Научная статья на тему 'ГУЦИНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ'

ГУЦИНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ / КИТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КИТАЙСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / ГУЦИНЬ / MUSIC OF ANCIENT CHINA / CHINESE MUSIC CULTURE / CHINESE MUSICAL INSTRUMENTS / ANCIENT CHINESE MUSIC / GUQIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзыхуэй Гун

Статья посвящена проблеме изучения такого феномена традиционной музыкальной культуры Древнего Китая, как исполнительство на гуцине. Автор делает краткий исторический обзор культуры гуциня и приходит к выводу о необходимости применения междисциплинарного подхода в изучении этого комплексного явления, на протяжении тысячелетий имеющего крепкие связи практически со всеми составляющими культуры и жизни образованных людей, и прежде всего с мировоззрением, религиозно-философскими учениями, различными видами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUQIN CULTURE ANCIENT CHINA: THE PROBLEM OF THE STUDY

The article is devoted to the problem of studying this phenomenon the traditional musical culture of Ancient China, as a performer-tion on the guqin. The author makes a brief historical review of the culture of GU-Qin and concludes that it is necessary to apply an interdisciplinary approach in the study of this complex phenomenon, during the past few years has strong ties with almost all components of culture and life of educated people, and especially with the worldview, religious and philosophical teachings, various kinds of art.

Текст научной работы на тему «ГУЦИНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ»

2. Всесоюзная конференция советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. 17-18 февраля 1958 г. — М., 1958.

3. ГАРФ. Ф. Р-5283. Оп. 3. Д. 344.

4. ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 1.

5. ИоффеА.Е. Международные связи советской науки, техники и культуры. 19171932. — М., 1975.

6. Герасимова О.Г. К вопросу о ситуации в советском изобразительном искусстве 19501960-х гг.: «старое» и «новое» в живописи и скульптуре // На крутых поворотах истории. Материалы конференции «Актуальные проблемы методологии отечественной истории», посвящённой памяти В.М. Селунской. — М., 2011. — С. 196-197.

УДК 78.01

Гун Цзыхуэй,

аспирант I курса Российской академии музыки имени Гнесиных e-mail: [email protected]

ГУЦИНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ:

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ

Gun Zihuei,

I-year postgraduate student of Russian Gnesin Academy of music e-mail: [email protected]

GUQIN CULTURE ANCIENT CHINA: THE PROBLEM OF THE STUDY

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения такого феномена традиционной музыкальной культуры Древнего Китая, как исполнительство на гуцине. Автор делает краткий исторический обзор культуры гуциня и приходит к выводу о необходимости применения междисциплинарного подхода в изучении этого комплексного явления, на протяжении тысячелетий имеющего крепкие связи практически со всеми составляющими культуры и жизни образованных людей, и прежде всего с мировоззрением, религиозно-философскими учениями, различными видами искусства.

Ключевые слова: музыка Древнего Китая, китайская музыкальная культура, китайские музыкальные инструменты, древняя китайская музыка, гуцинь. Abstract. The article is devoted to the problem of studying this phenomenon the traditional musical culture of Ancient China, as a performer-tion on the guqin. The author makes a brief historical review of the culture of GU-Qin and concludes that it is necessary to apply an interdisciplinary approach in the study of this complex phenomenon, during the past few years has strong ties with almost all components of culture and life of educated people, and especially with the worldview, religious and philosophical teachings, various kinds of art. Key word: Music of Ancient China, Chinese music culture, Chinese musical instruments, ancient Chinese music, guqin.

В последние годы, с развитием культуры и ростом экономики в Китае национальные традиции после периода упадка в прошлом веке вновь начали переживать постепенный подъем. Пристальное внимание политиков к традиционной культуре и все возрастающий инте-

Том 9 № 2 (19) 2018 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 73

рес ученых кругов к исследованиям китайской самобытности, как и нарастающие призывы к возвращению к традиции в народной среде, бурно развивающееся движение «ханьфу»1 и другие явления — это свидетельства отошедшей от «нирваны» традиционной культуры.

