Научная статья на тему 'ХАРАКТЕР ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В АНАМНЕЗЕ, И СОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ БЕСПЛОДНЫХ ЖЕНЩИН, АССОЦИИРОВАННЫХ С ЭНДОМЕТРИОЗОМ'

ХАРАКТЕР ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В АНАМНЕЗЕ, И СОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ БЕСПЛОДНЫХ ЖЕНЩИН, АССОЦИИРОВАННЫХ С ЭНДОМЕТРИОЗОМ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Блажнова Е.М., Иванова Т.В., Оганисян А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕР ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В АНАМНЕЗЕ, И СОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ БЕСПЛОДНЫХ ЖЕНЩИН, АССОЦИИРОВАННЫХ С ЭНДОМЕТРИОЗОМ»

УДК 618.1-007.613.24

Блажнова Е.М., Иванова Т.В., Оганисян А.Т.

Научный руководитель: Целкович Л.С.

ФБГОУ ВО Самарский государственный медицинский университет,

г. Самара, Россия

ХАРАКТЕР ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В АНАМНЕЗЕ, И СОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ БЕСПЛОДНЫХ ЖЕНЩИН, АССОЦИИРОВАННЫХ С ЭНДОМЕТРИОЗОМ

Эндометриоз в современной структуре гинекологической патологии занимает одно из ведущих мест. Исследования, посвящённые проблеме развития «эндометриоидной болезни» продолжают привлекать внимание клиницистов, поскольку, несмотря на рост научных исследований и достижений у бесплодных эндометриоз ассоциированных женщин продолжает желать лучшего.

Вместе с тем, большинство предлагаемых биомаркеров достаточно дороги, сложны к исполнению в рутинных лабораториях, не всегда достаточно информативны и могут быть неоднозначно оценены лечащими врачами.

В связи с изложенным в данном нами было проанализировано исследовании состояние гинекологического здоровья, и сонографические показатели функции у бесплодных женщин, страдающих «малыми формами» эндометриоза, для поиска неинвазивных высокоинформативных методов диагностики, позволяющих оценивать стадию, распространенности заболевания.

Обследование всех женщин проводилось с их письменного информированного согласия.

Критериями включения в группы служили: репродуктивный возраст женщины, планирование беременности, отсутствие острой и хронической соматической патологии, препятствующей вынашиванию беременности, наличие регулярных овуляторных менструальных циклов (по заключению гинеколога-репродуктолога), сохранение анатомических параметров репродуктивной системы - наличие матки а также, проходимых маточных труб и яичников.

Критерии исключения из групп: бесплодие, не ассоциированное «малыми» формами эндометриоза, возраст старше 45 лет и моложе 18 лет, острая и хроническая соматическая патология, при которой вынашивание беременности противопоказано, гинекологическая патология, нарушающая анатомические параметры органов репродуктивной системы (опухоли матки, яичников (не связанные с эндометриозом), непроходимость маточных труб, ановуляция, связанная с нарушением функции гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы).

Анамнез гинекологической заболеваемости указывал на то, что в основной группе статистически значимо чаще имелись указания на воспалительные заболевания шейки матки, сальпингоофориты, а также состояния, ассоциированные с клиникой эндометриоза: обильные и частые менструации при регулярном цикле и альгоменорея.

Что касается сопутствующей гинекологической патологии, то помимо эндометриоза в основной группе женщин у 49 (23,5%) до начала лечения выявлялся неспецифический кольпит, в группе контроля таких женщин было 38 (19,4), эндоцервицит у 14 (6,7%) и 11 (5,6%) соответственно, лечение которых осуществлялось гинекологом. Других острых сопутствующих гинекологических патологий в период проведения обследования выявлено не было, за исключением состояний, обусловленных клиникой эндометриоза у женщин основной группы.

