Научная статья на тему 'ГУЦИНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ'

ГУЦИНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ / КИТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КИТАЙСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / ГУЦИНЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гун Цзыхуэй

Статья посвящена проблеме изучения такого феномена традиционной музыкальной культуры Древнего Китая, как исполнительство на гуцине. Автор делает краткий исторический обзор культуры гуциня и приходит к выводу о необходимости применения междисциплинарного подхода в изучении этого комплексного явления, на протяжении тысячелетий имеющего крепкие связи практически со всеми составляющими культуры и жизни образованных людей, и прежде всего с мировоззрением, религиозно-философскими учениями, различными видами искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУЦИНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ»

социализма и агрессивность капитализма. Но даже при всей заданной идеологии организованные в стенах особняка А. Морозова встречи и выставки не были формализованными. Благодаря записям в книгах отзывов на выставки можно понять мнения, настроения и чувства посетителей, и не только советских граждан, но и иностранцев, как приехавших в СССР с краткосрочным визитом, так и годами учившимися в советских вузах.

Список литературы

1. Баргхорн Ф. Советское культурное наступление. Роль культурной дипломатии в советской внешней политике. Вып. 1, 2. — М., 1961.

2. Всесоюзная конференция советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. 17-18 февраля 1958 г. — М., 1958.

3. ГАРФ. Ф. Р-5283. Оп. 3. Д. 344.

4. ГАРФ. Ф. Р-9518. Оп. 1. Д. 1.

5. ИоффеА.Е. Международные связи советской науки, техники и культуры. 19171932. — М., 1975.

6. Герасимова О.Г. К вопросу о ситуации в советском изобразительном искусстве 19501960-х гг.: «старое» и «новое» в живописи и скульптуре // На крутых поворотах истории. Матер. конф. «Актуальные проблемы методологии отечественной истории», по-свящённой памяти В.М. Селунской. — М., 2011. — С. 196-197.

УДК 78.01

Цзыхуэй Гун,

аспирант I курса Российской академии музыки имени Гнесиных e-mail: fejfiehfiefe@foxmail.com

ГУЦИНЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО КИТАЯ:

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения такого феномена традиционной музыкальной культуры Древнего Китая, как исполнительство на гуцине. Автор делает краткий исторический обзор культуры гуциня и приходит к выводу о необходимости применения междисциплинарного подхода в изучении этого комплексного явления, на протяжении тысячелетий имеющего крепкие связи практически со всеми составляющими культуры и жизни образованных людей, и прежде всего с мировоззрением, религиозно-философскими учениями, различными видами искусства. Ключевые слова: музыка Древнего Китая, китайская музыкальная культура, китайские музыкальные инструменты, древняя китайская музыка, гуцинь.

В последние годы, с развитием культуры и ростом экономики в Китае национальные традиции после периода упадка в прошлом веке вновь начали переживать постепенный подъем. Пристальное внимание политиков к традиционной культуре и все возрастающий интерес ученых кругов к исследованиям китайской самобытности, как и нарастающие призывы к возвращению к традиции в народной среде, бурно развивающееся движение «ханьфу»1 и другие явления — это свидетельства отошедшей от «нирваны» традиционной культуры.

1 Ханьфу — традиционный костюм ханьцев Китая, указывавший на социальный статус владельца. Он стал образцом в эпоху династии Чжоу и был унаследован в эпоху династии Цинь. В настоящее время традиции изготовления и ношения костюма как символа высокой китайской культуры возрождаются.

82 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 9 № 1 (18) 2018

В рамках этой тенденции показательно возрождение традиции исполнительства на древнейшем классическом музыкальном инструменте — цитре гуцинь (традиционное название «цинь» — которая по праву считается бесценным сокровищем культуры Китая и ядром современной китайской традиционной культуры. Гуцинь занимает почетное место в мировой культуре. В 2003 году наряду с куньцюем2 гуцинь был включен ООН в список объектов нематериального культурного наследия человечества.

Все больше людей, впечатленных особенным изяществом музыки для гуциня, становятся ее ценителями и поклонниками, все больше музыкантов учатся игре на гуцине, во всем мире растет число исследователей этой традиции.

В то же время гуцинь переживает столкновение с массовой культурой, поп-культурой. Поэтому проблема исследования технологий сохранения и развития традиций игры на гу-цине в настоящее время заслуживает особого внимания.

Искусство исполнительства на гуцине имеет богатое наследие в китайской традиционной культуре. Уже в доциньскую эпоху (ХХ1-Ш вв. до н.э.) гуцинь занимал важнейшее место в духовной жизни образованных людей. О нем говорили так: «из восьми музыкальных инструментов звуки гуциня самые добродетельные» [3, т. 16, с. 64].

