№ 2(22) 2018 49
АТРИБУЦИЯ КАРТИНЫ ЛОМБАРДСКОЙ ШКОЛЫ XVII ВЕКА ИЗ БСИИ ASG НА СЮЖЕТ «ДЕВА МАРИЯ ПЕРЕДАЕТ МЛАДЕНЦА ИИСУСА СВЯТОМУ ФРАНЦИСКУ АССИЗСКОМУ»
Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА
АННОТАЦИЯ: статья посвящена атрибуции картины, которую французские эксперты определили как произведение ломбардской школы. На основе искусствоведческого анализа установлена принадлежность картины кисти Джузеппе Марии Креспи - итальянского живописца позднего барокко. Доказательством тому служат общая колористическая звучность костюмов, конкретность в написании отдельных фигур первого плана на фоне несколько размытого фона, свойственные произведениям данного мастера.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: атрибуция, колорит, искусствоведческий анализ, портретная характеристика, сюжет.
ABSTRACT: The article is devoted to attribution the painting which French experts defined as the issue of the Lombardic school. Based on the art history analysis the belonging of the painting by Giuseppe Maria Crespi - the Italian painter of the late Baroque is established. The general coloristic sonority of costumes, the concreteness in the writing of individual figures of the first plan against the background of a blurred background are proving affiliation of the paintings to the master.
KEYWORDS: attribution, coloration, art history analysis, portrait characteristics, subject.
Осенью 2015 года началась реставрация одного из самых больших (342*234 см) полотен Большого собрания изящных искусств АБС, на котором Дева Мария передает младенца Иисуса Святому Франциску Ассизскому. Из-за продолжительного неправильного хранения картина имеет множественные повреждения и осыпи. Кроме того, ее поверхность покрыта слоем воска, что значительно исказило колорит.
Согласно заключению французских экспертов аукционного дома <^е1огте&СоШп», работа написана художником ломбардской школы XVII века. Для того, чтобы уточнить данную атрибуцию и установить автора картины, сотрудниками Международного института антиквариата было изучено большое количество научного материала по итальянской живописи эпохи Барокко. Поскольку сюжет передачи Младенца
Девой Марией какому-либо святому является довольно распространенным в этот период, при поиске аналогов определяющим стал не он, а весьма характерная внешность трех мужских персонажей, изображенных на полотне из собрания ASG. Их всех объединяет высокий рост, фактурность, землистый цвет кожи, изящные руки с длинными пальцами, крупные уши и носы, рисунок волос на висках и щетина. Аналогичный типаж внешности присутствует на картинах итальянского живописца Джованни Бат-тиста Креспи (1573 - 1632), который в 1620-е годы написал Святого Франциска Ассизского с одного и того же натурщика в работе «Мадонна с Младенцем и Франциском Ассизским», проходившей 22 сентября 2016 года на аукционе «Desa Unicum Warsaw», а также на полотне из собрания ASG.
Vlff ВЕСЛМЖМЕЖДОНдаОДНОО ИНСТИТУТ»/ОТП*В№ИЯА
(Чир искусств
Креспи не раз повторял данное изображение Франциска в своих композициях. Причем писал он его в одном и том же ракурсе - лицо святого, написанное в профиль, склоняется к Младенцу. Его же мы видим и в работе из пинакотеки замка Сфорца в Милане.
Креспи, Джованни Баттиста
Дева Мария с Младенцем, Франциском Ассизским,
Святым Бонавентурой и Антонием Падуанским
Италия, 1620-е гг.
Холст, масло. 342*234 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3292
Креспи, Джованни Баттиста Мадонна с Младенцем и Франциском Ассизским 1620-е гг. Холст, масло. 101*81,5 см 22 сентября 2016 г., Варшава, аукцион Desa Unicum Warsaw, лот 21
Фрагменты
ЧИ* аЕстикмэадунарсщного шстиряа «токацулгА 3
(Чир искусств ff вернуться к содержанию
Креспи, Джованни Баттиста
Мадонна с Младенцем и Франциском Ассизским
Ок. 1620 г.
