Идеи и смыслы
АРАЛОВА Елена Викторовна—к. филос. н., доцент кафедры гуманитарных и социально-политических наук Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73; [email protected])
ДУХОВНОСТЬ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Аннотация. Эпоха Ренессанса занимает особое место в истории человеческой цивилизации. Она не только подарила человечеству целую плеяду выдающихся ученых и общественных деятелей, но и совершила поворот в духовной жизни общества, создав новую концепцию гуманизма. Возросла ценность человеческой личности, сформировалось понятие уникальности индивидуума и личности как таковой - ценности, не знакомые и чуждые другим цивилизациям. В статье автор рассматривает основные характеристики этой эпохи.
Ключевые слова: Ренессанс, эпоха Возрождения, ценность человеческой личности, концепция гуманизма, духовность, сокровища мировой архитектуры, расцвет высокого искусства, изменение в политической философии
Ряд кардинальных изменений в экономической, социальной и духовной жизни Западной Европы в конце XIV в. ознаменовал начало новой эпохи, получившей название Возрождения. Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri — «снова» или «заново» и nasci — «рожденный»), — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI в., в некоторых случаях — первые десятилетия XVII в. (например, в Англии и особенно в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и ее антропоцентризм (т.е. интерес в первую очередь к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы ее возрождение — так и появился этот термин.
Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства. Византийцы бежали в Европу, взяв с собой книги и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, но в Византии никогда не забывавшихся.
Термин «возрождение» встречается уже у итальянских гуманистов, например у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введен в обиход французским историком XIX в. Жюлем Мишле. В настоящее время термин «возрождение» превратился в метафору культурного расцвета.
Эпоха Ренессанса занимает особое место в истории человеческой цивилизации. Она дала человечеству целую плеяду выдающихся ученых и общественных деятелей, среди которых Николай Кузанский, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Галилео Галилей, Николай Коперник, Джордано Бруно, Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти, Пьетро Помпонацци, Жан Боден, Мишель Монтень, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Томмазо Кампанелла, Никколо Макиавелли. Вершина Ренессанса — это творчество трех великих итальянцев — Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).
Изменения в духовной жизни общества раньше всего проявились во Флоренции. Именно здесь был сформулирован призыв о возрождении античной культуры и философии. Рост итальянских городов-республик привел к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой во многом церковной культурой, и ее аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали
возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.
Социальными корнями гуманизма определялась антифеодальная, антисхоластическая и антитеологическая направленность гуманистической философии. И задачей философии оказывается уже не противопоставление в человеке божественного, природного, духовного и материального начал, а раскрытие их гармоничного единства. «Если человек есть неразрывное единство тела и души, материального и духовного начал, то и осуществление человеком своего предназначения требует не борьбы с собственной природой, а следования ей. Бог рассматривается как творческое начало, в уподоблении которому — главная задача и предназначение человека» [Черников 1998: 39]. Гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства, как возможность возвысится от «дикого» и «варварского» состояния до истинно человеческого. «Средневековье относилось к античности как к авторитету, а Возрождение — как к идеалу. Авторитет принимают всерьез; а идеалом восхищаются» [Романов, Сандулов 2002: 77].
Идеи великого флорентийца Франческо Петрарки, основоположника возрожденческого гуманизма, такие как осознание ценности словесности и социального характера подлинно человеческого бытия, были развиты и дополнены его продолжателем Колюччо Салютати. Салютати считал, что у человека земное предназначение, и его долг — сообща строить земной град. Если со времен Сократа философская антропология большое значение придавала уединенному внутреннему диалогу человека, то гуманисты пошли дальше. Петрарка отмечал, что, если мы хотим оставаться людьми, нужно общаться с людьми, помогая их душам нашими словами, и не столько «морализующим содержанием наставления, сколько возвышающей способностью человеческой речи», которая объединяет людей вопреки времени и пространству, пустыням и тысячелетиям, которая формирует и умиротворяет умы. Привычную философскую схоластику мыслители Возрождения заменили исследованием конкретных этических проблем, а также проблем политики, экономики, права, логики и эстетики. Это был и новый метод, и новая философия. Неоплатоник Марсилио Фичино (1433—1499), глава Платоновской академии, привел платонизм в согласие с христианской религией; при этом и философия, и христианская идеология сохранили свое «лицо». В Академии были чрезвычайно образованные люди, знавшие древнюю мифологию, Библию, христианство, всю мировую философию и мировую литературу. Такой разносторонний тип эрудиции навсегда остался в истории человечества в качестве парадигмы образованности вообще.
Духовная атмосфера эпохи Возрождения хорошо отражается в литературе. Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265—1321), который раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием «Комедия». Впоследствии оно будет названо «Божественной комедией».
Выразителем дум гуманистически мыслящей европейской интеллигенции эпохи Возрождения признан Эразм Роттердамский (1469—1530). Он оставил огромное литературное наследство: учебники, по которым вся образованная Европа обучалась изяществу латинской речи; трактаты о воспитании, которые говорят об Эразме как создателе новой гуманистической педагогики; диалоги, в которых он отстаивал принципы нового гуманизма. Эразм создал так называемую философию Христа, явившуюся переработкой устоявшихся положений. Эразм осуждает богословские свары, внешнюю обрядовую религиозность, пышность культа, оправдание грабительских войн и сожжения еретиков. Религиозному фанатизму Эразм противопоставил «широкое» понимание христианства, допускающее спасение всех добродетелей живущих людей.
