Научная статья на тему 'Проблема творческой самореализации личности в трудах мыслителей эпохи Возрождения'

Проблема творческой самореализации личности в трудах мыслителей эпохи Возрождения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2193
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпоха Возрождения / творческая самореализация личности / гуманизм / достоинство / свобода / совершенство / the Renaissance / creative self-realization of personality / humanism / dignity / freedom / perfection

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н. Н. Зенько

Представления о смысле человеческого существования с целью поиска возможностей реализации личностного потенциала присущи всему ходу развития человечества и являются его неотъемлемой частью. Гуманистами эпохи Возрождения предпринята попытка определить источники и факторы, способствующие раскрытию природной индивидуальности и уникальности личности, что закономерно обратило внимание на проблему творческой самореализации в дальнейшем. В статье анализируются философско-педагогические идеи мыслителей Ренессанса и их вклад в развитие научных представлений о сущности творческой самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CREATIVE SELF-REALIZATION IN THE WORKS OF SCIENTISTS OF THE RENAISSANCE

Idea of the meaning of human existence with the aim of finding the possibilities of realization of personal potential inherent in the process of human development and are its integral part. Humanists of the Renaissance had a shot to identify the sources and factors contributing to disclosure of the natural individuality and uniqueness of personality that appropriately drew attention to the problem of self-realization in the future. The article analyses the philosophical and pedagogical ideas of the thinkers of the Renaissance and their contribution to the development of scientific ideas about the essence of creative self-realization.

Текст научной работы на тему «Проблема творческой самореализации личности в трудах мыслителей эпохи Возрождения»

УДК 159.923.2:37.015.311:316.612:1(091)"715"

Н. Н. Зенько

Аспирант факультета психологии и педагогики, кафедра педагогики, УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», г. Гомель, Республика Беларусь Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики УО «ГГУ им. Ф. Скорины» Ф. В. Кадол

ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Представления о смысле человеческого существования с целью поиска возможностей реализации личностного потенциала присущи всему ходу развития человечества и являются его неотъемлемой частью. Гуманистами эпохи Возрождения предпринята попытка определить источники и факторы, способствующие раскрытию природной индивидуальности и уникальности личности, что закономерно обратило внимание на проблему творческой самореализации в дальнейшем. В статье анализируются философско-педагогические идеи мыслителей Ренессанса и их вклад в развитие научных представлений о сущности творческой самореализации личности.

Ключевые слова: эпоха Возрождения, творческая самореализация личности, гуманизм, достоинство, свобода, совершенство.

Введение

Проявление творческой индивидуальности и самореализация личности рассматриваются в качестве основных социальных ценностей XXI века. Однако проблемы природного и духовного бытия человека, в котором он раскрывает природные дарования и реализует свое предназначение, волновали умы мыслителей с древнейших времен. Академик И. Ф. Харламов определял важность историко-педагогического анализа для современного развития педагогической теории и практики, указывал на необходимость всестороннего освещения «отдельных узловых проблем, ... эволюции наиболее существенных идей и концепций» изучаемого явления [1, 4]. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) относится к такому периоду в истории цивилизации, когда были сформулированы многие гуманистические положения, которые не теряют своей актуальности и в настоящее время.

Изучение научной литературы показало, что термин «самореализация» впервые употребил Ф. Г. Брэдли в труде «Этические исследования» (1876), определив его как наиболее общее выражение цели в себе и «реализацию индивидуальной самости» [2, 197]. До этого времени в исторических материалах не встречаются слова «самореализация», «самовыражение», «самопроявление» как понятия, характеризующие сущность поведения людей по осознанной реализации заложенных потенций. При этом в трудах мыслителей предшествующих эпох обращается внимание на отдельные стороны исследуемого феномена. Целью статьи является анализ ключевых идей философско-педагогической мысли в понимании сущности и содержания творческой самореализации личности в эпоху Возрождения и обоснование тенденций научного изучения данного феномена.

Результаты исследования и их обсуждение

Представление об идеале и стремление к его достижению составляют суть самореализации человека во всех сферах жизнедеятельности. Образ самореализующегося человека находит свое отражение и поступательное развитие в каждую историческую эпоху, объединяя в себе все богатство и разнообразие накопленных мыслей о человеке, его сущностных силах и способностях, возможностях и предназначении. Эпоха Возрождения занимает особое место в становлении и развитии истории человеческого общества. В отличие от религиозного Средневековья, убежденного в греховности человека, она провозгласила культ творчества и актуализировала возникновение интереса к личности творца и самому акту творчества, а не только к его результату и продукту. Взгляды мыслителей Ренессанса создали необходимые предпосылки

© Зенько Н. Н., 2017

для дальнейшего научного обоснования феномена творческой самореализации личности в психолого-педагогическом знании.

