Научная статья на тему 'Х-белок вируса гепатита в'

Х-белок вируса гепатита в Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Х-белок вируса гепатита в»

неделю в течение 3-х - 6 месяцев. (Donino F., Oliveri F., 1998). При этом скорость развития ГЦК снижалась примерно в 2 раза. Интересным и важным является то, что уменьшение риска развития ГЦК наблюдается независимо от того, имеется ли биохимический ( уменьшение уровня активности АЛТ) или вирусологический (исчезновение РНК ВГС из крови) ответ на лечение ИНФ.

Складывается впечатление, что больные с компенсированной (ранней) стадией ЦП (Класс А) ВГС-этиологии должны получать ИНФ-терапию прежде всего с целью уменьшения темпов прогрессии и риска развития ГЦК. Довольно высокая частота побочных явлений, сопровождающих лечение интерфероном таких больных, делают необходимым проведение тщательного контроля за состоянием пациентов и результатами терапии. Поэтому лечение лучше проводить при их госпитализации в крупные гепатологические центры, где врачи обладают необходимым опытом и квалификацией.

Вместе с тем, несмотря на накопленный опыт, остается ещё не ясным, можно ли ожидать оптимистичный прогноз при ИНФ-терапии больных с поздними стадиями цирроза печени (класс В и С).

Н.П. Блохина, Московский гепатологический центр, инфекционная клиническая больница № 1.

Х-БЕЛОК ВИРУСА ГЕПАТИТА В.

Вирус гепатита В человека, как и другие вирусы, входящие в семейсто hepadnoviridae, имеет 3 открытые рамки считывания, кодирующие поверхностные, полимеразные и ядерные (core) белки.

У гепадновирусов млекопитающих имеется четвертая открытая рамка считывания - X. Х-белок (17,5 kDa) состоит из 154 аминокислотных остатков. Антитела против Х-белка (рХ) и материал с рХ-подобной иммунореактивностью обнаружены у людей инфицированных ВГВ.

Выявлена связь между экспрессией Х-гена и вирусной репликацией. Антитела к рХ появляются на начальных этапах инфекции, уменьшаются до неопределяемого уровня при завершении заболевания и достигают высоких концентраций у носителей вируса и больных хроническим гепатитом с активной репликацией вируса (Feitelson M.A. et al.,1993).

Позитивная роль рХ в развитии гепатоцеллюлярной карциномы продемонстрирована в опытах с трансгенньши мышами, несущими субгеном ВГВ, содержащий Х-ген. Обнаружение ВГВ Х-транскриптов в гепатоцитах больных первичным раком печени свидетельствует, что экспрессия Х-мРНК значительна и связана с развитием гепатоцеллюлярной карциномы человека (Kobayashi S. et al.,1997). Значение рХ в карциногенезе обусловлено его способностью трансактивировать транскрипцию как вирусных, так и клеточных генов с широкого набора промоторов, а также способностью активировать внутриклеточные сигнальные системы, связанные с клеточным ростом (Melegari Metal, 1998).

Трансактиваторные способности рХ реализуются через белок-белковые взаимодействия, связывание рХ с ДНК не происходит. РХ взаимодействует с рядом компонентов транскрипционного механизма, включая факторы транскрипции TFIIB, TFIIH и РНК-полимеразу П (Haviv I. et al., 1998), а также активизирует все три класса РНК-полимераза Ш-зависимых промоторов (Wong H.D.et al.,1997).

Показано, что рХ может инактивировать супрессор клеточного роста -белок р53. С-терминальный домен рХ образует с р53 комплекс, препятствуя

проникновению р53 в ядро клетки, мешая его способности вызывать апоптоз. Этот патобиологический эффект рХ может делать вклад в ранние стадии карциногенеза (Elmore L.W. et al., 1997). PX также связывается с белком р55, экспрессия которого определяет негативную регуляцию клеточного роста. Выявлено, что экспрессия Х-гена в системах in vitro определяет многократное усиление NF-кВ-зависимой транскрипции. NF-кВ- фактор транскрипции регулирует многие гены, вовлеченные в клеточную активацию и контроль клеточного роста. Белок рХ деградирует ингибиторную субъединицу NF-кВ (Chirillo P. et al., 1996). Вызывая пролиферацию клеток, рХ повышает аккумуляцию генетических мутаций. Нарушая контроль, сдерживающий клеточное деление, препятствуя репарации поврежденной ДНК, рХ может участвовать в отборе клеток, накапливающих трансформирующие мутации.

Кроме того, рХ трансактивирует длинные концевые повторы HIV-I и человеческого Т-лимфотрофического вируса I (HTLV-I), что может объяснить роль ВГВ как кофактора при заболеваниях, вызываемых этими вирусами (Benedict YenT.S..etal., 1991).

К.К. Кюрегян, Институт эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи РАМН

АНТИТЕЛА К ОБОЛОЧЕЧНОМУ АНТИГЕНУ ВИРУСА ГЕПАТИТА G (АНТИ Е2).

Вирус гепатита (HGV или GBV-C) - РНК содержащий вирус семейства Flaviviridae (Linnen J 1996) имеет глобальное распространение. Несмотря на то, что роль HGV в возникновении гепатита до сих пор не определена , интерес к этому вирусу и гепатиту G сохраняется.

Лабораторная диагностика гепатита G основана на определении РНК методом амплификации с предварительным этапом обратной транскрипции (RT-PCR). Для выявления антител к вирусу гепатита G разработаны тест-системы для иммуноферментного анализа, основанные на определении антител к оболочечным протеинам, кодированным Е2 регионом РНК HGV. Эти антитела обозначают -анти - Е2, В отличии от вируса гепатита С, обладающего гипервариабельным регионом, в вирусе гепатита G этот участок отсутствует, что обеспечивает наличие антигенородственных белков различных изолятов вируса. В настоящее время диагностические системы для выявления анти-Е2 изготовлены фирмами: «Аввотт»; "Boehringer Mannheim" и НПК «ПРЕПАРАТ», г. Нижний Новгород. Все эти препараты рекомендованы только для научных исследований.

На начальном этапе изучения гепатита G, по аналогии с гепатитом С, предполагали, что у лиц с наличием РНК HGV могут быть выявлены антитела. Вместе с тем, при тестировании сывороток крови с наличием РНК HGV на наличие анти-Е2 в подавляющем большинстве случаев регистрируется негативный результат (Tacke M, Dille В. 1997). Наличие анти - Е2 при отсутствии РНК GBV - С/ HGV свидетельствует о ранее перенесенной инфекции. Опыты по экспериментальному заражению нечеловекообразных обезьян (Sanguinus, тамарины) установили протективные свойства анти Е2 по отношению к HGV- инфекции. Дополнительным доказательством этого положения являютсятся наблюдения , что ни один из пациентов, имевших анти - Е2, не приобрел РНК HGV после операций по трансплантации печени или почки (Bizollon Т., 1998; Silini E. 1998; Mushahwar 1.Д998; Heringlake S.,1998; Silini E., 1998).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.