Парадигма личностного развития человека как элемент духовности формировалась в литературе, драматургии, а также под влиянием лучших образцов архитектуры. Особенное значение в этом направлении придается симметрии, пропорции, геометрии составных частей, о чем наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы
50
ВЛАСТЬ
2 015'03
римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
В сокровищницу мировой архитектуры вошли работы Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главного архитектора позднего Возрождения, руководившего грандиозными строительными работами в папской столице (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы). Филиппо Брунеллески (1377—1446), основоположник ренес-сансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол Флорентийского собора, до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
Проблемы конкретной жизни людей, мирские ценности средневековая культура практически игнорировала. Акцент на гуманитарные дисциплины как главные для формирования человека, новое прочтение античных классиков, воспринятых исторически, формировали у человека эпохи Возрождения историческое сознание. Формируется и сознание позитивной ценности проблем, рождающихся из политической и гражданской жизни, борьба человека с превратностями судьбы изображается полной драматизма. Человек, которого прославляет Возрождение, ставится перед лицом исторического и физического мира преисполненным воли познать мир по его внутренним принципам и законам, а познав, управлять им.
через филологию и поэзию, тесно связанные между собой, через научное познание родились новые принципы духовности и гуманизма. Такой человек полон веры в самого себя и приписывает себе все свои заслуги. Идеал человека теперь — универсальность и разносторонность, которую чтут и которой поклоняются. С одаренностью и разносторонностью человека гуманисты связывали представление о его достоинстве. Особенно знаменита «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы (1463—1494), в которой доказывается, что человек — это четвертый мир и представляет собой максимальный синтез всех областей бытия, не свойственный никакому из остальных трех миров (поднебесного, небесного и подлунного). В этом произведении Пико формулирует важнейшую для всего учения Возрождения о человеке мысль: человек творит себя сам. Согласно христианскому учению, Бог создал человека по своему образу и подобию, но т.к. Бог — существо, никем не созданное, то и созданный им человек должен создать самого себя. «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе удобнее обозревать все, что есть в мире» [Пико делла Мирандола 1981: 84].
Гимн антропоцентризму создает другой гуманист — Альберти (1404—1472) в трактате «О семье». Человек — это «счастливый смертный бог», раскрывающий земные тайны: «он один сотворен для познания и восхищен красой и богатством небес, он постигает и действует с помощью разума и добродетели» [Альберти 1996: 362]. Говоря о свободной человеческой индивидуальности эпохи Ренессанса, А.Ф. Лосев подчеркивает, что выдвинувшаяся на первый план человеческая личность мыслится «физически, телесно, объемно и трехмерно»: «Человек как бы обновляется, молодеет, начинает находить счастье своей жизни в беззаботности, в красивой жизни, о бездонных глубинах и трагической напряженности которой человеку Ренессанса часто вовсе не хочется даже и думать» [Лосев 1978: 242].
Некоторые критики упрекали гуманистов Возрождения в «философском дилетантизме», проявлявшемся, по их мнению, в отсутствии «систематических построений». Но не следует забывать, что философией, как считает Э. Гарэн, может быть и другой тип философствования: открытый, проблематичный, несистематичный [Гарэн 1986: 56]. И гуманисты действительно не захотели жертвовать собственным стилем мышления ради такой философии, которая сводит к «сумме» любую проблему, заключая в заранее подготовленные рамки любые возможные варианты.
В противоположность схоластическому учению о природе ученые эпохи Возрождения на первый план выдвигают изучение природы, экспериментальный метод исследования. Именно так возникает натурфилософия. Ее, прежде всего, отличает предмет исследования — «философия природы» и подход к основным
проблемам философии. Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509—1588). Философия, по его мнению, должна освободиться от теологии, хотя сам Телезио признает акт божественного творения. Дальнейшее развитие природы не нуждается в потустороннем вмешательстве. По мнению философа, разумная душа не свободна от материи, от человеческого тела. Люди отличаются друг от друга умом из-за величины, формы головы и всего тела и еще больше — из-за духа, который распространяется во всем теле, заполняя нервную систему человека.
Натурфилософия резко повысила ценность отдельного человека как уникального существа. Но все же главная особенность ренессансной философии — ее гуманистический пафос, чувство красоты и величия природы, стихийная диалектика. Идею сближения бога с миром, творца — с творением еще более углубил Джордано Бруно (1548—1600), создав пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Центральной категорией философии Дж. Бруно является Единое, которое одновременно есть причина бытия и само бытие вещей. В Едином материя совпадает с формой, а духовное — с телесным. Единое есть Вселенная. Она существует и не может исчезнуть. Человек божественен, т.к. божественна создавшая его природа, частью которой он является. Но божественным делает человека и его порыв к знанию и высшему деянию. Дж. Бруно — один из самых сложных мыслителей Возрождения. Многие его идеи сейчас оцениваются заново.
