Научная статья на тему 'Лечение больных циррозом печени ВГС-этиологии препаратами интерферона'

Лечение больных циррозом печени ВГС-этиологии препаратами интерферона Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лечение больных циррозом печени ВГС-этиологии препаратами интерферона»

частоту обнаружения HCV, HBV и HIV по сравнению с теми, кто употребляет наркотики только путем вдыхания (Santana Rodriguez OE et.al.,1988). Кроме того, полученные данные свидетельствуют о более интенсивном распространении гепатитов В и С среди непарентеральных наркоманов в сравнении с жителями Испании, не употребляющими наркотики.

Причины, определяющие более широкое распространение гепатита В и С среди лиц, употребляющих наркотики непарентерально, могут быть следующие: (1) раскованное сексуальное поведение при непарентеральном употреблении наркотиков, что повышает риск заражения гепатитом В и С. Описано увеличение риска ВИЧ-инфицирования непарентеральных наркоманов в связи с раскованным сексуальным поведением (Molitor F. et.al.1998;Woody G.E., et.al.1999). (2) наличие у потребителей психоактивных веществ нарушений иммунного статуса. Это, прежде всего, иммунодефицитное состояние, повышающее риск возникновения инфекционных заболеваний (Климова С.Н. с соавт. 1994; Гамалея Н.Б.,1995) (3) низкий социально-экономический уровень многих лиц, употребляющих наркотики.

И.Л. Лозовская, Н.А. Должанская. Институт наркологии МЗ России.

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ЦИРРОЗОМ ПЕЧЕНИ ВГС-ЭТИОЛОГИИ ПРЕПАРАТАМИ ИНТЕРФЕРОНА

Известно, что цирроз печени (ВГС-этиологии) является в ряде случаев исходом хронической ВГС-инфекции и причиной развития гепатоцеллюлярной карциномы (ГЦК). Убедительно доказано, что наличие фиброза печени у больных хроническим гепатитом С служит неблагоприятным прогностическим признаком в отношении эффективности интерферонотерапии (ИФН-терапии).

В связи с этим встает вопрос: может ли ИНФ-терапия успешно применяться в лечении больных циррозом печени ВГС-этиологии?

К настоящему времени имеется ряд хорошо документированных, контролируемых исследований, включающих только больных с циррозом печени (ЦП) ВГС-этиологии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что альфа-интерферон эффективен в лечении больных с ЦП в стадии компенсации (класс А) по сравнению с пациентами групп сравнения (не получавших интерферон). Несомненно, более эффективна ИФН-терапия больных хроническим гепатитом С без ЦП, чем пациентов с развившимся циррозом (T.Poynafd et.al. 1998; J.Moussaly et.al. 1988). При более детальном изучении установлено, хотя ответ в целом ниже, биохимические показатели крови нормализуются у трети больных с ЦП. У 13% пациентов ответ сохраняется более года. Более того, ИФН-терапия может снизить частоту развития ГЦК на 13% и летальность на 16% (Beaugrand M., Christidis X. et.al. 1998). Важным является и тот факт, что на фоне ИФН-терапии улучшается гистологическая картина печени больных ЦП. Частота улучшения зависит от длительности курса лечения. Так, снижение некрозо-воспапительной активности как минимум на 1 балл обнаружено (1) у 87% из получавших альфа-интерферон по 3 млн. ME 3 раза в неделю в течение 18 месяцев; (2) у 56% из получавших 3 млн. ME 3 раза в неделю в течение 6 месяцев, а затем 1 млн. ME 3 раза в неделю в течение 12 месяцев и (3) у 27% из получавших только 3 млн. ME 3 раза в неделю в течение 6 месяцев.

Один из наиболее крупных мета-анализов, включивший в себя наблюдение за 913 больными с гистологически подтвержденным диагнозом ЦП вирусной этиологии показал, что минимальный курс лечения альфа-интерфероном, направленный на предупреждение ГЦК, может составлять 3 млн. ME 3 раза в

неделю в течение 3-х - 6 месяцев. (Donino F., Oliveri F., 1998). При этом скорость развития ГЦК снижалась примерно в 2 раза. Интересным и важным является то, что уменьшение риска развития ГЦК наблюдается независимо от того, имеется ли биохимический ( уменьшение уровня активности АЛТ) или вирусологический (исчезновение РНК ВГС из крови) ответ на лечение ИНФ.

Складывается впечатление, что больные с компенсированной (ранней) стадией ЦП (Класс А) ВГС-этиологии должны получать ИНФ-терапию прежде всего с целью уменьшения темпов прогрессии и риска развития ГЦК. Довольно высокая частота побочных явлений, сопровождающих лечение интерфероном таких больных, делают необходимым проведение тщательного контроля за состоянием пациентов и результатами терапии. Поэтому лечение лучше проводить при их госпитализации в крупные гепатологические центры, где врачи обладают необходимым опытом и квалификацией.

Вместе с тем, несмотря на накопленный опыт, остается ещё не ясным, можно ли ожидать оптимистичный прогноз при ИНФ-терапии больных с поздними стадиями цирроза печени (класс В и С).

Н.П. Блохина, Московский гепатологический центр, инфекционная клиническая больница № 1.

Х-БЕЛОК ВИРУСА ГЕПАТИТА В.

Вирус гепатита В человека, как и другие вирусы, входящие в семейсто hepadnoviridae, имеет 3 открытые рамки считывания, кодирующие поверхностные, полимеразные и ядерные (core) белки.

У гепадновирусов млекопитающих имеется четвертая открытая рамка считывания - X. Х-белок (17,5 kDa) состоит из 154 аминокислотных остатков. Антитела против Х-белка (рХ) и материал с рХ-подобной иммунореактивностью обнаружены у людей инфицированных ВГВ.

Выявлена связь между экспрессией Х-гена и вирусной репликацией. Антитела к рХ появляются на начальных этапах инфекции, уменьшаются до неопределяемого уровня при завершении заболевания и достигают высоких концентраций у носителей вируса и больных хроническим гепатитом с активной репликацией вируса (Feitelson M.A. et al.,1993).

Позитивная роль рХ в развитии гепатоцеллюлярной карциномы продемонстрирована в опытах с трансгенньши мышами, несущими субгеном ВГВ, содержащий Х-ген. Обнаружение ВГВ Х-транскриптов в гепатоцитах больных первичным раком печени свидетельствует, что экспрессия Х-мРНК значительна и связана с развитием гепатоцеллюлярной карциномы человека (Kobayashi S. et al.,1997). Значение рХ в карциногенезе обусловлено его способностью трансактивировать транскрипцию как вирусных, так и клеточных генов с широкого набора промоторов, а также способностью активировать внутриклеточные сигнальные системы, связанные с клеточным ростом (Melegari Metal, 1998).

Трансактиваторные способности рХ реализуются через белок-белковые взаимодействия, связывание рХ с ДНК не происходит. РХ взаимодействует с рядом компонентов транскрипционного механизма, включая факторы транскрипции TFIIB, TFIIH и РНК-полимеразу П (Haviv I. et al., 1998), а также активизирует все три класса РНК-полимераза Ш-зависимых промоторов (Wong H.D.et al.,1997).

Показано, что рХ может инактивировать супрессор клеточного роста -белок р53. С-терминальный домен рХ образует с р53 комплекс, препятствуя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.