Научная статья на тему '«ГВИДО ДИ ЛОМБАРДИЯ» ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ СЕВЕРО-ИТАЛЬЯНСКОГО БАРОККО В КОЛЛЕКЦИИ БСИИ'

«ГВИДО ДИ ЛОМБАРДИЯ» ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ СЕВЕРО-ИТАЛЬЯНСКОГО БАРОККО В КОЛЛЕКЦИИ БСИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маньеризм / барокко / аллегория / портрет. / mannerism / baroque / allegory / portrait

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлана Бородина

Статья посвящена биографии и творчеству крупного итальянского мастера, потомственного живописца Франческо Карло Нуволоне. Начав как маньерист, ученик Иль Серано и Прокаччини, со временем Нуволоне стал лидером ломбардской школы барокко. Владелец преуспевающей семейной мастерской, Нуволоне часто повторял свои произведения, пользовавшиеся спросом у публики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the biography and work of a major Italian master, hereditary painter Francesco Carlo Nuvolone. Starting as a mannerist, a student of Il Serano and Procaccini, over time Nuvolone became the leader of the Lombard Baroque school. The owner of a prosperous family workshop, Nuvolone often repeated his works, which were in demand among the public

Текст научной работы на тему ««ГВИДО ДИ ЛОМБАРДИЯ» ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ СЕВЕРО-ИТАЛЬЯНСКОГО БАРОККО В КОЛЛЕКЦИИ БСИИ»

«ГВИДО ДИ ЛОМБАРДИЯ» - ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ СЕВЕРО-ИТАЛЬЯНСКОГО БАРОККО В КОЛЛЕКЦИИ БСИИ

Светлана Бородина, д.п.н., редактор журнала «Мир искусств»

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена биографии и творчеству крупного итальянского мастера, потомственного живописца Франческо Карло Нуволоне. Начав как маньерист, ученик Иль Серано и Прокаччини, со временем Нуволоне стал лидером ломбардской школы барокко. Владелец преуспевающей семейной мастерской, Нуволоне часто повторял свои произведения, пользовавшиеся спросом у публики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: маньеризм, барокко, аллегория, портрет.

ABSTRACT: the article is devoted to the biography and work of a major Italian master, hereditary painter Francesco Carlo Nuvolone. Starting as a mannerist, a student of Il Serano and Procaccini, over time Nuvolone became the leader of the Lombard Baroque school. The owner of a prosperous family workshop, Nuvolone often repeated his works, which were in demand among the public.

KEYWORDS: mannerism, baroque, allegory, portrait.

Карло Франческо Нуволоне - сын художника Памфило и его жены Изабеллы, родился в 1608 (1609) году в Милане, городе, где он прожил всю свою жизнь.

Хотя в мастерской отца Карло Франческо получил только самую начальную подготовку, в биографических документах он, как и его брат Джузеппе, часто упоминается под прозвищем Иль Памфило. Известно, что Нуволоне закончил академию Амброзиана, основанную кардиналом Федерико Борромео, где его наставниками были Иль Серано (Джованни Баттиста Креспи) (15731632) и Джулио Чезаре Прокаччини (1574-1625). Подтверждением тому, что это были не просто преподаватели, а мастера, определившие творческую манеру Нуволоне, являются образцы раннего творчества художника - алтарная композиция в приходском храме Варалло Помбия, посвященная Святому Винченцо и написанная вскоре после 1631 года, и картина «Мадонна в благочестии со святыми Себастьяно, Стефано,

ТИ* аЕстикмэадунагодного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

Панталеоне и Доннино, Борромео». Создание их вероятнее всего приходится на период между 1631 и 1634 годами. Фактически обе работы демонстрируют явное влияние яркой маньеристиче-ской образности Креспи и Прокаччини - лидеров ломбардской школы XVII века.

Нуволоне долго будет следовать канонам своих учителей, о чем, в частности, свидетельствует его Себастьян, написанный для церкви Борромео, все еще вдохновляемый популярными идеалистическими типажами конца XVI века и композиционно несколько условный. Как и Креспи, Нуволоне отличает приоритетное внимание к переднему плану и пренебрежение мелкими деталями, поэтому его произведения кажутся монументальными, даже если они не велики по размеру [2].