Медь, масло. 17,5*13,5 см Замок Сфорца, Милан
Данная работа является повтором аукционной в значительно уменьшенном формате. Ее датируют приблизительно 1625 годом. В это же время художник пишет и композицию, где Мадонна передает Младенца все тому же Святому Франциску с идентичной внешностью, чье изображение дополнено цветком лилии.
Джованни Баттиста Креспи родился в Чера-но. Вероятно, обучался живописи у отца Рафаэля Креспи. В 1591 году художник прибыл в Милан, где работал во дворце Борромео. Здесь он испытал влияние маньеристов Пеллегрино Тибальди (1527 - 1596), Гауденцио Феррари (1475 - 1546) и Бартоломеуса Шпрангера (1546 - 161 1). При поддержке Федерико Борромео он отправился на стажировку в Рим, Болонью и Флоренцию. По возвращении в Милан, Креспи много работал как скульптор и архитектор. В 1621 году его назначают первым директором художественной академии Амброзиана. Он становится известным в Милане мастером религиозной живописи, создавая монументальные композиции не только для столичных, но и для многочисленных провинциальных храмов и монастырей Ломбардии.
Как раз для одного из этих монастырей, принадлежащего ордену францисканцев, и было написано произведение из собрания АБС. Столь большая по формату работа могла находиться лишь в монастырских интерьерах с их высокими стенами и сводами. Помимо этого, выступить ее заказчиком и оплатить такой объем работ, мог лишь крупный религиозный орден, коим, без сомнения, выступают францисканцы.
Помимо патрона этого ордена (Франциска Ассизского) в нижней части картины изображены еще два персонажа, облаченные в коричневые одежды францисканцев. Эксперты трактуют их как донаторов, т.е. заказчиков данного произведения. Однако если разобраться в иконографии и атрибутике, сопровождающей эти изображения, можно установить, что здесь представлены не донаторы, а два знаменитых францисканца -Святой Бонавентура и Антоний Падуанский.
Святой Бонавентура (1221 - 1274), будучи младенцем, был излечен Святым Франциском, и его родители посвятили ребенка служению Богу. В 1251 году он присоединился к ордену францисканцев и был назначен кардиналом-епископом Альбано. На картине из собрания АБС изображение Бонавентуры в левом нижнем углу дополнено классическими атрибутами Святого. В руках он держит раскрытую книгу с крупным шрифтом, которая, вероятно, является «Житием Святого Франциска», чьим автором является Бонавентура. У ног святого - красная кардиналь-
Креспи, Джованни Баттиста Мадонна передает Младенца Франциску Ассизскому
Италия, ок. 1620 г. [1]
ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА
(Чир искусств
Креспи, Джованни Баттиста
Изображение святого Бонавентуры (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. № 04-3292
ская шапка (биретта). По легенде, когда папские послы прибыли возвести Бонавентуру в сан кардинала, он занимался мытьем посуды и попросил их повесить кардинальскую шапку на сучок дерева, пока не закончит работу.
За спиной Бонавентуры изображен ангел с крестом в руке (данное изображение частично утрачено, поскольку картина была обрезана и загнута по краям). Святой считал себя не заслуживающим таинства причастия и был удостоен его ангелом, который принес на алтарь святые дары для Бонавентуры.
Одет святой в кардинальские одежды - в коричневую моццетту на плечах, белое роккетто с тщательно прописанными плиссировками и кружевами на манжетах, контрастирующими с грубостью ткани, из которой изготовлена сутана.
В классическую францисканскую рясу коричневого цвета с капюшоном и веревкой на поясе с тремя узлами, символизирующими религиозные обеты (бедность, целомудрие и послушание) одет
ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа «токацулгА
(Чир искусств
Креспи, Джованни Баттиста Изображение Антония Падуанского (фрагмент) БСИИ ASG, инв. № 04-3292
Антоний Падуанский, изображенный в правой нижней части композиции.