Значение эпохи Возрождения состоит не только в том, что человек в ней возвышается в своем противостоянии природным и божественным силам. Итальянское Возрождение начало движение к идеям «личности», ее «индивидуальности» и «уникальности». А. П. Сманцер указывает, что данному периоду «было присуще признание права личности не только на свободу и независимость, но и на отличие, воплощенное в человеческой индивидуальности» [3, 42]. По мнению Ф. В. Кадола, самоутверждение личности напрямую связано с развитием чести и личного достоинства учащихся. Ученый отмечает, что возникновение идей о природном равенстве граждан в эпоху Возрождения отразилось на признании их личностной значимости, в связи с чем «понятия «честь» и «достоинство личности» начали рассматриваться как важнейшие нравственные добродетели каждого человека» [4, 51]. Философско-педагогическое содержание творческой самореализации в указанную эпоху раскрывается через категории «счастья», «свободы», «ответственности», «достоинства», «добродетели» и «совершенства».

Идея самосовершенства через самовоспитание. Первым мыслителем эпохи Возрождения по традиции принято называть Данте Алигьери (1265-1321), чьи идеи впервые не укладывались в русло традиционного схоластического философствования. Он попытался по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека, подвергая критике средневековую культуру. Своими произведениями он вселял веру в силы человека, призывал к ответственности за свое благо, которое определяется не богатством и унаследованным положением, а исключительной способностью овладеть теми свойствами, которые необходимы для достижения желаемой цели. Мыслитель показал сущность людей того времени в «Божественной комедии» и утверждал, что каждый человек «имеет склонность к собственному совершенству» [5, 110]. Достигнуть «законченного развития» можно лишь воспитав в человеке определенные качества личности: послушание, честность, ласковость, стыдливость, учтивость. Самореализованный человек понимается им как счастливый и удовлетворенный жизнью.

Разум - движущая сила саморазвития. Основоположник гуманистического направления Франческо Петрарка (1304-1374) в своих трудах провозгласил человека главным объектом познания, высшей целью и центром мироздания и призывал его обратить «взор на самого себя». По утверждению мыслителя, подлинной философии нужны науки о человеке, его природе и социальном общении, помогающие узнать смысл собственного существования: «...ведь какая польза, спрашиваю я, знать природу зверей и птиц и не знать природы людей, не знать и не стремиться узнать, для чего мы существуем, откуда идем и куда направляемся» [6, 27]. Гуманист повысил интерес к человеку как к главной ценности и поднял значение наук, изучающих человека, что для того времени было чрезвычайно смелым. Движущей силой саморазвития считал интеллектуальные возможности и способности человека. По его мнению, знание должно не только сообщать сумму сведений, но и заставлять человека меняться к лучшему, взвешивать и оценивать свои поступки в стремлении стать свободным и совершенным.

Свобода как необходимое условие проявления индивидуальности личности. Актуальные мысли высказывал итальянский педагог Пьетро-Паоло Верджерио (1370-1444). По его мнению, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными способностями ребенка. Поскольку человеку в своем становлении приходится начинать с нуля и полного непонимания природы и жизни, то к нему «следует приставить наставников, чтобы с помощью их ... совершенствовались» природные задатки и возможности личности [7, 79]. Близкую по содержанию творческой самореализации личности характеристику находим в трактате философа «О благородных нравах и свободных науках». Творчески самореализующийся человек -это «свободный человек», наделенный мудростью, который «с самого детства» в «свободных занятиях ... возделывается и совершенствуется» [7, 82]. Верджерио предпринял попытку научного обоснования свободы как необходимого условия наиболее полной реализации личностью своей индивидуальности и неповторимости.

В период раннего и зрелого Средневековья место человека в мире рассматривается с точки зрения грехопадения и спасения души. Показателем самореализации становится установка на религиозное, духовно-нравственное самосовершенствование путем противодействия и борьбы с собственной природой, подготовка к будущей неземной жизни. Основное достижение философов-гуманистов XIV-XV вв. в том, что они отстаивали право человека на развитие, самореализацию и счастье в реальной земной жизни, а не в обещанной церковью загробной.