Кроме того, все ранние работы художника отличаются слегка небрежным наброском, например, его Иоанн Евангелист для церкви Сан-Стефано в Милане и четыре евангелиста Ар-

Нуволоне, Кар-ло-Франческо Мадонна в благочестии со святыми Себастьяно, Стефано, Панта-леоне и Доннино, Бормио.

Соборная церковь Святых Гервасио и Протасио, до 1928 года находилась в церкви Сан-Себастьяна

Прокаччини, Джулио Чезаре Коронация Богородицы в присутствии Св. Иосифа и Франциска Ассизского (1604-1607). Музей Гетти, Калифорния.

хиепископской картинной галереи Милана. Алтарь с Успением и святыми в церкви Сан-Франче-ско в Понтремоли Нуволоне создал сразу после 1633 года в сотрудничестве с отцом, которому

Нуволоне, Карло-Франческо Святой Себастьян

мы обязаны написанием второстепенных персонажей, которыми сын обычно пренебрегал.

К 1636 году стиль художника становится «более зрелым и свободным». Важным произведением в творчестве Нуволоне является алтарь, созданный в этом году для церкви Святой Марты в Милане, который, хотя и демонстрирует творческую ориентацию мастера на стиль Серано и Прокаччини, отличается более динамичным и зрелым художественным языком и мастерством исполнения. Олицетворение признания, достигнутого художником у важных заказчиков ломбардской столицы, - алтарь сегодня находится в Павии.

Работы Нуволоне до 1640-х годов почти всегда мрачны по колориту, но отличаются внутренней динамикой персонажей, напоминающей ранний стиль придворного художника королевской династии Савойи Франческо дель Каира (1607-1665).

В 1642 году Нуволоне создает картину «Непорочное зачатие» для церкви Санта-Мария-ин-Арона по заказу Федерико Борромео, а вскоре и «Поклонение волхвов» для часовни собора Новара,

ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

I

4

г

¡^ш <

>1 ' V

V

^ 4

I

*А Ж

Нуволоне, Карло Франческо Мученичество Св. Ирины (1625-1650). Лувр, Париж

посвященной Рождеству (произведения не сохранились, его брат Джузеппе пишет для этого собора картину «Поклонение пастухов»). Но-варские работы знаменуют собой существенное изменение манеры художника, она становится более тонкой и сентиментальной, что особенное заметно в образе Девы с младенцем, светлая палитра которой радикально отличается от предшествующих работ.

Франческо Франджи, профессор Павийского университета, указывает, что стиль Нуволоне в этот период становится «более деликатным и сентиментальным». Художник начинает работать в «новом изобразительном регистре», отмеченным приемами формообразования, размывающими границы пластической формы, придающими ей воздушность и некую «парообразную консистенцию», способствующую воспроизведению мягкости движений [1].

Эта важная перемена стиля Нуволоне становится более отчетливой в 1640-ые годы при работе над картинами «Богородица во славе» и «Отдых на пути в Египет».

В данном материале представлен один из вариантов воплощения этого сюжета. Своеобразной «подписью» автора является тюрбан, украшающий голову Мадонны, часто используемый Нуволоне и в других композициях, как светских, так и религиозных.

Теперь в работах Нуволоне уже заметно влияние Ван Дейка и Рубенса, а также Гвидо Рени и Гверчино. Его живопись, поначалу мрачная и драматичная, претерпевает такие изменения, что Карло Франческо Нуволоне становится главным символом обновления миланской школы, простившейся с традициями маньеризма и воспринявшей эстетику барокко. Герои его картин теперь смотрят на нас сквозь прозрачную дымку

Нуволоне, Карло Франческо Отдых на пути в Египет (ок.1630). Холст, масло.159х130 см.

Нуволоне, Карло Франческо Великомученица (ок. 1650). Дерево, масло. 50,8x41,6 см. Метрополитен музей, Нью-Йорк

ЧИ* аЕстикмэадународного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

сфумато, придающую выразительность и некоторую загадочность взгляду и мимике, а костюму и всей атмосфере - мягкие переливы текстуры и цвета.