В рамках этой тенденции показательно возрождение традиции исполнительства на древнейшем классическом музыкальном инструменте — цитре гуцинь (традиционное название «цинь» — которая по праву считается бесценным сокровищем культуры Китая и ядром современной китайской традиционной культуры. Гуцинь занимает почетное место в мировой культуре. В 2003 году наряду с куньцюем2 гуцинь был включен ООН в список объектов нематериального культурного наследия человечества.

Все больше людей, впечатленных особенным изяществом музыки для гуциня, становятся ее ценителями и поклонниками, все больше музыкантов учатся игре на гуцине, во всем мире растет число исследователей этой традиции.

В то же время гуцинь переживает столкновение с массовой культурой, поп-культурой. Поэтому проблема исследования технологий сохранения и развития традиций игры на гу-цине в настоящее время заслуживает особого внимания.

Искусство исполнительства на гуцине имеет богатое наследие в китайской традиционной культуре. Уже в доциньскую эпоху (ХХ1-Ш вв. до н.э.) гуцинь занимал важнейшее место в духовной жизни образованных людей. О нем говорили так: «из восьми музыкальных инструментов звуки гуциня самые добродетельные» [3, т. 16, с. 64].

В эпоху династии Чжоу3 сложилась классификация музыкальных инструментов «ба инь» («восемь тембров») согласно восьми материалам, из которых они изготавливались и чьи звуки передавали: 1) металл (^ дп), 2) камень (яшма, ^ shi); 3) шелк (М — нить), 4) бамбук (^ zhu), 5) тыква (бутылочная тыква ^ рао), 6) глина (земля, ± Ш), 7) кожа животных (^ ge), 8) дерево (^ ти). Гуцинь и цитра сэ относились к третьей группе инструментов, представлявших материал шелк.

Начиная с эпохи Чунцю4 и по сей день история исполнительства на гуцине не прерывается уже на протяжении более двух с половиной тысяч лет. Передававшийся из поколения в поколение в среде образованных людей и крупных чиновников шидафу5, гуцинь превзошел по своему положению обычный музыкальный инструмент, а также приобрел богатую духовную составляющую.

На протяжении всей истории культуры Китая искусство игры на гуцине развивалось непрерывно, при этом на всех исторических этапах оно было тесно связано с культурной жизнью общества. Вследствие этого, на каждом временном отрезке появляются характерные особенности, и если рассматривать только линейное историческое развитие, или отдельного исполнителя и композитора, то зачастую можно упустить из виду те богатые достижения искусства гуциня в музыкальной культуре, которые появились на конкретном этапе развития.

В древнем обществе музицирование на гуцине имело строго определенные цели. Предания о гуцине содержатся в письменных текстах, памятниках древней китайской истории, философии и литературы — таких, как «Ши Цзин» («Книга песен», Х1-У1 вв. до н. э.), «Шу

1 Ханьфу — традиционный костюм ханьцев Китая, указывавший на социальный статус владельца. Он стал образцом в эпоху династии Чжоу и был унаследован в эпоху династии Цинь. В настоящее время традиции изготовления и ношения костюма как символа высокой китайской культуры возрождаются.

2 Куньцюй (^Й) — один из старинных жанров китайской музыкальной драмы, зародился в конце династии Юань — начале Мин в уезде Куньшань города Сучжоу. В нем изначально соединились пение, речитатив, жестикуляция и акробатика. В настоящее время куньцюй в основном представлен в виде сценической оперы и уважительно именуется «матерью ста опер» [1].

3 Время правления династии Чжоу (1122-256 гг. до н. э.) входило в период трех великих династий (см. сноску 7).

4 Чунцю («чун» — # весенний, «цю» — Ш осенний) — исторический период «Весны и осени» (770-476 гг. до н.э.), относится к эпохе династии Восточного Чжоу.