Что касается репродуктивного анамнеза, то в основной группе первичное бесплодие было выявлено у 194 (93,2%) пациенток, вторичное - у 14 (6,7%) женщин. Отметим, что живых детей у женщин основной

группы не было. Вторичное бесплодие было выставлено 4 (1,9%) пациенткам, у которых единственная беременность прервалась самопроизвольно на раннем сроке (факт беременности был подтвержден сонографическими исследованиями), у одной (0,5%) была в анамнезе внематочная (трубная) беременность и 5 (2,4%) женщин прервали беременность путем проведения артифициального аборта. В группе контроля все пациентки имели от 1 до 3 живых детей (среднее число родов в группе составило 1,4(0,2) на одну женщину), общее число артифициальных абортов в контрольной группе составило 106 ( по 0,5(0,1) на одну женщину) и 5(0,02(0,01)) женщин указывали на замершую на раннем сроке беременность.

Нами было отдельно проанализировано число и характер оперативных вмешательств на органах малого таза у женщин сравниваемых групп, что вызвано необходимостью сонографической дифференцировки спаечного процесса. Было установлено, что в анамнезе 78(37,5%) пациенток основной группы и у 63 (32,3%) женщин группы контроля была произведена аппендэктомия, причем ни одного случая перитонита, ассоциированного с осложненным течением аппендицита не было. Из других хирургических вмешательств у 5 (2,4%) и 3 (1,5%) женщин сравниваемых групп были отмечены цистэктомия (доброкачественные опухоли) с сохранением яичников, у одной пациентки основной группы проведено хирургическое вмешательство по поводу трубной беременности с сохранением маточной трубы.

Сонографическое исследование было проведено нами всем 208 пациенткам на этапе установления причины бесплодия. Небольшие одно- и двусторонние кисты яичников, соответствующие 1-2 стадии эндометриоза (rAFS) были четко дифференцированы у 56 (94,9%) пациенток, у 3 (5,4%) из них результат УЗИ был сомнителен. У 48 (81,4%) пациенток поражение было односторонним и у 11 (18,6%) двусторонним.

Диагноз «эндометриома яичника» устанавливался нами на основании наличия образования, существующего в динамике менструального цикла; наличия капсулы с пристеночными образованиями и характерного эхосигнала содержимого - неоднородной «взвеси» или картины «матового стекла», у 52 (88,1%) женщин отмечалась болезненность при давлении ультразвуковым датчиком.

Отметим, что размеры кистозных образований колебались от 15х12х21мм до 22х25х30мм, объем образований от 3,7см3 до 16,5см3 .

Позадишеечное расположение эндометриоидных гетеротопий было диагностировано нами у 39 пациенток, отметим, что ни в одном случае не регистрировалось полной облитерации позадишеечного пространства. Определялись образования размером от 12х16мм до 22х31мм, болезненные при исследовании датчиком. Практически во всех случаях кровоток в образовании не регистрировался, соседние органы (стенка влагалища и прямая кишка) не имели сращений с образованием.

Основной жалобой, помимо бесплодия, у всех женщин были жалобы на диспареунию, боли, усиливающиеся перед и во время менструального кровотечения, а так же во время акта дефекации.

Отметим, что выявляемость эндометриоидного очага при первичном сонографическом исследовании в Дугласовом пространстве составила 76,9%, у остальных пациенток УЗ картина была сомнительной и для исключения патологии опухоли прямой кишки проводилась колоноскопия.

С эндометриозом брюшины в группе было самое большое число ложноотрицательных УЗ-результатов. Только у 5 пациенток был четко выявлен эндометриоз брюшины с определением очагов. В остальных случаях (88,9%) были необходимы дополнительные исследования, в том числе хирургические (лапароскопия).

Что касается множественных эндометриоидных гетеротопий, то наиболее часто определялось сочетание эндометриоза брюшины с небольшими кистами яичников и умеренно выраженным спаечным процессом в малом тазу, при исследовании у 83,1% пациенток определялся «симптом складчатости», которые свидетельствовал о вовлечении в патологический процесс смежных органов.

Рассматривая полученные результаты отметим, что наибольшие отклонения от рефференсных значений были выявлены у пациенток с эндометриоидными кистами яичников, множественным расположением очагов и эндометриозом брюшины.

Таким образом, предложенные нами диагностические подходы позволяют индивидуализировать выбор терапевтического воздействия и конкретизировать эффективность проводимого лечения. Отметим, что ультразвуковые и биохимические маркер дополняют друг друга и позволяют оценивать как возможность выбора того или иного лечебного воздействия, так и его эффективность. Список использованной литературы:

1. Адамян Л.В., ред. Эндометриоз: Диагностика, лечение и реабилитация. Клинические рекомендации по ведению больных. М. - 2016 - 66с.