Отныне Карло Франческо Нуволоне - законодатель живописной моды, художник никогда больше не изменял этой своей манере, «нуволон-ской», как ее называли бесчисленные последователи. Одним из первых новый стиль был воспринят его братом Джузеппе, который вышел на художественную арену во второй половине 40-х годов. К сожалению, для Нуволоне «не нашлось» ни Вазари, на Карла ван Мандера, оценки его творчества в XVIII и XIX веков достаточно противоречивы. Сначала его обличали в эпигонстве Гвидо Рени и даже дали насмешливое прозвище Гвидо ди Ломбардия, затем выдвинули гипотезу о знакомстве художника с картинами Бартоломе Эстебана Мурильо и воспроизведении его моделей. На самом деле причины эволюции творчества Нуволоне совершенно разные, в том числе продиктованные желанием следовать своим собственным вкусам, на которые оказали влияние пышность и яркость рубенсовской манеры.

Нуволоне, Карло Франческо Очищение Богородицы (1645). Холст, масло.

Городской музей Пьяченцы

Изумительные хроматические эффекты «Очищения Богородицы» из Пьяченцы подтверждают знакомство художника и с колористическим благородством произведений Ван Дейка. Этот алтарь был заказан купцами Пьяченцы для церкви Святого Винсента и представляет эпизод из Евангелия от Луки: согласно еврейским канонам через 40 дней после рождения ребенка Дева Мария отправляется в Иерусалимский храм, чтобы очистить себя и искупить Иисуса через жертву Агнца.

Вероятно, влиянию этих великих фламандцев на творчество Нуволоне обеспечила современная ему генуэзская живопись, ведь в Генуе, каждый в свое время, работали и Рубенс, и Ван Дейк. Действительно, тесная связь с генуэзскими традициями составляет один из важнейших аспектов всей истории ломбардского барокко, в которой Нуволоне с этого момента становится бесспорным и плодотворным лидером вместе с Франческо дель Каиром, швейцарцем Джованни Баттиста Ди-сеполи («Хромым из Лугано») и немцем Иоганном Кристофером Сторером.

Развитие традиций барокко в творчестве Карло Франческо Нуволоне особенно заметно в работах, выполненных по частным заказам, наибольшее число которых приходится на 40-е годы, - «Смерть Дидоны», «Сильвио и Дорин-да», - являющихся одновременно мифологическими и жанровыми картинами. Томные обнаженные героини с аффектированными театральными

Нуволоне, Карло Франческо Смерть Дидоны. Холст, масло. 105х115 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Ч1Я* 8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

Нуволоне, Карло Франческо Сильвио, Доринда и Линцо. 172,7 х 174 см

жестами отвечают изменившимся вкусам миланской публики, уставшей от строгости Борромео и желающей окунуться в атмосферу чувственных удовольствий.

Рецепт художественного творчества, найденный Нуволоне, - мелодраматическая сцена с элементами эротики, обеспечивал ему любовь публики не только в 40-е годы, но и до конца его жизни. Но ему же следовал и младший брат Франческо - Джузеппе, быстро превратившийся из помощника в соперника и благодаря родственной связи первым узнававший о новых стилистических и технических приемах, открытых его старшим братом, и беззастенчиво использовавшим их в своих картинах.

VW аЕстикмэадународного шституга «muewvATA

(Чир искусств

Показателен в этом смысле цикл полотен и фресок с библейскими сюжетами, созданный между 1648 и 1652 годами для часовни Спасителя святилища Беата Верджине ди Вимеркате, в котором можно увидеть совместное творчество братьев, не позволяющее отчетливо дифференцировать вклад каждого.

Созданные в течение сорока лет и расположенные последовательно, картины иллюстрируют постепенное обретение Карлом Франческо Нуволоне более легкого и мягкого письма и растущее внимание к сентиментальной трактовке сюжета [2].