5 Шидафу — в Древнем Китае, Корее, Вьетнаме и на островах Люцю наименование высших слоев общества, общее название интеллектуалов с высоким положением и чиновничества. Данный слой общества по-настоящему сформировался в эпоху Сун (960-1279) [4].

Цзин» («Книга истории» или «Книга документов», Ш-П вв. до н.э.), «Ши Цзи» Сыма Цяня («Исторические записки», 109-91 гг. до н. э.), «История Цинь» Чжу Чанвэня, «Юэ Шу» Чэнь Яна, «Легенда в эпоху Сун» и т.д. В эпоху династии Тан (618-907) искусство игры на гуцине достигло расцвета.

В период династии Сун6 наступил важный этап развития традиций игры на гуцине: образованные слои общества сделали гуцинь частью политического идеала, воспринимая его как напоминание о «политике трех великих династий»7. Активно используя гуцинь в своей жизни, они провели глубокое исследование и теоретическое обобщение традиции игры на гуцине. Как на исполнительском уровне, так и с позиции культурного конструкта достижения представителей культуры эпохи Сун намного превзошли достижения предыдущих поколений. В дальнейшем на этой основе расцвела культура игры на гуцине в эпохи Мин и Цин8, появились отдельные исполнительские школы. Именно люди эпохи Сун пронесли тот груз основателей в области изучения музыки гуциня. Поэтому исследование музыки для гуциня в эпоху Сун является основным инструментом для прояснения причинно-следственных связей в исследованиях традиции в эпохи Мин и Цин. Именно проблема становления искусства игры на гуцине в эпоху Сун, которая была эпохой музыкального плюрализма, заслуживает отдельного внимания, так как ее изучение может принести пользу в настоящее время.

Но хотя искусство гуциня и является одной из составляющих эпохи Сун, оно также представляет отдельный этап в истории гуциня, который дает почву для его изучения и исследования в разных ракурсах, а также для размышлений о его роли в китайской культуре в целом. Эпоха Сун пришлась на начало второго тысячелетия новой эры. Культура, сформированная в этот период, оказала прямое воздействие на последующие три эпохи: Юань, Мин и Цин. Вопросы, поднятые в эпоху Сун относительно культуры предыдущих эпох, а также касательно культуры собственной, остаются актуальными и в нашем третьем тысячелетии.

Ввиду того, что искусство гуциня является частью традиционной и церемониальной культуры Китая, результатом смешения влияний конфуцианства и даосизма9, его исследование не должно ограничиваться только лишь изучением музыки для гуциня, но должно

6 Эпоха династии Сун (960-1279) делится на два этапа: династии северной Сун и династии южной Сун, в общей сложности в течение трехсот девятнадцати лет правили восемнадцать императоров.

7 Политика трех великих династий (Н^^/п — «сань дай чжи чжи») — иногда также именуется «Три династии» (Н^ — «сань дай»), обозначает самые ранние политически единые образования Китая — Ся (2224-1766 гг. до н.э.), Шан (1766-1122 гг. до н.э.) и Чжоу (1122-256 гг. до н.э.). Понятие «политика трех великих династий» было введено конфуцианцами династии Западная Хань. По их мнению, династии Ся, Шан и Чжоу были примерами наилучшего политического управления в Китае, примерами для последующих императоров, особенно Ся Юя, Шан Тана, Чжоу Вэньвана, которые получили уважительный титул «трех ванов». Политическая система «трех династий» была наиболее благоприятной для государственной стабильности и народного блага. Поэтому императоры часто брали пример с трех династий. Мыслители-конфуцианцы любят употреблять понятие «трех династий», приводя его в качестве примера идеального государства и эталона. Истинное влияние «трех династий» заключается в том, что с них началась самая ранняя политическая цивилизация Китая. Период Ся является началом китайского политического режима «цзя тянь ся» (Ж^Т — «управление государством как семьей»); правитель династии Шан был впервые наречен императором, расширялась монархическая власть; династия Чжоу ввела патриархальный строй, который поддерживал внутреннее распределение горизонтальной власти и вертикальную передачу власти к старшему сыну главной жены. В эпоху Чжоу был введен порядок церемоний и музыки, что гарантировало прочность структуры общества [2].