Антоний Падуанский (1 195 - 1231) - знаменитый католический святой, проповедник, оратор и «Светоч ордена». Его изображают молодым, исцеляющим людей, с лилией или пылающим сердцем, во время проповеди рыбам, с младенцем Иисусом, проповедующим в ветвях орехового дерева, в сцене чуда с ослом, вставшим на колени перед Святыми дарами. Но чаще всего Антоний держит в руках книгу - символ Слова Божьего и просвещения.
С небольшой книгой в руке он изображен и на картине из БСИИ АБС. Он заложил ее пальцем. Одухотворенное лицо святого обращено на Младенца в руках Франциска.
Как уже было сказано выше, все три мужских персонажа картины имеют общие черты внешности. Похожих на них святых Креспи изображал и на других картинах. В частности, на полотне «Дева Мария со Святым Карлом Борромео и Гуго
Гренобльским», хранящимся в Павийской Черто-зе (картезианский монастырь).
Креспи, Джованни Баттиста
Дева Мария со святым Карлом Борромео и Гуго
Гренобльским
Павийская Чертоза
Здесь персонажам картины из собрания АБС особенно близок образ Гуго Гренобльского в белых одеждах, преклонившего колени перед Девой Марией и опустившего лицо. У левой кромки изображен ангел с епископским посохом. Он, как и ангел с картины БСИИ АБС в левой части, смотрит на зрителей.
Схожие изображения Франциска Ассизского и Карло Борромео присутствуют и на небольшой картине Креспи на меди. Здесь святые преклонили колени по обе стороны от Девы Марии.
Креспи, Джованни Баттиста Вознесение Девы Марии с фигурами Франциска Ассизского и Карло Борромео Медь. 26*19 см Пинакотека Брера, Милан
Примеры аналогов с типичными для Креспи мужскими персонажами можно приводить и далее - «Дева Мария передает Младенца Святому Франциску Ассизскому, Карло Борромео и Екатерине Александрийской» (1620 - 1630-е гг., холст, масло, 267,5*201 см, Уффици, Флоренция), штудия головы францисканского монаха (возможно Святого Франциска) (ок. 1600 г., сангина, 21*17,5 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес), «Святой Франциск, исцеляющий прокаженного» (1630 г., Пинакотека Брера, Милан), «Мадонна во Славе со Святым Франциском и Карло Борромео» (ок. 1610 г., Королевский дворец, Турин) и др.
Креспи, Джованни Баттиста Штудия головы францисканского монаха (возможно Святого Франциска) Ок. 1600 г. Сангина, 21*17,5 см Музей Гетти, Лос-Анджелес
Креспи, Джованни Баттиста
Мадонна во Славе со Святым Франциском и
Карло Борромео
Ок. 1610 г.
Королевский дворец, Турин
Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа
(Чир искусств
КРеспи, Джова.нш Ба.тти.ста. Креспи, Джованни Баттиста
Дева Мария с Младенцем, фран- СвЯтой Франциск Ассизский с рас-
циском Ассизским, Святым Бона- пятием
вентурой и Антонием Падуанским 1610 - 1630-е гг
(фрагмент) Холст, масло. 74*80 см
БСИИ инв. № 04-3292 Замок Сфорца, Милан
Во всех мужских изображениях Креспи уделяет большое внимание рукам, жесты которых изящны и прихотливы. Особо выделяются утрированно тонкие длинные пальцы. На картине из собрания АБС одна из рук Святого Бонавентуры лежит на книге. Красоту и тонкость линий кисти подчеркивает тугое белое кружево. Жилистая рука с припухшими фалангами Антония Падуан-ского держит книгу. Отдельного разговора заслуживает правая рука Франциска Ассизского. Длинные крючковатые пальцы кончиками касаются Младенца. Их сухости и темному цвету кожи противостоит пухлое розовое тело ребенка. Подобный примечательный рисунок пальцев, безусловно, можно считать одной из авторских особенностей живописи Креспи.