Последнюю, важную, главу в творчестве Нуволоне занимает портретный жанр. Известно, что Карло Франческо писал портрет инфанты Марии Анны (Марианны) Австрийской (1634-1696), проезжавшей в 1649 году перед празднованием своего брака с Филиппом IV через Милан. Работа считается утраченной, однако хранящийся в художественной коллекции Палаццо д' Аккурсио (Болонья, Италия) портрет дамы имеет черты сходства с портретом Марии Анны, написанным Питером Паулем Рубенсом: глаза навыкате с мясистыми веками, характерные для всех габсбургов, продолговатую форму лица, обильные красиво убранные волосы с узнаваемой линией их роста на лбу, выразительные кисти рук с длинными сильными пальцами, наконец, королевскую осанку и холодный, привыкший повелевать взгляд. В таком случае Нуволоне написал его не в 1647 году, а двумя годами позже.

Востребованность Нуволоне как портретиста подтверждается целой серией портретов, фиксирующих черты сходства с представителями высшей ломбардской знати - коллекционером, изобретателем, путешественником, художником и музыкантом Манфредо Сеттала, политическим деятелем Бартоломео III Арезским и др., все находятся в частных коллекциях. У себя в Ломбардии Карло Франческо Нуволоне был безусловным лидером в мастерстве парадного портрета барокко в стиле Ван Дейка.

В то же время его личным вкусам претили официоз и патетика, что подтверждает созданный им в 1650-е годы совместно с братом Джу-зеппе великолепный семейный портрет, чуждый

Нуволоне, Джузеппе

Самсон, Далила и Моисей заставляют воду хлынуть из скалы. Холст, масло.187х242 см. Музей изящных искусств. Канн

">

чш

S&- / /

Wm V у

Wt

Нуволоне, Карло Франческо Портрет дамы (1647?). Холст, масло. 200x120 см. Болонья, Италия

Рубенс, Питер Пауль (и мастерская) Портрет инфанты Марии Анны Австрийской.

Холст, масло. 110x83 см Частное собрание

какому бы то ни было пафосу. Себя Карло Франческо запечатлел у мольберта во время написания очередной картины, судя по всему, на религиозную тему.

Самым известным учеником Карло Франче-ско Нуволоне является Филиппо Аббьяти (16401715), один из крупных мастеров позднего миланского маньеризма. От своего учителя он

Нуволоне, Карло Франческо Автопортрет с семьей. Холст, масло. 126x180 см. Пинакотека Брера, Милан

унаследовал вкус и любовь к просторным пустоватым фонам. Аббьяти был востребованным и плодовитым художником, но источников о его жизни и творчестве почти не сохранилось.

Карло Франческо Нуволоне умер в Милане 1 августа 1661 года, после его кончины владельцем процветающей семейной мастерской стал Джузеппе. Само присутствие этой семьи, по мнению искусствоведов, обеспечило формирование ломбардской школы живописи.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеются четыре произведения кисти Карло Франческо Нуволоне, большинство, судя по стилю, написаны в первую половину его творческой жизни: их отличает мрачный колорит и яркая маньеристическая образность.

Полотно Нуволоне среднего размера «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (так называемая Анна-втроём), подготавливаемое к реставрации, вероятно навеяно произведением великого миланца Леонардо да Винчи, поскольку этот сюжет был мало распространен в Италии. Обычно, как и у да Винчи, Анна держит на коленях либо приближает к себе дочь, а та в это время забавляет ребенка. Сюжет очевиден - Анна родила Марию, а Мария произвела на свет сына - хотя и совсем не прост, тем более, что здесь налицо эффект mise en abyme - картины в картине, история Анны и ее семьи и подвиг Марии, отважившейся произвести на свет Бога-сына, спасителя человечества.

Анна и Мария у Нуволоне расположены на фоне ангелов, которые заняты сбором урожая -приближается время подведения итогов. Анна не сажает на колени свою дочь, но так истово молится за нее и выражает такую готовность выпить ее чашу страданий, что их физическую и духовную близость нет необходимости подчеркивать расположением персонажей. Близки работе Леонардо и колористические решения одеяний героинь - красно-синего у Марии и зеленовато-охристого у Анны.

VW ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

.