В эпоху династии Чжоу3 сложилась классификация музыкальных инструментов «ба инь» («восемь тембров») согласно восьми материалам, из которых они изготавливались и чьи звуки передавали: 1) металл (^ j т), 2) камень (яшма, ^ shi); 3) шелк (М — нить), 4) бамбук (^ zhu), 5) тыква (бутылочная тыква ^ рао), 6) глина (земля, ± Ш), 7) кожа животных (^ ge), 8) дерево (^ ти). Гуцинь и цитра сэ относились к третьей группе инструментов, представлявших материал шелк.

Начиная с эпохи Чунцю4 и по сей день история исполнительства на гуцине не прерывается уже на протяжении более двух с половиной тысяч лет. Передававшийся из поколения в поколение в среде образованных людей и крупных чиновников шидафу5, гуцинь превзошел по своему положению обычный музыкальный инструмент, а также приобрел богатую духовную составляющую.

На протяжении всей истории культуры Китая искусство игры на гуцине развивалось непрерывно, при этом на всех исторических этапах оно было тесно связано с культурной жизнью общества. Вследствие этого, на каждом временном отрезке появляются характерные особенности, и если рассматривать только линейное историческое развитие, или отдельного исполнителя и композитора, то зачастую можно упустить из виду те богатые достижения искусства гуциня в музыкальной культуре, которые появились на конкретном этапе развития.

В древнем обществе музицирование на гуцине имело строго определенные цели. Предания о гуцине содержатся в письменных текстах, памятниках древней китайской истории, философии и литературы — таких, как «Ши Цзин» («Книга песен», Х1-У1 вв. до н.э.), «Шу Цзин» («Книга истории» или «Книга документов», Ш-П вв. до н.э.), «Ши Цзи» Сыма Цяня («Исторические записки», 109-91 гг. до н.э.), «История Цинь» Чжу Чанвэня, «Юэ Шу» Чэнь Яна, «Легенда в эпоху Сун» и т.д. В эпоху династии Тан (618-907) искусство игры на гуцине достигло расцвета.

В период династии Сун6 наступил важный этап развития традиций игры на гуцине: образованные слои общества сделали гуцинь частью политического идеала, воспринимая его

2 Куньцюй (^Й) — один из старинных жанров китайской музыкальной драмы, зародился в конце династии Юань — начале Мин в уезде Куньшань города Сучжоу. В нем изначально соединились пение, речитатив, жестикуляция и акробатика. В настоящее время куньцюй в основном представлен в виде сценической оперы и уважительно именуется «матерью ста опер» [1].

3 Время правления династии Чжоу (1122-256 гг. до н. э.) входило в период трех великих династий (см. сноску 7).

4 Чунцю («чун» — # весенний, «цю» — Шосенний) — исторический период «Весны и осени» (770-476 гг. до н.э.), относится к эпохе династии Восточного Чжоу.

5 Шидафу — в Древнем Китае, Корее, Вьетнаме и на островах Люцю наименование высших слоев общества, общее название интеллектуалов с высоким положением и чиновничества. Данный слой общества по-настоящему сформировался в эпоху Сун (960-1279) [4].

6 Эпоха династии Сун (960-1279) делится на два этапа: династии северной Сун и династии южной Сун, в общей сложности в течение трехсот девятнадцати лет правили восемнадцать императоров.

как напоминание о «политике трех великих династий»7. Активно используя гуцинь в своей жизни, они провели глубокое исследование и теоретическое обобщение традиции игры на гуцине. Как на исполнительском уровне, так и с позиции культурного конструкта достижения представителей культуры эпохи Сун намного превзошли достижения предыдущих поколений. В дальнейшем на этой основе расцвела культура игры на гуцине в эпохи Мин и Цин8, появились отдельные исполнительские школы. Именно люди эпохи Сун пронесли тот груз основателей в области изучения музыки гуциня. Поэтому исследование музыки для гуциня в эпоху Сун является основным инструментом для прояснения причинно-следственных связей в исследованиях традиции в эпохи Мин и Цин. Именно проблема становления искусства игры на гуцине в эпоху Сун, которая была эпохой музыкального плюрализма, заслуживает отдельного внимания, так как ее изучение может принести пользу в настоящее время.

Но хотя искусство гуциня и является одной из составляющих эпохи Сун, оно также представляет отдельный этап в истории гуциня, который дает почву для его изучения и исследования в разных ракурсах, а также для размышлений о его роли в китайской культуре в целом. Эпоха Сун пришлась на начало второго тысячелетия новой эры. Культура, сформированная в этот период, оказала прямое воздействие на последующие три эпохи: Юань, Мин и Цин. Вопросы, поднятые в эпоху Сун относительно культуры предыдущих эпох, а также касательно культуры собственной, остаются актуальными и в нашем третьем тысячелетии.

Ввиду того, что искусство гуциня является частью традиционной и церемониальной культуры Китая, результатом смешения влияний конфуцианства и даосизма9, его исследование не должно ограничиваться только лишь изучением музыки для гуциня, но должно также затрагивать различные стороны традиции исполнительства на гуцине в китайской культуре. Большое количество исторических и литературных источников о гуцине позволяет подробно рассмотреть процесс развития исполнительства на нем.