Свобода личности, ее безграничные возможности и достоинство становятся актуальными и социально значимыми вопросами. Гуманисты говорят о ценности личности, ее способности к самосовершенствованию. Об этом свидетельствуют появляющиеся труды о достоинстве и благородстве человека как возможности возвысится от «дикого» и «варварского» состояния до истинно человеческого облика, более всего проявляющегося в творческих способностях.

Труд и способности - основа творческой сущности человека. Флорентиец Джаноццо Манетти (1396-1459) в прославившем его трактате «О превосходстве и достоинстве человека» рассуждает о природе человека и его творческих силах, доказывая, что из всех живых существ только человек способен дополнить уже существующее другой реальностью, созданной им самим исключительно «благодаря замечательным способностям» и «разнообразным своим трудам» [8, 15]. Произведения Манетти проникнуты верой в природу человека и его творческие силы. Понятие «творчество», относящееся до того исключительно к божественному, мыслитель применяет к человеческой деятельности: «мир и его красоты, изначально созданные всемогущим богом . были сделаны ими (людьми) значительно более прекрасными и превосходными и отделаны с гораздо большим вкусом» [8, 26]. Именно в деянии, а не в красоте и наслаждении жизнью проявляется высшая цель бытия благородного и достойного человека.

Мысль о принципиальной незавершенности человека и его способности к свободному самотворчеству. Творческая сущность человека воплощается не только в создании культурных ценностей, но и прежде всего в его самосозидании. Подлинный гимн величию творческих способностей человека и его безграничных возможностей создает Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в «Речи о достоинстве человека». В представлении философа человек творит себя сам «по собственному желанию, согласно воле и решению»; нужно только, чтобы он сам «свободный и славный мастер сформировал себя в образе», который предпочтет [9, 216]. Концептуальное значение имеет положение мыслителя о «незавершенности» человека: Бог дал человеку свободу воли и тем самым - возможность самому творчески завершить свой образ и бытие вокруг себя. Мирандола главный вывод своей философской антропологии видит в свободе выбора, который является не столько условием и моральной оценкой всякого деяния, сколько по-новому определяет человеческую природу как деятельную и «самостановящуюся».

Идея гармонизации внутренней и внешней природы. В ретроспективном анализе представлений о творческой самореализации личности нельзя не упомянуть итальянского гуманиста Леона Батиста Альберти (1404-1472), круг интересов которого касался философии, педагогики, искусства, архитектуры, поэзии и музыки. Основное предназначение человека Альберти связывал с творчеством, которое понимал широко - от труда ремесленника до высокой научной и художественной деятельности. Центральное место его гуманистической концепции принадлежит учению о гармонии, в соответствии с которой идеальный человек - это человек, обладающий гармонией внутренней и гармонией во взаимоотношениях с другими людьми. Идея Альберти о гармоничном сочетании многообразных способностей и потребностей с возможностями их удовлетворения, составляющие основу всесторонней самореализации личности, актуальна и по сей день. Изучение трудов и идей Альберти дает возможность представить творческую самореализацию личности как свободное самоосуществление изначально данных способностей к знанию, творческому труду, нравственному совершенствованию, которые гармонизируют отношения человека с самим собой и окружающими людьми. Этот вывод Альберти формулирует следующим образом: «всякий может приблизиться к счастью с помощью добродетели, действуя разумно и соразмерно» [10, 126].

К середине XV в. гуманистическая идеология проникла во все сферы жизнедеятельности. Не исключением была и педагогическая практика, которая пыталась создать условия для самораскрытия, транслируя общесоциальные ценности: человек - это центр и самотворец мироздания, творческо-преобразующий характер деятельности, свобода самовыражения. В этот период открываются новые школы, формируются и предпринимаются попытки внедрения и реализации прогрессивных для того времени педагогических идей. Проблемы обучения и воспитания были переосмыслены, изменились требования к организации образовательного процесса, который приобретает гуманистическую направленность.

Обучение и воспитание направляют личность в раскрытии своей индивидуальности. Выдающимся представителем европейского гуманизма был голландец Эразм Роттердамский (1469-1536). Источником всякого совершенствования и одновременно целью считал воспитание «тщательное и благочестивое». Педагог одним из первых высказал идею о значении и важности

воспитания с самого раннего возраста в формировании личности и становлении тем, кем она может стать: «людьми, поверь мне, не рождаются, но становятся путем воспитания» [11, 283]. Его педагогические положения базировались на фундаментальной идее о том, что врожденные способности и сущностные силы человека могут быть реализованы только посредством образования и самого тяжелого труда, который оберегает от пороков. Он считал недопустимыми телесные наказания и грубость, подчеркивая, что «наставлять детей по свободному методу -задача труднейшая и превосходнейшая» [11, 311].