Леонардо да Винчи

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом (1508-1510) Тополь, масло, 168x112 см Лувр

Небольшая картина, написанная на дереве, «Последнее причащение Марии Магдалины», является парной работой к «Борению в саду», рассказывающей о душевных страданиях Христа перед концом его земного пути. В представляемой здесь работе художник запечатлевает эмоционально острый момент, когда блудница благодаря провидению становится святой. Ее распущенные волосы и сильно декольтированное платье впервые в жизни вызывают в ней чувство стыда. Пытаясь придержать сползающее с плеч платье и всячески стараясь не встретиться ни с кем взглядом, она робко приближается к причастию. Вероятно, моделью для этой и следующей картины служила одна и та же женщина, чей облик художник запечатлевает с явным чувством любования.

Не обычная по манере исполнения даже для маньеризма работа «Аллегория милосердия» весьма характерна своим сюжетом, поскольку многие европейские художники в течение столетий обращались к аллегорической теме и разрабатывали ее, обогащая специальный язык символов [3]. Картина выполнена в технике масляной живописи на холсте и имеет внушительный, приближающийся к монументальному, размер. На

ЧИ* аЕстикмэадунарсщного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

Нуволоне, Карло Франческо

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом

(Анна-втроём)

Италия, XVII в.

Холст, масло. 158*108 см

БСИИ ASG, инв. № 04-2559

полотне изображена сидящая в окружении троих младенцев женщина с обнаженной верхней частью тела, ее колени задрапированы мягкой тканью. Подняв вверх левую руку с зажатым в ней яблоком, женщина кормит грудью младенца, придерживая его правой рукой. Второй мальчик тянется к яблоку, стараясь привлечь внимание к себе тем, что дергает женщину за руку, третий, усевшись у ее ног, повернут к зрителю лицом, в его руке яблоко, он торжествует, главным образом от того, что опередил брата. За спиной персонажей мрачные, едва различимые на темном фоне горы, освещенные последними лучами уже закатившегося солнца.

Композиция имеет четко выраженную геометрическую форму: фигуры женщины и детей вписаны в почти правильный прямоугольный треугольник, основание которого совпадает с нижним краем хоста, а вершиной служит под-

I А

I А

Нуволоне, Карло-Франческо Последнее причащение Магдалины Италия, XVII в. Дерево, масло. 37*53 см БСИИ ASG, инв. № 04-3697 (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нятая рука женщины с зажатым в ней яблоком. Хорошо прослеживается и другой треугольник, если принять во внимание только двух детей постарше. Силовыми линиями картины служат два направления движения: одно идет из нижнего левого угла от ступни женщины в середину верхнего края холста, из нижнего правого в верхний левый угол картины, а другое, затухающее, от правого плеча женщины к левой руке мальчика, что придает изображению одновременно динамику и гармонию.

Художник выделяет контуры фигур, изображая их на контрастном почти наглухо-черном фоне, создавая иллюзию объема с помощью светотеневой моделировки. Герои изображены практически в полной темноте, лучи света, проникающие в картину из правого нижнего угла, выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.

Традиция изображения Милосердия в виде женщины, окруженной детьми и кормящей грудью младенца возникла со времен Ренессанса,

ц*

Нуволоне, Карло-Франческо

Аллегория Милосердия (Virgo Lactans) (1650?)

Италия.

Холст, масло, 139*100 см БСИИ инв. № 04-2633

что в европейской традиции однозначно воспринимается как аллегория милосердия и любви. Существует и второе, «официальное» прочтение: женщина на полотне олицетворяет собой католическую церковь, а её дети - человеческие души, изголодавшиеся по пище духовной, источником которой может стать только причастие.

Список использованной литературы:

1. Пичугина О.К. Картина «Смерть Дидоны» круга Карло Франческо Нувалоне // Архитектон: известия вузов. -2019.- № 3 (67).- С. 19.

2. Frangí F. Nuvolone Carlo Francesco [Электронный документ] // Dizionario Biográfico degli Italiani.-2013, vol. 79. - Точка доступа: http://www.treccani.it/enciclopedia/carlo-francesco-nuvolone_(DizionarioBiografico) (проверен 10.01.2020)

3. Шевцова Ю.В. Аллегорическое изображение милосердия в европейской живописи (на примере картины М.А. Франческини) // Евразийский союз ученых.-2016.-№ 4(25).-С.101-103.

Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.