2. Адамян, Л.В. Окислительный стресс и эндометриоз: обзор литературы/ Л. В. Адамян, М. М. Сонова, К. Н. Арсланян, О. Н. Логинова, Э. И. Харченко// Лечащий врач - 2019 - №12 - С. 20-25.

3. Адамян, Л.В. Особенности болевого синдрома, психоэмоционального состояния и качества жизни женщин с наружным генитальным эндометриозом/ Л.В. Адамян, Ж.Р. Гарданова, Е.Л. Яроцкая, А.С. Овакимян, И.Ф. Козаченко// Проблемы репродукции - 2016 - Т. 22(3) - С. 77-83.

4. Алексинская, Е. С. Функциональное состояние клеток с цитотоксической активностью у женщин с

наружным генитальным эндометриозом// автореф. дис.....канд. мед. наук: 14.01.01 / Алексинская Евгения

Сергеевна. - Иваново, 2013. - 24 с.

5. Алехина, А.Г. Бесплодие при эндометриоидной болезни/ А.Г. Алехина, А.Е. Блесманович, Ю.А. Петров// Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27813

6. Альмова, И.К. Клинические и диагностические особенности ретроцервикального эндометриоза/ И.К. Альмова, Е.Г. Хилькевич, В.Д. Чупрынин, А.А. Тихомирова, А.В. Асатурова, В.В. Чурсин// Акушерство и гинекология - 2018 - №. 6 - С. 45-53.

7. Альмова, И.К. Сравнительный анализ методов диагностики ретроцервикального эндометриоза/ И.К. Альмова, Е.Г. Хилькевич, В.Д. Чупрынин, И.С. Балашов, А.С. Гус, В.А. Быченко, Р.Б. Матроницкий, В.Н. Серов// Акушерство и гинекология - 2019 -№. 10 - С. 129-139.

8. Давыдов, А.И. Аденомиоз и оксидативный стресс. Обоснование комплексного подхода к лечению пациенток репродуктивного возраста/ А.И. Давыдов, Р.А. Чилова, В.А. Лебедев, М.Б. Таирова // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии - 2021 - Т. 20(6) - С. 155-161.

9. Никифорова, Д.Е. Молекулярные механизмы формирования синдрома хронической тазовой боли у пациенток с наружным генитальным эндометриозом: маркеры и мишени для диагностики и терапии (обзор литературы)/ Д.Е. Никифорова, Т.А. Макаренко, А.Б. Салмина// Вестник РАМН - 2018 - Т.73(4) -С.221-228

Ю.Озерская, И.А. Эхография в гинекологии/ И.А. Озерская// М.: Видар-М; 2020. 704 с.

11.Оразов, М.Р. Причины эндометриоз-ассоциированного бесплодия/ М.Р. Оразов, В.Е. Радзинский, М.Б.

Хамошина, Л.М. Михалева, С.В. Волкова, М.З. Абитова// Репродуктивная медицина - 2020 - №2 - С.43-48.

12.Самойлова, А.В. Современные направления изучения этиологии и патогенеза эндометриоза (обзор литературы)/ А.В. Самойлова, А.Г. Гунин, А.Е. Сидоров, Т.Г. Денисова, В.В. Чернышов, Т.Л. Смирнова// Проблемы репродукции - 2020 - Т. 26(5) - С. 118-132.

13.Украинец, Р.В. Изменения в периферической крови, как отражение нарушений в системе мононуклеарных фагоцитов и тромбоцитов при эндометриозе/ Р.В. Украинец, Ю.С. Корнева// Кубанский научный медицинский вестник - 2020 - Т.27(6) - С.71-79

14.Baranov, V. Pathogenomics of endometriosis development/ V. Baranov, O. Malysheva, M. Yarmolinskaya// Int. J. Mol. Sci. - 2018 - T.19(7) - P.1852.

© Блажнова Е.М., Иванова Т.В., Оганисян А.Т., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.