость (но не результата, как у взрослых, - а процесса самой игры) для того, чтобы игра оставалась таковой, не превращаясь в обыкновенное выполнение разного рода заданий. Писатели-обэриуты, следуя природе детской игры, старались при описании коллективных дел сохранять игровое начало. С этой точки зрения показательны произведения Д. Хармса «Что мы заготовляем на зиму» и «Миллион». Стихотворение «Что мы заготовляем на зиму», в котором создана картина участия пионеров в заготовке на зиму овощей, ягод и грибов, заканчивается откровенной игрой:
И, может быть, вылепишь ты себя самого,
пионера на летней работе.
Да так хорошо и так умело,
что тебя отольют из чугуна или из бронзы и поставят в музее на первое место. А люди скажут: «Смотрите -Это новый, советский художник» [8; 41-42].
Стихотворение «Миллион» подчеркивает условную составляющую пионерской организации тем, что само по себе является математической игрой, игровая сущность которой подчеркивается ритмическим построением произведения и несовпадением результата вычисления с заявленным числом. О коллективных играх писали и Н. Заболоцкий с А. Введенским.
В заключение необходимо сказать, что актуализированные в творчестве обэриутов темы детских игр - это лишь один из аспектов изучения их произведений, в которых создана картина мира Infant ludens. Но мы считаем важным отметить, что исследование уникального опыта писателей группы «ОБЭРИУ» имеет большое значение и является актуальным не только для литературоведения, но также для педагогики и для психологии.
Библиографический список
1. Бегак, Б. А. Дети смеются : Очерки о юморе в детской литературе [Текст] / Б. А. Бегак. - М. : Издательство «Детская литература», 1971. -190 с.
2. Введенский, А. И. А ты? [Текст] / А. И. Введенский // Чиж. - 1931. -№ 2. - С. 7-9.
3. Введенский, А. И. .. .Бегать, прыгать [Текст] : Рассказы для детей / А. И. Введенский. - М. : Государственное издательство, 1930. - 12 с.
4. Введенский, А. И. Кто? [Текст] / А. И. Введенский // Часы в коробочке: Стихи, рассказы, сказки / Александр Введенский, Юрий Владимиров, Даниил Хармс, Николай Олейников ; [сост., предисл. и послесл. В. Глоцера]. - СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2005. - С. 7-35.
243 Вестник ЧГПУ 10'2008
5. Введенский, А. И. Охота [Текст] / А. И. Введенский // Чиж. - 1931. -№ 2. - С. 10-11.
6. Владимиров, Ю. На яхте [Текст] / Юрий Владимиров. - М.-Л. : ГИЗ,
1930. - 24 с.
7. Заболоцкий, Н. Песня ударников [Текст] / Н. Заболоцкий // Чиж. - 1930.
- № 9-10. - С. 6-7.
8. Хармс, Д. И. Полное собрание сочинений [Текст] : В 4-х т. / Даниил Хармс ; [Сост., подгот. текста и прим. В. Н. Сажина]. - СПб. : Академический проект, 1997. - 3 т. - 350 с.
Bibliography
1. Begak, B. A. Children Laugh : the Essays about the Humor in the Literature for Children [Text] / B. A. Begak. - M. : «Detskaya Literatura» Publishing House, 1971. - 190 p.
2. Elkonin, D. B. The Psychology of a Game [Text] / D. B. Elkonin. - M. : Publishing Center VLADOS, 1999. - 360 p.
3. Harms, D. I. Collected Works [Text] : In 4 Volumes / Daniil Harms ; [Compiling, Preparation of Text and Comments by V. N. Sazhin]. - SPt. : Academical Project, 1997. - 3 V. - 350 p.
4. Vladimirov, Y. At the Yacht [Text] / Yury Vladimirov. - M.-L. : GIZ, 1930.
- 24 p.
5. Vvedensky, A. I. And What about You? [Text] / A. I. Vvedensky // Chizh. -
1931. - № 2. - P. 7-9.
6. Vvedensky, A. I. ...To Run, to Jump [Text] : Stories for Children / A. I. Vvedensky. - M. : State Publishing House, 1930. - 12 p.
7. Vvedensky, A. I. Who? [Text] / A. I. Vvedensky // The Watch in the Box : Poems, Stories, Tales / Aleksander Vvedensky, Yury Vladimirov, Daniil Harms, Nikolai Oleinikov ; [Compiling, Preface and Postface by V. Glotcer]. - SPt. : Amphora. Trade and Publishing House Amphora, 2005. - P. 7-35.
8. Vvedensky, A. I. Hunting [Text] / A. I. Vvedensky // Chizh. - 1931. - № 2.
- Р. 10-11.
9. Zabolotsky, N. The Song of Udarniks [text] / N. Zabolotsky // Chizh. - 1930.
- № 9-10. - P. 6-7.