8 Династия Мин (1368-1644) была последней крупной объединенной династией, созданной ханьцами; в общей сложности шестнадцать императоров правили в течение двухсот семидесяти шести лет. Династия Цин (1644-1912) в истории Китая была воссоединенной династией, созданной маньчжурами, и последней великой единой династией в истории Китая, десять императоров правили в течение двухсот шестидесяти восьми лет.

9 Даосизм — китайская национальная религия, традиционное религиозно-философское учение. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

Том 9 № 2 (19) 2018 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 75

также затрагивать различные стороны традиции исполнительства на гуцине в китайской культуре. Большое количество исторических и литературных источников о гуцине позволяет подробно рассмотреть процесс развития исполнительства на нем.

Культура гуциня представляет собой целый комплекс культуры образованных людей, неотделимый от процесса развития китайской музыки, а также хода китайской истории, мышления и социальной деятельности образованных слоев общества, их тесного переплетения и взаимного влияния, которые сложно отделить друг от друга. Ввиду этого, исследование современной культуры гуциня сопряжено с изучением других видов традиционного искусства, таких, как каллиграфия, живопись, опера и другие, в чем проявляется определенная сложность.

Такое жизнеспособное искусство — поистине редкость в истории человечества. Если задать вопрос, что было причиной столь сильной жизнеспособности, то ответ на него будет многогранным. Но даже несмотря на это есть один момент, о котором обязательно необходимо сказать, — это тесная связь гуциня с китайскими национальными традициями. Можно утверждать, что пока на земле будет существовать китайская традиционная культура, то и гуцинь не исчезнет из поля зрения музыкантов, ценителей музыки и исследователей. Каждый раз, когда традиционная китайская культура возрождается, гуцинь вновь оживает в разных областях общественной жизни. Изучая традицию игры на гуцине, невозможно разрезать ту пуповину, которая соединяет его с материнским лоном культуры, а обсуждая историческую ценность музыки для гуциня в истории Китая, нельзя смотреть на нее лишь как на чистый культурный феномен и вырывать ее из конкретного музыкального контекста.

По этой причине, исследуя гуцинь, ученые часто оказывались в непростой ситуации. С одной стороны, изначально гуцинь — это китайский национальный музыкальный инструмент, а значит его изучение связано с областью истории китайской музыкальной культуры и музыкального инструментария. Но формирование, развитие и распространение традиций игры на гуцине, как и их изучение, происходило только в образованных слоях общества и было связано с духовной культурой. Другими словами, гуцинь не являлся повсеместно распространенным и всенародным музыкальным инструментом.

Основываясь на сказанном, можно утверждать, что традиция исполнительства на гуцине — это комплексная система, историческую суть которой можно рассмотреть только через многогранное междисциплинарное исследование, чтобы понять важность существования этого культурного феномена в наши дни.

Список литературы

1. Куньцюй: [Электронный ресурс] // https://baike.so.com/doc/3221607-3394966.html

(360Ш4 ЕЙ 2012^10Я15^).

2. Сань дай чжи чжи: [Электронный ресурс] // http://www.doc88.com/p-291945712509. html 10^).

3. Хуан Тан. Синь Лунь. / Тан Хуан — Пекин: Книжная Компания «Чжунхуа», 2009. — 84 с. кит. 2009^84^).

4. Шидафу: [Электронный ресурс] // https://baike.so.com/doc/6148555-6361740.html

(360Ш4 2013^06Л 18^).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.