Человек выступает субъектом собственного саморазвития и самосовершенствования. Свои педагогические воззрения и идеалы выразил французский гуманист Франсуа Рабле (14941553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», показывая пути организации образования на основе свободных норм жизнедеятельности. На примере Телемского аббатства мыслитель доказывает, что человек обладает внутренним самоконтролем и поэтому в своих мыслях и проявлениях не нуждается в опеке, он способен проявлять волю и «самостоятельно управлять и вершить дела» [12, 143]. Мыслитель предложил систему обучения и воспитания, «искусно» развивающую силы «телесные» и «духовные». Результатом такого развития является готовность личности к саморазвитию и самореализации, стремление к самообразованию: «я хочу лишь тебя вдохновить на то, чтобы ты совершенствовался беспрестанно» [12, 188].

Вопросы развития и становления личности, реализации ею заложенного потенциала находились также в поле зрения просветителей Беларуси. Наиболее яркой и значимой фигурой эпохи Возрождения был Франциск Скорина (1490-1551). Мыслитель поднял глобальную для того времени проблему общественного и индивидуального блага. Он полагал, что воспитательные усилия необходимо направлять на формирование такой личности, которая бы видела свое предназначение в служении «пожитку посполитому», т.е. на пользу обществу. Только действуя в интересах общества, человек, по мнению гуманиста, обретает смысл жизни и может наиболее полно использовать все свои способности и природные дарования. «Единому каждому, - писал Ф. Скорина, - не хвалитися самому в собе божественными духовными даровании. Но яко уды разно имуще в теле деание, вси вкупе собе суть помощни, тако каждый христианин, свое имея дарование, к посполитого доброго размножению да уделяеть» [13, 132]. Гуманист не противопоставлял общественное индивидуальному, а пытался установить между ними гармонию, которая достигается путем нравственного самосовершенствования каждого. Современный исследователь этико-педагогической мысли Беларуси Х-ХУШ вв. В.С. Болбас подчеркивает, что белорусам было свойственно самовыражение индивидуальности «у рэчышчы дасягнення агульнага дабра». При этом ученый указывает на взаимосвязь и взаимообусловленность влияния общества на духовно-нравственное становление личности и наоборот: «як высокадухоуны калектыу з'яуляецца умовай паспяховага маральнага выхавання асобы, так i маральнае станауленне кожнага щдывда ёсць умова паспяховага развщця высокамаральнага калектыву i грамадства увогуле» [14, 80].

Творческая самореализация личности мыслится гуманистами как самовыражение и самопроявление в художественно-эстетическом плане, которое в своей глубинной сущности рассматривается как творческое созерцание и результат предметно-практического преобразования. Современные исследователи эпохи Возрождения отмечают, что самовыражение творческих способностей человека в художественном искусстве становится «важнее и ценнее чем религия, мораль и философия» и актуализируют для личности право «устраивать жизнь сообразно своим потребностям» [15, 105]. Отличительной особенностью ренессансного индивида становится самоутверждение не в одном каком-либо искусстве или науке, а именно в разносторонности и стремлении все сделать и все познать, возможности «творить во всех без исключения областях, которые его привлекают и которые ему доступны» [16, 53]. В философском значении творческая самореализация может быть определена как самовыражение в творческой деятельности через реализацию отношения сознания к рассматриваемому объекту - это отношения творца, как носителя творческого начала, и творимого объекта. В педагогическом отношении гуманисты поставили вопрос гармоничного развития ребенка, воспитания свободной, высоконравственной личности, способной раскрыть все свои природные задатки в творческом труде.