Поворот Возрождения к человеку и его культуре был заметен в области философских воззрений на общество и политику. Вместо одностороннего религиозного подхода появились концепции, рассматривающие жизнь человека в ее естественном проявлении — экономическом, социальном и политическом. Центром социально-философских воззрений стало государство, в котором прогрессивные силы общества рассматривались как главное орудие против церковной власти. Эти проблемы, хотя и по-разному, ставятся в реалистической концепции Никколо Макиавелли и в утопических конструкциях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
В историю науки Макиавелли вошел как родоначальник политического реализма и создатель доктрины моральной целесообразности. Н. Макиавелли (1469—1527) в своих работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» наиболее последовательно выразил политическую мысль эпохи Возрождения. Предметом его анализа является мир человеческих отношений, проблемы образования, возвышение и гибель государства. Макиавелли не разделяет идею эволюции общества и природы: «...размышляя об историческом ходе событий, я прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков».
С чисто земных, практико-политических позиций рассматривает Макиавелли религию. Он считает, что, «как и все в жизни людей», религия находится во власти необходимости. Христианская религия находится в упадке потому, что вошла в противоречие с политической практикой. Политике должна подчиняться не только религия, но и мораль. Задача религии — обеспечить духовное единство народа и государства посредством воспитания в населении мужества, гражданской добродетели и любви к земной славе.
Говоря о ценности эпохи Возрождения для человеческой цивилизации, надо отметить, что новое время обозначило новые духовные предпочтения, ориентиры и акценты. Возрождение реабилитировало человека во всей его материальной телесности, интеллектуальной и волевой самостоятельности. Возросла ценность отдельного человека, сформировалось понятие уникальности индивидуума и личности как таковой — ценности, не знакомые и чуждые другим цивилизациям. христианская этика претерпела изменения в соответствии с принципами ренес-сансного гуманизма, снизился контроль церкви над жизнью общества.
Философия Возрождения занимает видное место в истории философской мысли. Рождается новое мировоззрение. Основными чертами его является натурализм, рационализм, индивидуализм. Признаком философии Возрождения является ее светская, земная направленность. Если предметом средневековой философии был Бог, то Ренессанс на первое место выдвигает природу. И наконец, философия Возрождения создала базу для философии Нового времени. Ренессанс — это своеобразный переход от средневековой философии к философии Нового времени.
52
ВлАсть
2015'03
Однако идеализировать эту эпоху все же не стоит. Не умаляя значения духовно-нравственного развития личности и индивида, следует отметить, что в разные исторические периоды выживание целых народов и стран всецело зависело от возможностей коллективной деятельности, коллективных трудовых порывов, а также объединения для защиты границ одного государства или княжества [Аралова 2014: 131].
Список литературы
Альберти Л.Б. 1996. Трактат о семье. — Опыт тысячелетия. М.: Юрист. 576 с.
Аралова Е.В. 2014. Соборность как фактор духовной культуры России. — Власть. № 7. С. 130-135.
Гарэн Э. 1986. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс. 421 с.
Лосев А.Ф. 1978. Эстетика Возрождения. М.: Изд-во МГУ. 304 с.
Пико делла Мирандолла Дж. 1981. Речь о достоинстве человека. Комментарии к канцоне о любви Дж. Бенивьени. — Эстетика Ренессанса. М.: Искусство. Т. 1. 469 с.
Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. 2002. Краткая история философской мысли. СПб.: Лань. 224 с.
Черников В.Г. 1998. Философия диалектико-материалистического гуманизма. Рыбинск. Рыбинский Дом печати. 374 с.
ARALOVA Elena Viktorovna, Cand.Sci.(PhiIos.), Associate Professor of Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy (Zemljanoj Val st., 73, Moscow, Russia, 109004; [email protected])
SPIRITUALITY AND HUMANISM IN THE PERIOD OF RENAISSANCE
Abstract. The period of Renaissance takes the particular place in the history of human civilization. This period not only presented to humanity the enormous constellation of the remarkable scientists and public figures, but also reverses the course in the spiritual life of civilization to the new conception of the humanism. During this era the value of the human person wet up, the idea of originality of the individual was formulated.
Keywords: Renaissance, value of human individuality, new conception of humanism, spirituality, treasures of world architecture, masterpieces of world art, changes in political philosophy
УДК 24-1
АБАЕВА Любовь Лубсановна — д.и.н., профессор, главный научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; [email protected])
БУДДИЙСКИЙ КАНОН В ВЕКТОРЕ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ
Аннотация. В статье автор рассматривает буддийские категории и символы, органично вошедшие в этнокультурные религиозные традиции монгольских народов. В статье анализируются уникальная потенциальная возможность буддийской теории и практики влиять на традиционные религиозные культуры этносов, а также их способность инкорпорировать локальные и региональные этнические религиозные традиции; выступать в качестве доминирующей религиозной культуры, при этом ничуть не ущемляя этнические достоинства разных народов. Феномен адаптации инновационной системы буддийской культуры,