Научная статья на тему 'Гуманизм как направление европейской философской мысли'

Гуманизм как направление европейской философской мысли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3999
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Будкина Елена Константиновна

Анализируется зарождение и развитие различных взглядов на человека, впоследствии сформировавшихся в самостоятельные течения европейской гуманистической мысли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизм как направление европейской философской мысли»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 95(12)

УДК 347.471.33

ГУМАНИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Е.К. БУДКИНА

Статья представлена доктором философских наук профессором Панферовым К.Н.

Анализируется зарождение и развитие различных взглядов на человека, впоследствии сформировавшихся в самостоятельные течения европейской гуманистической мысли

Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры - с призывом к самопознанию. Изречение ’’Познай самого себя”, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных пунктах истории.

Термин «гуманизм» происходит от латинского «Ьишаш1а8» (человечность),

употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него Ьишапйа8 - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Гуманизм - одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, деятельном стремлении к добру, в милосердии, сострадании, желании помогать окружающим. Определение гуманизма как «совокупности» взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие, утверждающих человечность в отношениях между людьми, отражает только одну - субъективную сторону. Самое главное состоит в практическом гуманизме -обеспечении реальных, достойных человека экономических, политических, культурных условий его жизнедеятельности. Сущность гуманизма можно определить как совокупность субъективных и объективных отношений к каждому человеку как к высшей ценности. Его основное проявление - деятельность, труд, сознательно отдаваемый на пользу людям. Гуманизм не только полезная деятельность, его суть в любых проявлениях заботы о человеке [1, с.26].

Как черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более сильного...Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..." [2, с.17]. Большое количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.

Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории. Издревле

распространялись некоторые идеи гуманистического мировоззрения - о единстве, целостности и уязвимости человеческого общества, нуждающегося во взаимодействии и взаимной поддержке, в добровольном отказе от социального неравенства, от паразитизма сильных на угнетенных. В качестве примера достаточно обратиться к Нагорной проповеди Христа. Но еще задолго до христианства и позже него идеи гуманизма неоднократно ясно и глубоко осознавались самыми мудрыми представителями человечества (Платон, Конфуций, Ганди и

др.). Со временем человечество признало их как основу сосуществования людей. В основе христианской, мусульманской и буддистской этики лежат принципы гуманизма.

Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс (от фр. гепайге - возрождаться) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Одновременно с зарождением капиталистических отношений появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия. Высокий уровень городской цивилизации давал возможность человеку более полно реализовывать свои творческие возможности. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Вначале он проявился в форме защиты светских ценностей против притеснений со стороны аскетичной средневековой церкви. В некоторых итальянских университетах вернулись к полузабытому и отвергнутому в средневековье античному культурному и научному наследию. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «81иШа Ьишаш^йв» (гуманитарные дисциплины). Латинское понятие «Иишапйаз» тогда означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью. Идеал видели в гармонии между просвещенностью и активностью [4,с.271].

Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Зарождение ренессансной литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Он был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшем программой грядущих европейских поколений. В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию. Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через

максимально деятельное включение в социальную группу, в богоустановленный порядок -такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением пли социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность итальянского гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться» [2, стр27].

Однако, было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать сочинения Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском труде «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира. Он утверждает, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Мирандолы о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает [3, с.152].

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса - как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог» [2, стр.65]. В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Мирандолы (1463-1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма - тенденция к обожествлению человека.

Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге. Это характерно для Платоновской Академии, возникшей при дворе Лоренцо Великолепного. Платон и его ученики, арабская каббала, халдейская магия и христианство, - на этих основаниях деятели Флорентийского Возрождения развивали свои взгляды, в которых мир приобретал динамический аспект, человек переставал быть промежуточным звеном между бытием и Богом. Человек действовал как причина, и, наконец, достигал единства с миром посредством интеллекта, последней ступени перед Божеством. Эта концепция, новая для своего времени, создавала культурную почву для нового поколения ученых, которые применяли свои исследования понимания мира для целей теологических и аскетических. Человек обрел свое достоинство, он не был уже послушной игрушкой в руках природы, чем более он был активен, тем более приближался к совершенству. В философских дебатах провозглашалось единство с Богом посредством восхождения, которое происходило через различные ступени, среди которых последней ступенью был интеллект.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti - против, clericalis - церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374-1444), Поджо Браччолини (1380-1459), Эразма Роттердамского (14691536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них - Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини - даже были возведены в XV в. на папский престол.

До середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви -явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация - движение за обновление веры, обратившееся против папства - заставила церковь перейти в наступление. Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае - к античным, в другом - к евангельским). С другой стороны, Реформация - это протест против ренессансного возвеличивания человека.

В полной мере эта противоречивость проявляется при сопоставлении взглядов родоначальника Реформации Мартина Лютера и голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями Лютера: это и саркастический взгляд на привилегии католических иерархов, и язвительные замечания по поводу образа мыслей римских богословов. Но они разошлись в отношении к свободе воли. Лютер отстаивал мысль о том, что перед лицом Бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознает, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись. А единственным и достаточным условием спасения является вера. Для Эразма же человеческая свобода значила не меньше, чем Бог. Священное Писание для него - это призыв, обращенный Богом к человеку, и последний волен откликнуться на него пли нет [5,с.272].

Эпоха Возрождения, сменившая средневековье, «надстроила» христианскую этику и способствовала дальнейшему развитию гуманизма.

Таким образом, все вышеперечисленные философы придерживались в своих воззрениях одной доминирующей мысли, которая в дальнейшем сформировалась в самостоятельное направление развития европейской философской мысли, называемое ГУМАНИЗМ.

В последующие столетия гуманизм претерпевал изменения. Достаточно вспомнить события XX в., демонстрирующие жестокость по отношению к людям, несовместимую с гуманизмом. Лауреат Нобелевской премии Томас Манн (1875-1955) в своих новеллах описал кризисное состояние общества, утратившего устойчивость гуманистических ориентиров в европейской цивилизации. А брат его - Генрих Манн (1871-1950) в дилогии «Юность и зрелость короля Генриха IV» показал «гуманиста с мечом в руке» [4, с.430], что несовместимо с самим гуманизмом, проявляющимся в заботе о человеке, уважении к его достоинству.

В наши дни гуманизм должен проявляться в отношениях государства к своему народу, в заботе о престарелых, малообеспеченных, социально-незащищенных гражданах, учащейся молодежи. Таким образом, гуманизм как направление философской мысли не только востребован, но и требует тщательного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Философские науки. - 1988. - №1.

2. Брагина Л.М. Социально - этические взгляды итальянских гуманистов (II половина XV века). - М.: Изд-во МГУ, 1983.

3. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. - М.: Наука, 1979.

4. Грицанов А.А. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001, -1280 с.-(Мир энциклопедий).

Budkina E.K.

HUMANISM AS THE TENDENCE OF EUROPIAN PHILOSOFICAL THOUGHT

In this article is analyzed origin and evolution of different views on the man, which were subsequently formed in humanism as the tendence philosophical thought.

Сведения об авторе

Будкина Елена Константиновна, окончила Московский экономико-статистический институт (1987г.), аспирант МГТУ ГА, область научных интересов - философия, социология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.