Выводы

Эпоха Возрождения предприняла попытку определить источники и условия, способствующие раскрытию природной индивидуальности человека, тем самым совершив гуманистический прорыв в представлении о сущности человека, свободного от религиозных догм. Этот период по праву может считаться начальным этапом в разработке научных идей творческой

самореализации личности. Философы и деятели этого периода особо подчеркивали свободу человека как ценность, с помощью которой он реализует свою индивидуальность и творит себя. Анализ научных идей видных мыслителей эпохи Возрождения, оказавших в дальнейшем влияние на развитие научно-педагогической мысли, дает основание сформулировать ключевые тенденции в понимании творческой самореализации личности: а) вера в свободу духа и творческие возможности человека; б) представление о самоценности и самодостаточности личности, ее достоинстве; в) идея о гармоничном развитии сторон личности: умственной, нравственной, физической; г) признание самостоятельной и творческой роли человека в осуществлении своего предназначения на земле.

1. Харламов, И. Ф. Теория нравственного воспитания (Ист. и современ. проблематика и основные пед. идеи) / И. Ф. Харламов. - Минск : Изд-во БГУ, 1972. - 364 с.

2. Брэдли, Ф. Г. Этические исследования / Ф. Г. Брэдли ; пер. с англ. Д. Бабушкиной. - СПб. : Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - 421 с.

3. Сманцер, А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе : учеб. пособие / А. П. Сманцер. - Минск : БГУ, 2010. - 335 с.

4. Кадол, Ф. В. Честь и личное достоинство старших школьников: теория и методика формирования / Ф. В. Кадол. - Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2002. - 282 с.

5. Алигьери, Д. Божественная Комедия / Д. Алигьери ; пер. с итал. О. Чюминой. - М. : ЭКСМО, 2007. - 760 с.

6 Петрарка, Ф. О невежестве своем собственном и многих других / Ф. Петрарка // Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (ХГУ-Х'УП вв.) / Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев. - М. : Когито-Центр, 2015. - С. 27-29.

7. Верджерио, П.-П. О благородных нравах и свободных науках / П.-П. Верджерио // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : сб. текстов : в 2 ч. / предисл. и ред. С. М. Стама. - Саратов : изд-во Саратовского ун-та, 1988. - Ч. 2. - С. 71-107.

8. Манетти, Дж. О достоинстве и превосходстве человека / Дж. Манетти // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: сб. текстов : в 2 ч. / предисл. и ред. С. М. Стама. - Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1988. - Ч. 2. - С. 8-68.

9. Мирандола, Дж. П. делла Речь о достоинстве человека / Дж. П. делла Мирандола // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция / сост. и авт. вступ. статей О. Ф. Кудрявцев. - М. : Юристъ, 1996. - С. 214-218.

10. Альберти, Л. Б. Книги о семье / Л. Б. Альберти ; пер. с итал. М. А. Юсима. - М. : Языки славянской культуры, 2008. - 416 с.

11. Роттердамский, Э. О воспитании детей / Э. Роттердамский // Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (ХГУ-Х'УП вв.) / Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцев. - М. : Когито-Центр, 2015. -С. 277-337.

12. Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Ф. Рабле ; пер. с фр. Н. Любимова ; вступ. ст. А. Дживилегова ; под ред. Н. Н. Ермолаевой. - М. : Художественная литература, 1973. - 783 с.

13. Скарына, Ф. Прадмовы i паслясло^ / Ф. Скарына. - Мшск : Навука i тэхнжа, 1969. - 237 с.

14. Болбас, В. С. Псторыка-анталапчныя прынцыпы маральнага выхавання у этыка-педагапчнай думцы Беларуа Х-ХУШ стагоддзяу / В. С. Болбас // Педагогическая наука и образование. - 2016. - № 4. -С. 75-83.

15. Основы философии : учеб. и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во Юрайт, 2016. - 510 с.

16. Семенюк, В. А. Философия Средневековья и Возрождения : учеб. пособие ; учеб. электр. изд.

1 ' " ' ~ " ^НТУ, 2008. - 83 с. - Режим доступа :

Idea of the meaning of human existence with the aim of finding the possibilities of realization of personal potential inherent in the process of human development and are its integral part. Humanists of the Renaissance had a shot to identify the sources and factors contributing to disclosure of the natural individuality and uniqueness of personality that appropriately drew attention to the problem of self-realization in the future. The article analyses the philosophical and pedagogical ideas of the thinkers of the Renaissance and their contribution to the development of scientific ideas about the essence of creative self-realization.

Keywords: the Renaissance, creative self-realization of personality, humanism, dignity, freedom, perfection.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Nadezhda Nikolaevna Zenko THE PROBLEM OF CREATIVE SELF-REALIZATION IN THE WORKS OF SCIENTISTS OF THE RENAISSANCE

Поступила в редакцию 09.06.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.