Культура гуциня представляет собой целый комплекс культуры образованных людей, неотделимый от процесса развития китайской музыки, а также хода китайской истории, мышления и социальной деятельности образованных слоев общества, их тесного переплетения и взаимного влияния, которые сложно отделить друг от друга. Ввиду этого, исследование современной культуры гуциня сопряжено с изучением других видов традиционного

7 Политика трех великих династий (Н^^/п — «сань дай чжи чжи») — иногда также именуется «Три династии» (Н^ — «сань дай»), обозначает самые ранние политически единые образования Китая — Ся (2224-1766 гг. до н.э.), Шан (1766-1122 гг. до н.э.) и Чжоу (1122-256 гг. до н.э.). Понятие «политика трех великих династий» было введено конфуцианцами династии Западная Хань. По их мнению, династии Ся, Шан и Чжоу были примерами наилучшего политического управления в Китае, примерами для последующих императоров, особенно Ся Юя, Шан Тана, Чжоу Вэньвана, которые получили уважительный титул «трех ванов». Политическая система «трех династий» была наиболее благоприятной для государственной стабильности и народного блага. Поэтому императоры часто брали пример с трех династий. Мыслители-конфуцианцы любят употреблять понятие «трех династий», приводя его в качестве примера идеального государства и эталона. Истинное влияние «трех династий» заключается в том, что с них началась самая ранняя политическая цивилизация Китая. Период Ся является началом китайского политического режима «цзя тянь ся» (Ж^Т — «управление государством как семьей»); правитель династии Шан был впервые наречен императором, расширялась монархическая власть; династия Чжоу ввела патриархальный строй, который поддерживал внутреннее распределение горизонтальной власти и вертикальную передачу власти к старшему сыну главной жены. В эпоху Чжоу был введен порядок церемоний и музыки, что гарантировало прочность структуры общества [2].

8 Династия Мин (1368-1644) была последней крупной объединенной династией, созданной ханьцами; в общей сложности шестнадцать императоров правили в течение двухсот семидесяти шести лет. Династия Цин (1644-1912) в истории Китая была воссоединенной династией, созданной маньчжурами, и последней великой единой династией в истории Китая, десять императоров правили в течение двухсот шестидесяти восьми лет.

9 Даосизм — китайская национальная религия, традиционное религиозно-философское учение. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

84 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 9 № 1 (18) 2018

искусства, таких, как каллиграфия, живопись, опера и другие, в чем проявляется определенная сложность.

Такое жизнеспособное искусство — поистине редкость в истории человечества. Если задать вопрос, что было причиной столь сильной жизнеспособности, то ответ на него будет многогранным. Но даже несмотря на это есть один момент, о котором обязательно необходимо сказать, — это тесная связь гуциня с китайскими национальными традициями. Можно утверждать, что пока на земле будет существовать китайская традиционная культура, то и гуцинь не исчезнет из поля зрения музыкантов, ценителей музыки и исследователей. Каждый раз, когда традиционная китайская культура возрождается, гуцинь вновь оживает в разных областях общественной жизни. Изучая традицию игры на гуцине, невозможно разрезать ту пуповину, которая соединяет его с материнским лоном культуры, а обсуждая историческую ценность музыки для гуциня в истории Китая, нельзя смотреть на нее лишь как на чистый культурный феномен и вырывать ее из конкретного музыкального контекста.

По этой причине, исследуя гуцинь, ученые часто оказывались в непростой ситуации. С одной стороны, изначально гуцинь — это китайский национальный музыкальный инструмент, а значит его изучение связано с областью истории китайской музыкальной культуры и музыкального инструментария. Но формирование, развитие и распространение традиций игры на гуцине, как и их изучение, происходило только в образованных слоях общества и было связано с духовной культурой. Другими словами, гуцинь не являлся повсеместно распространенным и всенародным музыкальным инструментом.

Основываясь на сказанном, можно утверждать, что традиция исполнительства на гуцине — это комплексная система, историческую суть которой можно рассмотреть только через многогранное междисциплинарное исследование, чтобы понять важность существования этого культурного феномена в наши дни.

Список литературы

1. Куньцюй: [Электронный ресурс] // https://baike.so.com/doc/3221607-3394966.html

(360Ш4 ЕЙ 2012^10Я15^)

2. Сань дай чжи чжи: [Электронный ресурс] // http://www.doc88.com/p-291945712509. html 10^)

3. Хуан Тан. Синь Лунь / Тан Хуан — Пекин: Книжная Компания «Чжунхуа», 2009. — 84 с. кит. 2009^84^)

4. Шидафу: [Электронный ресурс] // https://baike.so.com/doc/6148555-6361740.html

(360Ш4 2013^06Л18^)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.