Франциска Ассизского с такими же руками художник написал еще раз на картине из замка Сфорца (Милан). В одной руке святой держит распятие, а другой - сжимает бечеву с узлами. Ряса Франциска имеет многочисленные заплаты, а темные круги под глазами выдают усталость, страдания и многочисленные самоистязания, которым он подвергал себя.
Что касается женских и детских образов Креспи, то здесь мастер проявляет большую вариативность и разнообразие при создании типажей. Вот несколько грузная, темноволосая, с правильными чертами лица Мадонна из «Бегства в Египет» (Городская галерея, Бристоль), белокурая и нежная Мать, тянущаяся к младенцу Иисусу на берегу реки («Отдых по пути в Египет», ок. 1595
г., медь, масло, 43*32 см, музей Прадо, Мадрид), печальная и задумчивая Дева Мария Розария с Екатериной Сиенской и Святым Домиником (1618 - 1625 гг., холст, масло, 275*218 см, пинакотека Брера, Милан) и т.д.
В ходе исследования среди работ Креспи нами не было обнаружено аналога изображению Девы Марии с картины из собрания ASG. Здесь она одета в малиновую тунику и ее цвет, а также рисунок крупных складок несколько перекликается с облачением Марии на картине, проходившей на аукционе «Desa Unicum Warsaw». Особенно близок рисунок вертикальной складки, проходящей от плеча к руке.
Креспи, Джованни Баттиста
Дева Мария Розария с Екатериной Сиенской и
Святым Домиником
1618 - 1625 гг.
Холст, масло, 275*218 см
Пинакотека Брера, Милан
аЕстшкмэадунагодного шстиряа «токацулгА
(Чир искусств
Креспи, Джованни Баттиста Креспи, Джованни Баттиста
Дева Мария с Младенцем, Франциском Мадонна с Младенцем и Франциском
Ассизским, Святым Бонавентурой и Ассизским (фрагмент)
Антонием Падуанским (фрагмент) 22 сентября 2016 г., Варшава, аукцион
БСИИ ASG, инв. № 04-3292 Desa Unicum Warsaw, лот 21
Изображение Иисуса на картине Креспи из БСИИ АБС схоже с фигурой Младенца с полотна художника «Дева Мария Розария с Екатериной Сиенской и Святым Домиником». Кудрявый младенец зеркально поднял руку вверх. На картине из испанского музея он трогает терновый венец на голове Екатерины, а на полотне из собрания АБС касается рясы Святого Франциска. В обоих случаях он одинаково согнул ножку в колене.
В нашей статье мы не рассматривали ни колорит, ни живописные средства, использованные Креспи при создании картины из Большого собрания изящных искусств АБС. В настоящее время сделать это довольно сложно, поскольку картина еще находится в процессе реставрации и полностью не очищена от загрязнений. Исследовательская работа будет продолжаться и дальше, однако, живописный уровень исполнения полотна настолько высок, что уже сегодня можно утверждать авторство самого Джованни Батти-ста Креспи.
Креспи, Джованни Бат-тиста
Дева Мария с Младенцем, Франциском Ассизским, Святым Бонавентурой и Антонием Падуанским (фрагмент) БСИИ ASG, инв. № 043292
Креспи, Джованни Бam-mисma
Дева Мария Розария с Екamериной Cиенской и свяшым Домиником (фрaгменm) Пинaкоmекa Брера, Милан
Использованный источник:
CRESPI Giovanni Battista Giovanni Battista Crespi, il Cerano - Madonna con Bambino e Santi - 1620 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pinterest.ru/pin/527132331365501901/- Дата доступа: 21.08.2018.
Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа
(Чир искусств